Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в колледже
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_studentov.doc | 672.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Л.А. Малькова
Москва
2014
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
студентов в колледже
________________________________________________________
Автор: Малькова Людмила Алексеевна, методист.
Проблема организации самостоятельной работы студентов является актуальной и сложной, ее практическое решение требует значительных усилий как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. Основная задача, которую должен решать преподаватель, - это создание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, которое способствовало бы развитию их творческого мышления, познавательной активности и самостоятельности.
Данная работа раскрывает некоторые аспекты подхода к организации самостоятельной работы студентов, ее виды и формы, а также подходы к оцениванию самостоятельной работы.
Представленные материалы могут быть использованы преподавателями как при подготовке и проведении самостоятельной работы на учебных занятиях, так и во внеаудиторной работе.
ГАПОУ СПО
2014-11-19
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.
Содержание самостоятельной работы студентов должно быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному курсу, на усвоение междисциплинарных связей.
При организации самостоятельной работы по конкретной дисциплине необходимо обеспечить полную информированность студентов о ее целях и задачах, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
О мотивации самостоятельной работы студентов
- Полезность выполняемой работы.
- Активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
- Участие студентов в творческой деятельности.
- Введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры.
- Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
- Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
- Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
- Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
- Личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность.
- Цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.
При изучении каждой дисциплины организация самостоятельная работа студентов (СРС) должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
- 1. Внеаудиторная самостоятельная работа;
- 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
- 3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны:
- - подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;
- - выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;
- - выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
- - выполнение курсовых проектов и работ;
- - подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Изучение литературы также можно подразделить на отдельные виды самостоятельной работы:
- изучение базовой литературы - учебников и монографий;
- изучение дополнительной литературы - периодические издания, специализированные книги, практикумы;
- конспектирование изученных источников.
- Следует отметить, что без конспектирования полноценное изучение литературы не возможно.
- При всем проблемном разнообразии каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов, например, дать определение, написать формулу, изобразить график, составить схему, привести численные значения каких-либо показателей, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.
- Содержание работ при классификации должно соответствовать основной дидактической цели.
- 1.Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно
приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
- 2.Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
- 3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
- 4.Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
- Отдельно следует выделить подготовку к экзаменам и зачетам, как особый вид самостоятельной работы. Основное его отличие от других видов изучения литературы в том, что студенты готовятся к экзамену по имеющейся программе и ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы. Т.е. источники не изучаются сплошным методом, а выборочно по оглавлению и ключевым терминам (которые можно найти в конце большинства учебников).
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
На практических занятиях по естественнонаучным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:
- 1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
- 2. Беглый опрос.
- 3. Решение 1-2 типовых задач у доски.
- 4. Самостоятельное решение задач.
- 5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:
- 1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
- 2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:
- 1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).
- 2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с оценкой).
- 3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).
- 4. Проверить и выставить оценку за отчет.
- Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Работа в группах
Некоторые виды самостоятельной работы студентов
- Основы философии и другие дисциплины.
Составление интеллект-карт, или ментальных карт, или схем «Блокстер» (автор Тони Бьюзен) – облегчение запоминания и понимания новых понятий и терминов, выработка коллективного решения, оформление учебного материала.
2уровень 2 уровень
Центральное понятие пишется в центре листа и рядом рисуется его образ (символизирующий основную идею).
От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею (от 6 до 8 слов).
От веток первого уровня отходят ветки второго уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня. И так уровни добавляются минимум до трех, максимум – до седьмого.
По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
- Этико-эстетические дисциплины. (Практически все учебные дисциплины при составлении системного описания какого-либо понятия, образа, явления).
Имиджевый коллаж – работа по созданию и описанию образа одного из известных имиджей.
Алгоритм: Студентам нужно:
- Вместе составить список известных им имиджей, например, бизнесмен, бизнес-леди, чиновник, ботаник, синий чулок, модель, гопник, женщина-вамп и т.д.
- Выбрать из списка один, наиболее понятный для себя, имидж;
- Используя вырезки из журналов, буклетов, составить коллаж, создающий общее визуальное представление об этом имидже;
- Создать вербальный портрет выбранного имиджа по следующему плану:
- внешность, включая манеру одеваться, прическу, макияж и пр.,
- психологический портрет (темперамент, характер, модальность),
- механика тела (осанка, походка, жестикуляция и т.п.),
- вербальный образ (голос, речь, манера говорить),
- социальный портрет (среда, социальное окружение, роль),
- вывод в форме синквейна – методический прием обобщения учебного материала путем создания грамматической структуры, состоящей из пяти слов.
Выполняется индивидуально или малой группой.
- Литература (все учебные дисциплины).
Создание поэтического альбома (портфолио) «Серебряный век».
Алгоритм действий:
- Прочитать в учебном пособии раздел, посвященный поэзии Серебряного века, сборники стихов поэтов данной эпохи. В качестве дополнительного источника информации можно использовать отдельные издания, посвященные жизни и творчеству поэтов Серебряного века, научно-популярные фильмы, аудиозаписи.
- Дать характеристику литературного течения, изложить основные принципы, факторы, оказавшие влияние на его формирование, рассказать о характерных художественных приемах,
- Рассказать о поэтах, представляющих данное литературное направление.
- Выбрать несколько стихотворений разных авторов: наиболее понравившиеся, оказавшиеся близкими, понятными, интересными или, наоборот, вызвавшие несогласие, возмущение, негодование.
- Свои впечатления, ассоциации, возникающие при прочтении стихотворения, выразить при помощи цвета, шрифта, рисунка, коллажа и т.п.
Варианты подобного вида заданий – буклеты, памятки и пр.
- Биология (анатомия) и все ОД.
Создание информационно-просветительских плакатов, моделирование (например, структуры белка), изготовление биологических моделей из различных материалов.
- Английский язык (русский язык, русский язык и культура речи).
Визуализация, как наиболее эффективный способ запоминания – составление кроссвордов и чайнвордов из слов, относящихся к данной теме.
Разбиение (написание на карточках слов по теме) лексических единиц на семантические поля в зависимости от контекста (систематизация пройденного материала).
Задания с таблицами и схемами разных групп сложности (заполнить обобщающие таблицы, самим составить таблицы и др.).
Литература.
- О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ИН/16-13
- Планирование и организация самостоятельной работы студентов ГОУ СПО. Методические рекомендации. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
- Методические рекомендации по организации инновационной деятельности. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2009
- Повышение методической грамотности инженерно-педагогических работников. Методические рекомендации. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
- Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа на занятиях по иностранным языкам. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
- А.Ю.Горчев. Контроль в обучении учащихся и студентов системы профобразования: этапы педагогического поиска. Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. М.: 2008
- М.А.Пинская. Оценивание для обучения. Практическое руководство. Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ». Серия «Управление школой». Выпуск 28. М.: 2009
- Приложение к журналу СПО № 8 за 2011 г.
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
студентов в колледже
____________________________________________________________
Малькова Л.А. – методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
Сдано в печать 19.11.2014.
Формат бумаги 60х90/16
Тираж 15 экз.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
Адрес: Москва, ул. Верхние поля, 27
Тел. 8 (495) 359-65-29
E-mail: mokvt@edu.mos.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Статья "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов"
Данные рекомендации помогут преподавателям найти формы и методы работы с детьми для их творческой самостоятельной работы на занятиях....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов колледжа по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальность 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 ОБЖ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности 49.02.02 Адаптивная физиче...