Рабочая программа по основам патологии для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.
рабочая программа на тему
Структура рабочей программы соответствует структуре Примерной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В содержании выделены разделы и темы, включающие краткие дидактические единицы, необходимые для усвоения студентами. Разделы и темы в содержании программы данной специальности размещены в логической последовательности. Изложение учебного материала в рабочей программе соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности. В рабочей программе отражена практическая направленность и междисциплинарные связи биологических, морфологических дисциплин и дисциплин клинического профиля. Внеаудиторная самостоятельная работа направлена на работу студентов с учебником, носит творческий характер, способствующий развитию познавательной активности у студентов и интерес к дисциплине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.program._ld_13-14g.osnovy_patologii.docx | 53.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования
060101 «Лечебное дело»
Одобрено: Утверждаю:
На заседании ЦМК Зам. дир. по УР
Протокол №_____ Фетисов А.А.________
от « » « » 2014г
Составитель:
Бондарчук Леся Алексеевна - преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГБОУ СПО МК № 3.
Рецензенты:
Якушина Н.М. – преподаватель высшей квалификационной категории по анатомии и физиологии человека ГБОУ СПО МК № 3.
Щербакова В.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории по биологии ГБОУ СПО МК № 3.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы патологии
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 «Лечебное дело»
Темы рабочей программы учебной дисциплины могут быть использованы для дополнительного профессионального образования средних медицинских работников специальности Сестринское дело, Лечебное дело
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины студент будет иметь практический опыт и сформированные умения определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека.
В результате освоения дисциплины студент будет иметь практический опыт и сформированные знания об общих закономерностях развития патологии клеток, органов и систем в организме человека.
Требования к результатам освоения
основной профессиональной образовательной
программы
ОП.08. Основы патологии
ОК 1-14
ПК 1.1-1.6
ПК 2.2-2.5
ПК 3.1-3.2
ПК 4.1-4.8
ПК 5.1
ПК 5.3
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться |
ОК 7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 14 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 1.1 | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
ПК 1.2 | Проводить диагностические исследования. |
ПК 1.3 | Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. |
ПК 1.4 | Проводить диагностику беременности. |
ПК 1.5 | Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка. |
ПК 1.6 | Проводить диагностику смерти. |
ПК 2.2 | Определять тактику ведения пациента. |
ПК 2.3 | Выполнять лечебные вмешательства. |
ПК 2.4 | Проводить контроль эффективности лечения. |
ПК 2.5. | Осуществлять контроль состояния пациента. |
ПК 3.1 | Проводить диагностику неотложных состояний. |
ПК 3.2 | Определять тактику ведения пациента. |
ПК 4.1 | Организовывать диспансеризацию населения и участвовать |
ПК 4.2 | Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия |
ПК 4.3 | Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения. |
ПК 4.4 | Проводить диагностику групп здоровья. |
ПК 4.5 | Проводить иммунопрофилактику. |
ПК 4.6 | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. |
ПК 4.7 | Организовывать здоровьесберегающую среду. |
ПК 4.8 | Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. |
ПК 5.1 | Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов |
ПК 5.3 | Осуществлять паллиативную помощь. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - изучение источников информации по темам дисциплины; - Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. - Подготовка сообщений или презентаций по теме | 20
5
10 5 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы патологии»
наименование
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Тема 1.1. Значение факторов окружающей среды и свойств организма в патологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Понятия «патология», «патогенные факторы», «реактивность», «гипоксия» «повреждение», «симптом», «синдром». Виды патогенных факторов. Значение реактивности организма в возникновении и развитии болезней. Виды реактивности. Роль наследственности в патологии . | 1 | ||||
Тема 1.2. Повреждения. Характеристика дистрофий. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Дистрофии или внутриклеточные накопления: белковые дистрофии, жировые дистрофии, углеводные дистрофии, стромально-сосудистые (мезенхимальные) дистрофии, жировые стромально-сосудистые дистрофии, смешанные дистрофии. | 1 | ||||
Практическое занятие | 2 | |||||
1. | Дистрофии. Патология обмена веществ. Нарушения кислотно-основного состояния. Апоптоз и некроз | 2 | ||||
Самостоятельная работа Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 1 | |||||
Тема 1.3 Гипоксия | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Основные типы гипоксии, их характеристика, морфология. | 1 | ||||
Тема 1.4. Общие проявления нарушений обмена веществ | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Нарушения минерального и водного обмена. Отёки. Нарушения кислотно-основного обмена Апоптоз и некроз. | 1 | ||||
Практическое занятие | 2 | |||||
1. | Нарушения обмена натрия, калия, кальция. Образование камней. Нарушение водного обмена. Гипогидратация. Гипергидратация. Патогенетические факторы отёка. | 2 | ||||
Самостоятельная работа Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. | 1 | |||||
Тема 1.5. Нарушения теплового баланса организма. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Гипертермические состояния и их виды: тепловой удар, солнечный удар, лихорадка. Гипотермические состояния | 1 | ||||
Самостоятельная работа Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Подготовка сообщений или презентаций по теме Составление температурных кривых при некоторых лихорадочных состояниях. | 2 | |||||
Тема 1.6. Нарушения кровообращения | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Виды расстройств кровообращения: нарушение центрального кровообращения, нарушения периферического кровообращения. Механизм развития артериального полнокровия, его виды, признаки. Венозное полнокровие: виды, причина, признаки. Артериальное малокровие (ишемия): виды, признаки, последствия и значение ишемии. | 1 | ||||
2. | Нарушение реологических свойств крови. Причины тромбоза. Морфология тромба. Эмболия: происхождение, механизм распространения, значение эмболии. Нарушение микроциркуляции: причины, локализация. Сладж-феномен, его последствия. Стаз, его значение. ДВС-синдром | |||||
3. | Нарушение проницаемости стенок сосудов. Кровотечение. Кровоизлияние: механизмы развития, исход. Значение кровопотери. | |||||
Тема 1.7. Нарушения лимфообращения | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Нарушения лимфообращения: лимфатическая недостаточность, лимфостаз. Последствия лимфостаз. | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Нарушения кровообращения и лимфообращения | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Тема 1.8. Воспаление. Общая характеристика. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Причины и условия возникновения воспаления. Стадии и механизмы воспаления.Острое воспаление. Физиология и морфология острого воспаления. Клинико-анатомические формы острого воспаления. Хроническое воспаление. Иммунное воспаление. | 1 | ||||
Тема 1.9. Формы воспаления | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Патофизиология и морфология воспаления. Экссудативное воспаление: серозное, фибринозное (крупозное, дифтеритическое), гнойное (флегмона, абсцесс, эмпиема), катаральное, геморрагическое, смешанное. Язвенно-некротические реакции при воспалении. Продуктивное воспаление. Основные формы, причины, исход | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Тема 1.10. Приспособительные и компенсаторные процессы
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Понятие «приспособление» как адаптация. Компенсация. Атрофия. Гипертрофия. Регенерация. Механизмы развития компенсаторных процессов | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Тема 1.11. Иммунопатологические процессы
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Иммуногенная реактивность. Антигены: виды экзогенных и эндогенных антигенов. Физиологическая толерантность. Патологическая толерантность. Индуцированная толерантность. Характеристика отдельных иммунопатологических процессов. Аллергические реакции: причины аллергии, виды аллергенов | 1 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
Иммунодефицитные состояния. Наиболее клинически значимые виды иммунодефицитных состояний: синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), реакция «трансплантат против хозяина (РТПХ). Аллергические реакции, их виды, стадии и механизмы развития аллергических реакций. Отдельные виды аллергических реакций | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме.. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 4 | |||||
Тема 1.12. Опухоли, общая характеристика
Тема 1.13. Классификация опухолей | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Общая характеристика опухолей, их эпидемиология и этиология, виды. Строение опухолей. Сущность опухолевого роста. Основные свойства опухолей. Этиология и патогенез опухоли. | 1 | ||||
Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Доброкачественные и злокачественные опухоли. Взаимоотношение организма и опухоли. Классификация опухолей. Предопухолевые процессы. Теории возникновения опухолей. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме.. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Тема 1.14. Общие реакции организма на повреждение.
Тема 1.15. Экстремальные состояния, характеристика
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Общие реакции организма на повреждение. Общая характеристика экстремальных состояний; виды и общие механизмы их развития. Значение экстремальных состояний в патологии. | 1 | ||||
Содержание учебного материала | 2 | |||||
1. | Стресс: общая характеристика стресса как неспецифической реакции организма на действие различных экстремальных факторов. Стадии, механизмы развития и проявления стресса. Структурно-функциональные изменения. Приспособительное и повреждающее значение стресса. Коллапс как форма острой сосудистой недостаточности. Причины, механизмы развития и основные проявления. Возможные исходы. Шок: общая характеристика, виды шока. Патогенез и стадии шока. Значение токсемии в развитии шока. Понятие о шоковом легком, шоковой почке, шоковой печени. Клинико- морфологические проявления при шоковых состояний различного происхождения. Кома: общая характеристика понятия, виды коматозных состояний. Основные патогенетические факторы развития коматозных состояний. Общие механизмы развития и клинико- морфологические проявления коматозных состояний, значение для организма. | 1 | ||||
Практическое занятие | 2 | |||||
| Общие реакции организма на повреждение. Экстремальные состояния. Стресс. Шок. Коллапс. Кома. Определение понятий, причины, механизмы развития, структурно-функциональные изменения, значение для организма. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме.. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 4 | |||||
Итого: | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины по специальности 060101 Лечебное дело требует наличия учебного кабинета основ патологии.
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Таблицы
Модели
Фантомы
Муляжи
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор (интерактивная доска)
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн.проф. образования. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Алабин И.В., Митрофаненко В.П. Основы патологии: учебник – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011.
Дополнительные источники:
- Новицкий В.В, Гольберг Е.Д. Патофизиология: учебник в 2-х томах. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Пальцев М.А. "Атлас по патологической анатомии. – М. Медицина, 2007.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека | Оценка презентаций, сообщений. Решение ситуационных задач |
Знания: - общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека | Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. Оценка презентаций, сообщений |
- структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний | Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. Оценка презентаций, сообщений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам патологии для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В содер...
Рабочая программа по основам патологии для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии для специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В содержа...
Рабочая программа по основам патологии для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В ...
Рабочая программа по основам патологии для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В...
Рабочая программа по основам патологии для специальности 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
Структура рабочей программы соответствует структуре Примерной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов...
Рабочая программа дисциплины "Основы патологии" 2018г. по специальности Акушерское дело
Рабочая программа СПО...
Рабочая программа дисциплины "Основы патологии" 2018г. по специальности Сестринское дело.
Рабочая программа СПО...