Игры на знакомство
методическая разработка на тему

Сергеева Светлана Валерьевна

Цель: способствовать развитию групповой сплоченности, навыкам кооперации, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Упражнения на знакомство63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на Знакомство

Цель: способствовать развитию групповой сплоченности, навыкам кооперации, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

Приветствие 

Ведущий приветствует ребят словами: «Здравствуйте, меня зовут… Я рада вас видеть». Ребята, сидящие в кругу, по очереди называют свои имена.

Ведущий предлагает всем участникам выбрать цветочек, написать на нем свое имя и ассоциацию к первой букве имени. Затем по кругу вновь произносятся имена с ассоциациями.

Принятие правил 

Ведущий предлагает  участникам принять правила, по которым они будут работать на протяжении всех занятий.    

Примерные  правила:

  • Правило доверительного общения: говорим друг другу «ты».
  • Правило «здесь и сейчас»: говорим только о том, что волнует нас именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.
  • Правило «Я-сообщений» и персональных обращений: говорим только от первого лица и обращаемся только к определенному участнику.
  • Правило искренности: во время работы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, то лучше промолчать.
  • Правило «тайны»: все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятий.
  • Правило активности.
  • Правила этикета.
  • Правило внимательного слушания. 

Игра «Меняемся  местами»

Дети сидят на стульях в кругу.

Ведущий: «Ребята, у нас у всех есть что-то общее. Посмотрите внимательно друг на друга и поменяйтесь местами те, у кого … (одинаковый цвет глаз, волос, что-либо в одежде, увлечение…)».

Ведущий называет вещи, явления, качества, которые могут объединять несколько детей, то они меняются местам. Водящий стремиться занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим.

Упражнение «Двадцать я»

Каждому участнику выдаются карандаш и бумага.            

Ведущий: «Двадцать раз ответьте на вопросы «Кто я? Какой я?» Каждое предложение начинайте с местоимения «я» (нужно описать свой характер, интересы, чувства…). Когда закончите, приколите листок бумаги на грудь. Затем подойдите к другим членам группы и внимательно прочитайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите и читайте молча. Когда я скомандую «стоп!», вы должны выбрать кого-нибудь и поговорить друг с другом о своих ответах».

Возможный вариант: не показывать свой список  всем, а дать прочитать его тем, кому захотите.

Для ведущего это упражнение является диагностическим.

Упражнение «Ассоциация»

1. Если бы тебе пришлось превратиться в животное, то в какое?

2. Если бы ты выбирал, то сколько лет тебе было бы?

3. Если бы ты был деревом, то каким?

4. Если бы тебе предложили роль в кино, то кого бы ты хотел играть?

5. Чем бы ты охотнее всего занимался?

Участники садятся в круг, ведущий — в центре круга, он поочередно кидает мяч каждому участнику, задавая определенный вопрос с целью лучше познакомиться с группой.

Упражнение «Групповая машина»

Ведущий: «Вы должны нарисовать какой-нибудь механизм (автомобиль, мотоцикл, стиральную машину и др.), в котором каждый из вас является отдельным элементом или составной частью. Пусть кто-нибудь начнет рисовать, а остальные подключатся тогда, когда выберут подходящее для себя место. Не надо заботиться о правдоподобии, эта машина вполне может быть фантастической: у нее может быть очень много колес, но зато отсутствовать руль и т.д. Однако все составные части должны быть связаны друг с другом».

Обсуждение:

- Как вы считаете, на что стал похож ваш рисунок?

- С чем он ассоциируется?

- Если вы удалите один механизм, что произойдет?

Разминка «Общий ритм»

Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Упражнение «Абракадабра»

Участники делятся на пары. Ведущий дает 5-6 команд, которые служат инструкцией к выполнению действий (например, «встаньте спина  к спине» и т.п.) После чего ведущий громко произносит «абракадабра», и все участники должны поменять пару. Оставшийся без пары игрок становится ведущим. Чтобы играть было интересней, в команде может быть несколько инструкций  к выполнению более сложных действий (например, «спина к спине, левая стопа к левой стопе»),  которые произносятся в быстром темпе.

Разминка «Слон, пальма, крокодил»

Ведущий: «Давайте встанем в круг и поиграем в одну веселую игру. Вам нужно будет изобразить три фигуры. «Слон» — левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. «Пальма» — встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи справа и слева — «ветви пальмы», машут руками. «Крокодил» — двумя руками человек изображает пасть крокодила, соседи изображают внизу расставленными кистями рук лапки крокодила.

Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из этих трех фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот человек должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру, а его соседи - помочь ему. Тот, кто показал неверно или ничего не показал, становится водящим».

Игра «Молекулы и атомы»

Ведущий: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (сгибает руки в локтях и прижимает кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, это будет то число, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, когда я назову какое-нибудь число, например, три: атомы должны будут объединиться в молекулы — по три атома в каждой. Молекулы встают лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».

Игра «Паровозик»

Ведущий играет роль «машиниста паровоза», остальные участники – «вагончики». «Машинист» движется по помещению, останавливается  перед кем-либо из участников и говорит: «Меня зовут Света, а тебя? Хочешь со мной покататься? Тогда садись». Участник называет свое имя и берет за талию «машиниста», присоединяется к нему. Затем они движутся вместе, и уже второй участник называет свое имя и предлагает прокатиться следующему игроку.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - «голова» дракона, последний — «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Рефлексия

Ведущий: «Наше занятие подошло к концу.  Что вам запомнилось больше всего? Были ли такие упражнения, которые не хотелось выполнять? Опишите, пожалуйста, с какими чувствами вы пришли, что испытываете сейчас?»

Упражнение «Те, кто...» 

Ведущий предлагает задания для проверки быстроты реакции: «Дотроньтесь до кончика носа все, кто любит смотреть ужастики по телевизору» или «Топните левой пяткой те, кто сегодня утром чистил зубы» и т.п. Далее роль водящего, то есть дающего группе задания, выполняют все ребята по очереди.

Упражнение «Кого загадал ведущий?» 

Учащиеся закрывают глаза, а ведущий называет тот или иной внешний признак одного из ребят (волнистые волосы, выразительный рот, живая улыбка, ясный взгляд и т.п.). Детям необходимо догадаться, кого имеет в виду ведущий.

Упражнение «Какая рука у соседа»

Дети берутся за руки: правая рука сверху, левая снизу. Им нужно почувствовать, какая рука у партнера (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый участник говорит, что он ощущает.

Упражнение «Буквы на спине»

 Ведущий предлагает детям разделиться на пары и узнать, какая из пар самая дружная. Один из участников пишет рукой на спине партнера какую-нибудь букву, тот должен ее узнать. Те пары, в которых оба партнера узнали свои буквы, считаются самыми дружными.

Разминка «Поздороваться разными способами»

Ведущий: «Сейчас мы будем ходить по залу и здороваться. Но здороваться необычными способами: ладошками, одной рукой, сжимая руку партнера двумя руками, спинами, ногами, локтями, коленками, обнимаясь».

Упражнение «Это здорово!»

Участники группы сидят в кругу. Ведущий: «Сейчас я предлагаю познакомиться поближе, для этого каждому необходимо рассказать о любом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все, кто в кругу, должны хором ответить: «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец».

Игра «Путаница»

Дети встают в круг. По сигналу ведущего они закрывают глаза и, вытянув вперёд руки, встречаются в центре круга. Каждый берет одного участника правой рукой, а за левую кто-то берет его. За каждую руку должен держаться только один человек. Задача группы — «распутаться» и встать в круг. Вопрос группе: Что вам помешало или помогло?

Упражнение «Ближе - дальше»

Выполняется в парах. Дети становятся на максимальном расстоянии друг от друга, затем медленно сближаются до соприкосновения. После этого ребята повторяют упражнение, но при этом останавливаются на комфортном для себя расстоянии.

Обсуждение: что вы чувствовали, когда надо было сблизиться до соприкосновения? показалось ли это трудным? а во второй раз?

Игра «Солнышко в ладошках»

Ведущий предлагает детям положить ладошку на лист цветной бумаги, раздвинуть пальцы и обвести контуры своей руки карандашом. Затем на рисунке, на каждом пальчике, написать что-либо хорошее о себе от первого лица: «Я - красивый», «Я - сильный» и т. п. Потом ведущий собирает «ладошки», по очереди читает надписи, а дети догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит. Детям, которые не умеют писать, помогают записать их имя, и они просто красиво разукрашивают ладошку. Далее ладошки детей группы наклеиваются на ватман по кругу в виде солнышка. Каждый ребенок  -  маленький лучик, а вместе солнечное сияние.  

Упражнение «Тропинка к сердцу» 

Для упражнения заранее готовятся небольшие сердечки из бумаги, на которых написаны имена детей из отряда. Если в отряде много нечитающих детей, вместо имен можно приклеить фотографии. Сердечки на некотором расстоянии друг от друга прикрепляются магнитами к доске или ватману. Ведущий говорит детям, что каждый из них уже подружился с кем-то в отряде, то есть нашел тропинку к его сердцу. Нужно подойти к доске и мелом (карандашом) нарисовать тропинку от своего «сердечка» к «сердечкам» тех ребят, с которыми он подружился. Если в отряде есть дети, которые еще ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся.

Упражнение «Забор объявлений»

Ведущий сообщает о том, что любой человек «подает» себя другим, т.е. рассказывает о своих увлечениях, любимых занятиях, об отношении к другим и т.п. Затем всем ребятам предлагается сообщить о себе другим людям с помощью объявлений (мини-реклам), которые будут оформлены на «заборе».  Дети составляют объявления на листах бумаги и приклеивают на «забор».

Упражнение «Сердце группы»

Ведущий: «Ребята, напишите на этих сердечках свое имя. Теперь передайте свое сердце соседу справа. На полученных сердечках напишите что-нибудь хорошее, доброе об этом члене группы, пожелание, напутствие ему. Передайте сердечко дальше по кругу, пока ваше сердце не вернется к вам».

После выполнения задания необходимо провести  обсуждение: «Легко ли было сказать приятное о другом? Нравится ли тебе то, что написано про тебя на сердце?»

Затем детям предлагается наклеить свои сердечки на большое сердце отряда. Это сердце рекомендуется оставить в помещении, где живут дети.

Упражнение «Ниточки тепла»

Для выполнения задания следует заранее приготовить клубок шерсти. Ведущий говорит детям, что, войдя в отряд, он чувствует, как между ребятами тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, как будто образуется клубочек тепла, охватывающий всех детей. Затем он привязывает ниточку к руке одного ребенка со словами:

«Ты — часть клубочка тепла, потому что ты... (называет его хорошее качество). Затем тянет клубочек к следующему ребенку и так продолжает до тех пор, пока все дети не окажутся «в клубочке». Тогда ведущий предлагает им почувствовать, как через ниточки они получают тепло от ребят, и назвать их имена. Затем он разрезает ниточки, кладет их в конверт и говорит, что сохранит его как знак теплых отношений между ребятами в отряде.  

Игра «Аборигены и инопланетяне»

Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Одна из них покидает помещение. Оставшиеся становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо визуально сымитировать остров из подручных средств. У них на острове существуют два правила:

  1. Они могут говорить только «да» и «нет».
  2. Когда им задают вопрос с улыбкой, они отвечают «да», когда вопрос задается без улыбки, они говорят «нет».  

Вторая группа участников становится инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами.

Ведущий: «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить в контакт и выяснить, какие два правила существуют на их острове».  

Игра «Аплодисменты по кругу»

Дети стоят в кругу.  Ведущий подходит к одному из ребят и хлопает в ладоши, аплодирует ему (в течение 30 сек). Затем вместе с этим ребенком они идут к следующему и аплодируют  уже вдвоем и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по информатике:" Знакомство с назначением основных устройсв ЭВМ"

Открытый урок по информатике " Знакомство с назначением основных устройсв ЭВМ" настраивает учащихся на познавательную деятельность. При проведении урока учителем используются мультимедийные презентаци...

"MARK TWAIN" - разработка к серии уроков по английскому языку "Знакомство с английскими и американскими писателями" (с презентацией)

Серия уроков под общим названием "Знакомство с английскими и американскими писателями" призвана расширить кругозор учащихся и привить им интерес к чтению зарубежной литературы. ...

"JAMES FENIMORE COOPER" - разработка к серии уроков «Знакомство с английскими и американскими писателями» (с презентацией).

Серия уроков «Знакомство с английскими и американскими писателями» призвана расширить кругозор учащихся и вызвать у них интерес к чтению зарубежной литературы....

"ERNEST HEMINGWAY" - разработка к серии уроков «Знакомство с английскими и американскими писателями» (с презентацией)

Серия уроков «Знакомство с английскими и американскими писателями» призвана расширить кругозор учащихся и вызвать у них интерес к зарубежной литературе....

Знакомство с компьютером

Знакомство с компьютером...

Знакомство с профессией "Парикмахер"

Этот презинтация поможет первркурсникам немного узнать о профессии "Парикмахер"...

Игра сюжетно-ролевая «Знакомство с доктором».

Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Знакомство с доктором». Цель:​ Познакомить детей с профессией врача. Воспитывать уважение к ней. Активизировать словарь. Расширять представление о профессиях ...