Классный час "Права и обязанности ребенка"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Права и обязанности ребенка»
Цель:
- закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
- научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
- формировать уважительное отношение друг к другу.
Ход классного часа:
Право – это все то, что истинно и справедливо (Виктор Гюго).
Здравствуйте, ребята!
Чтец 1:
День осенний в ноябре -
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?
Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу -
Пусть сияет ярче солнце!
Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете
Нынче дарят праздник детям!
Чтец 2:
Много праздников на свете,
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!
Классный руководитель.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт сейчас о вас.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка.
Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже думают о них дети. Но в нашем беспокойном мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита. Разговор мы построим в форме устного журнала. Он будет состоять из нескольких страничек:
* информационная,
* дискуссионная,
* игровая
На первой информационной странице ребята нам расскажут об организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.
На дискуссионной странице мы будем разбирать с Вами различные ситуации.
На игровой странице мы поиграем.
Начнем с первой страницы.
Информационная страничка
1-й учащийся
В 1945 году закончилась Вторая мировая война - самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества. Развязала эту войну фашистская Германия во главе с Гитлером, который хотел поработить народы других стран и
установить мировое господство. Война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила множество городов, сел и деревень...
Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций - ООН.
2-й учащийся
В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором пообещали друг другу и своим народам
гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную
неприкосновенность, возможность верить или не верить в бога и многое другое.
Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и
женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих - независимо от
национальности и цвета кожи.
3-й учащийся
Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом
внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
Классный руководитель.
А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Ребята, о каких же правах идет речь в конвенции? Давайте посмотрим мультфильм о правах ребёнка. http://videoscope.cc/48446-prava-detej-v-multikah.html
Классный руководитель.
Какие основные права ребенка вы увидели в мультфильме? (Ответы учащихся.)
4-й учащийся
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
5-й учащийся
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
6-й учащийся
Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
7-й учащийся
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.
8-й учащийся
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
9-й учащийся
Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь «учиться
На родимом языке».
10-й учащийся
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в пятый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
11-й учащийся
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным - все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
Дискуссионная страничка
Классный руководитель. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Ситуация 2
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Ситуация 3
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, свои обязанности и что они обязаны уважать права других людей.
Классный руководитель. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю:
Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Какие обязанности существуют у учеников и в каком документе они прописаны?
Проведен тест «Соблюдаю ли я устав школы» (ДА+, НЕТ-)
1. Пропускаете без уважительной причины занятия в школе?
2. Хожу всегда аккуратным?
3. Приношу в школу опасных предметов, которые могут принести вред ребятам?
4. Берегу школьное имущество?
5. Беру чужие вещи без разрешения владельца?
6. Дерусь с ребятами на перемене.
7.Уважительно отношусь к работникам школы (поварам, учителям, администрации, тех. персоналу…)
8. Приношу форму на занятия физкультурой?
В написании теста принимали участие 23 участника. Получились следующие результаты:
Чтобы вы помнили свои права и обязанности в школе, я хочу вам подарить буклет «Права и обязанности в школе».
Нужно пользоваться правами не принося вред другим людям. Иначе это будет расцениваться как нарушение прав и наказываться по закону РФ.
Игровая страничка.
Игра «Разрешается – запрещается»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это … разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это … запрещается.
С мамой дети жить должны,
Ей цветы всегда дарить –
Это … разрешается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Вместе дружно в мире жить.
С разными детьми дружить –
Это … разрешается.
Бегать, прыгать и учиться,
Если заболел – лечиться.
Это … разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго … запрещается.
Закончите предложение:
1. Ребенок - лицо, ( не достигшее 18 лет)
2. Законные представители ребенка … ( родители или опекуны)
3. Все дети имеют… ( равные права)
4. Каждый ребенок имеет право… ( на жизнь, личную свободу)
5. Каждый ребенок имеет право… ( на индивидуальность, на охрану здоровья)
6. Каждый ребенок обязан… ( соблюдать законодательство РК)
Вот и перевернули мы последнюю страничку устного журнала.
Давайте подведем итоги.
Заключение.
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".
- В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете. - На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье. - В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже. - Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться. - Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав. - Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено. - О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других. - Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности. Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан?»
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.Задачи:воспитание чувства гордости за свою страну;развитие интереса к истории России;расширение кругозора....
Классный час "Уже не ребенок, но еще и не взрослый"
Классный час " Уже не ребенок, но еще и не взрослый"...
Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"
Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"...
Классный час для старшеклассников. "Труд: право или обязанность".
Классный час "Труд: право или обязанность" поможет объяснить ребятам права и обязанности на работе, а также познакомит с Конституцией РФ от 12 декабря 1992 г.,Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-...
Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.
Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...
Классный час для СПО на тему "Права и обязанности студентов"
Классный час на тему "Студент=человек. Его права и обязанности"...
Классный час _Гражданином быть обязан_
Классный час...