Образовательная политика малого города.
статья на тему

Гарьковенко Татьяна Ивановна

Образовательная политика малых городов имеет как преимущества, так и свои недостатки, по сравнению с большими городами. Одним из преимуществ образовательного пространства в малом городе, является то, что за развитием ребенка можно проследить от детского сада до поступления в ВУЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная политика малого города.

Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой – изменение отношения государства, общества и личности к образованию.

Все вышесказанное определенно в образовательной политике России  и не согласиться с этим просто не возможно. Но большая политика всегда состоит из различных составляющих. Образовательная политика государства состоит из образовательных политических тенденций больших и малых городов, сел и деревень. И необходимо учитывать различные условия для организации образовательного пространства в каждой области этих составляющих.

Образовательная политика малых городов имеет как преимущества, так и свои недостатки, по сравнению с большими городами. Одним из преимуществ образовательного пространства в малом городе, является то, что за развитием ребенка можно проследить от детского сада до поступления в ВУЗ. Дальнейшие успехи молодого человека, также прозрачны в малом городе, в связи с малогабаритностью пространства. Из этих же условий вытекает и самый большой недостаток малых городов – это отсутствие выбора поступления в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования после окончания школы.

На выбор учебного заведения будущего студента влияют несколько факторов и самым главным из них, в настоящее время является не выбор специальности, а стоимость обучения. Поэтому мы зачастую теряем тот потенциал, что заложен в самом человеке, так как ему приходится выбирать не то к чему он стремиться, а то чем в данный момент может воспользоваться. А воспользоваться он может только тем, что ему предлагают. Предложить же, в настоящее время, учебное заведение может не так много, в основном это так называемые «престижные» профессии, которых на рынке труда переизбыток, это специальности связанные с экономикой и  юриспруденцией.

Как говорится, есть спрос, будет и предложение. Спрос в основном определяется рекламой телевидения и прессы, где показываются успехи молодых людей, хорошо разбирающихся в вопросах бизнеса, что на прямую проецируется на профессиональную подготовку юристов и экономистов. На самом же деле выпуск специалистов данного направления в таком количестве не может быть востребован полностью. Все знают, что страна все больше нуждается в профессионалах технического направления, но конкретно какие специальности и сколько сказать сейчас никто не может.

Необходима профессиональная ориентация с раннего возраста, чтобы человек знал, что ему наиболее приемлемо, и уверен, что это будет востребовано. Такая задача  может быть решена при реализации системы мер поддержки и модернизации российского образования.

Тесная взаимосвязь детских дошкольных заведений со школой, а школы со средними профессиональными и высшими учебными заведениями позволит планировать кадровый потенциал, способный обучению необходимым специальностям и конкурентоспособный на рынке труда.

Естественно, что данное утверждение ставит новые задачи, решением которых является наиболее точное определение, какие специальности  и в каком количестве требуются на рынке труда и возможное их изменение во времени.

Простое изучение рынка труда не  позволит решить проблему малых городов в отсутствии и привлечении необходимых кадров на их территорию. В Советское время данный вопрос решался за счет предоставления жилья и других удобств молодым специалистам.  Сейчас такие меры применить просто не возможно, так как строительство жилья  в малых городах если не отсутствует полностью, то строится только под заказ. Такие вложения в молодого специалиста ни одна фирма делать не станет, ей проще найти специалиста со стажем и договориться с ним об оплате.

Но если в данный момент сделать это еще  возможно, то через несколько лет дефицит профессиональных кадров определенной направленности станет проблемой номер один.

Выход из данной ситуации для малых городов заключается  в последовательной образовательной направленности для обеспечения кадрами инфраструктуры своего города:

  1. Связать воедино образовательный процесс, заключив договора между:
  • школой и детским садом;
  • школой, средним профессиональным и высшим профессиональным учебным заведением;
  1. Изучить рынок труда;
  2. Перепрофилировать учебные заведения на подготовку необходимых городу кадров;
  3. Заключить договора с предприятиями и учреждениями города на подготовку необходимых им специалистов.

Решение данных задач продиктовано возникшей ситуацией в данный промежуток времени и  независимо от обстоятельств будет осуществляться. Уже есть опыт работы  дошкольных учреждений со школами, а школы со средними профессиональными и высшими профессиональными учебными заведениями. Например, в городе Большой Камень Приморского края муниципальная школа №4 не только работает с дошкольными учреждениями, проводя совместные мероприятия, но и имеет структурное подразделение – детский дом.

Школа, принимая детей в первый класс, не впервые видит своих подопечных, а знает о них практически все – здоровье, развитие, увлечения и т.д. Это не маловажный факт для дальнейшего обучения и профессиональной ориентации школьника.

На территории города осуществляет свою деятельность филиал Дальневосточного государственного технического университета

(ДВПИ им. В. В. Куйбышева),  имеющий в своей структуре среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Договор о сотрудничестве филиала ДВГТУ и школы заключен три года назад и уже имеет свои результаты. В школе старшие классы разделены по техническому и гуманитарному направлению, с учетом способностей и интересов учащихся.

Создание таких классов предусматривает следующие цели:

  • организовать долговременную профориентационную работу среди учащихся выпускных классов, ориентированных и на гуманитарные и на технические специальности;
  • повысить уровень подготовки выпускников школ по дисциплинам гуманитарного цикла с учетом вузовских требований;
  • в итоге получить хорошо подготовленных студентов, способных сразу включаться в вузовский учебный процесс.

Одновременно был скорректирован и существующий ранее подход к курсовой подготовке. Основной целью подготовительных курсов стало восполнение некоторых пробелов в системе знаний будущих абитуриентов по тем предметам, которые вызывают у них особые трудности при изучении, как в школе, так и в специализированных классах.

Во время учебного года ежемесячно школу посещают преподаватели университета и проводят занятия для поступления в высшие учебные заведения.

Но подготовка, наверное, слишком хороша, так как многие уезжают и поступают в высшие учебные заведения города Владивостока. А вернутся ли в родной город, став специалистами?

Для этого необходима следующая ступень, подготовка специалистов непосредственно для предприятий и учреждений города по заключенным с ними договорам. Именно гарантия трудоустройства, может остановить отток молодежи из малых городов.

Некоторые учебные заведения давно практикуют «договорную» систему с предприятиями, но ошибка их в том, что договор не подписывается на прямую, а имеет вид гарантийного письма, о том что будущий специалист будет принят на работу. Чтобы не доставлять себе лишних хлопот средние  профессиональные и высшие учебными заведениями одним из пунктов в приоритетности приема ставят условия направления на учебу от предприятий, порождая тем самым фиктивные договорные отношения между студентом и предприятием.

Необходим другой подход к данному вопросу. Надо изучить  и спланировать контингент специалистов, в которых предприятия нуждаются не только сейчас, но и с учетом развития данной территории. Сделать это можно только в непосредственной связи с предприятием. Для малых городов это не просто возможность, это необходимость.

Работая с предприятиями по договорной системе, учебное заведение выполняет заказ этого предприятия на подготовку специалиста. Если обучение платное, то учебному заведению все равно, кто платит за обучение, сам студент или предприятие. Это сфера договорных решений учащегося и организации, которой необходим специалист. Но одно, безусловно, гарантия трудоустройства такого специалиста очень велика, так как подготовка его проходит на двух уровнях:

  1. Теорию он осваивает в учебном заведении;
  2. Практический опыт приобретает на предприятии, нуждающемся в специалисте.

Предприятие, во время практики студента, не только дает ему практические навыки, но и оценивает будущего специалиста, его способности, отношение к труду, перспективность. После окончания учебы студентом, такая совместная работа будет для него визитной карточкой на конкурсе специалистов, ведь вряд ли предприятие предпочтет взять кого - то со стороны.

Самым трудоемким пунктом для средних профессиональных и высших профессиональных учебных заведений будет перепрофилирование на выпуск специалистов, необходимых предприятиям города. Но этот вопрос также требует обязательного решения. Одним из факторов влияния на такое решение является демографическая обстановка, абитуриентов через 3-4 года станет меньше и привлекательность местного учебного заведения для получения профессии необходима для сохранения нормальной ситуации на рынке труда малого города.

Города с малочисленным населением, на своей территории, в основном имеют одно, два градообразующих предприятия. Учебные заведения  в таких городах в основном среднего профессионального уровня, создавались для подготовки кадров непосредственно для таких предприятий. В условиях рыночных отношений многие предприятия если не закрылись совсем, то до минимума сократили свое производство. В таких условиях новые кадры стали не нужны, ведь на рынок труда попали высококвалифицированные кадры, сокращенные с производства. Поэтому и средние профессиональные учебные заведения также претерпели   изменения.

Пытаясь выжить в условиях рыночной экономики средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения стали ориентироваться  на престижные профессии, не учитывая их спрос на рынке. Государственный заказ на специалистов остался в минимальных размерах, но за  бюджетные места финансирование, как правило, задерживалось.

В городе Большой Камень Приморского края до середины 90-х годов прошлого века существовало два учебных заведения среднего профессионального уровня, федерального подчинения, Государственное профессиональное  техническое училище и Большекаменский судостроительный техникум. Естественно, что образование приморского городка было направленно на обеспечение кадров для кораблестроительных заводов. Во времена перестройки училище стало лицеем, а техникум преобразовался в филиал Дальневосточного Государственного технического университета с необходимым набором престижных специальностей платного образования.

В настоящее время экономическая ситуация стабилизировалась, предприятия наращивают объемы производства и им вновь нужны специалисты, а это главный фактор для деятельности учебных заведений при изучении  потребностей  в специалистах и  их подготовке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассортиментная политика сети супермаркетов «Барс» в городе Рязань

Любой рязанец охотно посещает магазины. С еще большей охотой каждый из нас оставляет свои кровные деньги в тех торговых точках, где взамен получает не только непосредственный продукт, но и ряд дополни...

Детский сад в свете новой образовательной политики

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:дать представление о том, ч...

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинское училище №30 Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБОУ СПО МУ №30) Классный час «Москва — город, удобный для жизни» 2014 год

Москва – сердце России, ее срединный город. История Москвы неотделима от судеб России. Здесь, в междуречье Волги и Оки, Москва возглавила процесс складывания русской государственности, что сопро...

Модели привлечения молодых специалистов на предприятия малых городов 12.12.2019г.

МОДЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВС.Н.Чугунова, преподаватель ….. ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум», г.Рузаевка, Республи...

Внеучебные формы работы как способ реализации молодёжной политики в филиале Самарского Государственного Университета Путей Сообщения в городе Нижнем Новгороде

В статье рассказывается, что студенты филиала принимают активное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, молодежных форумах, олимпиадах, посещают музеи...

«Опыт сотрудничества Колледжа малого бизнеса № 4 с предприятиями города по трудоустройству обучающихся с инвалидностью»

Важнейшими показателями успешности работы учебного заведения среднего профессионального образования является трудоустройство и адаптация выпускников на рынке труда....

Средний и малый бизнес в период пандемии в городе Покачи»

Тема бизнеса в период пандемии сейчас актуальна, так как среднее и малое предпринимательство находится в сложном социально-экономическом положении....