ПАМЯТКА ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка на тему
ПАМЯТКА
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ekzamenu_po_russkomu_yazyku_1.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 1 и 2. Знание основ орфоэпии.
Поставить ударение. Для этого произнесите (позовите ) каждое слово. В трудных случаях используйте орфоэпический словарь (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Задание 2. Знание основ фонетики.
Определить, твердый согласный или мягкий. Произнесите слово и понаблюдайте за его произношением.
Задание 4. Словообразование.
Определить, есть ли окончание у слова.
Помните, что окончания нет у деепричастия, наречия и неопределенной формы глагола. (играя, пешком, бежать)
Окончание может быть нулевым, но при изменении формы слова оно появится (станет материально выраженным). Сад – сады, о садах.
Задание 5. Безударная гласная в корне слова.
Надо помнить, что не все слова проверяются ударением. Не проверяются ударением словарные слова, слова иноязычного происхождения и слова с чередующимися корнями.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы ударная стала безударной ( лесной – лес).
Запомните слова с чередованием корней! (Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Задание 6. Слитное и раздельное написание НЕ со словами.
Запомните, что НЕ пишется раздельно: с деепричастиями ( не читая, не написав), глаголами (не пришел), если есть зависимое слово при причастии с НЕ ( …..
НЕ пишется слитно: если слово без НЕ не употребляется (ненастный) если это слово можно заменить синонимом без НЕ (невеселый = грустный).
Задание 7. Правописание приставок (одна и та же буква).
Приставки ПРЕ, ПРИ :
ПРИ – в значении присоединения, приближения, близости, неполноты действия (пришить, приехать, пришкольный, приоткрытый).
ПРЕ- в значении ОЧЕНЬ, близка по значению к приставке ПЕРЕ-
Приставки на З или С
З – перед звонкими согласными (безбрежный, возгордиться)
С – перед глухими согласными (беспокойный, восходить)
Ы и И после приставок
Ы – после приставки на согласную, если однокоренное слово без приставки начиналось на И. (имя – безымянный, игра – розыгрыш).
И – после приставок СВЕРХ, МЕЖ (сверхинтересный, межинститутский).
Ъ после приставок
- После приставок на согласную перед Е,Ё, Ю, Я. (разъезд, объем, разъяснить, предъюбилейный)
- В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, перед теми же согласными (двухъярусный, трехъярусный).
- В иноязычных словах после АД-, ДИЗ-, ИН-, ИНТЕР-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС - . перед теми же согласными (адъютант, инъекция, объект ).
Задание 8, 9. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Окончание глагола проверяем по спряжению. Для определения спряжения поставим глагол в начальную форму, а дальше пользуемся правилом. Когда определим спряжение, помним, что в 1 спр. личные окончания – Е, УТ, ЮТ. Во 2 спряжении – И, АТ, ЯТ.
Задание 10. Н и НН в разных частях речи.
- В прилагательных с суффиксами АН, ЯН, ИН, пишем одну Н. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.
- В кратких причастиях – одна Н (засеяно, отражено).
- В кратких прилагательных, если в полном была одна Н.
- В прилагательных с суффиксами ЕНН, ОНН (утренний, лекционный, искусственный).
- В причастиях сов. вида с приставками (кроме НЕ) и/ или с зависимым словом – пишем НН (разношенный, крашенные масляной краской).
Задание 11. Слитное и раздельное написание слов
Задание 12. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Повторение орфографии и пунктуации.
Задание 13. Виды подчинительной связи в словосочетании
Помните, что существует три вида подчинительной связи в словосочетании. Это согласование, примыкание и управление.
Согласование- слова согласуются в роде, числе и падеже (Схема: чаще всего прилаг. + сущ., но вместо прилаг. может быть причастие и др. ) – ясный день, играющий мальчик, свой человек.
Управление – главное слово управляет падежом зависимого слово. Можно поставить падежный вопрос от одного слова к другому. .Схема: глагол + сущ или мест в косв. падеже. (читаешь книгу, ходишь по улице, гладишь котенка).
Примыкание – главное слово примыкает к зависимому по смыслу.Можно задать смысловой вопрос. Схема: глагол+ наречие, деепричастие, инфинитив. (решил сгоряча, написал не подумав, осмелился возразить).
Задание 14. Определить вид односоставного предложения.
Односоставное предложение – это когда в предложении есть только один главный член, который является либо подлежащим, либо сказуемым.
2 блока односоставных предложений – с главным членом подлежащим и с главным членом – сказуемым.
С главным членом подлежащим – назывные предложения. Подлежащее – это существительное в И. п.(Тихое и солнечное утро).
С главным членом сказуемым: 1) определенно – личные, 2) неопределенно – личные, 3) обобщенно – личные, 4) безличные.
Определенно – личные – главный член – сказуемое, выражен глаголом 1 или 2 лица ед или мн. числа (можно подставить местоимение я, мы, ты, вы). (Не забуду твоей торжественной красы).
Неопределенно – личные – главный член – сказуемое, выражен глаголом 3 лица мн. ч.(можно подставить местоимение они) Действующее лицо неизвестно. (В дверь позвонили. За окном поют).
Обобщенно – личные – главный член – сказуемое, выражен глаголом 2 лица ед. и мн. числа.(можно подставить местоимения ты, вы). Чаще всего это пословицы, поговорки. (Решетом воды не наносишь).
Безличные предложения – в них нет и не может быть действующего лица. Главный член выражен безличным глаголом, словом категории состояния и др. Чаще всего обозначает состояние природы, погоды, физическое или моральное состояние человека. (Смеркается. Мне нездоровится. В саду тихо. Мне грустно и смешно.)
Задание15, 16, 17, 20. Расстановка запятых.
Помни, что запятая ставится: при вводных словах, обращениях, сравнительных оборотах (есть исключения), уточняющих членах, однородных членах, деепричастиях и деепричастных оборотах , причастных оборотах, в сложных предложениях – ССП, СПП, БСП (разделяют простые в составе сложного).
Задание 18. Постановка двоеточия в БСП.
Между двумя простыми в составе БСП при постановке двоеточия различают разные смысловые отношения :
- [ ]: [причина ]. Значение причины, можно вставить вместо двоеточия союз ПОТОМУ ЧТО (Вдруг потемнело: набежала на солнце туча).
- [ ] : [пояснение ]. Значение пояснения, можно вставить вместо двоеточия союз А ИМЕННО (Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы).
- [ ] : [ дополнение ] Значение дополнения, можно вставить вместо двоеточия союз ЧТО (Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.)
Задание 19. Постановка тире в БСП.
Между двумя простыми в составе БСП при постановке двоеточия различают разные смысловые отношения :
- [ ] - [ ]. Противопоставление, можно вставить вместо тире союз А (Лето припасает – зима подъедает).
- [ время ] - [ ]. Обозначает время, можно вставить в начале союз КОГДА (Кончил дело – гуляй смело).
- [ условие ] - [ ]. Обозначает условие, можно вставить ЕСЛИ в начале предложения (Посеешь ветер – пожнешь бурю).
- [ ] - [ вывод, следствие ]. Содержит вывод, следствие. Можно вставить вместо тире союз ТАК ЧТО. (Дети стали большими – им надо серьезно учиться)
- [ ] - [ ]. Быстрая смена событий. (Раздался выстрел – зверь упал).
- [ ] - [ сравнение ]. Содержит сравнение. Вместо тире можно вставить союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО. (Посмотрит – рублем подарит).
Задание 21, 22. Замена придаточной части СПП причастным оборотом.
Найдите в данных СПП главное предложении и придаточное. Попробуйте мысленно убрать это придаточное предложение и заменить его на причастный оборот, где причастие будет образовано от того глагола, который вы убрали вместе с придаточным. Например:
Королевскую розу, которая распространена в Великобритании, называют цветком любви.
Главное предложение здесь – «Королевскую розу называют цветком любви».
Придаточное предложение (зависимое) – «Которая распространена в Великобритании».
Убираем из текста придаточное предложение, заменив его на причастный оборот. Причастие должно быть образовано от глагола из того предложения, которое мы убираем. Это глагол «распространена». Причастие будет таким – какая? Распространенная.
Получаем ответ:
Королевскую розу, распространенную в Великобритании, называют цветком любви. (можно заменить причастным оборотом).
Задание 23, 24 . Употребление паронимов
Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (ароматный – ароматический, драматический – драматичный, домовой - домовитый).
Надо постараться выявить оттенки значений паронимов, читая предложения и вдумываясь в их смысл. Потом попытаться найти правильное (или ошибочное) предложение.
Задание 25. Культура речи. Грамматические ошибки.
Определение грамматических ошибок в предложении.
Задание 26. Культура речи. Грамматические ошибки
Найти ошибку в образовании формы слова.
Задание 27. Культура речи. Построение предложения
Найти грамматически правильное продолжение предложения.
Задание 28. Пунктуация. Ошибки в расстановке знаков препинания.
Найти предложение с пунктуационной ошибкой (такое, где не поставлена или неверно поставлена запятая).
Задание 29. Связная речь. Построение текста.
Поставить 4 предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
Внимательно прочитайте и подумайте, где начало, где основная часть, а что может быть концовкой. Повторите попытку несколько раз до получения правильного ответа.
Задание 30. Синтаксическая характеристика предложения.
Найти ошибочное утверждение о предложениях текста.
Для этого надо выделить для себя в предложении основу (основы) и попытаться определить тип предложения(сложное или простое, односоставное или двусоставное, тип односоставного (назывное, определенное – личное, неопределенно – личное, обобщенно – личное или назывное).
Если оно сложное, то какое – ССП, СПП или БСП.
Простое – одна грамматическая основа.
Сложное –две и более грамматических основ .
Односоставное – один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)
Двусоставное – два главных члена (и подлежащее, и сказуемое).
Задание 31. Текст. Логика построения текста.
Какое предложение должно быть по смыслу в тексте первым? Внимательно читайте текст и думайте.
Задание 32. Текст. Логика построения предложения и текста.
Какое словосочетание нужно вставить на месте пропуска в предложении? Внимательно читайте текст и думайте.
Задание 33. Текст. Типы речи.
Указать тип речи (описание, повествование или рассуждение или два комбинированных).
Описание – это изображение какого – либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Тексты описательного характера делятся на пейзажные и портретные. Кроме того, может быть описание неодушевленного предмета, описание интерьера, описание состояния человека. Описание предназначено для того, чтобы читатель ярко представил себе описываемый предмет в своем сознании.
Повествование – это рассказ о чем – либо, сообщение о каком – либо событии в определенной хронологической последовательности. На первый план в повествовании выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. Как правило, повествование имеет структуру: завязку (начало события), кульминацию (развитие события), развязку (коней события). Повествование может вестись от первого лица (Я), так и от третьего лица (Он, Она – это авторское повествование).
Рассуждение – его основная мысль – изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли. Включает элементы логического мышления, умения делать обоснованные выводы, высказывать свою точку зрения и опровергать точку зрения оппонента.
Задание 34. Грамматическая основа (главные члены предложения).
Определение грамматической основы в предложении (подлежащее и сказуемое) в предложении под указанным номером в тексте.
Задание 35. Повторение орфографии и пунктуации.
В предложенном тексте вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. (Текст до 14 – 18 предложений).
Помните, запятыми выделяют:
- Однородные члены (перечисление),
- Обращения,
- вводные слова и конструкции,
- сравнительные обороты (помни исключения),
- причастные обороты,
- деепричастные обороты,
- части сложного предложения ( в ССП, СПП, БСП).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Индивидуальная подготовка к ЕГЭ по русскому языку обучающихся 11 класса («группа риска)».
Главная особенность единого государственного экзамена состоит в охвате курса русского языка: выполнение заданий по всем основным разделам школьного курса. Успешность сдачи экзамена во многом зависит о...
Билеты к экзамену по русскому языку
Билеты к экзамену по русскому языку для студентов, получающих специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах...
Рабочая программа Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс
Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку с обучающимися 9 класса, направленных на подготовку к ОГЭ...
Методические рекомендации по выполнению части «С» (написание сочинения) на экзамене по русскому языку для студентов I курса СПК
Методические рекомендации, адресованные студентам 1 курса СПК , посвящены проблеме подготовки обучающихся к написанию сочинения – рассуждения.Настоящая работа отличается практикоориентированной ...
Тесты по русскому языку, 2 семестр, с целью подготовки к экзамену
Данный тест можно использовать для подготовки к экзамену...
Консультация к экзамену по русскому языку
Материал для повторения перед экзаменом по русскому языку (Синтакис)...
Вопросы к экзамену по русскому языку
Вопросы к экзамену по русскому языку по теме Синтаксис. Экзамен пройдет на платформе Зум.Ссылку зум прикрепляю в самом задании. Задания состоят из двух вариантов. Варианты согласно списку в журнале. Н...