Открытый урок из курса 5кл. "Звать через прошлое к настоящему"
план-конспект урока на тему
Раскрыть образ А. Невского через различные виды искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_a._nevskiy.docx | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету Музыка.
Учителя 1 категории Скалкина Ж.Ю. и Никипорец Л.Н.
Класс: 5в
Теме урока: «Звать через прошлое к настоящему»
Цель урока: Показать, как сюжеты замечательных творений композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любовь к Родине.
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение жанров русских народных жанров и их характерных черт;
- Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
- Укрепление понимания взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов искусств (музыки, литературы, живописи и киноискусства)
- Воспитательные:
- Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
- Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
- Развивать вокально-хоровые навыки;
- Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- Повторение пройденного методом устного опроса;
- Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
- Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
- Хоровое исполнение песни «Мальчишки»
- Оборудование: Компьютер, телевизор, магнитофон, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия музыкального материала для 5 класса, музыкальные словари.
Материалы:
- слайдовая презентация;
- видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна –
- музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева, «Вставайте, люди русские»,
- текст песни «Мальчишки»
- музыкальные фонограммы.
Ход урока.
- Огр.момент . Музыкальное приветствие.
2 Актуализация .( Слово учителя литературы) (На фоне звучания колокольного звона – декламация) Слайд 1,2
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает. .
Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России.. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и в тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата..
У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди.
Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов.
Рождение в народе героя – защитника – всегда милость Божья. Бог посылает героев в самые трудные времена. Особенно это видно на истории русского народа, веры Православной. Вы можете назвать этих героев?
Кто же такие богатыри? (Ответы детей)Каких богатырей вы знаете?Слайд3
- Где можно найти точное лексическое значение этого слова? (В толковом словаре)
- (В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) Слайд4
- Где впервые вы встретились с богатырями, которыми издавна славилась земля русская? (Былины)
Картина П. Корина , изображающая А.Невского Слайд 5
Ребята, перед вами один из великих русских героев –защитников земли русской. Вы узнали, кто это?( ответы ) , И среди славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский. Слайд6 (ТЕМА)
- Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным ,волевым) Слайд 7
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20.
А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище». Слайд 8,9,10
- Отрывок из фильма» Александр Невский» ( Видеофрагмент)
В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский». Слайд 11
3.Основная часть .Учитель музыки.
Ребята, исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях различных видах искусств. Вы рассматривали живописные полотна, отрывок из кинофильмы, ему также посвящены музыкальные произведения, в частности кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева. Слайд 12,13 С этим произведением вы уже встречались ранее, поэтому слово « кантата», я думаю, вам знакомо.
.- Какое произведение называют кантатой?
Д.-ответы
Кантата – музыкальное произведение для солистов, хора, и симфонического оркестра, обычно героического и торжественного характера. Слайд 14
-Данная Кантата была написана на основе музыки к кинофильму режиссера Сергея Эйзенштейна "А. Невский".Слайд 15 В кантате 7 частей,Слайд 16 Одна из них называется « Песнь об Александре Невском». Сейчас вы услышите ее фрагмент. Слайд 17
Подумайте, каким перед вами предстает А. Невский в этой музыке?
Определите его музыкальный портрет.
Песнь об Александре Невском – Слушание
-Каков характер прозвучавшей музыки?
повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.
- каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем.
У.- Какие главные, ключивые слова из кинофильма, он сказал в своей фразе?
Ответ детей….
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет
- Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей.
4.Учитель литературы. Мы с вами вышли к проблемному вопросу урока: «Почему же помнят и почитают Александра Невского? Почему он причислен к лику святых?» При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”.
1. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.
2. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
3. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).
Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).
– Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? ( Слайд 18)
Репродукция триптиха.( Слайд 19,20,21,22,23) (Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.) Слайд 24
Рассмотрим икону А.Невского. Опишите ее. Слайд 25
Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской).
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.
УЧИТЕЛЬ: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубокими и неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо
Учитель: В чем отличие воссозданных княжеских образов на представленных репродукциях?
ПО: На одной репродукцции Александр Невский представлен как святой. На второй как воин, полководец. Слайд 26
Учитель: Кто же такой Александр Невский: святой, соблюдающий христианские заветы, или полководец, ведущий войска в битву?
Обратимся же к произведения древнерусской литературы, в которых также был воссоздан образ Александра Невского.( Слайд )
Перед вами отрывок из «Жития Александра Невского».Ребята , а как вы думаете , что это за жанр произведения , который нам еще не знаком? Чем понятия «жизнь» и «житие» отличаются друг от друга?
( жизнь — существование; житие — жизнеописание духовного или светского лица, канонизированного христианской Церковью.)
Работа с текстом.(Слайд)
УЧИТЕЛЬ: Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.
Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? Заполните таблицу цитатами из текста. (Работа в тетрадях).
Численность войска | Душевное состояние полководца | Речевая характеристика | Исход битвы |
“Шёл на врагов с малой дружиною” | “Уповал на Святую троицу”, “разгорелся сердцем”, “начал молиться со слезами”, “начал ободрять дружину”. | “Не в силе Бог, но в правде”. “Суди, Гос-поди, обидящих мя и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”. | “Перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого колья своего”. “Князь же Александр возвратился с побе-дою, хваля и славя имя своего Творца”. |
Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым?
– В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).
5.Учитель музыки(продолжение)
А.Невский-святой земли русской, а значит , образец для подражания.
Он- защитник, любил свою Родину,
Он- талантливый полководец, у него было надежное войско,
Его любил народ, верил ему и шел за ним.
Мы продолжаем работу над кантатой и сейчас у вас будет творческое задание (Кластер)
Какие чувства вызвало у вас это произведение после прочтении?
Кто такие патриоты?
Учитель музыки.
Оба произведения ( кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С.С. Прокофьева) появились накануне Великой Отечественной войне (1941-1945) и прозвучали как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину. Слайд 28
Ребята, а кто в наше время защищает нашу Родину?
Ответы детей…..
6. Работа над песней
Прежде чем перейти к песни, давайте настроимся и приведем в порядок наш голосовой аппарат. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
1. «Ладошки
2. Скороговорка – Думал, думал…
3. Распевание на гласные звуки, слоги.
Песня: «Мальчишки
Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. Слайд 29
7.Подведение итогов
Хотелось бы прочитать вам отрывок из стихотворения Николая Рубцова «Видения на холме». ( ученик)
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
Смотри, опять в леса твои и долы –
Со всех сторон нагрянули они,
Иных племен татары и монголы.
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России…
Кресты, кресты… Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной – бессмертных звезд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье…
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Итог.
-Наш урок подошел к концу. Мы прикоснулись к очень важной странице нашей истории. Ключевой фигурой для нас стал полководец, защитник Земли Русской святой князь Александр Невский. А понять и почувствовать то время нам помогли картины, музыка, кинофильм. Слайд 29,30,31,32,33
-Но самое главное то, что каждый из вас пропустил через сердце образ Александра Невского и его подвиг, испытал гордость за своего соотечественника. А я испытала гордость за вас. Ваши ответы, размышления и споры показали интерес и неравнодушие к этой теме. А это самое главное.–
Рефлексия .Колокольчики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее! ( обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию)
Мы много говорим о патриотическом воспитании подростающего поколения, говорим на педсоветах, педчтениях, на разного рода конференциях, но зачастую в наших учебных заведениях нет системы такого воспита...
От прошлого к настоящему. Ванна.
Инновационные компьютерные технологии по спецтехнологии. (презентация - ванны)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИСТОРИЯ ККМ.
Лицею-90! Сейчас это современное учебное заведение, в котором хорошо учить и учиться. У нас есть современные спортивный зал, столовая, учебные классы и, конечно, компьютерный класс.А как б...
Научно-исследовательская работа "Автомеханик прошлое и настоящее"
Работа автомеханика - это всегда поиск причин, следствий и оптимальных решений, это работа ума. ...
Статья."Нравственное воспитание: Уважать прошлое ,гордится настоящим"
В статье освещены вопросы внедрения проекта тематических классных часов по воспитательной работе среди студентов медицинского колледжа....
Достижения, образовательная деятельность 2023 - 2024. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России» Сертификат.
Достижения, образовательная деятельность 2023 - 2024. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонац...
Достижения, классное руководство КСК-113 2023 - 2024. Городские мероприятия. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России». Сертификат.
Достижения, классное руководство КСК-113 2023 - 2024. Городские мероприятия. Онлайн-викторина «Новый год: прошлое и настоящее» в рамках Московской этнографической олимпиады «Москва ...