Мастер-класс "Школа будущего"
методическая разработка на тему
Мастер-класс «Школа будущего» направлен на формирование у студентов мотивации педагогической деятельности, профессиональной направленности через включение их в проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс направлен на формирование педагогической мотивации студентов. | 73.5 КБ |
Презентация мастер-класса "Школа будущего" | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по педагогике «Школа будущего»
Эпиграф к занятию:
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс А.
Цели и задачи:
-учить использовать в профессиональной педагогической деятельности технологию проектной деятельности;
-актуализировать знания и представления о сущности образовательной среды, поддерживать интерес к истории педагогики;
-развивать рефлексивные способности, способствовать формированию активной жизненной позиции, умению работать в команде;
-формировать мотивацию педагогической деятельности, профессиональную направленность.
Оборудование:
компьютерная презентация, ватманы, карандаши, маркеры, карточки с заданиями, карточки с высказываниями, музыка.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент. Знакомство-приветствие.
Добрый день, уважаемые студенты! Я рада вас приветствовать.
Нашу встречу мне хотелось бы начать с необычного знакомства-представления.
Каждый из вас назовет по очереди свое имя и одним словом охарактеризует себя или назовет прилагательное, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, «Я - Катя. Я - симпатичная» или «Я - НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ».
(Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс).
2.Вступительное слово
Тема моего мастер – класса «Школа будущего», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)
Соответствуют ли ваши представления о моей цели мастер-класса, и реализуются ли ваши цели участия в нем, мы узнаем по окончанию мастер-класса.
«Школа будущего – мечта или реальность?»
Данный вопрос во все времена интересовал человечество, начиная со времен глубокой древности.
Сегодня на мастер-классе мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос и поразмышлять о том, как будет выглядеть школа через 100-200 лет. А для этого нам с вами предстоит совершить небольшое необычное путешествие, путешествие в будущее. А совершим мы наше путешествие на ракете, за которой вы сидите (парты расставлены в виде ракеты, на них высказывания педагогов о школе)
Итак, отправляемся в путь. Закрыли все глаза и мысленно представили себя в космосе. На нашем пути нам предстоит осуществить несколько остановок.
3. Основная часть.
1) Первая станция «Историческая»
На этой станции мы совершим исторический экскурс в прошлое и настоящее. Если мы обратиться к истории педагогики, то узнаем, что лучшие умы прошлого и настоящего размышляли над вопросом: «Каким должно быть обучение и воспитание подрастающего поколения, какую миссию она должна выполнять?» Это и:
Ян Амос Коменский
С его именем связано становление научной педагогики. В его трудах представлен проект системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о классно-урочной системе обучения и т.д.
Иоганн Генрих Песталоцци
Создатель детских приютов, его цель - сделать детство школой радости и творчества.
Л.Н.Толстой
Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности.
К.Д.Ушинский
В духе идеи народности ставил и разрешал К.Д. Ушинский вопрос о школе, о её роли и её задачах.
Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жизни народа, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни. К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу
А.С.Макаренко
Ядро учения А.С.Макаренко - теория воспитательного коллектива.
В.А.Сухомлинский
Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности – таков мотив педагогического учения В.А.Сухомлинского, создателя «Школа радости»
Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ
«Школа жизни»- школа педагогики сотрудничества.
Виктор Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова
Разработали методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовали алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов.
Когда-то взгляды этих выдающихся педагогов были просто проектами, затем стали реальностью.
Образовательные проекты современной школы «Школа России», «Школа 2000-2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония» также воплощают идею педагогов и психологов прошлого времени Выготского, Каменского и др., а сейчас являются реальностью:
«Школа России» - сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.
«Школа 2000-2100» - объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.).
«Начальная школа ХХI века» - направлена на реализацию одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержания и методики обучения младших школьников в массовой начальной школе.
«Гармония» – направлен на разработку таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
«Школа будущего – мечта или реальность?», можем мы теперь ответить на этот вопрос?
2)Вторая станция « Размышление »
На этой станции мы поразмышляем о будущем.
- Мое представление об учителе будущего:
Я попрошу вас закончить предложения.
- Учитель будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет он….
- Учитель будущего будет отличаться от сегодняшнего учителя, он….
Вывод: Мы видим, что все-таки наиболее важные «вечные» педагогические ценности, качества педагога не зависящие от социальных и политических перемен остаются; а также появляются новые качества, формирующиеся под влиянием новых социальных условий.
- Мое представление об обучающихся будущего:
Я попрошу вас закончить предложения.
- Обучающейся будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет он….
- Обучающейся будущего будет отличаться от сегодняшнего учителя, он….
Вывод: Ребенок всегда остается ребенком, однако, его интересы, ценности, взгляд на жизнь, отношение к миру могут меняться в зависимости от тех перемен, которые происходят в обществе.
3)Третья станция « Школа 2210»
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробуем представить себе такую школу...
Я предлагаю теперь Вам создать модель новой школы, проект «Школы будущего». Для этого Вы объединитесь в несколько групп, и каждая группа должна защитить свой проект.
Образ школы может быть представлен в любой творческой форме: стихах, рисунках, сказках, былинах и т.д. Проект может быть фантастическим, но при этом, все же, отражать основные тенденции и условия культурного развития общества.
В своем проекте необходимо раскрыть следующие вопросы:
- Должно ли измениться образование?
- Какой учитель должен прийти в новую школу?
- Какими должны быть обучающиеся?
- Должна ли измениться роль родителей в новой школе?
- Как изменятся в будущем школьные оценки?
- Что можно сказать об интерьере школы будущего?
- Нужна ли форма? Какая?
- Какие предметы необходимы?
- Какие бы вы исключили из расписания?
- Какие бы ввели?
- Какие методы обучения и воспитания будут использовать педагоги?
Экспертами Ваших проектов будете Вы сами (другие группы)
Работа в группах, обсуждение проектов.
4. Рефлексия. Подведение итога.
Прошу занять свои места за рабочими столами.
Сегодня на мастер-классе я пыталась научить вас создавать проект (замысел) «Школы будущего», опираясь на взгляды выдающихся педагогов, приложив при этом свои представления о сущности образовательной среды, творческие способности, свое профессиональное мастерство. Сейчас это проект, а через несколько (десятков-сотен-тысяч) лет, подобная школа, возможно, будет существовать, и тогда-то считайте нас великими предсказателями или чем-то вроде того.
Технологию проектной деятельности вы должны реализовать в своей будущей профессиональной деятельности. Метод проекта дает возможность обучающимся связать теоретические знания и практические умения через вовлеченность в реальную общественную жизнь, которую можно, сделать лучше собственными усилиями. Именно педагог способен формировать будущее мировоззрение общества, а это можно сделать, реализуя проектную деятельность в школе. Вы будущие учителя, а настоящих учитель, учитель – профессионалов должен уметь размышлять сам и уметь научить мыслить своих подопечных, детей, ведь дети – это наше будущее.
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс А.
Приём недописанное предложение
В заключении я попрошу вас закончить предложения, это будут ваши чувства, эмоции здесь и сейчас о проведенном мастер-классе.
В целом мастер класс прошёл… .
На занятии я научился… .
Больше всего мне понравилось… .
Уважаемые студенты! Рада, что мастер-класс состоялся! Всем большое спасибо за работу, за предложенные интересные варианты проектов школы будущего. Мне было с вами легко и интересно работать.
Используемые источники:
1. http://provizitki.ru/vizitki/business-card.html
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
3. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы. - Волгоград, 2008.
Мое впечатление о мастер-классе.
В целом мастер класс прошёл….……………………………………………..
На занятии я научился………………………………………………………. .
Больше всего мне понравилось…………………………………………………..
Цель мастер-класса……………………………………………………
Что Вы ждете от мастер-класса………………………………………
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ШКОЛА БУДУЩЕГО-МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»
1-я станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Ян Амос Коменский С его именем связано становление научной педагогики. В его трудах представлен проект системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о классно-урочной системе обучения и т.д.
Иоганн Генрих Песталоцци Создатель детских приютов, его цель - сделать детство «школой радости и творчества».
Л.Н.Толстой Яснополянская школа – начальная школа, открытая для крестьянских детей Л. Н. Толстым осенью 1859 года в его имении Ясная Поляна близ Тулы. Важнейшей задачей своей школы Толстой считал воспитание творческой личности.
К.Д.Ушинский В духе идеи народности ставил и разрешал К.Д. Ушинский вопрос о школе, о её роли и её задачах.
А.С.Макаренко Ядро учения А.С.Макаренко - теория воспитательного коллектива.
В.А.Сухомлинский Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности – таков мотив педагогического учения В.А.Сухомлинского, создателя «Школа радости»
Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ «Школа жизни»- ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
Виктор Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова Разработали методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовали алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов.
Современное образование «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. «Школа 2000-2100» - объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический , личностно-ориентированный и др.). «Начальная школа ХХ I века» - направлена на реализацию одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержания и методики обучения младших школьников в массовой начальной школе. «Гармония» – направлен на разработку таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ:
2-я станция «Размышление»
Мое представление об: Учителе будущего Учитель будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет, он…. Учитель будущего будет отличаться от сегодняшнего учителя, он…. Ученике будущего Ученик будущего будет такой же, как и сегодня, и десять, и пятьдесят лет, он…. Ученик будущего будет отличаться от сегодняшнего ученика, он….
3-я станция «ШКОЛА 2210»
В проекте необходимо раскрыть следующие вопросы: Должно ли измениться образование? Какой учитель должен прийти в новую школу? Какими должны быть ученики? Должна ли измениться роль родителей в новой школе? Как изменятся в будущем школьные оценки? Что можно сказать об интерьере школы будущего? Нужна ли форма? Какая? Какие предметы необходимы? Какие бы вы исключили из расписания? Какие бы ввели? Какие методы обучения и воспитания будут использовать педагоги?
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее . Барбюс А.
СПАСИБО ВСЕМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Моё будущее в моих руках!?"
Как жить? В этой работе можно найти ответ на этот вопрос. Ученица строит программу своей жизни. Она продумывает, какую работу она выберет, в каком доме и где она будет жить, сколько у неё будет детей ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"
В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...
Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.
Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования". Определение конкурентоспособнос...
Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»
Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия»Тема: "Моя будущая профессия - юрист"Автор: Догузова Лана, студентка гр.21 Ю, специальность 40.02.01 Право и организация социаль...
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия», Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия»Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…Автор: Гагиева Фатима, студентка гр.21 Ю, специальность 40...
Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»
Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питанияТип урока: классный часФорма урока: - Комби...