Особенности нарушения просодики при различных дефектах речи.
статья по теме
Нарушения просодической стороны речи входят в структуру дефекта при дизартрии,заикании, нарушении голоса, ринолалии, являются распространёнными, имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Смазанная, невнятная речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosodika.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности нарушения просодики при различных дефектах речи.
ПРИ ДИЗАРТРИИ:
Проблемами дизартрии занимались такие авторы, как О.В.Правдина, Е.Н.Винарская,Е.М.Мастюкова, Н.В.Серебрякова, Л.В.Лопатина, М.В.Ипполитова и другие.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Основные симптомы дизартрии определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный - то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. При бульбарной дизартрии голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные оглушены. Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости. Речь замедленна, резко утомляет больного.
При псевдобульбарной дизартрии голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласные заднего ряда и твёрдые согласные со сложным артикуляционным укладом. Наиболее частым первым проявлением дизартрии является наличие псевдобульбарного синдрома, первые признаки которого можно отметить уже у новорождённого. Это- слабость крика или его отсутствие (афония). Крик у таких детей длительное время остаётся тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха. По мере роста всё больше выявляется недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций. Звуки гуления, лепета отличаются однообразием и проявлением в более поздние сроки.По мере роста ребёнка голос остаётся слабым и хриплым, нарушается речевое дыхание.
При подкорковой дизартрии расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряжённым, резким, хриплым, колеблющемся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шёпот. Как правило, расстраивается темп, ритм, и мелодика речи. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.
При мозжечковой форме дизартрии речь замедленная, толчкообразная,
скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. [1]
При корковой форме дизартрии голос и тембр речи не нарушен.Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены и толчкообразны. Речь напряженная, замедленная.
Стёртая дизартрия - одна из степеней выраженности дизартрии-характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики. В основе нарушения артикуляции при этом расстройстве могут лежать лёгкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного аппарата, которые выявляются только при углублённом неврологическом исследовании. В речевой симптоматике помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.[2]
ПРИ РИНОЛАЛИИ:
Следующим дефектом речи, при котором страдает просодическая сторона речи является ринолалия. Такие авторы как М.Д.Дубов, А.Г.Ипполитова, И.И.Ермакова выделяют, что важным симптомом при ринолалии является расстройство речи, которое проявляется в нарушении тембра голоса - открытой гнусавости и нарушения образования отдельных звуков - артикуляции.
Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса – открытая назализация - неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполётным и слабым.
Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной трубы, приводит к ассиметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса: нёбо- гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная ассиметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным.
Патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания.
Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают структурные компоненты речи.
В устной речи отмечаются обеднённость и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребёнок лишается интенсивного лепета. Наиболее типичные лепетные звуки п, б, т, д, артикулируются ребёнком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через носовые ходы и тем самым не получают слухового подкрепления у детей.
Страдает не только артикуляция звуков, но и просодические элементы речи.
Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи является нарушения всех оральных звуков речи засчёт подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных, Речь ребёнка с ринолалией в целом малоразборчива. [3]
ПРИ ЗАИКАНИИ:
Заикание- нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание известно человеку, по- видимому также давно, как давно существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы.
Р. Е. Левина, Г. А. Волкова, Ю.И. Кузьмин, И. А. Поварова отмечают, что заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из- за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Нарушаются словесные ударения, интонация, ритм.
Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием заикающегося.
Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики,
артикуляции.
ПРИ НАРУШЕНИИ ГОЛОСА:
Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.
Голос – это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли и контролируется корой головного мозга.
Проблемами нарушения голоса занимались такие авторы как М.Е.Хватцев,
Е.С.Алмазова, О.В.Правдина, С.Л.Таптапова и другие.
Ф.А.Ивановская отмечает, что функция речи есть выражение мыслей и чувств человека, а её средствами являются грамматика, синтаксис, фонетика.
Правильно построенная фраза бывает, не полна без эмоциональной окраски. Она не выражает ни личного отношения к излагаемому материалу, ни взаимных отношений разговаривающих. Наряду с синтаксисом смысл фразы определяют логические ударения, паузы. Фонетически это выражается в повышении высоты тона, замедлении или изменении звука голоса. Чем богаче интонация и выразительность голоса, тем легче доносить до слушателя существо мысли и оттенки чувств. Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос.
Иметь хорошую речь – это, значит, иметь правильное произношение, дыхание и голос.
О.В.Правдина в своей работе «Патология голоса» обращает внимание на функциональные и органические нарушения голоса. К функциональным относятся невротические нарушения (заикание), снижение слуха, период мутации. К органическим - «певческие» узелки на гортани и голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок. Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрий.
Недостаточная сила голоса может зависеть от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточного энергичного смыкания голосовых связок.
Определения «прерывистый», «дрожащий» указывают на нарушения плавности звучания, причиной чего могут быть гиперкинезы, судороги мышц гортани или дыхательных мышц. Захлёбывающийся голос обычно бывает при речи на вдохе. (При дискоординации дыхания и голосообразования).
Приглушённо звучит голос, застревающий в задней ротовой полости и поэтому быстро затухающий.
Трескучий голос зависит от напряжённого звучания гласных и утрирования согласных, что наблюдается у заикающихся и глухих.
Носовой, гнусавый оттенки голоса являются показателями попадания части воздушной струи в носоглотку.
При раздражении и набухании, как всей гортани, так и самих голосовых связок и даже только при скоплении слизи в гортани, смыкание голосовых связок бывает неполное, неплотное; через них прорывается «дикий» воздух, в результате чего голос звучит сипло.
Хриплый голос, есть следующая, более сильная степень сиплого голоса; причиной этого могут быть отёки, опухоли в гортани, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых связок, т. е. парезы и параличи мышц гортани и голосовых связок.
[1] Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1977.
[2] Правдина О.В. Логопедия – М., 1969.
[3] Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
План открытого урока «Особенности работы над пьесами различных стилей» ДМШ.
Тема урока: «Особенности работы над пьесами различных стилей».Вид урока: индивидуальное занятие с учащейся 7 класса Ивановой Юлей....
Открытый урок по русскому языку "Правописание н и нн в различных частях речи"
Цель урока: повторить ранее изученное о правописании н и нн в разных частях речи, расширить знания по теме, совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов, прививать любовь к своей б...
Презентация урока по МДК04 профессия 19.01.04 Пекарь Особенности выпечки хлебобулочных изделий различного ассортимента
Для спецдисциплин. Температурный режим выпечки подового и формового хлеба и булочных изделий, Устройство оборудования для выпечки хлебе и булочных изделий. Обжарка хлеба. ...
Открытое занятие на тему"Суффиксы в различных частях речи"
Занятие разработано, для подачи документов на первую категорию....
Открытое занятие на тему"Суффиксы в различных частях речи"
Занятие разработано, для подачи документов на первую категорию....
«Особенности работы концертмейстера с различными коллективами. Подбор музыкального материала к занятиям в классе хореографии».
В представленной работе изложены тонкости, отличиткльные особенности работы концертмейстера в зависимости от коллектива/объединения, в котором он работает....