Россия и Европа: связь культуры и экономики (часть 1)
книга по теме

Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IV международной научно-практической конференции (29 октября 2012 года). - В 2-х частях. - Ч.1./Отв. редактор Наумов А.В. - Прага, Чешская Республика: Издательство WORLD PRESS s r. o., 2012-445 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Профориентационная работа50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа  как один из важных элементов  в подготовке конкурентоспособного  специалиста  в системе среднего профессионального образования (на примере Старорусского политехнического колледжа (филиала) Новгородского  государственного  университета  имени Ярослава Мудрого).

Васильева Е.Н., зав. учебной частью,

Карпова С.Е., методист.

Старорусский политехнический колледж  (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»

В условиях формирования  рыночной экономики  и в связи с  изменениями, произошедшими в нашей стране   за последние десятилетия,   требуются    новые подходы в организации  маркетинговой деятельности учреждений СПО,  направленные на реализацию федеральных  государственных образовательных стандартов. Важным становится потенциал и способность обучаться, а не знания человека, которые устаревают  со временем и не успевают за развитием науки и техники. Именно на потенциал  современных студентов делают ставку большинство работодателей. Важным и актуальным становится компетентностный подход к оценке молодых специалистов. Именно компетентностный подход позволяет и дает широкие возможности для подготовки специалистов в рамках реализации  федеральных  государственных образовательных стандартов. Компетентностный подход позволяет определить  потенциал человека, наиболее выраженные компетенции и сферу их  эффективного применения, так как выпускников средних профессиональных образовательных учреждений трудно оценить по профессиональному опыту работы, то реальная их ценность - это потенциал (личностное самоопределение,  академические и профессиональные способности).

В настоящее время актуальна проблема профориентации. Согласно определению,  профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (от лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии [1].

Профессиональная ориентация в  Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ  направлена на:

  • профессиональное просвещение — это обеспечение молодежи города, района, а также соседних районов (Парфинского, Волотовского, Холмского, Поддорского, Демянского) информацией о специальностях и рабочих профессиях, реализуемых в колледже;
  • профессиональное консультирование по вопросам выбора  специальности и рабочей профессии, трудоустройства, перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.
  • профессиональное развитие личности  (курсы дополнительной подготовки).

 Многообразие выбора профессий и специальностей, широкие  возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни побуждают людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры. Поэтому несомненна важность   профориентационной работы образовательных учреждений разных уровней образования, как высшего профессионального образования, так и среднего профессионального образования.    

Учитывая, что в любом регионе функционируют  средние профессиональные образовательные учреждения, оказывающие одинаковые услуги, то возникает  конкуренция. В этой ситуации победить в конкурентной борьбе и занять достойное место на данном, конкретном рынке могут только те образовательные учреждения, которые активно используют инструменты маркетинга, постоянно изучают спрос,  предлагают  платные образовательные услуги, осуществляют гибкую коммуникативную политику.

Маркетинг в образовательной сфере необходимо рассматривать как одну из функций управления или как методику исследования рынка образовательных услуг. Так как маркетинг явление системное, он интегрирует все функции и виды деятельности образовательного учреждения, именно маркетинг связывает учреждения среднего профессионального образования с теми группами потребителей, которые непосредственно влияют на образовательные услуги. [2]

 Реализуя элементы маркетинга в образовательном учреждении  необходимо не только привлекать новых потребителей (платных студентов, слушателей курсов и т.д.), но и адаптировать свои усилия к действиям конкурентов. А это требует разработки эффективных стратегий маркетинга.

Маркетинговая   деятельность  в сфере СПО осуществляется через такие формы работы, как: анкетирование учащихся школ города и района о выборе будущей профессии,  выставки, информационные лекции с учащимися, размещение информации в СМИ, PR–кампания, информационном сайте образовательного  учреждения публикации рекламных материалов, выездные  рекламные кампании с целью информации населения, разъяснительная работа с администрациями школ,  информирование о тенденциях на рынке труда, проведение встреч – консультаций на базе  образовательных учреждений, участие в Ярмарках учебных и рабочих мест, встречи  с потенциальными  работодателями и т.д.

Система профориентационной работы в СПК (ф) НовГУ носит комплексный характер:

  • профориентационная работа начинается с момента обучения человека в школе;
  • работа приемной комиссии в СПК (ф) НовГУ по профориентации абитуриентов;
  • работа с вузами и  дальнейшее  обучение студентов по ускоренным программам;
  • работа с работодателями, со службой занятости населения и помощь в трудоустройстве выпускников.

Такая система позволяет проводить профориентационный мониторинг и получать образовательные услуги, начиная с момента выбора профессии и заканчивая этапом трудоустройства или дальнейшего обучения.  Естественно, что профориентация, даже при ее наличии в школе или вузе, будет востребована не всеми учащимися в силу ряда причин. Кто-то действительно может в ней не нуждаться, кто-то может не знать, бояться, не доверять и т.п. Поэтому при внедрении таких систем важно проводить ряд информационных и рекламных мероприятий, повышающих интерес к ней в среде школьников и студентов, снижающих страх неопределенности и повышающий доверие к услуге.

Совокупность условий и усилий, способность персонала удовлетворять потребности заказчика и осуществлять контроль над  результатами работы рассматривается как основа требований к качеству услуг.

В лице потребителя (заказчика) образовательных услуг выступает, с одной стороны, государство, с другой стороны, индивидуальные потребители, частные лица и организации.

Потенциальному потребителю сложно разобраться и оценить содержание услуг до их получения. В этом плане они вынуждены полагаться на доверие и авторитет, имидж и бренд образовательного учреждения, предлагающего к продаже свои образовательные услуги.

Образовательные услуги должны трактоваться не только как  комплекс образовательных программ, методическое обеспечение, но и физическое окружение, техническое оборудование аудиторий и так  далее, т.е. образовательное учреждение  в целом.

Сам процесс оказания образовательной услуги включает помимо комплекса образовательных программ, курсов еще целый набор запланированных или незапланированных предложений, воздействие которых может оказать решающее влияние на ожидаемый результат. Образовательные услуги формируются, разрабатываются и корректируются под запросы целевых потребителей.

Таким образом, образовательные услуги неотделимы ни от исполнителя, ни от потребителя. Именно это позволяет говорить об исключительной роли преподавателей, сотрудников  в предоставлении  услуг, их качества. Репутация  и имидж образовательного учреждения,  высокий уровень преподавания, трудоустройство студентов,  востребованность специалистов на региональном рынке труда,  лояльность потребителей (студентов),  становятся конкурентными аргументами и базовыми рекламными преимуществами рыночной позиции образовательного учреждения.

Профессиональной ориентации  сегодня отводится новая роль – это необходимость создания условий для поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим приобретает  новый  статус среднее профессиональное образование,  где профессиональная ориентация является наиболее важным компонентом.

В рамках  профориентационной работы  в 2010 – 2011 учебном году проводилось анкетирования   среди учащихся школ города и района (145 человек). В ходе анкетирования было выявлено, что популярностью  среди опрошенных пользуются такие специальности, как: юрист, программист, экономист. Согласно проводимому исследованию, 51 % опрошенных считают выбранную им профессию престижной и хорошо оплачиваемой, 17 % считают, что выбранную профессию легко приобрести и в дальнейшем можно будет без труда найти работу;  8 % считают выбранную профессию интересной, 9 % считают, что профессия соответствует желанию родителей, 10 % считают, что можно будет учиться с друзьями, 5 %  убеждены в том, что  профессия имеет хорошие условия труда. В результате исследования было выявлено, что учащиеся оказываются  слабо  информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным  случайным, проектирование будущей профессии происходит под влиянием:  родителей-  57 %,  друзей и знакомых - 15%,  учителей -  5 %, средств массовой информации – 9 %, выпускников колледжа -  7 %, другие факторы – 7 %.  Всю информацию о специальностях, реализуемых в СПК (ф) НовГУ получают: из  публикации в газете - 54 %, из материалов стендовых газет в школах – 16 %, из  рекламных буклетов – 20 %,  из других источников – 10 %.  Многие опрошенные не связывают получение будущей профессии с работой в родном городе, так как считают, что перспективы развития нашего города неблагоприятны.

Профориентационная работа в  колледже направлена на сохранение студенческого контингента,  на  подготовку  учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности, и запросы рынка.

Профориентация является важным компонентом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Список источников:

1.   Википедия. [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/.  (дата обращения: 16.04.2012).

2. Парамонова Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие/Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов, Е.Н. Шереметьева, Г.В. Погодина. – М.: КНОРУС, 2009. – 416 с.

 

Professional orientation work as one of the most  important factors in preparing  the competitive specialist in the system of secondary professional education (on an example of polytechnical college of town Staraja Russa  (branch) of the Novgorod state university  named after Yaroslav the Wise).

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»

Novgorod state university  named after Yaroslav the Wise

работодатель – employer

компетентностный подход - competence approach

потенциал человека - human potential

профессиональная ориентация – professional orientation (vocational guidance)

маркетинг – marketing

 PR–кампания - PR-campaign (PR company)

Профориентационный мониторинг - professional orientation monitoring

Образовательные услуги - educational services


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд «Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.»

Кроссворд является эффективным средством и формой для подготовки к экзаменам, для организации самостоятельной работы обучающихся. Данный кроссворд предназначен для студентов 2 курса колледжа, что соот...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Россия и Европа: связь культуры и экономики (часть 1)

Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IV международной научно-практической конференции (29 октября 2012 года). - В 2-х частях. - Ч.1./Отв. редактор Наумов А.В. - Прага, Чешская Респуб...

Россия и Европа: связь культуры и экономики (часть 1) 15 марта 2013 год

Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы V международной научно-практической конференции (15 марта 2013 года). - В 2-х частях. - Ч.1./Отв. редактор Уварина Н. В. - Прага, Чешская Республ...

Россия и Европа: связь культуры и экономики (часть 1) 15 марта 2013 год

Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы V международной научно-практической конференции (15 марта 2013 года). - В 2-х частях. - Ч.1./Отв. редактор Уварина Н. В. - Прага, Чешская Республ...

Материалы XXVII международной научно-практической конференции "Россия и Европа: связь культуры и экономики" (Прага, Чешская республика 26 июня 2020 года)

Содержание сборника составляют научные статьи ученых России и других стран. В статьях излагается теория, методология и практика научных исследований в области педагогики, психологии, философии, культу...