календарно-тематическое планирование Педагогика
календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование Педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематический план Педагогика 2 год обучения | 149 КБ |
календарно-тематический план Педагогика 1 год обучения | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Наименование разделов программы и темы занятий | Количество часов | Сроки изучения тем | Форма проведения занятия | Спецификация учебных элементов по теме | Виды контроля знаний, умений студентов | Материально – техническое оснащение занятия | Самостоятельная работа студентов | ||
Названия УЭ (опорных понятий) | Названия УЭ (новых понятий) | Уровни усвоения УЭ | ||||||||
2.9. | Коррекционная и специальная педагогика как составная часть педагогики, изучающая людей с отклонениями в развитии и поведении. | 26 | 2 | |||||||
Причины нарушений в развитии и поведении, их виды. | 2 | сентябрь | лекция | нарушения в развитии и поведении, виды. | нормы и отклонения в интеллектуальном, соматическом, психическом и моторном развитии человека, причины нарушений в развитии и поведении, их виды, этиология и патогенез аномалий развития | 1 | устный | Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: М., Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. | Изучить историю развития коррекционной педагогики в России. 15 минут | |
Дефицитарное развитие: нарушение слуха | 2 | сентябрь | комбинированный урок | нарушение в развитии,глухота, сурдопедагогика, психолого-педагогическая характеристика | причины нарушений слуха (врожденные, приобретенные), классификация нарушений слуха, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. | 1, 2 | устный | электронная презентация Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003 | Изучить методику работы со слабослышащими и глухими детьми в процессе занятий физической культурой. Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. Глава 2. с. 95 15 минут | |
Дефицитарное развитие: нарушение зрения | 2 | сентябрь | комбинированный урок | нарушения зрения, тифлопедагогика, психолого-педагогическая характеристика | причины нарушений зрения (врожденные, приобретенные), классификация нарушений зрения, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. | 1,2 | устный | электронная презентация Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003 | Изучить методику работы со слабовидящими и слепыми детьми в процессе занятий физической культурой. Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. Глава 2. с. 55 15 минут | |
Дефицитарное развитие: нарушение двигательной сферы | 1 | сентябрь | лекция | детский церебральный паралич, психолого-педагогическая характеристика | «церебральные параличи», вредоносные факторы, действующие в период внутриутробного развития, во время родов и на первом году жизни; структура двигательных, интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе. | 1 | устный | электронная презентация Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003 | Изучить методику работы с детьми снарушениями опорно-двигательного аппарата. Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. Глава 5. с. 228 15 минут | |
Нарушение речевого развития | 2 | сентябрь | лекция | речь, речевое нарушение, патология | патология речевого развития, классификация речевых нарушений (клинико-педагогическая, психолого-педагогическая), виды речевых нарушений, дислалия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, дисграфия, дислексия, заикание и т.д. | 1 | устный | электронная презентация | С помощью Интернет-ресурсов найти монофоны, способствующие коррекции нарушений речи 15 минут | |
Интеллектуальный дефект: недоразвитие и поврежденное развитие | 1 | сентябрь | лекция | интеллектуальный дефект, умственная отсталость | степени снижения интеллекта, формы олигофрении (М.С. Певзнер), деменция, дебильность, кретинизм, имбецильность, олигофрения, идиотия | 1 | устный | электронная презентация Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003 | Изучить особенности работы с умственно отсталыми детьми в процессе занятий физической культурой. Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. Глава 4. с. 147 15 минут | |
Задержанное психическое развитие | 1 | сентябрь | лекция | психическое развитие, дефект | причины задержек психического развития: перинатальные, постнатальные, натальные; сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы при ЗПР; обратимость дефекта. | 1 | устный | электронная презентация Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003 | ||
Искаженное и дисгармоничное психическое развитие | 1 | сентябрь | лекция | аутизм, коммуникация, эмоционально-волевая сфера | нарушение коммуникации, ранний детский аутизм (РДА), характеристика детей с РДА, эмоционально-волевые отклонения психического развития, психопатия, систематика психопатий, классификация психопатий. | 1 | устный | электронная презентация, видеофильм «Человек дождя». | Составление психологической характеристики личности с аутизмом. 15 минут | |
Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями | 2 | октябрь | практическое занятие | Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии | Методики адаптивной физической культуры | 2,3 | практический | Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003 | Моделирование фрагмента урока на основе методик адаптивной физической культуры | |
Особенности работы с одаренными детьми | 2 | октябрь | лекция | Талант, гениальность | Доминирующая познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, образовательный маршрут, методы выявления одаренных детей | 1 | устный | Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч | Используя Интернет- ресурсы изучить программы по работе с одарёнными детьми общеобразовательных школ 15 минут | |
Особенности работы с детьми с девиантным поведением | 2 | октябрь | комбинированный урок | Поведенческие нарушения | Причины девиации, девиантное поведение, формы девиантного поведения: пьянство и алкоголизм, наркотизм, преступность, склонность к суициду, проституция, профилактика, коррекция | 1,2 | устный | Проблемные педагогические ситуации в системе отношений: «учитель – ученик- родитель» | Анализ педагогических ситуаций на применение методов педагогической коррекции. | |
Технология воспитательно-коррекционной работы с подростками | 2 | октябрь | практическое занятие | Социальные нормы, нормы психического здоровья | Отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция | 2,3 | практический | Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум/ под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. Минск, 2010 | Разработать план коррекционно-воспитательной работы с подростками | |
Составление социально-педагогического портрета несовершеннолетнего нарушителя | 2 | октябрь | практическое занятие | Отклоняющееся поведение | Воровство, хулиганство, драки, курение, злоупотребление токсическими веществами, уходы из дома, бродяжничество, суицидальные попытки, употребление спиртного, вымогательство денег | 2,3 | практический | План-схема составления социально-педагогического портрета несовершеннолетнего нарушителя | Изучить памятки по составлению социально-педагогического портрета несовершеннолетнего правонарушителя | |
Составление программы работы с несовершеннолетними правонарушителями | 2 | октябрь | практическое занятие | Отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция | Педагогическая поддержка, воспитательное воздействие, смена социального окружения, коррекция нарушений поведения | 2,3 | практический | Варианты социально-педагогических паспортов учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, учете в ИДН или в ПДН | Составить программу работы с несовершеннолетними правонарушителями | |
Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации | 2 | октябрь | комбинированный урок | Дезадаптация, педагогические условия, коррекция, предупреждение | Школьная и социальная дезадаптация, критерии школьной дезадаптации: неуспешность в обучении, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения, педагогическая запущенность | 1,2 | устный | Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. | Составление интеллектуальной карты по материалам урока 15 минут | |
контрольный блок | 2 | тестовый | ||||||||
Раздел 3. Теория воспитания. | 80 | |||||||||
3.1. | Цель и задачи воспитания. | 8 | 2 | |||||||
Цель и задачи воспитания. Идеи современного процесса воспитания. Современные реалии детства. | 2 | октябрь | лекция | Воспитание, философия, цель воспитания, задачи воспитания. | Историческая диалектика цели воспитания, воспитательный процесс, разностороннее и гармоничное развитие личности, самоактуализация, триединая сущность воспитания: средство, процесс, результат | 1 | тестовый | И.З. Гликман «Теория и методика воспитания» М.: 2003г., Л.И. Маленкова «Теория и методика воспитания» М.: 2002г. | Опережающее задание. Написать мини – сочинение на тему: цель своей будущей воспитательной деятельности я вижу в том, что …» 30 минут | |
Классические и современные концепции воспитания. | 2 | октябрь | практический семинар | Концепция, теория | Базовые теории и концепция воспитания, Концепция воспитания А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой, концепция О.С. Газмана и А.В. Иванова, концепция воспитания И.М. Ильинского, Н.М. Таланчука, концепция М.И. Рожкова. | 2 | устный | Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М. – Ростов н/Дону. 2004., Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002., Педагогика./ Под ред. Л.П. Крившенко М., 2004. | Анализ одной из классических /современных концепций воспитания 1 час | |
Компоненты базовой культуры личности и пути их формирования | 4 | октябрь | практическое занятие | Базовая культура личности, компоненты | Компоненты базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура личности, нравственная культура, гражданская культура личности, культура труда, эстетическая культура личности физическая культура личности, культура семейных отношений. | 2 | устный | Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 1,2. - М., Владос. 2000. | Подготовка иллюстративного материала для составления коллажа по одному из компонентов базовой культуры личности. 30 минут | |
3.2. | Сущность процесса воспитания | 2 | октябрь | лекция | Специфика, логика, противоречия, движущие силы | Специфика воспитательного процесса: ориентированность содержания, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, неопределенность результатов, логика воспитательного процесса, противоречия как движущие силы воспитательного процесса, противоречия внешние, внутренние. | 1 | тестовый | Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002., Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., Владос. 2000., Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания. Тюмень. 2005. | Изучить взгляды Ш.А. Амонашвили на воспитание «Размышления о гуманной педагогике» М., 1996. 2 часа |
3.3. | Принципы воспитания. | 4 | 2 | |||||||
Сущность и значение принципов воспитания. | 2 | октябрь | лекция | Принцип | Специфика принципов воспитания: обязательность, комплексность, равнозначность; принципы воспитания: целенаправленность, общественная направленность воспитания, связь воспитания с жизнью, трудом. | 2 | тестовый | Педагогика./ Под ред. Л.П. Крившенко М., 2004. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004. | Опережающее задание. Наблюдение и анализ мероприятия с позиции реализации принципов воспитания. 1,5 часа | |
Содержание принципов воспитания | 2 | ноябрь | лекция | Принцип воспитания | Принципы воспитания: опора на положительное в воспитании, гуманизация воспитания, личностный подход, единство воспитательных воздействий. | 1 | тестовый | Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004., Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., Айрис Пресс. 2007. | Подбор собственных примеров для иллюстрации каждого из принципов воспитания. 30 минут | |
контрольный блок | 2 | письменный | ||||||||
3.4. | Методы и средства воспитания. | 8 | 2 | |||||||
Методы, приемы, средства воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. | 2 | декабрь | лекция | Метод, прием, средство, классификация | Метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания, классификация методов воспитания, рассказ, разъяснение, внушение, этическая беседа, объяснение, диспут, лекция, увещевание, пример, инструктаж. | 1 | устный | Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М. – Ростов н/Дону. 2004., Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002. | Характеристика классификаций методов воспитания А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Т.А. Ильиной, Г.И. Щукиной, Н.Е. Щурковой. 30 минут | |
Методы организации жизнедеятельности и поведения. Методы стимулирования долга и ответственности. | 2 | декабрь | комбинированный урок | Методы организации деятельности, методы стимулирования долга и ответственности | Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение, наказание, мотивация. | 1, 2 | письменный | Карточки с задачами на применение методов воспитания | Решение педагогических задач и ситуаций на применение методов стимулирования долга и ответственности 15 минут | |
Выбор методов воспитания. | 2 | декабрь | практическое занятие | Методы воспитания | Методы стимулирования долга и ответственности | 2,3 | практический | Карточки с задачами на применение методов воспитания | Решение педагогических задач и ситуаций на выбор методов воспитания или способов педагогического воздействия. 15 минут | |
Методика индивидуальной работы с учащимися | 2 | декабрь | практическое занятие | Личностный, индивидуальный, дифференцированный подход | Педагогическая диагностика, процесс перевоспитания, развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств воспитанников, система воспитательных воздействий, корректирование | 2, 3 | практический | Примерная индивидуальная программа, примерная групповая программа | На основе целенаправленного наблюдения за учащимися составить индивидуальную/групповую программы развития личности 1 час | |
Зачет | 2 | декабрь | ||||||||
3.5. | Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников. | 8 | 8 | |||||||
Формы организации воспитательного процесса. | 2 | ноябрь | комбинированный урок | Форма, воспитательный процесс | Форма воспитательной работы, классификация форм воспитательной работы, индивидуальные, групповые, коллективные формы, диалоговые формы воспитания: дискуссии, диспуты, дебаты, кейс. | 1,2 | тестовый | Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания. Тюмень. 2005., Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., Владос Пресс. 2003. | Разработать план одной из форм воспитательной работы. 30 минут | |
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа, ее задачи, принципы. | 2 | ноябрь | комбинированный урок | Внеклассная, внешкольная воспитательная работа | Задачи и принципы внеклассной, внешкольной работы. | 1,2 | тестовый | Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 1,2. - М., Владос. 2000., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004. | Разработать план тематического классного часа 30 минут | |
Организация и проведение коллективных творческих дел. | 2 | декабрь | практическое занятие | КТД, технология организации КТД | Этапы организации КТД, виды КТД | 2,3 | практический | Иванов И.П. «Технология коллективных творческих дел» (любое издание), таблица: этапы КТД. | Составить «копилку» форм воспитательной работы, опираясь на работы И.П. Иванова. 4 часа | |
Технология моделирования форм воспитательной работы | 2 | декабрь | практическое занятие | формы воспитательной работы | Шоу – технологии, технология «Зеркало общения». | 2,3 | практический | Моделирования различных форм воспитательной работы 3 часа | ||
3.6. | Взаимоотношения коллектива и личности. | 8 | 2 | |||||||
Понятие о группе и коллективе. Типы и структуры детских коллективов. Функции коллектива. | 2 | декабрь | лекция | Группа, коллектив, структура, функции | Структура детского коллектива, роли и статусы в коллективе, признаки ученического коллектива, функции детского коллектива. | 1 | тестовый | Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004., Б.З.Вульфов. Словарь педагогических ситуаций. М: 2001 | Анализ статьи «Уединение и общение» Б.З.Вульфов. Словарь педагогических ситуаций. М: 2010 с. 173 15 минут | |
Диалектика (этапы) развития детского коллектива | 2 | декабрь | комбинированный урок | Стадия, развитие, коллектив. | Стадии развития коллектива по А.С. Макаренко (становление, функционирование, расцвет), система перспективных линий, принцип параллельного действия, признаки сформированного коллектива А.Н. Лутошкину. | 1,2 | письменный | Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?» | Анализ педагогических ситуаций, описанных А.С. Макаренко в педагогической поэме. 1 час | |
Методики изучения коллективных взаимоотношений | 2 | декабрь | практическое занятие | коллективное воспитание | Коллективные взаимоотношения, педагогизированная среда, коллективизм, индивидуализм | 2,3 | практический | Методики изучения коллективных взаимоотношений, социометрия | На примере своей учебной группы определить уровень развития в ней коллективистских отношений, характеристика факторов, под влиянием которых коллектив группы находится на данном уровне развития. 30 минут | |
Взаимоотношения в системе «личность – коллектив». | 2 | декабрь | практическое занятие | Коллектив, личность, модель, тип, климат. | Конформизм, гармония, нонконформизм | 2,3 | устный | Карточки с конфликтными педагогическими ситуациями | Решение конфликтных ситуаций в системе «учитель – класс», «учитель – ученик», «ученик – класс», «ученик – ученик». 15 минут | |
3.7. | Основы деятельности классного руководителя. | 6 | 2 | |||||||
Функции учителя-классного руководителя. | 2 | январь | комбинированный урок | Классный руководитель, функции. | Функции учителя - классного руководителя: организационная, воспитательная, стимулирующая, диагностическая. конструктивная. | 1,2 | тестовый | Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М. – Ростов н/Дону. 2004., Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002. | Изучить целевые программы воспитания: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», разработанные О.С. Газманом и А.В. Ивановым. 1 час | |
Виды и формы планирования воспитательной работы в классе. | 2 | январь | практическое занятие | План воспитательной работы | План по целевым программам воспитания, по видам деятельности, по «ключевым делам»; структура планов воспитательной работы, требования к планам воспитательной работы, технология проведения классного часа. | 2, 3 | практический | Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002., Педагогика./ Под ред. Л.П. Крившенко М., 2004. | Составить план тематического классного воспитательного часа. 30 минут | |
Технология создания плана воспитательной работы. | 2 | январь | практическое занятие | Виды планов воспитательной работы. | Структура плана воспитательной работы. | 2,3 | практический | Модели планов воспитательной работы. | Проанализировать составленный план воспитательной работы на определенный период для учащихся определенного возраста. 30 минут | |
3.8. | Технология семейного воспитания. | 4 | 2 | |||||||
Семейное воспитание и его особенности. Воспитательные функции семьи. | 2 | январь | комбинированный урок | Семейное воспитание | Классификации семей, функции семьи, типы неправильного семейного воспитания. | 1,2 | устный | Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., Владос. 2000., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004. | Подобрать собственные примеры для иллюстрации типов неправильного родительского воспитания. 1 час | |
Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи. | 2 | февраль | комбинированный урок | принцип, форма | Принципы совместной деятельности школы и семьи, формы взаимодействия: родительское собрание, конференция, индивидуальные беседы, родительский лекторий. | 1,2 | устный | Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., Владос. 2000., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004. | Изучить и законспектировать статью А.С.Макаренко «Об авторитете родителей». 1 час | |
4.11. | Оценка уровня воспитанности школьника. | 6 | 2 | |||||||
Диагностика уровня воспитанности, социализации и развития личности ребенка и их коррекция. Количественная и качественная оценка | 2 | февраль | лекция | Диагностика, метод, воспитанность, воспитуемость. | Диагностика воспитанности, воспитанность, воспитуемость, методы диагностики уровня воспитанности: сочинения, анализ поведения, воспитывающие ситуации, экспресс- диагностика. | 1 | тестовый | Методики для определения уровня воспитанности школьников. | Изучить методики нравственной воспитанности М.И. Шиловой, О.С. Газмана. 1 час | |
Критерии воспитанности. Регистрация результатов воспитанности. | 2 | февраль | практическое занятие | Количественная и качественная оценка | Направленность личности, устойчивость, активность | 2,3 | практический | Методики диагностики воспитанности учащихся, предложенные Б.П. Битинасом | Определить собственный уровень воспитанности. 30 минут | |
Диагностика уровня воспитанности | 2 | февраль | практическое занятие | Критерии воспитанности | Диагностика уровня воспитанности | 2,3 | практический | Методики диагностики воспитанности учащихся, предложенные Н.Е. Щурковой | Определить уровень воспитанности обучающихся ученической группы 30 минут | |
контрольный блок | 2 | письменный | ||||||||
Курсовая работа | 10 | март-апрель | ||||||||
Итого: | 108 |
Предварительный просмотр:
№ | Наименование разделов программы и темы занятий | Количество часов | Сроки изучения тем | Форма проведения занятия | Спецификация учебных элементов по теме | Виды контроля знаний, умений студентов | Материально – техническое оснащение занятия | Самостоятельная работа студентов | ||
Названия УЭ (опорных понятий) | Названия УЭ (новых понятий) | Уровни усвоения УЭ | ||||||||
1 | Введение в педагогическую деятельность | 6 | 2 | |||||||
1.1. | Педагогическая деятельность, ее аспекты. 2 ч. | 2 | январь | лекция | деятельность, происхождение | педагогическая деятельность, происхождение педагогической профессии, ее особенности, гуманистическая и культурологическая природа педагогической деятельности. | 1 | устный контроль | Орлов А.А., Агафонова А.А. Введение в педагогическую деятельность. М., Академия 2008., электронная презентация | Анализ высказываний известных педагогов о сущности педагогической деятельности. 30 минут |
1.2. | Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Требования к профессиональной компетентности | 2 | январь | комбинированный урок | педагогическая деятельность, личность, профессия, умения, компетентность, мобильность | структура качеств личности педагога, педагогические умения, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность. | 1,2 | устный контроль | Психолого – педагогическая компетентность учителя. М., Сфера. 2004., электронная презентация | Диагностика исходящего уровня знаний о профессии педагога (анкета-тест) 30 минут |
1.3. | Роль самообразования и самовоспитания в становлении профессионала – педагога 2ч. | 2 | январь | комбинированный урок | самообразование, самовоспитание, саморазвитие, информационные технологии. | культура самообразования и самовоспитания педагога, новые информационные технологии. | 1,2 | письменный контроль | Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград. Учитель 2007. | Определение собственного уровня развития коммуникативных, организаторских способностей, составление программы их саморазвития. 1 час |
Раздел 1. Общие основы педагогики | 52 | |||||||||
1.1. | Педагогика как наука о воспитании | 4 | 2 | |||||||
Педагогика как наука о воспитании | 2 | январь | лекция | педагогика, образование, воспитание, личность, наука | объект, предмет педагогики, функции педагогики, основные категории педагогики, отрасли педагогики, связь педагогики с другими науками. | 1 | тестовый контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010., электронная презентация | Составление схемы-таблицы «Основные категории педагогики», внеконтекстные операции с понятиями лекции 2 часа | |
1.2. | Возникновение и развитие педагогики | 4 | 2 | |||||||
Педагогика и исторические процессы. Возникновение педагогической теории и краткая история ее становления. | 2 | январь | семинар | воспитание, обучение, педагогическая мысль, историческая эпоха | воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций, педагогика Средневековья и эпохи Возрождения, эпохи просвещения, 19 – 20вв. | 1,2 | устный контроль | История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под ред. З.И. Васильевой. М., Академия. 2005. | Самостоятельное углубленное изучение темы. 1 час | |
Возникновение и развитие педагогики в России. | 2 | январь | семинар | воспитание, обучение, педагогическая мысль, историческая эпоха | воспитание и обучение у восточных славян, педагогика православия, дворянско – государственная педагогика, общественная педагогика, партийно – государственная педагогика. | 1,2 | устный контроль | История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под ред. З.И. Васильевой. М., Академия. 2005. | Самостоятельное углубленное изучение темы. 1 час. | |
1.3. | Целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике | 2 | 2 | |||||||
Сущность и структура педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. | 2 | февраль | лекция | процесс, структура, система. | педагогический процесс, закономерности педагогического процесса, характеристики педагогического процесса: целостность, общность, единство; этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный. | 1 | тестовый контроль | Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под.ред. А.П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.: ил. электронная презентация | Анализ определений, предложенных различными авторами, составление собственной дефиниции педагогического процесса, составление таблицы «Этапы педагогического процесса» 2 часа | |
1.4. | Ребенок как субъект целостного педагогического процесса | 18 | 2 | |||||||
Личность как объект и субъект воспитания | 2 | февраль | лекция | вид, ндивид, индивидуальность, личность, среда, наследственность, активность, деятельность, социализация. | педагогическая антропология, личность, структура личности, факторы развития личности, социальная среда, активность, деятельность личности, ЗАР, ЗБР; ген, гениальность, талант, способности, задатки, социализация, воспитание. | 1 | тестовый контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010., электронная презентация | Подготовка к дискуссии на тему: «Чей взгляд на развитие личности вы разделяете: сторонников социальной или биологической концепции?» 1 час | |
Личность как объект и субъект воспитания | 2 | февраль | практическое занятие | факторы развития личности, социальная среда, активность, деятельность личности | социальная и биологическая концепции развития личности | 1,2 | письменный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. | Дискуссия на тему: «Чей взгляд на развитие личности вы разделяете: сторонников социальной или биологической концепции?» 15 минут | |
Изучение Конвенции ООН о правах ребенка | 2 | февраль | практическое занятие | конвенция, организация объединенных наций | Конвенция ООН о правах ребенка | 2,3 | практический контроль | Конвенция ООН о правах ребенка | Воспроизведение отдельных статей конвенции, формулирование собственных выводов. | |
Педагогическая возрастная периодизация. Младший школьный возраст. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. | 2 | февраль | комбинированный урок | периодизация, возраст. | возрастная периодизация, новообразования младшего школьного возраста | 1,2 | устный контроль | Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов - н/Дону. Феникс. 2010. мультимедийная презентация | Анализ типичных педагогических ситуаций, характерных для младшего школьного возраста. 15 минут | |
Средний школьный возраст. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. | 2 | февраль | комбинированный урок | возрастная периодизация, новообразования | новообразования среднего школьного возраста | 1, 2 | устный контроль | Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов - н/Дону. Феникс. 2010. мультимедийная презентация | Анализ типичных педагогических ситуаций, характерных для среднего школьного возраста. 15 минут | |
Старший школьный возраст. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения. | 2 | февраль | комбинированный урок | возрастная периодизация, новообразования возраста. | новообразования старшего школьного возраста | 1,2 | устный контроль | Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов - н/Дону. Феникс. 2010. мультимедийная презентация | Анализ типичных педагогических ситуаций, характерных для старшего школьного возраста 15 минут | |
Типичные конфликтные ситуации для учащихся определенного возраста и пути их решения. | 2 | февраль | практическое занятие | ситуация, задача | педагогическая ситуация, педагогическая задача, алгоритм анализа и решения педагогической ситуации и задачи | 1,2 | практический контроль | Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических работ | Наблюдение и анализ конфликтных педагогических ситуаций (МАОУ СОШ № 3). | |
Психолого –педагогическая характеристика учащегося | 2 | февраль | практическое занятие | характеристика | физические, физиологические особенности развития, индивидуальные особенности, психолого-педагогическая характеристика | 2,3 | письменный контроль | Методические рекомендации для проведения практических и семинарских занятий. | Составление психолого – педагогической характеристики учащегося определенного возрастного периода на основе наблюдений за школьниками. 1 час. (МАОУ СОШ № 3). | |
контрольный блок | 2 | февраль | письменный контроль | |||||||
1.5. | Система образования и ее характеристика. | 10 | 2 | |||||||
Факторы, влияющие на развитие системы образования. Принципы государственной политики в области образования. | 2 | март | комбинированный урок | система образования, факторы, принципы. | факторы, влияющие на разработку и отбор содержания образования, принципы образовательной политики: гуманистический характер, общедоступность, светский характер, свобода, демократический характер управления | 1, 2 | письменный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010., электронная презентация | Самостоятельное изучение «Закона РФ об образовании» 1 час | |
Изучение основных положений Закона РФ об образовании | 2 | март | практическое занятие | закон, образование | формы образования, уровни образования, учредители образовательных учреждений | 1,2 | практический контроль | закон РФ «Об образовании» | Изучение закона РФ «Об образовании» | |
Современные концепции реформирования отечественной системы образования и школы, пути их демократизации и гуманизации. образования. Непрерывное образование. | 2 | март | комбинированный урок | демократизация, гуманизация, реформирование | современные концепции реформирования отечественной системы образования и школы, инновации в образовании, педагогические технологии, авторские школы, принципы непрерывного образования, сущность и функции непрерывного образования. | 1,2 | устный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2012. мультимедийная презентация | Изучение опыта одной из авторских школ. 30 минут | |
Структура и основные звенья системы образования и их характеристика. | 2 | март | комбинированный урок | система образования, лицей, гимназия | дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее, начальное, среднее, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование. | 1, 2 | тестовый контроль | Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., Айрис Пресс. 2007. | Изучение особенностей системы образования в других странах. 30 минут | |
Обоснование и защита концептуальных основ собственной авторской школы | 2 | март | практическое занятие | школа, проект | авторская школа, учебные дисциплины, внеучебная деятельность | 2, 3 | практический контроль | базисные учебные планы общеобразовательных школ | Презентация проекта собственной авторской школы | |
Раздел 2. Теория образования и обучения | 138 | |||||||||
2.1. | Дидактика как теория обучения. | 6 | 2 | |||||||
Основные понятия дидактики. Виды организации учебного процесса. | 2 | март | лекция | процесс обучения, дидактика, виды обучения | процесс обучения, цели обучения, основные дидактические категории, преподавание, учение, обучение, ЗУН, организация учебного процесса, содержание учебного процесса, форма, метод, средство, результат, содержание процесса обучения; развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение. | 1 | устный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. | Составление схемы-опоры «Основные категории дидактики» 15 минут | |
Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения. | 2 | март | комбинированный урок | цели, организация, учебная деятельность, анализ | мотив, стимул, целеполагание, активность, самостоятельность, творчество | 1, 2 | устный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. | Подготовить краткий реферат с изложением дидактической системы одного из классиков дидактики. 1,45 минут | |
2.2. | Содержание образования | 6 | 2 | |||||||
Педагогически теории и концепции отбора содержания образования | 2 | март | лекция | теория, концепция | теория материального образования, теория формального образования, теория прагматизма, концепция проблемно-комплексного обучения. | 1 | письменный отчет | Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под.ред. А.П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.: ил. | Изучение государственного образовательного стандарта по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных школ. 30 минут | |
Документы, определяющие содержание образования | 2 | март | комбинированный урок | документы учебный план, учебник, учебные пособия, программа, стандарт | документы, определяющие содержание образования: государственный стандарт (образовательный), программа, учебный план и его компоненты, учебная программа, учебник, функции, требования к нему. | 1, 2 | тестовый контроль | Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под.ред. А.П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.: ил. электронная презентация | Анализ учебной программы по предмету своей специализации определение структуры построения программы, анализ учебников. 1,5 часа | |
Разработка учебного плана собственной авторской школы | 2 | март | практическое занятие | учебный план | учебный план, дисциплина, количество часов | 2,3 | письменный контроль | учебные планы общеобразовательных школ | Создание проекта учебного плана собственной авторской школы, обоснование его целесообразности. | |
Принципы обучения | 4 | 2 | ||||||||
Принципы обучения и правила их реализации | 2 | апрель | урок самостоятельного разбора темы | принцип, обучение | принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, принцип доступности, принцип научности, принцип связи теории с практикой | 1, 2 | устный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. | Самостоятельная работа с литературой, наблюдение и анализ урока с позиции реализации принципов обучения 2 часа | |
Методы обучения | 12 | 2 | ||||||||
Метод как многомерное явление. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского | 2 | апрель | лекция | метод, прием, система | метод обучения, прием обучения, средство обучения, система методов обучения; классификация методов обучения, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. | 1 | письменный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. электронная презентация | Изучение классификации системы методов обучения Л.С.Выготского, А.М.Леонтьева. 30 минут | |
Сущность и содержание методов обучения. Технологии активного обучения | 2 | апрель | комбинированный урок | методы обучения, технология обучения | рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия, демонстрация, иллюстрация, видеометод, методы программированного обучения, упражнения, лабораторный метод, практический метод, метод познавательных игр; интенсивные и интерактивные технологии обучения | 1, 2 | устный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2012. мультимедийная презентация | Упражнения в выборе методов обучения 1 час | |
Выбор методов обучения | 2 | апрель | практическое занятие | методы обучения | развивающая задача, воспитательная задача, дидактическая задача, методы обучения | 1,2 | устный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. | Наблюдение за процессом составления плана конспекта урока, формированием задач урока, обоснование выбора методов обучения. (МАОУ СОШ № 3). | |
Выбор методов обучения | 2 | апрель | практическое занятие | развивающая задача, воспитательная задача, дидактическая задача, методы обучения | Требования, предъявляемые к выбору методов обучения | 1,2 | практический контроль | Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004. Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2012. | Составление плана конспекта урока, формирование задач урока, обоснование выбора методов обучения. (МАОУ СОШ № 3). | |
контрольный блок | 2 | апрель | письменный контроль | |||||||
Организационные формы обучения | 12 | 4 | ||||||||
Формы обучения | 2 | май | комбинированный урок | форма, обучение | генезис форм обучения, коллективная, групповая, индивидуальная, индивидуализированная формы обучения | 1 | тестовый контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. электронная презентация | Составление схемы «Историческая смена форм обучения». 30 минут | |
Формы организации обучения | 2 | май | комбинированный урок | форма обучения | формы организации обучения: урок, экскурсия, семинар, практикум, факультатив, домашняя работа, консультации, | 1 | тестовый контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. электронная презентация | Изучение видов лекций и семинаров. 30 минут | |
Формы обучения | 2 | май | практическое занятие | форма обучения | практическая работа, экскурсия, кружок, мастерская, студия. | 2,3 | письменный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. | Составление плана маршрута экскурсии, занятия в кружке, студии. | |
Типы и структуры уроков | 2 | май | комбинированный урок | тип, структура | тип урока, комбинированный урок, урок изучения новых знаний, урок формирования новых умений, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля и коррекции знаний, структура урока, структурные элементы урока. | 1, 2 | устный контоль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. электронная презентация | Подготовка демонстрации фрагмента урока с выделением в нем структурных элементов. 1 час | |
Нестандартные уроки | 2 | май | семинар | нестандартный урок | уроки-игры, уроки-экскурсии, межпредметные уроки, интегрированные уроки, уроки-ролевые игры, уроки-концерты, уроки-конкурсы и т.д. | 2 | устный контроль | Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010. | Самостоятельное углубленное изучение темы. 2 часа | |
Системный анализ урока | 2 | май | практическое занятие - экскурсия | анализ, оценка, системный. | оценка личностных качеств учителя, оценка основных характеристик учащихся данного класса, оценка содержания совместной эффективности способов – деятельности, оценка деятельности детей и результатов проведенного урока. | 2, 3 | практический контроль | схема системного анализа урока | Анализ и оценка эффективности проведенного урока по указанным параметрам. (МАОУ СОШ № 3). | |
Средства обучения | 4 | 2 | ||||||||
Средства обучения | 2 | май | лекция | средства обучения | средства обучения, классификация средств наглядности, предметная наглядность, изобразительная наглядность, ТСО. | 1 | устный контроль | Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004. | Подготовка к дискуссии: «Вытеснит ли компьютер учителя из школы?». 1 час | |
Средства обучения | 2 | май | практическое занятие | средства обучения, наглядность, ТСО | Информационно-коммуникационные технологии | 1,2 | практический контроль | Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004. | Моделирование фрагмента урока с использованием технических средств обучения. 1 час | |
2.7. | Средства контроля и оценки качества образования. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. | 8 | 2 | |||||||
Диагностика обученности. | 2 | май | лекция | диагностика, контроль, оценка, знания, умения, навыки, статистика, качество образования | диагностирование обученности, контроль, проверка, оценивание ЗУН, накопление статистических данных, анализ выявление тенденций, прогнозирование результатов. | 1 | тестовый контроль | Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. СПб., Каро. 2006. | Изучение зарубежного опыта контролирования. 1 час | |
Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. | 2 | май | семинар - дискуссия | оценка, отметка, эталон | принципы контролирования обученности (систематичность, всесторонняя объективность, индивидуализм, гласность) критерии оценивания ЗУН, субъективные ошибки оценивания, личностно-ориентированные и социально-ориентированные эталоны оценивания, рейтинговая система оценивания образовательных результатов. | 1, 2 | устный контроль | Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., Педагогическое общество России. 2007. | Изучение технологии портфолио как способа оценивания образовательных результатов. 1 час | |
Тестирование | 2 | май | практическое занятие | тестирование | виды тестовых заданий, уровни тестовых заданий, спецификация тестов, критерии оценивания тестов. | 2,3 | практический контроль | Дидактический материал: виды тестов, конструирование тестов. | Изучение и составление тестов по предмету «Физическая культура», их апробация (МАОУ СОШ № 3). | |
контрольный блок | 2 | май | письменный контроль | |||||||
Современные образовательные технологии. | 6 | 4 | ||||||||
Понятие педагогической технологии. | 2 | май | лекция | технология, классификация | педагогическая технология, критерии технологичности, классификация педагогических технологий, принципы педагогической технологии. | 1 | устный контроль | Теория обучения : учебное пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383с., электронная презентация | Изучение и характеристика одной из современных образовательных технологий. 2 часа | |
Технология развивающего обучения. Основы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Технология разноуровневого обучения. | 2 | май | комбинированный урок | педагогическая технология | технология развивающего обучения, принципы развивающего обучения, основы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, технология разноуровневого обучения. | 1,2 | тестовый контроль | Теория обучения : учебное пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383с., электронная презентация | Составить план – конспект урока с использованием одной из современных технологий обучения. 2 часа | |
Классификация педагогических технологий. | 2 | май | семинар | классификация педагогических технологий | Интенсивные и интерактивные технологии обучения, технология концентрированного обучения, кейс – технологии, проектно-исследовательские технологии. | 1,2 | устный контроль | Теория обучения : учебное пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383с. | Презентация одной из современных педагогических технологий. | |
Причины нарушений в развитии и поведении, их виды. | 2 | сентябрь | лекция | нарушения в развитии и поведении, виды. | нормы и отклонения в интеллектуальном, соматическом, психическом и моторном развитии человека, причины нарушений в развитии и поведении, их виды, этиология и патогенез аномалий развития | 1, 2 | устный | Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: М., Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. | Изучить классификацию отклонений в развитии, предложенную В.В. Лебединским. 30 минут. | |
Дефицитарное развитие: нарушение слуха | 2 | сентябрь | лекция | нарушение в развитии,глухота, сурдопедагогика, психолого-педагогическая характеристика | причины нарушений слуха (врожденные, приобретенные), классификация нарушений слуха, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. | 1, 2 | устный | электронная презентация | Изучить методику работы со слабослышащими и глухими детьми в процессе занятий физической культурой. 1 час | |
Итого | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре
Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...
Календарно- тематическое планирование по дисциплине "ОБЖ"
Календарно- тематическое планирование по дисциплине "ОБЖ" для специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий"...
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование...
календарно-тематическое планирование
начальная школа. 2 класс. УМК "Spotlight2"....
Календарно-тематический план по дисциплине "Информатика и ИКТ" специальность 051001 Профессиональное обучение
Календарно-тематический план по дисциплине "Информатика и ИКТ" предназначен для студентов первого курса СПО, обучающихся по специальности 051001 Профессиональное обучение....
Календарно-тематическое планирование I курс НПО
Календарно-тематическое планирование I курс НПО по учебнику Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение...
Форма календарно-тематического планирования (ФГОС)
Форма календарно-тематического планирования (ФГОС)...