Формирование имиджа образовательной организации (образовательного учреждения)
статья на тему

Чалова Наталья Федоровна

Что такое имидж образовательной организации? Какое влияние он оказывает на конкурентноспособность школы, вуза, колледжа? Что нужно сделать, чтобы вашу образовательную оргнизацию выбрали среди других? Об этом вы узнаете из материалов статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_imidzha.docx46.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование имиджа образовательной организации

(образовательного учреждения)

Чалова Н.Ф., преподаватель

ГБОУ СПО НАО "Нарьян-Марский

социально- гуманитарный колледж  

им. И.П. Выучейского"

Школа – это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг. В настоящее время начали употреблять в связи со школой такие понятия, как «конкурентоспособность», «сегмент рынка», «образовательная услуга», «реклама» и т.д.

Устойчивый позитивный имидж образовательной организации сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс ее развития.

В терминологическом словаре – справочнике [5] имидж рассматривается как «распространенное представление о характере объекта, целенаправленно сформированный образ-представление, наделяющий носителя имиджа при помощи ассоциаций дополнительными ценностями и способствующий более целенаправленному и эмоциональному восприятию.

В статье Л.В. Даниленко [2] понятие "имидж" как и большинство научных категорий, трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств объекта, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ объекта, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления об объекте, отношения к нему и оценки его, которые необходимы самому создателю.

Слово «имидж» происходит от английского «image» и восходит к латинскому «imago» (образ). Большинство отечественных специалистов в данной области подразумевают под имиджем совокупность представлений, понятий, взглядов и опыта людей по отношению к фирме, личности или продукту/товару/услуге. М.В. Томилова считает, что «имидж есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации» [7]. Другими словами, содержание понятия «имидж организации» включает две составляющие (описательную и оценочную). Е.В. Змановская полагает, что имидж можно раскрыть через цепочку ассоциаций «образ – впечатление – молва – репутация – слава – престиж – общественное мнение» и определить как «эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа» [4]. Носитель имиджа называется его субъектом, прототипом или прообразом, потребитель имиджа – объектом или имиджевой аудиторией. Как социально-психологический феномен имидж имеет ряд особенностей:

- формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;

- одновременно зависит и от качества своего прототипа, и от особенностей окружающих людей (имиджевой аудитории);

- выступает в форме обобщенного группового образа/представления, постепенно принимающего форму социального стереотипа;

- имеет символическую форму;

- требует специальных усилий со стороны носителя.

На построение и изменение имиджа требуется длительное время, нередко измеряемое годами.

Поскольку в данном случае объектом выступает образовательное учреждение, то речь пойдет об имидже организации. В связи с чем целесообразно будет привести определение имиджа образовательного учреждения, встречающееся в статьях Даниленко Л.В. [2], Зуевской И. [3], Пискунова М.С. [6] и др. - это «эмоционально окрашенный образ учебного заведения (школы, училища, вуза), часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума", что, очевидно, близко к сущности определения понятия «имидж организации», рассмотренном в статье Е.В. Змановской [4].

 Исследования Пискунова М.С. - анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями образовательных учебных заведений, представителями органов управления образованием, родителями - показывают, что значимой характеристикой современной школы выступает уже сложившийся или складывающийся ее образ, основу которого составляют:

- миссия образовательного учреждения, его приоритеты;
- школьная культура - уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения конкретного учебного заведения;
- виды и качество образовательных услуг данной школы;
- наличие и функционирование детских и юношеских организаций;
- связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;

- вклад учебного заведения в развитие: образовательной подготовки учащихся, их воспитанности; психических функций; творческих способностей; формирования здорового образа жизни.

В статье Зуевской И. [3] необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется следующими причинами:

– во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых северных городах) усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;

– во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;

– в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;

– в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы – в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Пискунов М.С. [6, С.47] относит к причинам, определяющим необходимость формирования имиджа образовательного учреждения следующие, более конкретные:

- сложная демографическая ситуация в системе общего среднего образования;
- дифференциация и вариативность системы общего среднего образования;
- сложность выбора направлений и перспектив самоопределения школьников;
- многочисленные запросы социальной практики;
- потребность образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе;
- наличие опыта работы образовательных учреждений в данной области.        

Фролов В.А. [10] рассматривает следующие ключевые моменты плана по созданию эффективного  комплексного имиджа школы:

- внешний имидж  образовательного учреждения,

- внутренний имидж образовательного учреждения.

Фролов В.А. [10] утверждает, что не менее важны другие факторы. К примеру, разработка философии учебного заведения. Философия и девиз, который рождается из него, служат основой построения плана формирования имиджа.

Построение имиджа образовательного учреждения [6] предполагает решение ряда задач:

1) изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения удовлетворенности школой учителями, учащимися, родителями;

2) распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов - процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности школы и, при сравнительном анализе, как преимущество данной школы перед другими;

3) обеспечение освещения событий в деятельности учебного заведения - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: "мнение больше определяется событиями", чем словами;

4) разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в школьной жизни, демонстрировать достижения школы, полученные в процессе перемен.

Федосеева И.В. [9, С.69] приводит следующие компоненты имиджа образовательного учреждения:

- фирменный стиль образовательного учреждения;

- организационная культура;

- имидж образовательной услуги;

- имидж руководителя;

- имидж персонала;

- образ выпускника образовательного учреждения;

- комфортность образовательной среды и др. 

Подробнее компоненты и их описание приведены в приложении 1. Дополнительно считаем необходимым обозначить некоторые возможные методы исследования состояния имиджа образовательного учреждения, методика проведения которых представлена в учебно-методических пособиях Уваровой Л.И. [8, С.119-132], Горячковой С.А. [1, С.100-132] и др.

Обобщая, можно сделать вывод, что имидж образовательного учреждения – это репутация, привлекательность и доверие со стороны общества. Устойчивый позитивный имидж образовательного учреждения сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.

В статье Фролова В.А. [10, С.41] определены наиболее важные принципы формирования позитивного имиджа образовательного учреждения:

- имидж образовательного учреждения должен соответствовать стратегии развития учреждения;

- имидж образовательного учреждения должен соответствовать  этапу развития учреждения;

- внутренний имидж образовательного учреждения должен соответствовать внешнему имиджу учреждения;            

- имидж образовательного учреждения должен соответствовать современному этапу развития общества, в котором существует учреждение;

- новые элементы имиджа должны постепенно вплетаться в старый  привычный рисунок, чтобы у постоянных клиентов было время привыкнуть к ним неосознанно, а новые клиенты могли оценить инновации учреждения.

Поскольку проблема формирования имиджа образовательного учреждения – явление достаточно новое в области управления школой, то логичнее будет рассмотреть особенности процесса формирования имиджа не по этапам его развития, а в соответствии с этапами работы над созданием его имиджа.

Анализ нескольких подходов к формированию имиджа организации (фирмы), разработанных различными авторами (Даниленко Л.В., Пискунов М.С., Самохин М.Ю., Почепцов Г.Г., Алешина И.В., Вишнякова М.С., Томилова М.В., Ушаков К.М. и др.) и представленный в статье Зуевской И. [3] дает основание считать, что алгоритм создания может включать:

- выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе;

- выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;

- конструирование имиджа образовательного учреждения, разработка стратегии формирования имиджа образовательного учреждения;

- непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения;

- контроль промежуточных результатов, корректировку;

- мониторинг сформированного имиджа образовательного учреждения.

Зуевская И. [3] предлагает выделить три этапа формирования и подтверждения имиджа образовательного учреждения (внутреннего и внешнего).

1.  Начало целенаправленной работы по формированию имиджа образовательного учреждения.

Внутренний имидж школы на данном этапе только формируется (или корректируется). Основные задачи, которые нужно решать в это время внутри школы:

– выработка педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии школы, ее срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;

– анализ сложившейся школьной культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, ее организационным фольклором (легендами, историями, которые постоянно циркулируют в организации), с ее языком (устойчивыми словосочетаниями – «штампами»), с утвердившимися ритуалами, церемониями;

– выявление ожиданий основных «клиентов» школы – учащихся и их родителей;

– разработка общего стиля (внешних атрибутов образовательного учреждения и этики педагогического взаимодействия).

Внешний имидж в это же время требует следующих действий:

– разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения, для формирования узнаваемого на рынке образовательных услуг образа;

– рекламная продукция, выпускаемая школой, делает упор на уникальность предлагаемых школой услуг, подчеркивает их качественность.

На первом этапе создания имиджа образовательного учреждения важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. В соответствии с позитивной установкой должно формироваться и поведение персонала, т.к. первое впечатление от общения с сотрудниками весьма сложно (и дорого) исправить. Особое внимание необходимо уделить «мелочам» (это в первую очередь символы: «настенная живопись», вид досок объявлений, рекламы и плакаты на стендах школы, объявления о кружках, секциях, одежда, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов и учеников, приказы и выговоры, школьные праздничные стенгазеты, наличие или отсутствие в них юмора и пр.). Ведь, по образному выражению имиджмейкера Бобби Джи, «кусаются комары, а не слоны».

2. Активное формирование имиджа образовательного учреждения.

Внутренний имидж в это время включает в себя следующее:

– работа над внедрением и укреплением традиций школы среди сотрудников для создания корпоративного духа. Творческая модернизация и развитие «фирменных знаков», гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), совместное празднование, выделение особых праздников школы (день основания и т. д.) – все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в коллективе и вместе с тем стремиться соответствовать этому коллективу. Уважительное отношение к каждому гостю школы вполне может быть одной из приветствуемых традиций;

– формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа образовательного учреждения;

– создание общего стиля помещений школы — в соответствии с ее традициями, с особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями.

Это не настолько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной цветовой гамме, иметь на дверях функциональные таблички, выполненные в едином стиле). При этом наличие стиля не исключает, а предполагает существование большого количества грамотных указателей. Профессор Шепель В.М. подчеркивал: «Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета в общении, так и примитивный, а тем более неряшливый вид офиса и служебных кабинетов наносит труднопоправимый ущерб фирменной репутации».

Внешний имидж образовательного учреждения в это же время направлен на следующее:

– изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция;

– использование возможностей радио, телевидения для пропаганды достижений школы;

– активное использование внешней атрибутики школы во всех видах имиджевой деятельности;

– начало связей с общественностью, проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования и т.п.;

– организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся, и т.д.;

– создание собственного сайта в Интернете как проекта, в ходе которого может быть создана рекламная площадка, где будет формироваться благожелательный имидж учреждения в Интернете;

– активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении России через наличие и функционирование детских и юношеских организаций, через конкретную деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся, через связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д., через создание условий для творческого развития;

– акцент в рекламе на стабильности деятельности школы, обеспечение достаточно регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет;

– организация постоянной обратной связи для анализа эффективности проводимых мероприятий (для этого – создание временных творческих групп педагогов и учащихся с целью проведения маркетинговых прогнозирующих исследований.

По сути, на данном этапе создается и отрабатывается система формирования и управления имиджа образовательного учреждения.

3. Поддержка, корректировка и обновление сформированного имиджа образовательного учреждения.

Управление процессом поддержки, корректировки и обновления внутреннего имиджа образовательного учреждения на этом этапе предполагает:

– стимулирование инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных курсах повышения квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.;

– создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль школы (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских (здесь возможны два пути: подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и т. д., либо реклама именно инноваций — это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы — первые);

– постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг.

Управление внешним имиджем образовательного учреждения на этом этапе нацелено на следующее:

– начало рекламной кампании инновационных проектов;

– расширение различных видов рекламы (использование доступных видов наружной рекламы и рекламы на транспорте; использование фотографий вместе с информацией; изготовление рекламных вещей (ручки, карандаши и пр.), на которых красуется эмблема школы и т.д.), широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т.д.

На каждом этапе формируются определенные информационные материалы, предназначенные для внешнего представления. Назовем их обобщенные содержательные компоненты:

– Адрес образовательного учреждения, контактные телефоны, местоположение школы и возможность до нее доехать общественным транспортом.

– Фамилия, имя и отчество директора учебного заведения; фамилии, имена и отчества заместителей директора.

– Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления, развития школы, изменения ее статуса.

– Миссия учебного заведения. Выбор миссии напрямую связан с выбором типа, вида, модели образовательного учреждения. В миссии должна быть отражена специфика контингента учащихся.

– Модель выпускника учебного заведения – один из основных компонентов информационных материалов.

– Образовательная структура учебного заведения, включающая все ступени обучения (данный компонент позволяет проследить возможности самоопределения школьников внутри школы; особенности содержания образования – оригинальные предметы, учебные курсы, факультативы, кружки, секции), новизну образовательных услуг, предлагаемых школой, их конкурентоспособность.

– Образовательное пространство учебного заведения. Научно-практические связи школы. Этот компонент создает видение возможных путей продолжения профессионального самоопределения выпускников школы, а также демонстрирует условия развития личности школьника в процессе обучения.

– Традиции школьного коллектива (праздники, олимпиады, конкурсы, состязания).

– Результаты, достижения в деятельности образовательного заведения (призовые места, победы на конкурсах, конференциях, олимпиадах; социальная адаптация; поступление в высшие учебные заведения).

– Перспективы развития образовательного учреждения.

Таким образом, для того чтобы та или иная школа была привлекательной, имела свой неповторимый, уже сложившийся или складывающийся образ, скорее всего она должна иметь:

– четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы;

– уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, именуемую школьной культурой;

– разнообразные и качественные образовательные услуги;

– оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;

– связи с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами и т.д.;

– яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;

– систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.

Основными методами формирования имиджа образовательного учреждения являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры педколлектива и всего персонала школы.

Подводя итог, можно сделать вывод: сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

1) повысить привлекательность школы – в первую очередь для родителей, учащихся и персонала,

2) повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг,

3) облегчить процесс введения новых образовательных услуг,

4) повысить уровень организационной культуры школы,

5) способствовать улучшению социально-психологичекого микроклимата в школьном коллективе.

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива и креативности работы в школе.

Таким образом, целенаправленно создаваемый имидж образовательного учреждения представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик.

           Под имиджем образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг потребителю. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным;

- с понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа;

- под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей;

- можно выделить следующие основные этапы формирования имиджа: анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж; анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.); мотивация участников проекта; ролевое распределение; выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.; определение принципов формирования имиджа; разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа; анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом;

- выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.

Список литературы

  1. Горячкова С.А. и др. Программа развития образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Архангельск: АО ИППК РО, 2008. – С. 100-132.
  2. Даниленко Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения: http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/mana_image.html 
  3. Зуевская И. Имидж школы как ресурс ее развития (не сохранила ресурс).
  4. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. - СПб., 2005. – С.141.
  5. Менеджмент и маркетинг в образовании: терминологический словарь – справочник /авт.-сост. Б.Ю. Пахомова, С.А. Горячкова, Л.И. Уварова, И.В. Федосеева.-Архангельск: АО  ИППК РО, 2009. –  С.66.
  6. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования /М.С. Пискунов //Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5, С.45-51.
  7. Томилова М.В. Модель имиджа организации/ М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. - № 1. – С.5-17.
  8. Уварова Л.И. Менеджмент в образовании: учеб.-метод. пособие /авт. Л.И. Уварова.- Архангельск: АО ИППК РО, 2009.- 119 -132 с.
  9. Федосеева И.В. Образовательный маркетинг: учеб.-метод. пособие /И.В. Федосеева. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009.-  С. 67-74.
  10. Фролов В.А. Средства PR в формировании позитивного имиджа образовательного учреждения / В.А. Фролов // PR в образовании. 2007, № 3, С.40–42.

Приложение 1

Анализ состояния имиджа ОУ

Основа - стратегический анализ – исследование внешней и внутренней среды организации.

  1. Исследование внешней среды ОУ:
  • STEP - анализ (социодемографические, технологические, экономические, политические воздействия) и др.

  1. Исследование внутренней среды ОУ:
  • SWOT –анализ (сильные, слабые стороны, возможности и угрозы);
  • Анализ внутренней среды ОУ

Компоненты имиджа ОУ

Описание компонентов имиджа ОУ

Методы изучения

Фирменный стиль ОУ

*Стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса

*стиль оформления документации

*стиль оформления помещений, интерьер и дизайн

*архитектура

*традиции ОУ, привычки сотрудников

*ученическая форма

*внешний вид педагогов

*стиль общения (в том числе и по телефону)

*символика школы (логотип, девиз, эмблема)

*наличие названия ОУ, соответствующего его статусу

*наличие «оформленных» традиций коллектива

*характерные скидки и бонусы и др.

Наблюдение

Организационная культура

*отношения делового характера (установление взаимной надежности, стабильности, удобства, официальности)

*отношения неформального характера

*деловое кредо ОУ (базовые цели ОУ)

*поведенческий кодекс (правила, нормы поведения, основанные на принципах общечеловеческой морали, ритуалы и традиции делового поведения)

*культура служебных отношений

*морально-психологический климат в коллективе

*культура педагогических отношений и др.

Теоретический анализ, наблюдение,  анкетирование:

«Методика определения профиля организационной культуры» (8, С.120)

Имидж образовательной услуги

*образовательное пространство ОУ

*научно-практические связи ОУ

*результаты, достижения в деятельности  ОУ (призовые места, победы на конкурсах, олимпиадах)

*социальная адаптация

*поступление в ВУЗ

*особенности содержания образования (оригинальные предметы, учебные курсы, факультативы, кружки, секции и др.)

*новизна (инновационность)  образовательной услуги

*конкурентоспособность образовательной услуги

*скорость реагирования на изменения запросов потребителей

*технологичность образования и др.

Наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование:

Анкета для сотрудников (1, С.113)

Интервьюирование: Анкета для родителей (1, С.115)

Имидж руководителя

*персональная характеристика (тип личности, свойства характера, качества личности, физические особенности)

*социальная характеристика (образование, биография и др.)

*профессиональные качества (стиль руководства и др.)

Теоретический анализ, анкетирование

Имидж персонала

*квалификация и профессиональные качества педагогов и сотрудников

*личностные качества персонала

*стиль поведения, внешний облик

*социально-демографические характеристики персонала и др.

Наблюдение, анкетирование:

Методика оценки уровня развития коллектива (В.С.Лазарев) (1, С.127)

Образ выпускника

*общий образовательный уровень

*профессиональные умения

*набор дополнительных полезных качеств: предприимчивость, деловитость, высокая степень адаптации к изменяющимся требованиям общества, гражданская позиция и др.

Теоретический анализ

Комфортность образовательной среды

*характер отношений между учащимися, педагогами, педагогами и учащимися

*психологический климат в ОУ (оказание актуальной психологической и социальной помощи отдельным учащимся и педагогам)

*внимание к духовному, нравственному, эмоциональному развитию личности и др.

Наблюдение, анкетирование:

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев)  (1, С.100)

Анкета «Ваше мнение» (И.Л. Забуслаева) (1, С.103)

Образ (стиль) образовательного учреждения

*роль и место на рынке образовательных услуг (города, района)

*собственная образовательная политика

*качество и содержание связей ОУ с внешними объектами

*финансовая обеспеченность и др.

Теоретический анализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...

Селезнёва Л. В. Формирование имиджа колледжа при организации профориентационной работы [Электронный ресурс] // Маркетинг и логистика. – 2017. – №1 (9). – с. 90-97. Режим доступа: https://clck.ru/C9Cgn (Дата обращения 12.11.2017). --

в статье раскрывается процесс формирования имиджа образовательного учреждения, который формируется, прежде всего, на стимулировании положительных эмоций потенциальных аудиторий абитуриентов и их...

предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии

Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...

Общие принципы организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

СРЕДСТВА ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ:Организация видеотрансляций, видеоконференций и других форм дистанционного общения посредством веб-ресурсов и онлайн-сервисовО ПРАВИЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ АУДИО-ВИДЕО...

Доклад "Направления по формированию имиджа колледжа"

В терминологическом словаре – справочнике  имидж рассматривается как «распространенное представление о характере объекта, целенаправленно сформированный образ-представление, наделяющи...