Кадетское образование в России
статья на тему

Демушкин Ярослав Андреевич

В данной статье рассказывается история кадетского образования в России, поднимаются оснвные проблемы кадетского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Кадетское образование в России.

Современные социально-экономические преобразования в стране, реформирование Российской армии, возрождение духовно-нравственных ценностей народа требуют воспитания человека новой формации: гражданина и патриота, личности образованной, культурной, мобильной, готовой к творческой самореализации, сотрудничеству, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающей высокими нравственными ценностными ориентациями. Воспитание такого человека является, и являлась основной задачей кадетских корпусов России.

Зарождение в России кадетских учебных заведений связано с именем Петра Великого. В 1701 году он основал в Москве Школу математических и навигацких наук. В 1712 году были созданы Инженерная и Артиллерийская школы. К концу царствования Петра из Навигацкой школы была выделена Морская академия, а инженерные школы, которых к тому времени было уже три, объединены.

С приходом к власти Анны Иоанновны, племянницы Петра I, начинается история кадетских корпусов — заимствованной у Запада формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству. В 1731 году ею был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. Корпус должен был готовить молодых людей, как к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. Все больше проявляется принцип, ставший основополагающим для кадетского образования: военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент.

Особенно разительные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками. В 1766 году И.И Бецким был составлен Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, которым вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года.

В первый возраст надлежало набирать 5-6-летних мальчиков и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками, заботившихся о здоровье, привитии хороших манер. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами. Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до 15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушавших им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет.

Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного материала. Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие – вот такие качества должен был править Корпус своим воспитанникам. Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве.

Таким образом, при Екатерине II и И.И. Бецком сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержания учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройства жизни и быта воспитанников, а также образа кадета — выпускника с выделением доминирующих качеств личности.

Итак, к концу ХVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.

В начале ХIХ века в кадетском образовании произошли значительные изменения, вызванные возрастающей в связи с наполеоновскими войнами потребностью в офицерских кадрах для российской армии Кадетские корпуса не могли повысить свою производительность по выпуску кадров вследствие длительного срока обучения и многопрофильной подготовки. Полный курс кадетского образования был разделен на несколько этапов, в частности, на общеобразовательную и военную подготовку. Кадетские корпуса были дополнены сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин

Изначально перед кадетскими корпусами стояла двойная задача: дать воспитанникам общее образование и военную подготовку. С ростом научных знаний, усложнением видов вооружения, изменением тактики военных действий в 1863 году произошло преобразование кадетских корпусов в военные гимназии. Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку, особенно со стороны земского дворянства и купечества. Данные изменения вписывались в общее реформирование системы образования, в ходе которого было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов и изучением древних языков) и реальная (с естественно-математическим уклоном). Третьим типом стали созданные военные гимназии и прогимназии. Их предполагалось сблизить с обычными гимназиями, для чего был упразднен строевой состав, введены возраста, военные предметы сводились к минимуму, упрощен внутренний режим. Допускались приходящие ученики и занятия экстерном, вместо военных набирался гражданский персонал. Практика вскоре показала, что разрушение уклада закрытого учебного заведения, вырабатывавшего десятилетиями свои правила и ценности, сказалось негативно на воспитании, недостаточной оказалась и подготовка учащихся к переходу в военные училища, особенно в психологическом и профессиональном плане.

Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 года восстановил кадетские корпуса и преобразовал в них открытые за последний период военные гимназии, а также сформировал новые. К этому времени насчитывалось 20 кадетских корпусов, до конца века к ним прибавилось еще 4, а в начале ХХ века были образованы еще 7 кадетских корпусов. Период царствования Николая II – это время наибольшего развития кадетского образования и окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений: заимствованная форма воспитания юношества к этому времени стала только российским национальным явлением. С 1900 по 1915 годы главным начальником военно-учебных заведений становится Великий Князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов в России.

Революция и большевизм привели к разрушению системы кадетского образования, к гибели десятков и сотен кадет, оставшихся преданными монархии и России. Оказавшиеся в зарубежье члены педагогического персонала и кадеты, объединившись, создали на территории Югославии и Донской Императора Александра III кадетский корпус, и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, который просуществовал до 1944 года. До 1964 года функционировал во Франции корпус-лицей имени Николая II, где, несмотря на запрет властей на деятельность иностранных учебных заведений, тем более военных, почитались Кадетские традиции и законы.

В год коренного перелома в Великой Отечественной войне, а именно 21 августа 1943 года, руководством СССР было принято Постановление « О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» в котором говорилось: «Для устройства, воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а так же детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать … 9 суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…». В Постановлении указывалось: «…имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование».

В начале 1990-х годов по всей России стали появляется разнообразные кадетские корпуса, открываемые различными ведомствами и Министерствами. Как следствие имеет место: разные программы, методы и способы воспитания и обучения, разные цели и задачи воспитания и обучения, различная учебно-материальная база, финансирование, разные штаты, разный уровень преподавания и качество образования, не имеющие специального образования воспитатели.

В настоящий момент в России, к сожалению, нет системы подготовки воспитателей для таких учебных заведений.

Для решения проблем кадетского образования в России необходимо понять, зачем нужны в России кадетские корпуса. Основной ответ заложен в «Положении о кадетских корпусах»: «Они необходимы для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе, на гражданском и военном поприще».

Существует несколько возможностей реализации кадетского  образования. Это военные образовательные учреждения, подведомственные Министерству обороны, такие как Нахимовское училище, Морской кадетский корпус, Суворовские училища, а также система дополнительного военного образования детей, всевозможные морские и кадетские классы,  клубы и ассоциации.

Для государственной службы сегодня нужен специалист, который был бы восприимчив к инновациям, готов к эксплуатации техники и технологий не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И военная составляющая требует от него еще и умения слаженно работать в автономных коллективах и экипажах, быть морально и физически подготовленным к работе в экстремальных ситуациях. Для этого нужен принципиально новый подход к организации самого процесса обучения.

Литература:

  1. История образования в России. Ч. II. Новая педагогика петровского времени: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999
  2. Ахаян Т.К., Свиридова И.А., Смирнова В.В. История образования в России. Ч. III. Педагогика эпохи Екатерины II: Учебное пособие/Под общ.ред. Т.К. Ахаян. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003
  3. Ахаян Т.К., Свиридова И.А., Смирнова В.В. История образования в России. Ч. IV. Педагогика Российского государства ХIХ века: Учебное пособие/Под общ.ред. Т.К. Ахаян. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001
  4. http://www.krao.ru/rb-topic_t_124.htm
  5. http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./245191/276814/290605
  6. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http://www.kadet.ru/OSSNKR/Istoriya.htm&text=%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&l10n=ru&sign=30177f7b78871a66947ff0d65297b1ce&keyno=0
  7. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http://www.kadet.ru/Obrazovanie/Tezisy270409.htm&text=%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B&l10n=ru&sign=5d2ce32e4255267632e81d7d2ce4880f&keyno=0
  8. http://www.nvmu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "Образование в России"

Методическая разработка занятия предназначена для студентов II курса всех специальностей средних специальных учебных заведений. Занятие направлено на формирование у студентов иноязычной коммуникативно...

Методическая разработка для студента "Система образования в России"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования и  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» (ан...

История возникновения и развития феномена кадетского образования

Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения. Необходимость и общественная ...

«Кадетские корпуса в России. История создания, традиции, преемственность»

Мероприятие является одним из цикла мероприятий, проводимых в русле гражданско-патриотического воспитания воспитанников в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе. Мероприятие составлено в форме ...

Конспект урока "Первые кадетские корпуса в России"

Конспект урока "Первые кадетские корпуса в России"...

История кадетского образования в России

В презентации отражены основные этапы развития кадетского образования в России, так называемые "Три века русской военной школы". В презентации также приведены примеры выпускников кадетских к...