Памятка педагогам для успешного ознакомления детей с явлениями неживой природы
опыты и эксперименты на тему

Кренева Юлия Владимировна

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx62.05 КБ

Предварительный просмотр:

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2e74a82d08847ef208bbebec628ecaf8&n=21

Наш адрес:

301840, Тульская область,

город Ефремов,

улица Тульское шоссе, дом 12 «А»

тел. 5 – 54 – 57

e-mail: efremov172007@yandex.ru

сайт: www.shkolasadefremov.ru

Государственное образовательное учреждение

Тульской области

«Ефремовская начальная общеобразовательная школа»

Памятка педагогам для успешного ознакомления детей с явлениями неживой природы

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8f79439f0da6a6760a94e55d2777b3e3&n=21

Ефремов, 2015 год

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=26126e6e1231007229fc03c351905ad9&n=21

Все дети по природе - исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не
разовьются. Для этого педагог должен создать им специальные условия:
-
стремиться как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;
- учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребёнка;

Правильные ответы сами по себе менее ценны. Важнее терпеливое выслушивание объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мыслей, еще не окрепшей и робеющей в окружении других людей. Поэтому педагогу необходимо:
-
ограничить время наблюдений до 3 - 5 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности ребёнка;
- устраивать секунды молчания и тишины. Они позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на вопрос;
- придерживаться принципа: слово - вслед за чувственным восприятием, а не наоборот.
Только в этом случае у ребёнка сформируется полноценное зрение.

Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое - то воздействие на изучаемый объект. В связи с этим педагогу нужно помнить:
- проведение с дошкольниками опыта не должно требовать каких - то особых условий;
- особое внимание следует обращать на безопасность работы детей в процессе проведения опыта;
- неудача ребёнка не повод для упрёков.
 

Главное - выяснить причину провала опыта;
- опыт - это не подобие хорового пения. Нужно стараться избегать формулировок вроде: «Возьмите в правую руку то, в левую - другое. Соедините, потрясите...»;
- важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы, но время от времени воспитатель должен предлагать собственные.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9c9538c848c187d976237760d0cceaee&n=21

Арсенал средств, позволяющих закрепить полученные в процессе наблюдения знания, велик. Для этого необходимо:
- сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слова. Сам ход наблюдения при этом разрываться не должен;
- использовать в работе народную мудрость: приметы, заклички, приговорки, но только те, в которых отражены доступные детям связи и явления природы;
- стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов.

Занятия по ознакомлению детей с различными явлениями природы не должны проходить по единой логической схеме:
- стремитесь отвечать на запросы детей;
- следуйте за ребенком, а не «ведите» его за собой.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ee198a95b5528d059c71ed069e43d98b&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с боевыми знаменами калмыцких полков-участников Отечественной войны 1812 года

В исследовательской работе изучены история, символика, техника выпонения калмыцких боевых знамен 1812 года. Подобран иллюстративный материал, краеведческая литература, художественная литература,даны с...

Культура педагога - условие успешной профессиональной деятельности

Материал предоставлен в виде презентации для проведения тематического педагогического совета....

Тематическое развлечение по ознакомлению детей с профессией пожарного

Представляю вашему вниманию мини развлечение "Мы будущие пожарные" Цель: Развивать знания детей о профессии «Пожарный»Задачи: развивать знания  детей о правилах  поведения в случае...

практическое занятие Экологическое образование детей при ознакомлении с сезонными явлениями природы

на основе изучения программы "Пралеска" по ознакомлению детей различных возрастных групп с сезонными явлениями природы необходимоо ответить на контрльные вопросы и составить недельный план работы (по ...

Тема урока: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»

Тема: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»Цель: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыт...

Проект на тему Оптические явления в природе

Природа прекрасна, необычайно разнообразна и поистине неисчерпаема. В древние времена она внушала человеку не столько благоговение, сколько опасение, страх, подчас ужас. Недаром человек обожествлял пр...