РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП. 02 БИОЛОГИЯ
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в образовательном учреждении среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odp_02._ripk_biologiya.docx | 57.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский монтажный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП. 02 БИОЛОГИЯ
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
(базовая подготовка)
г. Курск
Одобрена цикловой комиссией СЭЭТД Протокол №___ «___»_____________ 2012 г. Председатель ЦК ______________ О.В. Кузнецова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе __________________ О.Б. Грунева «___»_____________ 2012 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Биология», примерной программы учебной дисциплины «Биология», автор: Константинов В.М., доктор биологических наук, профессор, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 280000 Безопасность жизнедеятельности природообустройство и защита окружающей среды, с учетом естественно - научного профиля профессионального образования. Рекомендована Экспертным советом федерального государственного учреждения «Инновационный образовательный центр «НОВЫЙ ГОРОД».
Заключение Экспертного совета № 9 от «29» августа 2011 г.
Разработчик: Е.С. Бормотова, преподаватель ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 14 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в образовательном учреждении среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл, является профильной дисциплиной.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 221 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов;
самостоятельной работы обучающегося 74 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 221 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 147 |
в том числе: | |
- лабораторные работы | 16 |
- практические работы | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 74 |
в том числе: | |
- подготовка реферата по перечню | 12 |
- подготовка презентационного проекта | 14 |
- подготовка сообщений и докладов | 10 |
- Решение практико-ориентировочных расчетных задач | 12 |
- Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 26 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Основные понятия курса | 147 | |||
Введение. | 1 | Краткая история развития биологии. Методы исследования биологии. | 2 | 1 |
Раздел 1. | УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 22 | ||
Тема 1.1. Химическая организация клетки | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Основные положения клеточной теории. | 2 | 1 | |
2 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 2 | 1 | |
3 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры – белки. | 2 | 1 | |
4 | Органические молекулы – углеводы, жиры, липоиды. | 2 | 1 | |
5 | Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовка реферата по перечню | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 1.2. Строение и функции клеток | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Прокариотическая и эукариотическая клетка. Строение и функции органоидов. | 2 | 1 | |
2 | Деление клеток. Митоз. | 2 | 1 | |
3 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №1 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||
Подготовка реферата по перечню | 2 | |||
Подготовка презентационного проекта | 2 | |||
Подготовка сообщений и докладов. | 2 | |||
Решение практико-ориентировочных расчетных задач. | 2 | |||
Тема 1.3. Метаболизм – основа существования живых организмов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Пластический обмен. | 2 | 1 | |
2 | Энергетический обмен. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовка презентационного проекта | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Раздел 2. | ОРГНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. | 12 | ||
Тема 2.1. Размножение организмов | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Формы размножения живых организмов. | 2 | 1 | |
2 | Мейоз его особенности. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовка презентационного проекта | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 2.2. Онтогенез | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Эмбриональный период развития. Биогенетический закон. | 2 | 1 | |
2 | Постэмбриональный период развития. | 2 | 1 | |
3 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Подготовка сообщений и докладов. | 2 | |||
Решение практико-ориентировочных расчетных задач. | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Раздел 3. | ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 32 | ||
Тема 3.1 Основные понятия генетики. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Генетика. Основные понятия генетики. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка презентационного проекта | 2 | |||
Тема 3.2. Закономерности наследования признаков | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя . | 2 | 1 | |
2 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. | 2 | 1 | |
3 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана | 2 | 1 | |
4 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 2 | 1 | |
Практическая работа№1 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания». | 2 | 3 | ||
Практическая работа №2 «Решение генетических задач». | 2 | 3 | ||
Практическая работа №3 «Решение генетических задач». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Решение практико-ориентировочных расчетных задач. | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 3.3. Закономерности изменчивости | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Наследственная (генотипическая) изменчивость. Виды мутаций. | 2 | 1 | |
2 | Модификационная изменчивость, норма реакции. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка сообщений и докладов. | 2 | |||
Тема 3.4. Генетика и человек | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Особенности и методы изучения генетики человека. | 2 | 1 | |
2 | Наследственные болезни человека, меры их профилактики. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 3.5. Селекция и биотехнология | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Селекция, ее задачи. Методы селекции, их генетические основы. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | 2 | 1 | |
2 | Селекция растений. | 2 | 1 | |
3 | Селекция животных. | 2 | 1 | |
4 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |||
Подготовка реферата по перечню | 2 | |||
Подготовка презентационного проекта | 2 | |||
Подготовка сообщений и докладов. | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Раздел 4. | ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ. | 20 | ||
Тема 4.1 Развитие биологии в додарвиновский период. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Развитие эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка реферата по перечню. | 2 | |||
Тема 4.2 Вид, его критерии и структура. | Содержание учебного материала | 14 | ||
1 | Вид, его критерии и структура. | 2 | 1 | |
2 | Популяция – структурная единица вида | 2 | 1 | |
3 | Борьба за существование и ее формы. | 2 | 1 | |
4 | Естественный отбор и его формы | 2 | 1 | |
5 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа № 3 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию». | 2 | 3 | ||
Лабораторная работа № 4 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Решение практико-ориентировочных расчетных задач. | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 4.3 Микроэволюция | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 4.4 Макроэволюция
| Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Пути достижения биологического прогресса. Доказательства макроэволюции. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Раздел 5. | ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | 16 | ||
Тема 5.1 История развития жизни на Земле. | Содержание учебного материала | 10 | ||
1 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. | 2 | 1 | |
2 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Основные ароморфозы. | 2 | 1 | |
3 | Развитие жизни на земле в палеозойскую эру. | 2 | 1 | |
4 | Развитие жизни на земле в мезозойскую эру. | 2 | 1 | |
5 | Развитие жизни в кайнозойскую эру. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовка реферата по перечню. | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 5.2 Происхождение человека | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Основные этапы эволюции человека. | 2 | 1 | |
2 | Единство происхождения человеческих рас. Человеческие расы. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Решение практико-ориентировочных расчетных задач. | 2 | |||
Раздел 6. | ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 38 | ||
Тема 6.1. Биосфера, её структура и функции | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Общая характеристика биосферы, ее свойств и границ. Учение В.И. Вернадского о живом веществе биосферы. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка реферата по перечню. | 2 | |||
Тема 6.2. Основы экологии | Содержание учебного материала | 34 | ||
1 | Предмет, задачи, методы экологии. Краткий очерк истории экологии. | 2 | 1 | |
2 | Абиотические, биотические и антропогенные факторы. | 2 | 1 | |
3 | Биогеоценоз как часть биосферы. Основные отличия биогеоценоза от экосистемы. | 2 | 1 | |
4 | Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы. | 2 | 1 | |
5 | Пищевые связи в экосистеме. Типы пищевых цепей. Трофические уровни. | 2 | 1 | |
6 | Пирамиды чисел. Правило экологической пирамиды. | 2 | 1 | |
7 | Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. | 2 | 1 | |
8 | Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. | 2 | 1 | |
9 | Типы связей в биогеоценозе (хищник-жертва, паразит-хозяин). | 2 | 1 | |
10 | Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. | 2 | 1 | |
11 | Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. | 2 | 1 | |
12 | Искусственные биогеоценозы – агроэкосистемы. Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. | 2 | 1 | |
Практическая работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе». | 2 | 3 | ||
Практическая работа № 5 « Решение экологических задач» | 2 | 3 | ||
Лабораторная работа № 6 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности». | 2 | 3 | ||
Лабораторная работа № 7 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)». | 2 | 3 | ||
Лабораторная работа № 8 «Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |||
Подготовка презентационного проекта | 2 | |||
Решение практико-ориентировочных расчетных задач. | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Тема 6.3 Биосфера и человек. Ноосфера. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеценозы. Ноосфера. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Подготовка презентационного проекта | 2 | |||
Раздел 7. | БИОНИКА | 4 | ||
Тема 7.1. Бионика | Содержание учебного материала | |||
1 | Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники | 2 | 1 | |
2 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||
Подготовка сообщений и докладов. | 2 | |||
Работа с основными и дополнительными источниками информации. | 2 | |||
Итоговый урок - Дифференцированный зачет. | 1 | 3 | ||
Всего | 221 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методическая документация по дисциплине;
- натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл.-М., 2001.
- Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология.1 0 кл. Учебник. - М., 2002.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002.
- Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2005.
Дополнительные источники:
- Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. -М.,2006.
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2000.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006.
- Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. – М.,2004
- Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы»
- Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах 1 и 2 часть. – Ярославль Академия развития.
- Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».
Интернет-ресурсы:
http://www.altai.fio.ru/projects/Group4/potok13/site/index.html
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
http://www.sci.aha.ru/bi+odiv/index.htm
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
| Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. Оценка выполнения письменных и устных упражнений. Оценка содержания реферативных сообщений. оценка составления мини-лекции с презентацией для выступления в группе |
| Выполнение и защита практических работ. . |
| Выполнение и защита практических работ. |
| Выполнение и защита практических и лабораторных работ. |
| Самооценка и взаимооценка высказываний обучающихся при проведении беседы, при индивидуальном и групповом опросе. Самооценка и взаимооценка выполнения письменных заданий, тестов, самостоятельных работ.. |
| Выполнение и защита практических работ. |
| Оценка умения пользоваться различными источниками по биологии при подготовке реферативных сообщений |
Знать: | |
| Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. |
| Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. Оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме. |
| Оценка выполнения письменных и устных упражнений, практических работ. Оценка индивидуального и фронтального опроса в устной форме. Оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме. |
| Выполнение самостоятельной работы, публичные выступления с реферативными сообщениями. |
| Оценка выполнения практических работ. Оценка результатов дифференцированного зачёта. |
Разработчик:
Е.С. Бормотова, преподаватель ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум»
Эксперты:
ОБОУ СПО «Курский монтажный техникум»_________ методист М.Г. Денисова
_________________ _______ ______________________ _________________________
(место работы) подпись (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ставропольский техникум сервиса, экономики и управления РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология (по специальностям СПО 030912)
Ставропольский техникум сервиса, экономики и управленияРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБиология (по специальностям СПО 030912) Рабочая программа учебной дисциплины разработана на...
Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
Рабочая программма предназначена для специальностей естественно-научного профиля...
Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
Рабочая программма предназначена для специальностей естественно-научного профиля...
Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....