рабочая программа по музыке
рабочая программа на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №26
г.Комсомольск-на –Амуре
Рассмотрено: Утверждено:
Педагогическим советом Директором МОУ СОШ №26
Протокол №_________2014г _______________/Е.Е.Синкевич/
Приказ №___________2014г.
Рабочая программа
по музыке
для 4 класса
на 2014-2015 уч. год
УМК «Школа 2100»
Разработчик программы: учитель нач. классов
Г.С. Сеитова
Пояснительная записка.
Данная программа «Музыка» для 4 класса разработана на основе:
Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2012г., по редакцией Д.Кабалевского..,рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения, составленной в соответствии со стандартами второго поколения.
Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2010 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Программа «Музыка. 1-4 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. используется в данной рабочей программе без изменений.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставление их с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод создания «композиций»;
- метод игры;
- метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Формы контроля: в качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определен эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс.
Раздел I «Россия-Родина моя» - 4 ч.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Раздел II «День, полный событий» - 5ч.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Раздел III «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Раздел IV «В концертном зале» - 4ч.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Раздел V «В музыкальном театре» - 7ч.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Раздел VI «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.
Раздел VII «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин). Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Раздел VIII «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел IX «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Знать/понимать:
- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
- основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена.
Уметь:
- выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
- умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
- Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
- Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса
обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
1) Учебник «Музыка» для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)
2) Нотная хрестоматия для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г.)
3) Фонохрестоматия для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)
4) Методические рекомендации для 4 года обучения
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)
5) Поурочное планирование для 4 класса.
(Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2010г)
Содержание программы
№ | Основные темы куса | Авторская программа | Рабочая программа |
I. | Россия – Родина моя | 4 | 4 |
II. | День, полный событий | 5 | 5 |
III. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 | 3 |
IV. | В концертном зале | 4 | 4 |
V. | В музыкальном театре | 7 | 7 |
VI. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 3 | 3 |
VII. | О России петь – что стремиться в храм. | 4 | 4 |
VIII | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1 | 1 |
IX | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 3 | 3 |
Итого | 34 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во уроков | Планируемый результат | |
Предметные УУД | Метапредметные и личностные УУД | ||||
1 | Раздел I «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» -4 ч. | Мелодия. «Ты запой мне ту песню» | 1 | Уметь: – проникаться эмоциональным содержанием музыки; – внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений; – правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам | расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров |
2 | «Чего не выразишь словами?» | 1 | Знать певческие голоса, произведения С. Рахманинова. Уметь: размышлять о музыке; применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | |
3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 1 | Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности. Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, ясно, грамотно произносить текст | расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров | |
4 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | Знать певческие голоса, виды хоров, оркестров. Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – петь легко, свободно, не форсируя звук, уметь правильно дышать (цепное дыхание) | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы | |
5 | Раздел II « ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» -5 ч. | Приют спокойствия, трудов и вдохновения | 1 | Уметь: – сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять на легато, нон легато, правильно распределять дыхание по фразе | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей |
6 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | 1 | Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | |
7 | Ярмарочное гулянье | 1 | Знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: – определять на слух основные жанры музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы | |
8 | Приют, сиянием муз одетый | 1 | Уметь: – внимательно слушать музыку, размышлять о ней; – петь напевно, легко, с хорошей дикцией, на цепном дыхании – проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слу-шают | ||
9 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь легко, звонко, не форсируя звук | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы | |
10 | Раздел III «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!»-3 ч. | Композитор – имя ему народ. | 1 | Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру- менты. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей |
11 | Музыкальные инструменты России | 1 | Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инстру- менты. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей | |
12 | Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей» | 1 | Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией | ||
13 | Раздел IV «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ»-4Ч. | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | 1 | Знать названия музыкальных инструментов. Уметь: – размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе уроков музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
14 | «Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов | 1 | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | ||
15 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы | 1 | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально-плас-тическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; – петь легко, свободно, не форсируя звук | развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | |
16 | Годы странствий. М. И. Глинка Царит гармония оркестра | 1 | Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять ее образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | |
17 | Раздел V «В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ»-7 Ч | Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие) | 1 | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – определять на слух основные жанры музыки; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
18 | Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка | 1 | Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
19 | Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргский | 1 | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности музыкальных произведений; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – правильно дышать при пении, распределять дыхание, следить за четкой дикцией | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
20 | Русский Восток. «Сезам, откройся!». | 1 | Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | |
21 | «Восточные мотивы» | Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства | ||
22 | И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» | 1 | Знать и понимать творчество И. Ф. Стравинского и его особенности; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники). Уметь: – внимательно слушать, сравнивать, делать разбор музыкального произведения | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов; – определять на слух основные жанры музыки; – петь легко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
24 | Раздел VI «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…»-3Ч. | Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд» | 1 | Знать виды оркестров, музыкальные инструменты симфонического оркестра. Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования |
25 | Мастерство исполнителя | 1 | Знать названия изученных жанров и форм музыки. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание Уметь петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | |
26 | Патетическая соната. | 1 | Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната. Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления. | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | |
27 | РАЗДЕЛ VII «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» -4 ч. | Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец | 1 | Знать русских святых, традиции родного края. Уметь: – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; – ясно, грамотно произносить текст, осознанно употреблять твердую атаку, округленно формировать гласные | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования |
28 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». | 1 | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией | расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров | |
29 | Светлый праздник пасха | 1 | Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Понимать значение колокольных звонов; сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
30 | Кирилл и Мефодий | 1 | Уметь: – исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; – петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании, с четкой дикцией | развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования | |
31 | Раздел VIII «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!»-1 Ч. | Народные праздники. Троица | 1 | Знать народные песни, музыкальные традиции русского края (праздники и обряды). Уметь: – сочинять простенькие мелодии на заданный текст; – определять на слух основные жанры музыки; – петь, не форсируя звук, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам, определять характер разучиваемого произведения | развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы |
32
| Раздел IX «ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» -3ч | Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков | 1 | Знать и понимать: – творчество Н. А. Римского-Корсакова, его особенности; – названия изученных музыкальных произведений и их авторов. Уметь: – размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; – проявлять навыки вокально-хоровой деятельности | • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства |
33 | «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский | 1 | Уметь: – определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений; – петь легко, звонко, не форсируя звук, дыхание брать по фразам, следить за четкой дикцией; – узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье | |
34 | Обобщение тем года | 1 | Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы. | формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье |
Содержание программы 1-4 классов
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | ||
авторская | рабочая | |||
1 | 1 | 34 | 34 | |
2 | 1 | 34 | 34 | |
3 | 1 | 34 | 35 | |
4 | 1 | 34 | 34 | |
итого | 4ч. | 136 | 137 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 3 класс
Рабочая программа ФГОС для начальной школы, личностные, предметные и межпредметные связи...
Рабочая программа по музыке, 5 класс
Рабочая программа по музыке, 5 класс...
Рабочая программа по музыке, 6 класс
Рабочая программа по музыке, 6 класс...
рабочая программа по музыке
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы начального общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 КЛАСС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС...