Календарно-тематическое планирование по физике
календарно-тематическое планирование на тему

Календарно-тематическое планирование по физике для студентов 1 - 2 курсов, профессия "Машинист- Локомотива- 198 часов.". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mashinisty_nachalo_198.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________________по ФИЗИКЕ_________________________

название дисциплины

2014г.

ВВЕДЕНИЕ

Действующий в настоящее время  ФГОС по физике предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, применять полученные знания для объяснения  разнообразных природных явлений и процессов, принципов важнейших технических устройств, для решения физических задач.

           ФГОС по физике делает акцент на разнообразных видах деятельности обучающихся:

  1. Познавательная деятельность:

   

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и  

     экспериментальных задач.

 

  1. Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие  способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

  1. Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Таким образом, действующий ФГОС по физике характеризуется приоритетом развивающего обучения и разносторонних видов деятельности самих обучающихся. В процессе этой деятельности именно на уроках физики происходит многогранное формирование и развитие творческой личности обучающегося.


Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования

Организация-разработчик: ГБОУ НПО Барабинский филиал Новосибирского колледжа транспортных технологий

Разработчики:

Нагога Е.М., преподаватель физики

Пугачева Л.В., зам. зав. филиалом

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

физика

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с  СПО по профессии машинист локомотива.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 проводить наблюдения, выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практически использовать физические знания, оценивать достоверность естественно- научной информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира; наиболее важные открытия в области физики, которое оказали важное влияние на развитие техники, методы научного познания природы.

1.4. Рекомендуемое количество часов (по каждой профессии) на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__284_____часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __198__ часа;

самостоятельной работы обучающегося __86____ часа.

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

284

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

198

в том числе:

86

     лабораторные занятия

13

     практические занятия

     контрольные работы

13

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

86

в том числе:

Итоговая аттестация в форме экзамена

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _______________физика_________________________

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 ВВедение

3

Содержание учебного материала:

1

Зарождение и развитие научного взгляда на мир

Физическая картина мира

Самостоятельная работа обучающихся:

3

3

Раздел 2. Механика

Тема2.1. Механическое движение

Содержание учебного материала:

12

1

 Координатный и векторный способы описания

Равномерное прямолинейное движение

Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Движение с постоянным ускорением.

Уравнение прямолинейного равноускоренного движения.

Свободное падение.

1

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения, исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

2

2

3

3

Практические занятия:

Решение задач на нахождение уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения, вычисление скорости, перемещения.

5

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

Тема 2.2.

 Законы движения

Содержание учебного материала:

12

1

Принцип суперпозиции сил.

Законы динамики Ньютона и границы их применимости.

Инерциальные системы отсчета.

Принцип относительности Галилея

Силы тяжести, упругости, трения.

Закон всемирного тяготения.

Вес и невесомость.

Законы сохранения импульса и механической энергии.

1

Лабораторные работы:

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости, сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

1

2

3

3

1

2

3

Практические занятия:

Применение 1 и 2 законов Ньютона при движении тел.

Применение 3 закона Ньютона при движении тел.

4

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Тема 2.3.

 Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала:

Законы сохранения в механике.

Механические колебания.

Амплитуда , период, частота, фаза колебаний.

Уравнение гармонических колебаний.

Свободные и вынужденные колебания.

Резонанс.

Механические волны.

Поперечные и продольные волны.

Длина волны.

Звуковые волны.

9

Лабораторные работы:

Практические занятия:

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

Раздел 3. Молекулярная физика

44

Тема 3.1.

Основы молекулярно- кинетической теории

Содержание учебного материала:

31

1

Основные положения МКТ.

Температура .

Уравнение состояния идеального газа.

Основное уравнение МКТ.

 Температура- мера средней кинетической энергии.

Внутренняя энергия ид. Газа.

 Взаимное превращение жидкостей и газов.

 Влажность .

Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.

Твердые тела.

Механические свойства твердых тел.

Изменение агрегатных состояний вещества.

Изопроцессы .

1

Лабораторные работы:

Исследование зависимости объёма газа от температуры при постоянном давлении.

Наблюдение роста кристаллов из раствора, изменение поверхностного натяжения

2

2

3

3

Практические занятия:

Применение основного уравнения МКТ,

Нахождение влажности воздуха, температуры тела.

4

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Тема 3.2.

Основы термодинамики

Содержание учебного материала

12

1

Работа в термодинамике.

Количество теплоты.

Первый закон термодинамики.

Теплоемкость газа принцип действия тепловых двигателей.

КПД тепловых двигателей.

Второй закон термодинамики

1

Лабораторные работы:

Измерение удельной теплоты плавления льда.

1

2

3

3

Практические занятия:

Применение закона термодинамики теплового двигателя. Нахождение КПД теплового двигателя.

Законы термодинамики.

7

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

Раздел 4. Электродинамика

43

Тема 4.1. Электростатика

Содержание учебного материала:

14

1

Элементарный электрический заряд.

Закон сохранения электрического заряда.

Закон Кулона.

Напряженность электрического поля.

Принцип суперпозиции электрических полей.

Потенциал эл. Поля.

Разность потенциалов.

Напряжение .

Связь напряжения с напряженностью эл. поля, нахождение работы эл .поля.

1

Лабораторные работы:

2

3

3

Практические занятия:

Измерение разности потенциалов

Решение задач на нахождение эл. поля,

6

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Тема 4.2. Постоянный ток

Содержание учебного материала:

11

1

Проводники в электрическом поле.

Электрическая ёмкость.

Конденсатор .

Диэлектрики в электрическом поле.

Энергия электрического поля.

Электрический ток.

Последовательное и параллельное соединений проводников.

ЭДС.

Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в растворах, электролитах, газах, расплавах.

Плазма.

Полупроводники.

Проводимость.

Полупроводниковый диод.

1

Лабораторные работы:

Измерение электрического сопротивления с помощью оммера.измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Измерение элементарного электрического заряда. Измерение температуры нити лампы накаливания.

2

2

3

3

Практические занятия:

Примменение закона Ома

4

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Тема 4.3. Магнитное поле

Содержание учебного материала:

18

1

Индукция магнитного поля.

Принцип суперпозиции магнитных полей.

Сила Ампера.

Сила Лоренца.

Магнитный поток.

Закон электромагнитной индукции Фарадея.

Вихревое электрическое поле.

Правило Ленца.

Самоиндукция.

Индуктивность.

Энергия магнитного поля.

1

Лабораторные работы:

Измерение магнитной индукции. Измерение индуктивности катушки.

1

2

3

3

Практические занятия:

Применение силы ампера при решении задач. Вычисление силы Лоренца в магнитном поле.

Решение задач применение закона электромагнитной индукции. Правило Ленца.

6

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа обучающихся:

6

Раздел 5. Электромагнитные колебания и волны

39

Тема 5.1. Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала:

15

1

Колебательный контур.

Свободные электромагнитные колебания.

Вынужденные колебания.

Переменный ток.

Действующее значение тока и напряжения.

Активное сопротивление.

Трансформатор.

Производство и передача электроэнергии.

Электромагнитное поле.

Скорость электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн.

Принцип радиосвязи и телевидения.

1

Лабораторные работы:

Исследование зависимости силы тока от электроёмкости конденсатора в цепи переменного тока.

1

2

3

3

Практические занятия:

Нахождение амплитуды и частоты колебания. Вычисление механического колебания в электромагнитном поле.

Определение сопротивления переменного тока. Измерение и вычисление силы переменного тока в конденсаторе.

4

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся:

7

Тема 5.2.

Волновая оптика

Свет как электромагнитная волна.

Скорость света.

Интерференция света.

Когерентность.

Дифракция света.

Дифракционная решетка.

Законы отражения и преломления света.

Полное внутреннее отражение.

Дисперсия света.

Виды электромагнитных излучений.

Формула тонкой линзы.

Оптические приборы.

24

1

Лабораторные работы:

Оценка длины световой волны по наблюдению дифракции на щели, определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза с помощью дифракционной решетки.

Измерение показателя преломления стекла расчет и получение увеличенных и уменьшенных изображений с помощью собирающей линзы.

2

2

Практические задания:

Вычисление длины, колебания, амплитуды волны.

Нахождение преломления света на плоской границе. Измерить и вычислить угол преломления рассеивающей линзы.

7

3

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

Раздел 6.

Квантовая физика

27

Тема 6.1.

 Световые  кванты

Содержание учебного материала:

12

1

Гипотеза Планка о квантах.

Фотоэффект.

Опыты Столетова.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотон.

Планетарная модель атома.

Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры.

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

Лазеры.

1

Лабораторные работы:

Наблюдение линейчатых спектров.

1

2

3

3

Практические занятия:

Исследование релятивистского закона сложения скоростей.

Нахождение фотоэффекта с использованием уравнения Эйнштейна.

8

Контрольные работы:

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Тема6.2.

Атом и атомное ядро

Содержание учебного материала

15

1

Модели строения атомного ядра.

Ядерные силы.

Нуклонная модель ядра.

Энергия связи ядра.

Ядерные спектры.

Ядерные реакции.

Цепная реакция деления ядер.

Ядерная энергетика.

Термоядерный синтез.

Радиоактивность.

Закон радиоактивного распада.

1

Практические занятия:

Вычисление энергии связи ядра.

5

2

3

3

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Раздел 7.

Строение вселенной

6

Тема 7.1.

 Физика и вселенная

Содержание учебного материала

6

1

Солнечная система.

Звезды и источники их энергии.

Современные представления о солнце и звездах.

Наша галактика.

Другие галактики.

Пространственные масштабы во вселенной.

Современные взгляды на строение вселенной.

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализация программы имеется кабинет физики

Оборудование учебного кабинета:

    посадочные места по количеству обучающихся;

    рабочее место преподавателя;

    комплект учебно- наглядных пособий по предмету, учебники и учебные         пособия по предмету.

Технические средства обучения: компьютер, экран , проекционный аппарат.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:  1. Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. Физика 10 кл., 2011г.

                                        2. Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. Физика 11 кл., 2011г.

Дополнительные источники: 1. Рымкевич А.П. Физика 10-11. Пособие для общеобразовательных учебных заведений М. 2009 год

                                           2. интернет - ресурсы   www.school-collection.edu.ru

                                                                                  www.fcior.edu.ru 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся умеет:

проводить наблюдения , выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практически использовать физические знания, оценивать достоверность естественно- научной информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся знает:

Фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира; наиболее важные открытия в области физики, которое оказали важное влияние на развитие техники, методы научного познания природы.

Текущий контроль

Итоговый контроль: экзамен

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое индивидуальное планирование воспитанника ДДИ № 1 2012 – 2013 учебный год

 Составлено на основании следующих программ: « Сборник программ социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах» ...

календарно-тематическое планирование по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства"

календарно-тематическое планирование  по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства", составлена в 2013 году...

Календарно-тематическое планирование по дисциплине Бизнес-планирование

Календарно-тематический план по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Календарно-тематическое планирование по физике

Календарно-тематический план дисциплины Физика предназначен для изучения физики в учреждениях среднего  профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образо...

Календарно-тематический план по дисциплине "Физика"

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС...

Календарно- тематическое планирование по физике и по астрономии.

календарно- тематическое планирование по физике и по астрономии....

Календарно-тематическое планирование по предмету физика для СПО

Календарно-тематическое планирование по предмету физика для специальности машинист дорожных и строительных машин...