Роль ИКТ в формировании информационных компетенций учителя и учащихся
статья на тему
Современный педагог, должен уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав учащихся – право на качественное образование.
Информационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к изучаемому предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль ИКТ в формировании информационных компетенций учителя и учащихся
У Д. С. Лихачёва есть замечательные строки: «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Они как никогда справедливы. Нынешние требования, предъявляемые к школе, к учителю, заставляют учителя быть в постоянном поиске, разнообразить виды и формы своей работы. Мел, тряпка…- это уже не актуально (хотя с этим трудно не согласиться…).
Развитие современного общества диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования. Справедливо. Современная школа не должна отставать от требований времени, а это значит, что современный учитель должен активно использовать ИКТ в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Сегодня информационные технологии в обучении – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики.
Использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет рационально спроектировать учебный процесс. Открытость, доступность делает Интернет принципиально новым средством массовой информации.
Современный педагог, должен уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав учащихся – право на качественное образование.
Информационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к изучаемому предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, , Adobe Photoshop и другие могут с успехом применяться учителями. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (видеозапись, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Большую роль в совершенствовании информационной компетентности учителя и учащихся играет Интернет.
Информационные технологии незаменимы на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов; представлении исследовательских работ учащихся; в оформлении портфолио учителя.
ИКТ способствуют развитию определённых необходимых навыков:
1. Способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся, коммуникативных способностей.
2. Формируют у школьников умение работать с информацией.
3. Способствуют формированию положительной мотивации учения.
Помимо всего ИКТ вовлекает учащихся в учебный процесс.
С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи как в урочное, так и в неурочное время.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, использовать самые различные источники информации: текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Ведь ИКТ – это самоцель и неуёмное увлечение. ИКТ – это часть учебного процесса . Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Он не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока.
Использование ИКТ – это требование времени, но главное место всё- таки в учебном процессе принадлежит учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль семьи в формировании профессиональных компетенций
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОК 1«Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,проявлять к ней устойчивый интерес» - доверие в приготовлении домашних обедов; приобщение к подгот...
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций.
Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций....
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Для решения задач исследования проблемы формирования готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности предпологается осуществление внутри дисциплинарной и междисциплинарной интеграции разли...
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов как условие формирования общих компетенций. Статья отражает практический опыт работы преподавателей иностранного языка колледжа "Императо...
Формирование информационной компетентности учащегося при обучении информатике и информационным технологиям на основе деятельностного подход
Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью В разработке представлен краткий материал по предмету «Информатика и информационные технологии» напр...
Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа
В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...