Методическая разработка экспериментального урока по теме " Трансформаторы"
тест на тему
Представлена разработка эксперементального урока по теме " Трансформаторы" Данный урок является завершающим в изучении темы " Трансформаторы" Этот урок позваляет систематизировать знания студентов по теме. Карточки с заданиями подобраны таким образом, что охватывают все разделы данной темы (утсройства, примненения, рабочих характеристик , различные виды, принцип действия). Каждая карточка имеет 3-4 вопроса , к которым предложены 3-4 варианта ответа. Для каждого студента имеется зачетный лист,в котором проставляются выбранные ответы Правильные ответы суммируются, и взависимости отколичества баллов студент получает в конце урока оценку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Автомеханический лицей»
Тема урока: «Трансформаторы» (зачет по теме)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,
Основная цель: Проверка учащимися усвоения данного материала при помощи зачета
Цель урока:
- Образовательная- обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах, об устройстве и принципе действия трансформаторов
- Развивающая- способность развитию мыслительных способностей студентов, формированию умения и навыков при выполнении расчетных заданий, способность развитию самостоятельного мышления
- Воспитательная –способствовать воспитанию у студентов устойчивого интереса к дисциплине и навыков работе в коллективе
- Формирование профессиональных компетенций –организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их эффективность и качество
Дидактическое и методическое оснащение кабинета
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Карты задания
- Зачетные листы
Литература
1 Шихина А.Я. «Электротехника»
М. Высшая школа. 2009г.
2 Касаткина А.С. «Основы электротехники»
М. Высшая школа. 2005 г.
3 Ванюшин М. Мультимедийный курс
«В мир электричества как в первый раз» 2009 г.
http://www.elt.com/.
4 Электронный курс «Электротехники»
http.//www / Edu.ru
О зачете учащимся сообщается за неделю. Студенты должны знать:
- Понятия, взаимоиндукция, трансформатор
- Закон электромагнитной индукции
- Устройство и принцип работы трансформатора
- Классификация трансформаторов
Студенты должны уметь:
- Оперировать понятиями
- Производить расчеты КПД трансформатора
- Производить расчеты коэффициента трансформации
Оговорены требования к учащимся во время его проведения. У каждого учащегося должен быть подготовлен зачетный лист, в котором будут отражены баллы за каждое выполненное задание.
Ход урока
1 этап. Вводно- мотивационный -4 мин
Преподаватель проверяет присутствие студентов, готовность к уроку объясняет учащимся, для чего собрались на этот урок, сообщает основную цель урока
2 Основной этап– 35 мин.
Организация индивидуальной работу студентов с карточками-заданий (тестовые задания). Студенты отвечают на тестовые вопросы, вспоминая ранее изученный материал
3 Заключительный этап-6 минут Преподаватель подводит итоги. Отмечает положительные стороны ответов и то, на что обратить внимание в дальнейшим. Благодарит студентов за работу
Самоанализ занятий
-Повторно-обобщающий урок по теме «Трансформаторы» является завершающим в изучении раздела «Трансформаторы». Урок обобщает и систематизирует знания студентов по данной теме. Опирается на знания, умения и навыки студентов, полученные не предыдущих занятиях по данной теме. Формирует интерес к электротехнике
-Данный тип урока был выбран в процессе отбора и анализа материала для занятий.
-Карточки с заданиями охватывают все разделы данной темы и вопросы имеют дифференцированную направленность.
-Главный упор на уроке делается на развитие мыслительной деятельности студентов
-На уроке присутствует самостоятельная работа студентов
-Контроль знаний проходит в конце урока. Дается анализ проделанной работы. Отмечается положительные и отрицательные моменты ответов, но вопросы теста.
-Студенты на уроке были активны. С удовольствием отвечали на вопросы. Даже появился дух соревнования между ними
-Цель, поставленная преподавателем достигнута. Больше половины студентов получили положительные оценки
Приложение 1
Зачетный лист
Студент__________________ группа____________
Карта № | вопросы | Общий балл | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
5-2 | |||||
5-3 | |||||
5-4 | |||||
5-5 | |||||
5-6 | |||||
5-7 | |||||
5-8 | |||||
5-9 | |||||
5-10 | |||||
5-11 |
Приложение 2
Карты заданий
Карта № 5-2 | ||
Трансформаторы: устройство | ||
Какие трансформаторы изображены | «а» и «б»- стержневые | 1 |
«а»-стержневого «б»- броневого | 2 | |
«а»-броневого «б»-стержневого | 3 | |
Почему магнито-проводы высокочастотных тр-ов прессуют из ферромагнитного порошка | Для увеличения технологии изготовления | 1 |
Для увеличения магнитной проводимости Для уменьшения тепловых потерь | 2 3 | |
Какая из обмотки является низшего напряжения | 1 | 1 |
2 | 2 |
Карта № 5-3 | ||
Принцип действия трансформатора Коэффициент трансформации | ||
Принцип действия трансформатора основан на | Закон Ампера | 1 |
Закон электромагнитной индукции | 2 | |
Принцип Ленца | 3 | |
Чему равно отношение напряжения на зажимах первичной и вторичной обмоток | Отношению числа витков обмоток | 1 |
Приближенно отношению числа витков обмоток | 2 | |
U1=200 В; Р= кВт;I2= 0,5 А Определите приблизительно значение коэффициента трансформации | Для решения задачи недостаточно данных | 1 |
k=50 | 2 | |
k=10 | 3 | |
k=0,1 | 4 |
Карта № 5-4 | ||
Работа трансформатора под нагрузкой | ||
Как изменится магнитный поток в сердечнике трансформатора при увеличении тока нагрузки в два раза | Не изменится | 1 |
Увеличится в 2 раза | 2 | |
Уменьшится в 2 раза | 3 | |
Какие переменные физические величины совпадают по фазе при работе нагруженного трансформатора | Е1; Е2; U2 | 1 |
Е1; Е2 | 2 | |
-E1;U1 | 3 | |
Угол сдвига между напряжением на вторичной обмотке и током нагрузки увеличится в 2 раза. Как изменится угол сдвига фаз между напряжением и током в первичной обмотке | Не изменится | 1 |
Увеличится примерно в 2 раза | 2 | |
Уменьшится примерно в 2 раза | 3 |
Карта № 5-5 | ||
Потери энергии и коэффициента полезного действия трансформатора | ||
Зависит ли от нагрузки потери энергии: а) -в обмотках б) – в сердечниках тр-ра | зависят | 1 |
Не зависят | 2 | |
а) зависят, б) не зависят | 3 | |
а) не зависят, б) зависят | 4 | |
При каком токе нагрузки потери в сердечнике равны потерям в обмотках S 0 10 20 30 I2 A | I2=0 | 1 |
I2=10 А | 2 | |
I2 =20 А | 3 | |
I2 =40 А | 4 | |
Измерена мощность на входе и выходе тр-ра: Р1= 10 кВт; Р2=9,8кВт Определите К.П.Д. трансформатора % | 97 | 1 |
98 | 2 | |
99 | 3 | |
Для решения задачи недостаточно данных | 4 |
Карта № 5-6 | ||
Трансформаторы: трехфазные автотрансформаторы, сварочные | ||
Сколько стержней должен иметь сердечник трехфазного трансформатора | два | 1 |
один | 2 | |
три | 3 | |
Коэффициент трансформации автотрансформатора к=10 А) какая часть витков обмотки является общей для первичной и вторичной цепей Б) какой ток течет по этим обмоткам | А) 0,1ω1; б)0,9 ǀ1 | 1 |
А) 09ω1; б)0,1 ǀ1 | 2 | |
Какие однофазные сварочные трансформаторы выпускаются отечественной промышленностью | СТЭ | 1 |
СТАН-1; ТС- 500 | 2 | |
Все перечисленные марки | 3 |
Карта № 5-7 | ||
Трансформаторы: трехфазные автотрансформаторы, сварочные | ||
На рисунке изображена клеммовая панель понижающего трехфазного тр-ра. Какие клеммы д. б. подсоединены к питающей сети а | А, В, С | 1 |
а, в, с | 2 | |
о, а, в, с | 3 | |
Какие приборы нельзя подключать к трансформатору напряжения | Вольтметры, обмотки напряжения ваттметров, высоковольтные обмотки реле | 1 |
Амперметры, токовые обмотки ваттметров, низковольтные обмотки реле | 2 | |
Почему для сварки используются тр-ры с крутопадающей внешней характеристикой | Для получения на вторичной обмотке устойчивого напряжения 60-70 В | 1 |
Карта № 5-8 | ||
Трансформаторы: трехфазные автотрансформаторы, сварочные | ||
Число витков в каждой обмотки 1000, в каждой фазе вторичной обмотки 200. Линейное напряжение питающей сети 1000 В Определите линейное напряжение на выходе тр-ра | 200 В | 1 |
500 В | 2 | |
Для решения задачи недостаточно данных | 3 | |
Чем отличается принципиально автотрансформатор от трансформатора | Малым коэффициентом трансформации | 1 |
Возможностью изменить коэффициент трансформации | 2 | |
Электрическим соединением первичной и вторичной цепей | 3 | |
Почему сварочные тр-ры рассчитывают на сравнительно небольшие вторичные напряжения (укажите неверный ответ) | Для повышения при заданной мощности величины сварочного тока | 1 |
Для улучшения условий безопасности работы сварщика | 2 | |
Для получения крутопадающей внешней характеристики | 3 | |
Карта № 5-9 | ||
Трансформаторы, основные характеристики | ||
Как изменится магнитный поток в сердечнике трансформатора при увеличении тока нагрузки в два раза | Не изменится | 1 |
Увеличится в 2 раза | 2 | |
Уменьшится в 2 раза | 3 | |
Какие из величин, которые могут изменятся в процессе работы тр-ра, влияют на напряжение вторичной обмотки | U1; X1б; ǀ2; ω | 1 |
U1 ; ω ; ǀ2; ϕ2 | 2 | |
ǀ2; ω2;X2б; Rн | 3 | |
Число витков в каждой фазе обмотки 1000, в каждой фазе вторичной обмотки 200. Линейное напряжение сети 1000Вю Определите линейное напряжение на входе тр-ра , если обмотки соединены «треугольник/ звезда» | 200/√3 | 1 |
1000/√3 | 2 | |
200 √3 | 3 |
Карта № 5-10 | ||
Трансформаторы, основные характеристики | ||
На каком явлении основано действие трансформатора | Самоиндукции | 1 |
Взаимной индукции | 2 | |
Электромагнитной индукции | 3 | |
Магнитной индукции | 4 | |
Индуктивности | 5 | |
Признак понижающего трансформатора | K>1 | 1 |
K<1 | 2 | |
K=1 | 3 | |
Формула для определения коэффициента трансформации | U2/U1 | 1 |
Р2/Р1 | 2 | |
U1/U2 | 3 | |
Р1/Р2 | 4 |
Карта № 5-11 | ||
Трансформаторы, основные характеристики | ||
Какая обмотка трансформатора называется вторичной | Обмотка тр-ра,к которой подключается переменное напряжение | 1 |
Обмотка тр-ра, к которой подключается нагрузка | 2 | |
Обмотка тр-ра , к которой подключается сеть | 3 | |
Признак повышающего трансформатора | К<1 | 1 |
K>1 | 2 | |
1>K<1 | 3 | |
Что называется, коэффициентом полезного действия трансформатора | U1/U2 | 1 |
P1/P2 | 2 | |
P2/P1
| 3 |
Приложение 3
Карта контроля
Карта вопрос | 5-2 | 5-3 | 5-4 | 5-5 | 5-6 | 5-7 | 5-8 | 5-9 | 5-10 | 5-11 | |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
Итоговый балл | 6 | 8 | 5 | 8 | 4 | 3 | 7 | 4 | 7 | 7 | 58 |
Критерий оценок:
5 - 9-10 карточек - баллов 48- 58
4 – 7-8 карточек – баллов 47-36
3 – 5-6 карточек – баллов 35-29
2 – меньше 5 карточек
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации обучения, учащихся к изучению физики на примере изучения темы «Трансформаторы»
Данилина Татьяна Николаевна. Преподаватель физики и электротехники
Особенности современного подхода к цели образования, его структуры- это ориентация на формирование личности. При этом необходимо учитывать, как возрастные, психологические особенности контингента, так и специфику образовательного учреждения, где происходит процесс обучения.
Решающая проблема в образование в настоящее время-учебная мотивация. Мотив обучения у каждого студента свой и это надо учитывать, с этим надо считаться. Эти мотивы могут быть разными: учебные и профессиональные.
Главная задача преподавателя для повышения мотивации в процессе обучения физики- такая организация учебной деятельности студентов, которая максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала студента
Как один из способов повышения мотивации – использование ИКТ в учебном процессе
Индивидуальная и групповая форма работы студентов с информационными и коммуникационными технологиями, занятия с применением иллюстративно-демонстрационным приложением, проектируемых на интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. Используя локальные компьютерные сети, преподаватель может сочетать как групповые, так и индивидуальные режимы работы. Например, Урок «Повторно-обещающий» Входе урока часть студентов выполняет тестовое задание прямо на компьютере, друга часть готовится ответить на вопросы по наблюдаемым явлениям и закономерностям.
С помощью электронных наглядных пособий и созданных презентаций по темам уроков можно классифицировать информационные объекты: видеофрагменты, видеофильмы, анимация, компьютерные интерактивные модели.
Все это позволяет повысить эффективность проведения урока. Усилить привлекательность подачи материала. Осуществить дифференциацию видов занятий, а также разнообразить формы обратной связи
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживление», возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.
«Золотое правило дидактики- наглядность» (Ян Каменский)
Из опыта работы
Изучение курса физики строится на основе лекционно- семинарской форме обучения. ГБПОУ «Автомеханический лицей» готовит следующие специальности профессии: - автомеханики, сварщики. Возраст студентов 16-17 лет. После школы перед ними встают проблемы:
- Выбор профессии.
- Знакомство с новым учебным заведением
- С новыми формами обучения (лекции, семинары, зачеты)
По социальному статусу обучающиеся –это в основном дети рабочих, где больше половины в неполных семьях, что не способствует процессу осознания ими объективно значимости обучения. Контроль знаний при поступлении показывает, что почти 90 % это -3.
Поэтому процесс начинается с мотивации предмета.
Эту мотивацию можно проявить с помощью творческих заданий с применением ИКТ, самостоятельной работы с применением ИКТ. лабораторных работ и т. д.
Использования ИКТ на уроке по физике при изучении темы « Трансформаторы» :
- Ванюшин М. «Мультимедийный курс» В мир электричества как в первый раз» , 2009 nttp://www.eltry.com
(раздел «трансформаторы», основной текс, видеоматериал)
- Видео урок «трансформаторы»
- Демонстрация компьютерной презентации (презентация по теме « Трансформаторы») {студенты самостоятельно делают презентации по данной теме}
- В конце урока каждый студент должен предложить вопрос для теста с вариантами ответа. Затем из этих вопросов формируем сам тест. Данный тест находится в компьютере и его можно использовать для зачета по теме кто пропустил занятия, По тому как сформулированы вопросы и варианты ответов можно говорить о восприятии материала обучающимися Активность обучающихся отмечается баллами. которые в конце урока суммируются
Использование ИКТ вне урока (самостоятельная работа студентов)
- Использование электронных учебников
Электронный ресурс «Электротехника» Форма доступа: http://www/edu/ru
- интернет -ресурс http://www.fizika/ru
- подготовка доклада по теме «Применение трансформаторов»
для этого необходимо воспользоваться Интернет- ресурсами и другими источниками
входе работы студент должен показать умение работать с текстом, выделять главное, найти и проанализировать необходимую информацию, сделать выводы, правильно представить свою мысль
- По докладу нужно подготовить выступление с презентацией
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывает не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Привлечение всех органов чувств ведет к исключительному повышению степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами обучения
По данным ЮНЕСКО при ауди восприятии сваиваемость-12% информации, при визуальном – 25%, а при аудиовизуальном восприятие материала до 65 % информации.
Поэтому обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее эффективной формой обучения, что и происходит на практике.
Литература:
- Горлова Л.А. Нестандартные уроки. Физика 7-11 класс, – Москва: « ВАКО», 2006.
- Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.
- ИКТ в предметной области. Часть V. Физика Методические рекомендации. ГОУ ДПО ЦПКС СПб « РЦОКО и ИТ» 2010.
- Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных компетенций на уроках физики – М.: Просвещение, 2011.
- Сауров Ю.А. Физика в 11 классе Модели уроков - Москва « Просвещение» 2005.
- Усова А.В., Завъялов В.В. Самостоятельная работа в процессе изучения физики: Методическое пособие – М.: Высш. шк., 1984.
- Бутырский Г.А. ,Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 класс - Москва « Просвещение» 2000.
9 Ванюшин М. «Мультимедийный курс» В мир электричества как в первый раз» , 2009 nttp://www.eltry.com
10 Электронный ресурс «Электротехника» Форма доступа: http://www/edu/ru
11интернет -ресурс http://www.fizika/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии»
Методическая разработка Бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии» ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»
Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...
Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения по профессиональному модулю ПМ....
Методическая разработка экспериментального урока по теме " Трансформаторы"
Представлена разработка эксперементального урока по теме " Трансформаторы" Данный урок является завершающим в изучении темы " Трансформаторы" Этот урок позваляет систематизировать ...
Методическая разработка учебного занятия на тему : "Трансформаторы"
Учебное занятие на тему: «Трансформаторы»\Профессиональный цикл – ПМ 04. Выполнение работ по профессии слесаря-электрика по ремонту оборудованияУчебная дисциплина: МДК 04.02 Ремонт и...
Методическая разработка открытого урока по теме "Трансформаторы" по УД "Электротехнике"
Введение. Психолого-педагогическая характеристика группы. План открытого урока. Содержание занятия. Анализ открытого урока....