А. Блок - Жизненный путь
учебно-методический материал на тему
Конспект урока о творческом пути А. Блока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennyy_i_tvorcheskiy_put_a.a.bloka_.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «жизненный и творческий путь А.А.Блока»
Цели урока:
познакомить учащихся с основными этапами жизни писателя, сформировавшими его личность, и отразившимися в творчестве.
Оборудование: фотография поэта, тетрадь для конспектов.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
«Блок – национальный поэт; он – наш, любимый, единственный, несравнимый ни с кем из поэтов ХХ века…Он есть «общий» - для всех, как и Лермонтов, Пушкий, Толстой, Достоевский… он – русское Само-со-знание Чело-вече-ства» (А.Белый)
«Трагический тенор эпохи» (А.Ахматова об А.А.Блоке)
2.Лекции учителя.
Основные этапы жизненного и творческого пути А.А.Блока.
Родился 16(28) ноября 1880г. В семье Александра Львовича Блока, юриста и философа, профессора Варшавского университета по кафедре государственного права, и его жены Александры Андреевны, урожденной Бекетовой, дочери ректора Петербургского университета, детской писательницы и переводчицы. Летом 1881г. младенца привозят в Шахматово, куда впоследствии в течение всей своей жизни на летние месяцы будет приезжать А.А.Блок: «Из года в год провожу здесь одни и те же летние месяцы <…>,вид из окна великолепный – зеленый и тихий сад, розы, рябины, липы, сосна <…>,нет места, где бы я не прошел без ошибки ночью или с закрытыми глазами». Сложный характер супруга вынудил мать А.Блока уйти от мужа и вернуться в дом своего отца, где в атмосфере любви и гармонии и рос будущий писатель. В 1887 – 1888 гг. появляются первые детские литературные опыты Блока.
В 1889 г. был расторгнут брак родителей, и мать вышла замуж вторично.Отношения между Францем Феликсовичем Кублицким-Пиоттухом и пасынком были достаточно отстранёнными.
В 1897 г. сердце А.Блока впервые посещает чувство любви, объектом которого становится Ксения Михайловна Садовская.Общение с К.М. Садовской оставило след в творчестве поэта: ей посвящены стихотворения 1897-1900гг.,а также цикл «Через двенадцать лет»,1909-1910 гг.
В1898 г. А.Блок заканчивает гимназию.Летом этого же года увлечение Л.Д.Менделеевой.Поступление на юридический факультет Петербургского университета.
Страстное увлечение театром,в летние месяцы постоянные постановки спектаклей в Шахматове,Боблове.
В 1901 г. подаёт прошение о переводе с юридического факультета на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
В 1903 г. состоялся литературный дебют Блока в журнале «Новый путь». Весной происходит обручение ,а 17 августа венчание А.А.Блока и Л.Менделеевой.
В 1904 г. Блок знакомится с московскими символистами ,в числе которых были А.Белый,К.Бальмонт и др.
Публикация сборника «Стихи о Прекрасной Даме».
В 1906г. заканчивает университет.В пошатнувшиеся семейные отношения вмешивается влюблённый в Менделееву А.Белый ,а Блок увлекается Н.Н.Волоховой,актрисой,которой поэт посвящает цикл «Снежная маска» и «Фаина». Перу А. Блока принадлежит не только поэзия, но и критические работы («О лирике», «Творчество Фёдора Сологуба» и др.), драматические произведения («Незнакомка», «Песня судьбы» и т.п.), переводы.
В 1909 г. супруги Блок совершают заграничное путешествие по Италии и Германии. После возвращения в Петербург поэт получает известие о смертельной болезни отца и отправляется в Варшаву.
В 1910 г. ведёт активную общественную жизнь. В 1911 г. совершает ещё одно путешествие по Германии и Франции.
В 1915 г. публикуются сборник «Стихи о России», поэма «Соловьиный сад».
Летом 1916 г. А.А.Блок призван в действующую армию и зачислен в 13-ю инженерно-строительную дружину Всероссийского Союза Земств и Городов табельщиком.
В январе 1918 г. А.А.Блок пишет поэму «Двенадцать», а в течение года создаёт «Скифов», статьи «Искусство и Революция», «Последние дни старого режима» и др.
В 1919 г. выходит в свет сборник «Ямбы». Блок получает назначение в коллегию Литературного отдела Наркомпроса.
В 1920 г. выходит сборник «Седое утро».
Весной 1921 г. появляются симптомы смертельной болезни. 23 июля после многочисленных ходатайств в ЦК РКП(б) Блоку разрешают выехать из страны для лечения. Но утром 7 августа 1921 г. А.А.Блок скончался. Похороны состоялись 10 августа на Смоленском кладбище, а в 1994 г. прах поэта был перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища.
Домашнее задание
Прочитать стихотворения А.А.Блока «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Мы встретились с тобой на закате…», «Скрипка стонет под горой», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Разлетясь по всему небосклону», «Прозрачные, неведомые тени…», «Незнакомка» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".
Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"...
Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь
Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь писателя....
Жизненный и творческий путь Афанасия Анасьевича Фета
Презентация о жизненном и творческом пути А. А. Фета...
Опорный конспект к уроку на тему: Жизненный и творческий путь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910 г.г.).
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, его философскими и нравственными исканиями, проблематикой творчества....
«Профилактическая работа в помощь детям ОВЗ в осознании себя и своего жизненного пути»
Работа с детьми и подростками ОВЗ раскрывает и формирует профессиональный интерес и склонности в соответствии с личностными способностями и пригодностью...
11.09.2020.Задание по литературе для группы 1БС02 М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта.
Задание по литературе по теме "М.Ю.Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы и образы лирики поэта." предназначено для группы 1БС02 в рамках дистанционного обучени...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Агитбригада "Выбор жизненного пути"
Методическая разработка для проведения внеклассных мероприятий в СПО...