Составление вопросов студентами как метод активизации мышления
статья на тему

В данной статье расказывается как организовать самостоятельную работу студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Пожарно-спасательный колледж

«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»

Статья на тему:

«Составление вопросов студентами как метод активизации мышления».

Автор: Исанина Т. Л.

С.- Петербург

2015

Составление вопросов студентами как метод активизации мышления.

Разрабатывая организацию учебного процесса, способствующего развитию навыков самостоятельного решения студентами посильных для них задач, я пришла к выводу, что начальным этапом педагогической деятельности в этом случае является обучение студентов отвечать и ставить вопросы. Чаще всего эта работа носит на уроках односторонний характер: преподаватель формулирует вопросы и предлагает студентам ответить на них . Студенты обычно достаточно уверенно отвечают на традиционные вопросы, начинающиеся со слов «Что такое…», «Как называется…», «Как читается…» и т. п. Такие вопросы легко формулируются и относительно просты по форме постановки. Их в методической литературе называют репродуктивно – мнемоническими; они направлены на воспроизведение студентами выученного материала и тренируют в основном память.

Не отрицая необходимости постановки подобных вопросов, замечу, что работа только с ними приводит к тому, что студенты начинают заучивать материал наизусть, что не способствует всестороннему развитию их мышления. Поэтому подчёркивая большую ценность репродуктивно – познавательных вопросов, при ответах на которые активизируется мышление студентов, предлагаю методику проверки знаний, при котором студенты охотно отвечают на познавательные вопросы и задают их сами.

Я, поручаю учащимся составление таких вопросов как в устном, так и в письменном варианте. Устно они задают вопросы товарищам, отвечающим у доски (по два – три каждому). Содержание вопросов охватывает любой материал по предмету до этого изученный. Письменная работа (на 10 -12 мин) организуется для проверки домашнего задания. В начале урока каждый студент получает лист бумаги, на котором он должен написать вопросы, составленные по материалу, заданному к данному занятию на дом. договариваемся, что для оценки «3» необходимо составить не менее 3-х вопросов, для оценки «4» - не менее 4-х, для оценки «5» - не менее пяти. Студенты обычно не бывают предупреждены заранее о такой проверочной работе, а организую я её, как правило, не чаще 1 раза в месяц.

Студенты постепенно осознают, что на занятиях приветствуются вопросы, начинающиеся со слов: «Почему…», «Можно (могут) ли…», «Как…», «Является ли…», «Каким образом…», «Что нужно сделать, чтобы…», «Что произойдёт, если…», «В каком случае…», «Зависит ли…», «Будет ли…», «Изменится ли…» и т. п.

Я считаю, что составление студентами вопросов в такой форме развивает их видение прблемных качественных задач в тексте и одновременно закрепляет знание законов и формул, понятий и определений физических явлений. Составление таких вопросов, ответы на них способствуют и исследовательской деятельности студентов, заставляют анализировать предложенные в вопросе факты, подбирать и анализировать модели для последующих рассуждений, строить гипотезы, проверять выбранный вариант, делать наиболее целесообразные заключения.

Приведу примеры вопросов, составленных студентами.

Как доказать, что средняя скорость тела изменяется при взаимодействии?

Почему движутся молекулы?

Как происходит смешивание одного вещества с другим?

Почему происходит процесс диффузии?

Чем объясняется, что плотности веществ разные?

Почему, если капнуть масло на воду, оно растекается, но не по всей поверхности воды, а только по определённой площади?

Почему одни материалы плохо проводят тепло, а другие хорошо?

Можно ли батареи водяного отопления ставить вверху?

Что нужно сделать, чтобы летом удержать холод в подвале?

Почему полезная масса ракеты во много раз меньше массы топлива?

Почему в качестве ракетного топлива не используют дрова или динамит?

По окончании проверочной работы листы с вопросами студентов собираются. Преподаватель произвольно выбирает 2 – 3 листа и предлагает всей группе ответить на поставленные вопросы. Если группа не может ответить на какой либо из них, то сделать это должен автор вопроса. (Об этом договариваемся со студентами отдельно). Такой подход позволяет избежать составления студентами вопросов, непродуманных по содержанию и по форме. Таким образом, проверка домашнего задания занимает не более 15 мин.

К следующему занятию, я проверяю все работы и выбираю наиболее интересные вопросы для обсуждения. Полезно проанализировать со студентами и те вопросы, которые получились не завершёнными. Предлагаю им продумать, как дополнить или перестроить фразу, чтобы вопрос имел смысл. Весьма поучительным и важным считаю анализ некоторых неудачно сформулированных вопросов. Делать это надо с определённым чувством такта и весьма корректно. При таком анализе студенты ещё раз вскрывают возможные взаимосвязи различных физических понятий и законов. Конечно, наряду с вопросами по только что изученному материалу студенты составляют и такие, для ответов на которые нужны знания ранее пройденных разделов или даже знание других учебных дисциплин (например, «Почему плотности веществ разные?»). Такие вопросы мы выделяем и всесторонне обсуждаем построение ответов на них. Это приучает студентов использовать знания одного предмета в непривычных ситуациях, связанных со знанием другой, смежной дисциплины. А те из них, кто составил такие вопросы, испытывают чувство радости за свою маленькую победу.

В заключении отмечу, что не у всех студентов сразу же формируются умения составлять вопросы. Это требует заметных усилий и основательного знания материала. Однако работа в выбранном мною направлении полностью окупается результатами, которых удаётся достичь на занятии – высокой активизацией мышления студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО"

Образование взрослых актуально в настоящее время. Главные цели образования взрослых: формирование активной гражданской позиции и обеспечение конкурентоспособности на рынке труда. Образование взрослых ...

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам

Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...

Инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

—Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением...

Статья на тему "Методы активизации мыслительной деятельности"

Методическая работа преподавателя содержит материал по важной теме современной педагогики - создание условий на занятиях групповых дисциплин для развития и активизации процесса мышления студентов. Пос...