Афганистан болит в моей душе....
классный час по теме

Разработка классного часа об героической и трагической афганской войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Афганистан болит в моей душе…


Цели: 

  • Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.
  • Определение исторического значения афганской войны.
  • Воспитание  чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.

Ожидаемые результаты: 

  • подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
  • решение проблемы преемственности поколений;
  • повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Ведущая:  Дорогие ребята, наша сегодняшняя встреча - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, появилось много статей, книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда того времени. Это повесть С.Алексиевич «Цинковые мальчики», очерки А.Олейника «Памятник в Кабуле», роман К.Селихова «Необъявленная война»,  книга А.Ляховского и В. Забродина «Тайны афганской войны», фильмы Ф.Бондарчука «9 рота», И. Кавуна «Кандагар» и др.

  Ведущая: Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами…  

Афган. Как слово это ухо режет,

Как сердце разрывает на куски:

В нём вой, и жуть, и лязг, и хряск, и скрежет

Огня, металла, боли и тоски.

В нём кровь и милосердье – не во благо,

В нём разных несуразностей – не счесть.

Но в нём ещё – и доблесть, и отвага,

И жертвенность, и преданность, и честь.

                                          Б. Жуков. Афган.

                        Песня «Афганистан болит в моей душе»

    (Ученица читает стихотворение)

Получают мальчики повестки.

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Матери сынов провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-бабьи жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжел солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руки:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше.

Все они уходят в мир иной...

а сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!


 
Ведущая: Так уж повелось у русского солдата, что защищать надо не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга».

          Ведущая: В 1978 году в Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР, с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение почти всего 1979 года получало решительные отказы, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.

  Ведущая: Но чуть позже все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу. Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля.

Звучит песня «Афганистан» (Пришел приказ)

Ведущая:  Итак, 25 декабря 1979 г. в 15 час. по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан. Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять «интернациональный долг». В Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации высадили десант. 27 декабря подразделения спецназ оказали помощь в свержении режима Х. Амина. Новое правительство возглавил Бабрак Кармаль (1980 год), а потом и Наджибулла (1986 год).

В окопах оказались те, кому было по 18 лет.

Ученик читает стихотворение:

СВЯТЫЕ ПИСЬМА. 
Сынок писал: «Ты не волнуйся, мама!
Я жив-здоров, побереги себя.
Ну, что с того, что я в стране ислама
Ведь я служу среди своих ребят.
И не беда, что жарко — есть арбузы.
А виноград — и летом, и зимой.
И служба тоже вроде не в обузу.
Не плачь, родная, жди меня домой...
А что там нового у нас в посёлке?                                                      
На днях ответил Юрка Иванов.
Привет большой соседям и девчонкам,
И всем, кто есть из наших пацанов...
Ты не печалься, мама, даже если
Письма не будет — слишком не горюй.
Я в это время, может, буду в рейсе.
Здесь всё спокойно, честно говорю».

Ведущая:18 лет. Они перешагнули порог зрелости и уезжали от матерей, расставались с любимыми, думая, что готовы к испытаниям. И никто из них не предполагал, что ждет их, вчерашних мальчишек, там, в далеком Афгане, и многие из них не знали, что ценой этим испытаниям будет их жизнь. Но там они узнали на себе, что такое дружба и предательство, смерть и желание жить. Много их не вернулось с чужой стороны. И не их это желание или вина, оставляла их там навсегда молодыми страшная причина – война… А те, кто вернулся живой, до сих пор в ночных кошмарах снова теряют своих друзей, горят в танках, БТР и вертолетах, подрываются на минах… До конца жизни они будут нести эту нелегкую ношу – память о прошлом…  И своим сыновьям они объяснят, что такое мужество. А здесь оставались матери, с замиранием сердца ждущие весточек от своих сыновей. И каждая молилась и о своем сыне, и о всех сыновьях, что там, далеко, несли страшную службу.

Звучит песня «Ты только маме….»

Звучит стихотворение

Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло...
В Отечественной скольких покосило,
В войне афганской сколько полегло?!
Пусть не сопоставимы эти войны,
И не сравнима численность потерь,
Но сыновья отцов своих достойны.
Они лежат в одной земле теперь...
Какая вера и какая сила
Их повела в последний смертный бой?..
Между Афганистаном и Россией                                                
Лежит пространство под названьем БОЛЬ.
Она с годами – нет, не утихает:
По всей земле убитые кричат!
И зарево кроваво полыхает
Над братскими могилами солдат...
Оставшиеся будут неустанно
Бессмертный подвиг молодости славить...
Между Россией и Афганистаном
Лежит пространство под названьем ПАМЯТЬ.

Ведущая:

 Открываю страницы афганской войны.
Где желтеют бумага и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но все – набело,
Как история мне диктовала.
Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,-
На войне этой тоже бывало.

 Руководители Афганистана уверяли,  что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, будут помогать строить…

 Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами? Как не отозваться на сообщение, что в соседнем кишлаке зверствует банда? Как не прийти на помощь коммандос, если они попали в окружение мятежников?

 Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Где-то поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.

 Через Афганистан прошло до 2 млн. наших солдат и офицеров. Те, кто, отслужив 1,5-2 года, оставались в живых, демобилизовывались и возвращались в Союз, на их место прибывали новые, необстрелянные и шли в бой опять же против профессионалов. Потери наши огромны: 13 833 убитых, 333 пропавших без вести, почти 50 тысяч раненых. Потери противной стороны – в десятки раз больше. А с мирными жителями – далеко за миллион.

Убитых возвращали на родину самолетами, которые получили название «Черный тюльпан».

Одному деревообрабатывающему предприятию в Ташкенте было поручено вместо табуреток и солдатских кушеток делать гробы. Затем это предприятие было переименовано в похоронное бюро под названием «Чёрный тюльпан».
Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название «Чёрный тюльпан». С тех пор это название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200.

                 Звучит  песня «Боевым награждается орденом»

Ученица читает стихотворение.

Над солдатом склонилась в тревоге сестра,
Он молчит, даже стона нет сутки.
В медсанбат поступил он из боя вчера
Весь изранен, оторваны руки.
У неё на ресницах слезинки дрожат,
Вот сорвутся горячим каскадом.
Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,
Прошептал ей: «Сестрёнка, не надо.
Я все выдержу, только не надо мне слёз,
Плачь не плачь, а не вырастут руки.                                                                          
Я тебе подарю миллион алых роз
За твои сострадания и муки.
Я тебе подарю миллион алых роз,
Но не так, как художник принцессе.
Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд,
Пусть рождается новая песня.»
Медсестра свои слёзы смахнула тайком
И к бинтам приложилась губами:
«Поправляйся, родной, ну а розы потом
Вечной песней останутся с нами...»

Ведущая: В 1988 году решено было вывести советские войска из Афганистана.

 Эта акция длилась 15 месяцев. При этом соблюдалась поэтапность и последовательность. В период с 15 мая по 15 августа 1988 года на Родину было выведено 50 тысяч 200 человек личного состава из Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкаргаха и Кандагара.

 Второй этап вывода советских войск из Афганистана начался  2 января 1989 г. Колонны с техникой и личным составом шли к государственной границе Советского Союза в исключительно сложных погодных условиях. В высокогорных районах, особенно на перевале Саланг, затрудняли движение автотранспорта снежные лавины. Последним 15 февраля 1989 года покинул Афганистан командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Ушли организованно, без паники, на этот раз без потерь.

 По возвращению из Афганистана у всех судьба сложилась по-разному, но все же определились с работой и постепенно «возвращались домой». В эти годы все уже понимали, что это был не тот Афган, о котором говорили с экранов телевизоров.

Ученик читает стихотворение

Матери погибших сыновей
Иль в Афгане, иль в Чечне-неважно!
Вы простите, что Ваших детей
Родина не сберегла однажды.

Наш поклон на долгие года,
Сыновей хороших воспитали.
С честью и отвагой, как всегда,
Родину сыночки защищали!                                            

И не будем мы ее пытать,
Почему на смерть их отправляла?
Родина - она ведь тоже мать.
Что ж, другого выхода не знала.

Лишь попросим Родину свою,
Чтобы помнила, что мамы живы.
Ну, а мы, которые в строю,
Как-то заменить детей должны им.

Ведущая: Сейчас по-разному оценивают события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Сегодня тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе. И сегодня, накануне Дня защитника Отечества, мы в первую очередь говорим слова восхищения тем, кто посчитал своим долгом пройти  школу мужества. Их силу и мужество проверила война, они на всю оставшуюся жизнь будут оставаться для нас героями. И пусть их слова звучат предупреждением: « Не должны  гибнуть солдаты на полях войны! Перестаньте, люди, воевать! Пусть армия будет лишь школой для мужчин, а не страшной работой!» Проходит время, и мы переводим его в годы, а ушедшие годы - в вечность. И чем дальше от нас уходят годы, то все больше понимаешь подвиг тех, кто был когда-то рядом с тобой, подвиг молодых ребят 80-х которые сложили свои головы на далекой земле Юга.

Звучит песня «Зажгите свечи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Душой болею о России"

Чтим традиции русского народа....

«Афганистан – боль в нашей судьбе»

Сценарий литературно-музыкального вечера «Афганистан – боль в нашей судьбе»,посвященного 25-й годовщине вывода Российских войск из Афганистана....

Презентация "Афганистан - боль в нашей судьбе!"

Презентация к литературно-музыкальному  вечеру  «Афганистан – боль в нашей судьбе», посвященного 25-й годовщине вывода Российских войск из Афганистана....

"Палитра моей души" психологические занятия для педагогов колледжа.

Данные занятия ориентированы на то, чтобы обучить педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния, формирование в педагогическом коллективе благоприятной психологической атмосферы и ...

Мероприятие на тему "Афганистан! Ты наша боль и горе..."

Разработка общешкольного мероприятия на тему "Афганистан! Ты наша боль и горе...", проведенного к 30-ию вывода советских войск  из Афганистана...

Методическая разработка мероприятия «Боль в сердце моем» посвященного освобождению несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников концлагерей.Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в лагерях смерти 18 000 000 человек. Из ни...

Классный час "Афганистан болит в моей душе..."

Классный час "Афганистан болит в моей душе..." для учащихся 5-8 классов...