Индивидуальное задание к аттестации
учебно-методический материал на тему
Индивидуальное задание составлено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по МДК "Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста" в рамках ПМ.01. "Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях". За основу взята тема: "Слушание или восприятие музыки", в рамках которой студентам необходимо составить предварительную беседу о музыкальном произведении и композиторе по предложенному алгоритму. В работе указаны цель и задачи самостоятельной работы, ее значимость в подготовке будущих специалистов, обозначены критерии оценки, приведен пример создания беседы для трех музыкальных занятий в системе дошкольного образовательного учреждения с учетом дидактических принципов и с опорой на общепедагогические и музыкальные методы и приемы работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальное задание преподавателя для аттестации | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 8
« Самостоятельная работа студентов по МДК 01.01. «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях»
ПМ.01 «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях»
для специальности 53.02.01. Музыкальное образование
Выполнил:
Кузнецова Елена Ивановна
преподаватель
Нижневартовский социально-гуманитарный колледж (БУ НСГК)
Пояснительная записка
В основных профессиональных образовательных программах самостоятельная работа обучаемых является важной формой организации процесса овладения профессиональными компетенциями (ПК 1.1-1.5.)
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.
АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. 2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. 3.Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»). Студенты заранее разделены на три группы, подготовлены домашние задания. Игра состоит из шести этапов. 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. 4. Игра 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя. 4.Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. 5.Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. 6.Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Конспектирование. 2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание. 3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. 4. Доклад. Это – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. 5. Самостоятельная работа в Интернете. Поиск информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами; организации диалога в сети – использование электронной почты. Особую актуальность сегодня приобретает проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (далее по тексту – СРС). Внеаудиторная СРС представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению учебных дисциплин и приобретению профессиональных навыков, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы студентов. СРС является, наряду с аудиторной учебной работой студентов, составной частью процесса подготовки педагогов профессионального обучения, где на нее, для очной формы обучения, отводится до 5о% общей учебной нагрузки.
Учебная дисциплина «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» является профессионально значимой в подготовке музыкальных руководителей. Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с компетенциями педагога-музыканта в соответствии с ФГОС.
Целью дисциплины является подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности. Она соотносится с работой студентов в рамках практической деятельности в Дошкольных образовательных учреждениях, поэтому для сформированности ОК и ПК необходимо уделять достаточно внимания СРС. Успешное выполнение СР способствует положительному прохождению промежуточной аттестации студентами: сдаче квалификационного экзамена по ПМ.01. В ходе самостоятельной работы по дисциплине студенты должны решать следующие задачи: − закрепление полученных знаний; получение новых знаний; превращение полученных знаний в устойчивые умения и навыки.
Основная часть
Самостоятельная работа, согласно учебному плану предмета, включает 40 внеаудиторных и аудиторных часов. Студентам всей группы предлагается внеаудиторная самостоятельная работа, на которую отводится 4 часа. Задание: Составить предварительную и общую беседу для старших дошкольников по слушанию музыки, как основного вида музыкальной деятельности детей, рассчитанную на 3-4 музыкальных занятия, с обязательной опорой на основные дидактические принципы: системности, систематичности, последовательности, научности, прочности формирования ЗУНов у детей. Использовать общепедагогические и музыкальные методы обучения. Музыкальный материал: цикл пьес «Времена года» П.И.Чайковского и цикл пьес «Времена года» А.Вивальди. СР должна иметь интегративный характер: учитывать при составлении беседы межпредметные связи музыки с изобразительным искусством, литературой, народным творчеством, историей и географией. Выполнить самостоятельную работу по предложенному алгоритму. Возможно использование ИКТ: презентации по теме работы. Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр.
Цель самостоятельной работы по дисциплине - подготовить студента к профессиональной деятельности и сформировать навык работы над восприятием музыки у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи самостоятельной работы по дисциплине – сформировать у студентов представление о сущности музыкального восприятия у дошкольников; умения и навыки самостоятельной работы; умения находить необходимый материал по теме, анализировать и обобщать его с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста; навыка составления беседы с учетом преемственной связи музыкальных занятий; умения ориентироваться в последовательности работы над составлением беседы; использовать общепедагогические и музыкальные методы и приемы с опорой на дидактические принципы.
Критерии оценки: «отлично»- беседа составлена последовательно, с учетом преемственной связи занятий, возрастных особенностей детей, использованы межпредметные связи, четко продуманы вопросы; «хорошо»- неточная формулировка вопросов детям, нарушена взаимосвязь между этапами беседы; «удовлетворительно»- не поставлены задачи закрепления знаний детей в беседе, нарушена последовательность составления беседы от занятия к занятию, вопросы сформулированы не верно.
Алгоритм составления беседы по слушанию музыки для 1-го музыкального занятия (время проведения данного вида деятельности-10-12 минут, старшая возрастная группа).
1.Ознакомление дошкольников с творчеством русского композитора П.И.Чайковского (использовать интересные и занимательные моменты из творческой жизни композитора с показом портрета в доступном изложении 5-6 предложений).
2.Выбор пьес по календарному времени года, рассказ о месяцах времени года, подготовка наводящих вопросов, применение поэтического слова, загадок, пословиц, обязательный показ иллюстраций или репродукций картин выбранного времени года (н/р Осень, пьеса «Осенняя песнь»).
3.Первое прослушивание произведения, обязательна четкая формулировка задания перед ним.
4.Анализ характера музыкального произведения (3-4 вопроса).
5.Повторное прослушивание с привлечением внимания дошкольников к средствам музыкальной выразительности.
6. Подведение итогов данного вида музыкальной деятельности: составление вопросов и предположительных ответов детей по ознакомлению с творчеством П.И.Чайковского, повторение названия музыкального произведения.
Алгоритм составления беседы по слушанию музыки для 2-го музыкального занятия (время проведения данного вида деятельности-10-12 минут, старшая возрастная группа).
1.Повторение пройденного с использованием проблемного метода изложения материала. Подготовка вопросов о композиторе и его музыкальном произведении.
2.Рассказ о средствах музыкальной выразительности с последующим заданием перед прослушиванием.
3.Беседа о музыкальных инструментах с использованием наглядных пособий.
4.Определение музыкальных инструментов в прозвучавшей музыке (повторное прослушивание).
5.Выводы о характере музыки, темпе, ритме. Узнавание композитора и выбор из двух предложенных портретов.
Алгоритм составления беседы по слушанию музыки для 3-го музыкального занятия (время проведения данного вида деятельности-10-12 минут, старшая возрастная группа).
1.Предварительная беседа (повторение) с вопросами (5-6) о цикле «Времена года» в целом и выбранной для знакомства пьесой.
2. Знакомство с творчеством А.Вивальди.
3.Сопоставление музыкального произведения П.И.Чайковского с циклом «Времена года» итальянского композитора А.Вивальди.
4.Сравнительный анализ произведений, привлечение к средствам музыкальной выразительности, определение характера, темпа и звучащих инструментов.
5.Подведение итогов: повторение, выводы, обобщения.
Пример выполненной самостоятельной работы студентом 2 курса 213А группы Городажевой Марией по специальности «Музыкальное образование»:
Слушание или восприятие музыки, как один из основных видов музыкальной деятельности детей, требует устойчивости внимания, сосредоточенности, усидчивости. Он формирует навыки слушательской культуры дошкольников, умения анализировать и обобщать, поэтому проводится в начале музыкального занятия, сразу после входа детей в музыкальный зал и приветствия, когда их внимание еще не рассеянно.
Музыкальное занятие №1.
-Ребята, очень давно в России жил замечательный человек, он сочинял музыку, очень любил детей и много писал чудесных произведений для них. Как называется профессия человека, который пишет книги? (писатель), а стихи? (поэт), а картины? (художник). Верно. А как мы назовем человека, который пишет музыку? (композитор). Правильно. Сегодня мы познакомимся с русским композитором Петром Ильичом Чайковским (показ портрета).
П.И. Чайковский - великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в элиту мировой классики. Чайковский оставил нам прекраснуюмузыку.
Петр Ильич Чайковский родился в 1840года в городе Воткинске, где его отец служил горным инженером. Петя рос очень ранимым и впечатлительным мальчиком, его легко мог расстроить любой пустяк. За эти черты характера называли его “стеклянным ребенком”. Музыкальные способности рано проявились у мальчика. В пять лет Петя легко подбирал на фортепиано разные мелодии и импровизировал.
Когда Пете исполнилось десять лет, его отвезли в Петербург, где он поступил в Училище правоведения. К занятиям Чайковский относился серьезно, но без увлечения. Единственной отдушиной по-прежнему была музыка. Музыкальные занятия входили в курс обучения, считалось, что любой образованный человек должен уметь музицировать.
Вспоминались Петру Ильичу тихие летние вечера в Воткинске, когда он вместе с сестрой Сашей, братьями (Коля старший, Ипполит на три года моложе), любуясь изумительно красивым заходом солнца, слушал нежные и грустные народные напевы. Первые уроки музыки с горячо и нежно любимой «мамашечкой», показавшей ему ноты и научившей играть на рояле. Петр Ильич уже сам с пяти лет любил «фантазировать» на рояле. Ему казалось, что сочинять он стал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда никто другой их не слышал. Однажды после какого-то праздника, когда все уже легли спать, няня застала его в слезах: «О, эта музыка, музыка!.. Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь,— рыдая и указывая на голову, говорил мальчик,— она не дает мне покоя!»
Композитор сочинил фортепианный цикл под названием «Времена года». Это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. 12 пьес цикла отражают все месяцы времен года. (перечисление детьми месяцев). А какое сейчас время года? (осень). Назовите признаки осени (дети рассказвают). Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья желтые по ветру летят..."А.К.Толстой. (показ иллюстрации картины осени).
У Чайковского пьеса Октябрь имеет название «Осенняя песнь». Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор. Определите какой характер имеет музыка. (после прослушивания дошкольники характеризуют характер звучания музыки). В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи, как будто природа готовится к зиме: желтеют и опадают листья с деревьев, солнышко уже не светит ярко и не греет. Послушайте на каком инструменте исполняется музыкальное произведение и в каком темпе? (повторное прослушивание) дети определяют темп (медленный, неторопливый) и инструмент (фортепиано). Итог занятия. Ребята, с каким композитором мы познакомились на занятии? Какое музыкальное произведение он написал? Как называется пьеса из цикла "Времена года" Чайковского, которую мы прослушали?
Музыкальное занятие №2.
Осень – прекрасная и яркая пора года. Ребята, сейчас будем с вами отгадывать загадки про осень. (Используя загадки про осень в игре с детьми, мы поможем ребенку больше узнать о ее особенностях, о ее красоте и о том, какие явления природы происходят в эту пору. Разгадывая загадки, дети становятся умнее). Проговариваем с детьми названия трех осенних месяцев.
Пусты поля, | Утром мы во двор идём | Все мрачней лицо природы: |
Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (ветер) | Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад) | Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный... (дождь) |
Лес разделся, Неба просинь, Это время года — … - осень - | Растут — зеленеют, | Вслед за августом приходит, |
Королева наша, Осень, | Сентябрев внук, | Лист последний на заре |
А теперь прослушайте музыкальное произведение и вспомните его название (пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»). Кто написал эту музыку? (русский композитор П.И.Чайковский). Показ портрета. Перед повторным прослушиванием определите характер произведения и его темп (привлечение детей к средствам музыкальной выразительности). Итог занятия.
Музыкальное занятие №3.
Ребята, на прошлом музыкальном занятии мы отгадывали загадки про время года – осень, слушали музыкальное произведение (дети называют автора и название произведения). Сегодня мы узнаем, какие народ слагал пословицы и поговорки про осень (пояснение содержания пословиц, разъяснение новых слов: «красна», «снопы», «урожай»).
Осень - время собирать урожай | У зайцев шерсть побелела - зима близко | Весна красна цветами, а осень снопами |
Про времена года писал музыку и другой композитор, и жил он давно, в далекой красивой стране Италии. Имя этого композитора Антонио Вивальди (показ портрета)
В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио.
Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь, же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах.
Антонио все свои мечты он передал музыке. Скрипка сделала его свободным. Он просто жил он в музыке. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Вивальди в основном известен, благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года», названия которых, в отличие от произведения Чайковского, не по месяцам, а по временам года: весна, лето, осень, зима. Прослушаем концерт из цикла под названием: «Осень» и определим, какой характер музыки и темп. При повторном прослушивании сравним: 1. по характеру звучания музыку Вивальди и Чайковского; 2. какие инструменты звучат в данных произведениях; 3. к какой группе инструментов относится скрипка.
Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель.
Итог занятия: Мы познакомились с музыкой двух великих композиторов, которые написали чудесные произведения о природе и явлениях времен года с красивой мелодикой, с глубоким внутренним содержанием, живущие до сих пор, и, радующие наш слух и душу своим очарованием и красотой. Эта музыка будет сопровождать нас в течение всего года, меняясь по месяцам и временам года, показывая нам цикличность жизни: как идут часы, стучит сердце, день сменяется ночью, весна-летом, осень-зимою, так и музыка будет рядом с нами показывать и рисовать нам изменения и характер природы своими средствами музыкальной выразительности: тембрами инструментов, ветиеватостью ритмического рисунка, гармонией, мелодией, динамикой, темпом, характером.
Список источников
- Гончарова О.В. Современные подходы к созданию программного обеспечения музыкального развития дошкольников. – Волгоград: Перемена, 2010.
2. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: «Академия», 2012 – 256 с.
дополнительные источники:
- Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. – ЛАДА, 2009.
- Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. –АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
- Сычева М.А. Первые уроки музыки. – ФЕНИКС, 2009.
- Елена Пирязева, научный сотрудник ИХО РАО. «Литература и музыка – диалог искусств», 2009. http://orpheusmusic.ru
- И. А. Тихонова. «Музыка и я», 2009. http://www.musicandi.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание музыки, 2011. http://festival.1september.ru/
Интернет-ресурсы
Закон о дошкольном образовании (ст. 64):
Обучающиеся и их родители (законные представители) (гл.4)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении:
http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html
Декларация о правах ребенка:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/42.php
Конвенция о правах ребенка:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Сайты о творчестве П.И. Чайковского:
http://www.rulex.ru/rpg/portraits/29/29022.htm
http://www.tchaikov.ru/bio004.html
Сайты с загадками для детей:
Сайты с пословицами и поговорками для детей:
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/
сайты о творчестве А.Вивальди:
http://the-biografii.ru/muzykanty/
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные задания по физике.
Материал содержит задания на соответствие....
Учебно-методическое пособие по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине Химия ( Аналитическая химия) для студентов специальности 19.02.10.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», выполняющих индивидуальные задания по дисциплине «Химия» (Ана...
практические работыПрактическая работа № 1 Пищеварочные котлы: назначение, устройство, принципы работы, правила эксплуатации и безопасности труда Материальное оснащение: индивидуальные задания Ход работы: Котел пищеварочный электрический КПЭ – 100 Зад
Практические работы по дисциплине "ехническое оснащение и организация рабочего места"...
Дифференцированный зачет в форме представления презентации индивидуального задания
Дифференцированный зачёт - это форма итогового (промежуточного) контроля, указанная в учебном плане, которая предусматривает оценивание усвоения студентами обучающего материала по определённой учебной...
Индивидуальные задания для допуска к дифзачету по информатике
Индивидуальны задания для допуска студентов к дифференцированному зачету по информатике...
Файл для генерации индивидуальных заданий по построению гистограмм
Файл позволяет по заданным значениям номинального размера и предельных отклонений смоделировать ряд значений фактического размера для последующей статистической обработки. Позволяет получить как естес...