Методическая разработка экспериментального урока по теме " Трансформаторы"
тест на тему

Данилина Татьяна

Представлена разработка эксперементального урока по теме " Трансформаторы"  Данный урок является  завершающим в изучении   темы " Трансформаторы" Этот урок позваляет систематизировать  знания студентов по теме. Карточки с заданиями  подобраны таким образом, что охватывают все  разделы данной темы (утсройства, примненения, рабочих характеристик , различные виды, принцип действия). Каждая карточка имеет 3-4 вопроса , к которым предложены 3-4 варианта ответа. Для каждого студента имеется  зачетный лист,в котором  проставляются выбранные  ответы Правильные ответы суммируются, и взависимости отколичества баллов  студент получает в конце урока   оценку. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Автомеханический лицей»


Тема урока: «Трансформаторы» (зачет по теме)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,

Основная цель: Проверка учащимися усвоения данного материала при помощи зачета

 Цель урока:

  • Образовательная- обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах, об устройстве и принципе действия трансформаторов
  • Развивающая- способность развитию мыслительных способностей студентов, формированию умения и навыков при выполнении расчетных заданий, способность развитию самостоятельного мышления
  • Воспитательная –способствовать воспитанию у студентов устойчивого интереса к дисциплине и навыков работе в коллективе
  • Формирование профессиональных компетенций –организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их эффективность и качество

Дидактическое и методическое оснащение кабинета

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Карты задания
  • Зачетные листы

Литература

1 Шихина А.Я. «Электротехника» 

М. Высшая школа. 2009г.

2 Касаткина А.С. «Основы электротехники»

М. Высшая школа. 2005 г.

3 Ванюшин М. Мультимедийный курс

 «В мир электричества как в первый раз» 2009 г.

http://www.elt.com/.

4 Электронный курс «Электротехники»

http.//www / Edu.ru

О зачете учащимся сообщается за неделю.                                       Студенты должны знать:  

  • Понятия, взаимоиндукция, трансформатор
  • Закон электромагнитной индукции
  • Устройство и принцип работы трансформатора 
  • Классификация трансформаторов  

Студенты должны уметь:

  • Оперировать понятиями
  • Производить расчеты КПД трансформатора
  • Производить расчеты коэффициента трансформации

                                                                                                Оговорены требования к учащимся во время его проведения. У каждого учащегося должен быть подготовлен зачетный лист, в котором будут отражены баллы за каждое выполненное задание.

 Ход урока

1 этап. Вводно- мотивационный -4 мин

Преподаватель проверяет присутствие студентов, готовность к уроку объясняет учащимся, для чего собрались на этот урок, сообщает основную цель урока

2 Основной этап35 мин. 

Организация индивидуальной работу студентов с карточками-заданий (тестовые задания). Студенты отвечают на тестовые вопросы, вспоминая ранее изученный материал

3 Заключительный этап-6 минут                               Преподаватель подводит итоги. Отмечает положительные стороны ответов и то, на что обратить внимание в дальнейшим. Благодарит студентов за работу

Самоанализ занятий

-Повторно-обобщающий урок по теме «Трансформаторы» является завершающим в изучении раздела «Трансформаторы». Урок обобщает и систематизирует знания студентов по данной теме. Опирается на знания, умения и навыки студентов, полученные не предыдущих занятиях по данной теме. Формирует интерес к электротехнике

-Данный тип урока был выбран в процессе отбора и анализа материала для занятий.

-Карточки с заданиями охватывают все разделы данной темы и вопросы имеют дифференцированную направленность.

-Главный упор на уроке делается на развитие мыслительной деятельности студентов

-На уроке присутствует самостоятельная работа студентов

-Контроль знаний проходит в конце урока. Дается анализ проделанной работы. Отмечается положительные и отрицательные моменты   ответов, но вопросы теста.

-Студенты на уроке были активны. С удовольствием отвечали на вопросы. Даже появился дух соревнования между ними

-Цель, поставленная преподавателем достигнута. Больше половины студентов получили положительные оценки

                                             Приложение 1

Зачетный лист    

Студент__________________ группа____________

Карта

вопросы

Общий балл

1

2

3

4

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

5-7

5-8

5-9

5-10

5-11

                                         Приложение 2

Карты заданий

Карта № 5-2

 Трансформаторы: устройство

Какие трансформаторы изображеныC:\Users\User\Desktop\трансформатор.jpg

«а» и «б»- стержневые

1

«а»-стержневого

«б»- броневого

2

«а»-броневого

«б»-стержневого

3

 

Почему магнито-проводы высокочастотных тр-ов прессуют из ферромагнитного порошка

Для увеличения технологии изготовления

1

Для увеличения магнитной проводимости

Для уменьшения тепловых потерь

2

3

 Какая из обмотки является C:\Users\User\Desktop\li_07017[1].jpg

низшего напряжения

1

1

2

2

Карта № 5-3

Принцип действия трансформатора

Коэффициент трансформации

 Принцип действия трансформатора основан на

Закон Ампера

1

Закон электромагнитной индукции

2

Принцип Ленца

3

Чему равно отношение напряжения на зажимах первичной и вторичной обмоток

Отношению числа витков обмоток

1

Приближенно отношению числа витков обмоток

2

U1=200 В; Р= кВт;I2= 0,5 А

Определите приблизительно значение коэффициента трансформации

Для решения задачи недостаточно данных

1

k=50

2

k=10

3

k=0,1

4

Карта № 5-4

Работа трансформатора под нагрузкой

Как изменится магнитный поток в сердечнике трансформатора при увеличении тока нагрузки в два раза

Не изменится

1

Увеличится в 2 раза

2

Уменьшится в 2 раза

3

  Какие переменные физические величины совпадают по фазе при работе нагруженного трансформатора

Е1; Е2; U2

1

Е1; Е2

2

-E1;U1

3

 Угол сдвига между напряжением на вторичной обмотке и током нагрузки увеличится в 2 раза. Как изменится угол сдвига фаз между напряжением и током в первичной обмотке

Не изменится

1

Увеличится примерно в 2 раза

2

Уменьшится примерно в 2 раза

3

Карта № 5-5

Потери энергии и коэффициента полезного действия трансформатора

Зависит ли от нагрузки потери энергии:

а) -в обмотках

б) – в сердечниках тр-ра

зависят

 1

Не зависят

 2

а) зависят, б) не зависят

 3

а) не зависят, б) зависят

4

При каком токе нагрузки потери в сердечнике равны потерям в обмотках

S

   0         10        20            30             I2 A

I2=0

1

I2=10 А

2

I2 =20 А

3

I2 =40 А

4

 Измерена мощность на входе и выходе тр-ра:

Р1= 10 кВт; Р2=9,8кВт

Определите К.П.Д.

трансформатора %

97

1

98

2

99

3

 Для решения задачи недостаточно данных

4

Карта № 5-6

Трансформаторы: трехфазные автотрансформаторы, сварочные

Сколько стержней должен иметь сердечник трехфазного трансформатора

два

1

один

2

три

3

Коэффициент трансформации автотрансформатора к=10

А) какая часть витков обмотки является общей для первичной и вторичной цепей

Б) какой ток течет по этим обмоткам

А) 0,1ω1; б)0,9 ǀ1

1

А) 09ω1; б)0,1 ǀ1  

2

 Какие однофазные сварочные трансформаторы выпускаются отечественной промышленностью

СТЭ

1

СТАН-1; ТС- 500

2

Все перечисленные марки

3

Карта № 5-7

Трансформаторы: трехфазные автотрансформаторы, сварочные

На рисунке изображена клеммовая панель понижающего трехфазного тр-ра. Какие клеммы д. б. подсоединены к питающей сети

а

А, В, С

1

а, в, с

 2

о, а, в, с

3

Какие приборы нельзя подключать к трансформатору напряжения

Вольтметры, обмотки напряжения ваттметров, высоковольтные обмотки реле

  1

Амперметры, токовые обмотки ваттметров, низковольтные обмотки реле

2

 Почему для сварки используются тр-ры с крутопадающей внешней характеристикой

Для получения на вторичной обмотке устойчивого напряжения 60-70 В

1

Карта № 5-8

Трансформаторы: трехфазные автотрансформаторы, сварочные

Число витков в каждой обмотки 1000, в каждой фазе вторичной обмотки 200. Линейное напряжение питающей сети 1000 В

Определите линейное напряжение на выходе тр-ра

200 В

1

500 В

2

Для решения задачи недостаточно данных

3

Чем отличается принципиально автотрансформатор от трансформатора

Малым коэффициентом трансформации

1

Возможностью изменить коэффициент трансформации

2

Электрическим соединением первичной и вторичной цепей

3

 Почему сварочные тр-ры рассчитывают на сравнительно небольшие вторичные напряжения (укажите неверный ответ)

 Для повышения при заданной мощности величины сварочного тока

1

 Для улучшения условий безопасности работы сварщика

2

 Для получения крутопадающей внешней характеристики

3

Карта № 5-9

Трансформаторы, основные характеристики

Как изменится магнитный поток в сердечнике трансформатора при увеличении тока нагрузки в два раза

Не изменится

1

Увеличится в 2 раза

2

Уменьшится в 2 раза

3

Какие из величин, которые могут изменятся в процессе работы тр-ра, влияют на напряжение вторичной обмотки

U1;  X1б;  ǀ2; ω 

1

U1 ; ω ; ǀ2; ϕ2

2

ǀ2; ω2;X2б;  Rн

3

 Число витков в каждой фазе обмотки 1000, в каждой фазе вторичной обмотки 200. Линейное напряжение сети 1000Вю Определите линейное напряжение на входе тр-ра , если обмотки соединены

«треугольник/ звезда»

200/√3

1

1000/√3

2

200 √3

3

Карта № 5-10

Трансформаторы, основные характеристики

 На каком явлении основано действие трансформатора

Самоиндукции

1

Взаимной индукции

2

Электромагнитной индукции

3

 Магнитной индукции

4

Индуктивности

5

Признак понижающего трансформатора  

K>1

1

K<1

2

K=1

3

Формула для определения коэффициента трансформации

U2/U1

1

Р21

2

U1/U2

3

Р12

4

Карта № 5-11

Трансформаторы, основные характеристики

Какая обмотка трансформатора называется вторичной

Обмотка тр-ра,к которой подключается переменное напряжение

1

Обмотка тр-ра, к которой подключается нагрузка

2

Обмотка тр-ра , к которой подключается сеть

3

Признак повышающего трансформатора

К<1

1

K>1

2

1>K<1

3

Что называется, коэффициентом полезного действия трансформатора

U1/U2

1

P1/P2

2

P2/P1

 

3

                                                             Приложение 3

Карта контроля

Карта

вопрос

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

5-7

5-8

5-9

5-10

5-11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

 3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Итоговый

 балл

6

8

5

8

4

3

7

4

7

7

58

Критерий оценок:

5 - 9-10 карточек - баллов 48- 58

4 – 7-8 карточек – баллов 47-36

3 – 5-6 карточек – баллов 35-29

2 – меньше 5 карточек



Предварительный просмотр:

Повышение мотивации обучения, учащихся к изучению физики на примере изучения темы «Трансформаторы»

                      Данилина Татьяна Николаевна.                               Преподаватель физики и электротехники

Особенности современного подхода к цели образования, его структуры- это ориентация на формирование личности. При этом необходимо учитывать, как   возрастные, психологические особенности контингента, так и специфику   образовательного учреждения, где происходит процесс обучения.

Решающая проблема в образование в настоящее время-учебная мотивация. Мотив обучения у каждого студента свой и это надо учитывать, с этим надо считаться. Эти мотивы могут быть разными: учебные и профессиональные.

Главная задача преподавателя для повышения мотивации в процессе обучения физики- такая организация учебной деятельности студентов, которая максимально способствует раскрытию внутреннего потенциала студента

Как один из способов повышения мотивации – использование ИКТ в учебном процессе

Индивидуальная и групповая форма работы студентов с информационными и коммуникационными технологиями, занятия с применением иллюстративно-демонстрационным приложением, проектируемых на интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. Используя локальные компьютерные сети, преподаватель может сочетать как групповые, так и индивидуальные режимы работы. Например, Урок «Повторно-обещающий» Входе урока часть студентов выполняет тестовое задание прямо на компьютере, друга часть готовится ответить на вопросы по наблюдаемым явлениям и закономерностям.  

 С помощью электронных наглядных пособий и созданных презентаций по темам уроков можно классифицировать информационные объекты: видеофрагменты, видеофильмы, анимация, компьютерные интерактивные модели.

Все это позволяет повысить эффективность проведения урока. Усилить привлекательность подачи материала. Осуществить дифференциацию видов занятий, а также разнообразить формы обратной связи                                                            

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживление», возможностью представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

«Золотое правило дидактики- наглядность» (Ян Каменский)

Из опыта работы

Изучение курса физики строится на основе лекционно- семинарской форме обучения. ГБПОУ «Автомеханический лицей» готовит следующие специальности профессии: - автомеханики, сварщики.                                         Возраст студентов 16-17 лет. После школы перед ними встают проблемы:

  • Выбор профессии.
  • Знакомство с новым учебным заведением
  • С новыми формами обучения (лекции, семинары, зачеты)

По социальному статусу обучающиеся –это в основном дети рабочих, где больше половины в неполных семьях, что не способствует процессу осознания ими объективно значимости обучения. Контроль знаний при поступлении показывает, что почти 90 % это -3.

Поэтому процесс начинается с мотивации предмета.

Эту мотивацию можно проявить с помощью творческих заданий с применением ИКТ, самостоятельной работы с применением ИКТ. лабораторных работ и т. д.  

   Использования ИКТ на уроке по физике при изучении темы                        « Трансформаторы» :

  • Ванюшин М. «Мультимедийный курс» В мир электричества как в первый раз» , 2009  nttp://www.eltry.com

(раздел «трансформаторы», основной текс, видеоматериал)

  • Видео урок «трансформаторы»
  • Демонстрация компьютерной презентации (презентация по теме                           « Трансформаторы») {студенты самостоятельно делают презентации  по данной теме}
  • В конце урока каждый студент должен предложить вопрос для теста с вариантами ответа. Затем из этих вопросов формируем сам тест. Данный тест   находится в компьютере и его можно использовать для зачета по теме кто пропустил занятия, По тому как сформулированы вопросы и варианты ответов можно говорить о восприятии материала обучающимися Активность обучающихся отмечается баллами. которые в конце урока суммируются

Использование ИКТ вне урока (самостоятельная работа студентов)

  • Использование электронных учебников  

 Электронный ресурс «Электротехника» Форма доступа: http://www/edu/ru 

                             http://www.school.edu.ru/ 

  • подготовка доклада по теме «Применение трансформаторов»

для этого необходимо   воспользоваться Интернет- ресурсами и другими источниками

входе работы студент должен показать умение работать с текстом, выделять главное, найти и проанализировать необходимую информацию, сделать выводы, правильно представить свою мысль

  •  По докладу нужно  подготовить выступление с презентацией

Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывает не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Привлечение всех органов чувств ведет к исключительному повышению степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами обучения

По данным ЮНЕСКО при ауди восприятии сваиваемость-12% информации, при визуальном – 25%, а при аудиовизуальном восприятие материала до 65 % информации.

Поэтому обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее эффективной формой обучения, что и происходит на практике.

Литература:

  1. Горлова Л.А. Нестандартные уроки. Физика 7-11 класс, – Москва: « ВАКО», 2006.
  2. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.
  4. ИКТ в предметной области. Часть V. Физика Методические рекомендации. ГОУ ДПО ЦПКС СПб                               « РЦОКО и ИТ» 2010.
  5. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных компетенций на уроках физики – М.: Просвещение, 2011.
  6. Сауров Ю.А.  Физика в 11 классе  Модели уроков - Москва  « Просвещение» 2005.
  7. Усова А.В., Завъялов В.В. Самостоятельная работа в процессе изучения физики: Методическое пособие – М.: Высш. шк., 1984.
  8. Бутырский Г.А. ,Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике  10-11 класс  - Москва « Просвещение» 2000.

9     Ванюшин М. «Мультимедийный курс» В мир электричества как в      первый раз» , 2009  nttp://www.eltry.com

10 Электронный ресурс «Электротехника» Форма доступа: http://www/edu/ru 

11интернет -ресурс http://www.fizika/ru 

                             http://www.school.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии»

Методическая разработка Бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии» ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения  по профессиональному модулю ПМ....

Методическая разработка экспериментального урока по теме " Трансформаторы"

Представлена разработка эксперементального урока по теме " Трансформаторы"  Данный урок является  завершающим в изучении   темы " Трансформаторы" Этот урок позваляет систематизировать ...

Методическая разработка учебного занятия на тему : "Трансформаторы"

Учебное занятие на тему: «Трансформаторы»\Профессиональный цикл – ПМ 04. Выполнение работ по профессии слесаря-электрика по ремонту оборудованияУчебная дисциплина: МДК 04.02 Ремонт и...

Методическая разработка открытого урока по теме "Трансформаторы" по УД "Электротехнике"

Введение. Психолого-педагогическая характеристика группы. План открытого урока. Содержание занятия. Анализ открытого урока....