Особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.
учебно-методический материал на тему

Шведов В.Н.

Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется охране здоровья детей и молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации занятий физической культурой со студентами

специальной  медицинской группы.

Шведов В.Н

Преподаватель физического воспитания ГБОУ СПО «Брянского строительного колледжа им. Профессора Н.Е жуковского»

Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется охране здоровья детей и молодежи.

Между тем существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Более того, у учащейся молодежи нередко наблюдается увеличение заболеваемости рядом распространенных болезней и, что особенно важно, такие изменения реактивности, сопротивляемости организма, которые предрасполагают детей и юношей к развитию болезней.

Главное, что отличает занятия физическими упражнениями здоровых подростков и юношей от занятий в специальных группах – применение специальных методов занятий. Основой для правильной организации процесса физического воспитания учащихся специальных медицинских групп является врачебно-педагогический контроль. Прежде чем начинать занятия специальных медицинских  групп, преподаватель обязан познакомиться с диагнозом и результатами врачебного обследования учащихся. Наиболее важно для преподавателя заключение врача, в котором указывается основной диагноз и оценка функционального состояния организма.

Для студентов с ослабленным здоровьем особенно важно доброжелательное, тактичное отношение к ним преподавателя, то, что мы называем личностно-ориентируемым обучением. Подлинную заинтересованность преподавателя в успехах его воспитанников быстро улавливают учащиеся, а это, в свою очередь обеспечивает необходимый для плодотворной работы контакт между педагогом и учеником.

Сам студент вне процесса физического воспитания может не знать своих возможностей, либо иметь о них искаженное представление. При умелой организации учебного процесса у студентов возникает потребность получить поддержку, совет или разъяснение от преподавателя всякий раз, когда ему что-либо не удается или же, напротив, удается выполнить то, что раньше не получалось.

Учебные занятия, помимо соответствия их методическим правилам, должны быть интересными. В физическом воспитании студентов специальных медицинских групп это условие имеет первостепенное значение, так как организм молодых людей, перенесший заболевание, ограничен в свободе своей жизнедеятельности, причем чаще всего осознание ограниченности своих возможностей создает дополнительные «барьеры», мешающие занятиям физическими упражнениями. Интересное, эмоционально окрашенное занятие с посильными заданиями для студентов дает большие результаты при решении воспитательных, оздоровительных и образовательных задач, чем правильно организованное, но скучное занятие. Специальная медицинская группа делиться на две подгруппы:
- подгруппа «А» - студенты с обративными заболеваниями, которые после проведения с ними лечебнооздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу;
- подгруппа «В» - студенты с патологическими отклонениями или необратимыми заболеваниями.
Контингент учащихся нуждающихся в освобождении от занятий по физической культуре по состоянию здоровья осуществляют участковые терапевты подросткового кабинета поликлиники.
В программный курс обучения специальной медицинской группы включаются теоретические и практические занятия, а также профессионально-прикладная физическая подготовка и специальные упражнения для устранения отклонений состояния здоровья и в физическом развитии.
Основными задачами физического воспитания студентов специальных медицинских группах являются:
- укрепление здоровья, устранения нарушений, вызванных заболеваниями, в лучшем случае и их ликвидация;
- содействие правильному физкультурному развитию, повышение иммунитета организма и заболевания, закаливанию;
- освоение жизненно важных двигательных умений и навыков, улучшение уровня физического развития, повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных заболеванием;
- адаптация организма и физическим нагрузкам;
- овладения навыками специальных упражнений, воздействующих на организм, с учетом имеющихся заболеваний;
- обучение и реализация на практике способов дозировки и самоконтроля нагрузки;
- воспитание интересов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Важно что бы занятия со студентами, имеющими отклонения здоровья, проводились систематически на протяжении всего периода обучения.
Занятия могут проводиться как в учебной форме, так и в самостоятельной. Кроме того, необходимо включать физические упражнения в режим дня, такие как физкультпаузы, физкультминутки, утренняя гигиеническая гимнастика, а так же массовые, оздоровительные, физкультурные, туристические мероприятия в свободное от учебы время.
Большое влияние на организм занимающихся, оказывают занятия на свежем воздухе. Здесь предпочтение должно отдаваться  циклическим видам спорта, таким как ходьба, бег, сочетание ходьбы и бега, лыжные прогулки.
Ограниченный характер носят упражнения на выносливость, скорость, силу. Учитываем характер заболевания, включаются циклические виды спорта, упражнения на дыхания и релаксацию при заболеваниях кардиоресператорной системы при нарушениях осанки включаются упражнения на укрепления мышечного корсета туловища. Противопоказаны упражнения с отягощениями.  
Состав группы, которая по расписанию выходит на учебные занятия, не должен быть большим. Обычно в такой группе не более 15 человек. Для эффективных занятий исключительно важен правильный подбор студентов в группах. Лучше всего, если группа состоит из студентов с одинаковым диагнозом перенесенного заболевания. Вместе с тем, при комплектовании учебных групп важно учитывать примерно одинаковый уровень функциональных возможностей учащихся. Вот почему допускается зачисление в группу для совместных занятий учащихся, перенесших различные заболевания, при условии сходного уровня их подготовленности к выполнению нагрузок.

На занятиях со специальными группами целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физвоспитанию. Однако, в его организации и методике проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей, в которые включается не только выполнение общеразвивающих упражнений, выполняемых сначала в медленном, а затем в среднем темпе, но также подсчет частоты пульса, двигательные упражнения, способствующие улучшению приспособительных возможностей сердечнососудистой системы и условий мышечной деятельности.

Посещаемость занятий имеет исключительное значение для студентов специальных медицинских групп.  Только при хорошей посещаемости можно быть уверенным, что методически правильное, последовательное повышение учебных нагрузок в занятиях по физическому воспитанию не окажется чрезмерным, «форсированным» воздействием.  Поэтому именно посещаемость учебных занятий создает важнейшие предпосылки для успеха всей проводимой преподавателем и врачом работы по физическому воспитанию учащихся.

Каждый юноша и девушка должны увидеть в занятиях по физвоспитанию возможность своего совершенствования, тем более ценную для них, что в глубине души они чувствуют себя (очень часто преувеличивая последствия своего заболевания) неполноценным. Опыт работы лучших педагогов свидетельствует о том, что если не только разъяснить, но и позволить каждому студенту ощутить реальную возможность своего физического развития и совершенствования, которое проявляется в том, что они становятся сильнее и выносливее, приобретают гармоничное сложение и красивую фигуру, то молодые люди с увлечением, как никаким другим предметом, начинают заниматься физическим воспитанием.

Для обеспечения хорошей посещаемости занятий, важно знать конкретные причины, которые могут снизить интерес студента к процессу физического воспитания. Как правило, такими причинами являются невысокое качество содержания и организация занятий, а иногда систематическое неудачное выполнение студентами физических упражнений и приемов, действий, что приводит к потере учащимися веры в свои силы. В связи с этим каждый преподаватель физического воспитания должен проявлять заботу о повышении интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями. Среди методов и приемом, которые способны повысить интерес учащихся к физическому воспитанию, особенного внимания заслуживают:

  1. Активизация познавательной деятельности студентов, путем развития у них интереса к занятиям физическим воспитанием и осознанного отношения к изучаемым двигательным действиям.
  2. Повышение образовательной ценности учебного занятия.
  3. Дифференцированный подход  к студентам с различными заболеваниями и отношением к учебным занятиям по физвоспитанию.
  4. Использование данных медицинского освидетельствования и антропометрических измерений для показа студентам благоприятных сдвигов, происходящих в их физическом развитии под влиянием занятий
  5. Выведение объективной оценки знаний, умений и навыков студентов.

Таким образом, индивидуальные особенности организма, являются основным фактором при подборе физической нагрузки  для учащихся, занимающихся специальных медицинских группах, а физическая подготовка определяется из целей и задач занятий физкультурой в специальных медицинских группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об особенностях проведения уроков физической культуры с женскими группами.

Некоторые наблюдения из практики работы с группами, в которых занимаются девушки....

Особенности занятий физической культурой с девушками в период беременности

Данное учебно – методическое пособие по курсу «Физическая культура» разработано специально для студентов БОУ СПО ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна».Оно включает в себя материалы теоре...

Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"

Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...

Формирование и управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой

В связи с  возросшей  интенсивностью учебного процесса и  большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении  наблюдается высокая  умствен...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности  49.02.02   Адаптивная физиче...