Искусство ведения спора. Рекомендации для классного часа
учебно-методический материал на тему

В материале даны полезные рекомендации на классный час по теме "как с достоинством выходить из спора, или как себя вести, чтобы не доводить диалог до спора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_psihologa_detyam_sayt.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Советы психолога

Дорогие ребята! Сегодня, на страницах  сайта хотелось бы обсудить с Вами великое умение - умение правильно вести спор или дискуссию.

 

Спор – устное (реже письменное) речевое общение, в основе которого противоположные (или разнообразные) точки зрения.

Культура спора (основные правила поведения в споре).

Прежде, чем выразить свое несогласие, подумайте, стоит ли спорить – есть ли из-за чего?

Возражайте по делу.

Относитесь с уважением к чужим мнениям! Уважайте собеседника, не допускайте импульсивной оценки его мнения: «Вы не правы», «Вы ошибаетесь», «Вы все перепутали» и т.п. Лучше сказать: «Я думаю иначе», «Я понимаю Вас, но не могу полностью согласиться с этой позицией, и вот почему…».

Выбирайте вежливые слова и выражения. Произносите их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.

Пока оппонент говорит – только слушай!

Не горячитесь! Старайтесь говорить спокойно!

Возражая, сначала согласитесь с тем, что Вы принимаете, выделите общее во взглядах. Меньше говорите «Нет».

Не будьте голословны, используйте убедительные аргументы – истинные, четко сформулированные, достаточные для доказательства данного тезиса.

Придерживайтесь темы разговора, не переводите его в другое русло.

Говорите не все, что можно сказать, а только то, что помогает разрешить спор.

Не считайте, будто то, что понятно для Вас, всегда понятно и для другого.

Обращайтесь к тому, чье мнение оспаривается, используя личную форму, в том числе и обращение по имени (имени и отчеству).

Не стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту. Если собеседник говорит дело, и оказался прав, то надо менять свою точку зрения. Признавать свои ошибки не означает унижения в глазах партнера по общению.

Используйте «Эхо-ответ» - повторение фраз собеседника: «Так Вы говорите, что…» (для лучшего понимания его точки зрения).

Поменяйте тему разговора (в частной беседе), если несогласие зашло слишком далеко.

Стремитесь остаться со своим собеседником в дружеских отношениях, даже если вы не убедили друг друга.

Избегайте формулировок, осложняющих течение спора:

                           Вместо:                                                  Целесообразно:

      «Все вы должны признать…»                           «Не думаете ли вы, что…»

     «Я не уверен в том, что…»                         «У меня сложилось впечатление,                                               что…»

      «Когда-нибудь Вы поймете…»                   «Согласны ли Вы с тем, что…»

Не навязывайте своей точки зрения, а доказывайте её!

Способы доказательства:

- прямое – такое доказательство, при котором из представленных аргументов выводятся истинные суждения, а из этих суждений – доказывается тезис;

- косвенное – это такое доказательство, при котором мы, доказывая тезис, показываем нелогичность антитезиса (противоречащего тезису суждения). Виды косвенного доказательства – «от противного», метод исключения, приведение к абсурду.

 

Ссориться можно, но с умом!

 

Если Вы чувствуете, что Вас склоняют к выяснению отношений, не уходите от ситуации. Отложенная ссора это чаще всего дополнительный «ком» проблем, которые Вы будете разрешать наряду с нынешними.

 

Спокойно повернитесь лицом к тому, кто жаждет ссоры. Не перебивая, дайте высказаться оппоненту. Если вы в состоянии, нумеруйте в уме претензии к себе, выделив главную и второстепенные.

 

Имейте в виду, что иногда главное обвинение может быть не высказано. Ждите, пока начавший ссору «спустит пары». Возможно, только после снятия первой «дозы» напряжения Вам следует перейти к обсуждению действительной причины ссоры.

 

Молчание одной из сторон, участвующих в ссоре, является раздражающим фактором. Даже если Вы считаете совершенно абсурдными все обвинения, брошенные Вам в лицо, Вам все-таки следует дать понять, что считаетесь и с ними, делая короткие реплики, типа: «Я поняла», «Я слушаю», «Я готов понять». Даже неопределенное бормотание «угу», «ага», «да» - лучше, нежели молчание.

 

Энергии разрушения, механизм которых заводится во время ссор, должны найти выход. В противном случае, они «взорвут» самого человека, их продуцировавшего. Вот почему скандальные люди долго не живут или же у них целая куча хронических болезней. Так с помощью гнева «сгорают» внутренние органы. Чаще всего печень и сердце. Но правильнее было бы сказать: «Где тонко, там и рвется».

 

Лучший способ прекратить ссору – безоговорочно принять все претензии. Даже если, кажется, что оппонент не прав, многие его замечания могут быть верны. Знайте также, что близкие только в сердитом состоянии способны сказать правду, которая может быть неприятна. Так что примите ее всерьез, не отмахиваясь. Когда же Вы ругаетесь с тем, кого считаете врагом, будьте еще внимательнее к претензиям. Вряд ли друг оценивает Вас так объективно, как недруг. Сюда вполне подходит библейская заповедь: «Возлюбите врагов своих». Уж точно только они способны сделать Вас совершенными!

 

Нарождающуюся неприязнь, способную перерасти в ссору, можно пресечь простым жестом, дотронувшись до человека «на взводе» рукой. Это жест доверия, понимания. Он снимает напряжение. Суть в том, что многие люди крайне ограничены в использовании чувств осязания. Касание переносит всю энергию ссоры на ту область чувств, которая заведомо нуждается в энергетическом допинге. Такая своеобразная подпитка не только нужна человеку, но именно в этот момент происходит трансформация разрушительных энергетических стрел в потоки созидательные.

 

У человека есть способность, которая может погасить любую ссору. Это чувство юмора. Однако было бы ошибкой направить остроумное замечание против оппонента. Постарайтесь найти смешное в собственной позиции и посмеяться над собой. Знайте: истинно сильный человек – тот, «кто может первым посмеяться над собой».

 

Воинское искусство считает нападение лучшей обороной. Но не стоит использовать этот воинский постулат во время ссоры. Зато, если Вы чувствуете, что ссора назрела и ее не избежать, лучше самому начать разговор по выяснению болезненных проблем. При этом следует сразу же начать с того, в чем Вас может обвинить спорящая сторона. Претензии оппонента, обрушенные на самого себя, сразу же обезоружат его, лишат почвы для ссоры. Но если она все-таки произойдет, будьте уверены, что Ваш маневр умерит ее интенсивность и силу.

 

Не стоит обсуждать ошибок прошлого, даже если Вас к этому склоняют. Что было, то прошло, и не стоит отдавать огромный энергетический запал прошлому, которое ни вернуть, ни исправить. А вот настоящее и будущее стоят того, чтобы позаботиться о них. И если ссора – единственная возможность повлиять на события, что ж…. Только имейте в виду, что ссора – не тот импульс, который может стать началом важных начинаний.

 

 (Источники: Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М. 1999;         Школьная риторика. Под ред.Т.А.Ладыженской. М., 1998 и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методическая разработка классного часа На тему: «Волшебный мир искусства»

Данная методическая разработка предназначена  для проведения внеклассного мероприятия на тему «Волшебный мир искусства». Она предназначена для  учащихся первого или второго курса училищ и те...

Методические рекомендации по проведению открытого классного часа по теме: "Семейный бюджет"

Методические рекомендации содержат материал о необходимости планировать бюджет семьи, правилах и методах планирования....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа « Молодая семья. Кто главный в семье?»

Данные методические рекомендации,очень важны для студентов, учитывая раннее сексуальное развитие и вступление в половые отношения ни о чём не задумываясь, а  могут закончиться такие отношения. Те...

Сценарий классного часа для участия в конкурсе "Мой лучший классный час 2019"

Классный час "Королева второго плана" посвящен великой талантливой актрисе Фаине Раневской....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению тематического классного часа «Что значит быть взрослым»

Очень актуальная тема. Студенты достигли 18 летА взрослость какая она? Что значит быть взрослым?  Наверное интересно поговорить послушать мнение студентов, а как они понимают взросление , что мен...

Методические рекомендации по проведению классных часов о блокаде Ленинграда

В помощь классному руководителю по проведению классных часов...