эссе о роли семейных ценностей в воспитании подрастающего поколения
статья на тему

Шараева Валентина Владимировна

Содержание эссе содержит размышление педагога о роли семейных ценностей в воспитании и обучении подрастающего поколения. Формирование и развитие гражданственности и патриотизма необходимо начинать с семьи на конкретных примерах из жизни родных. Такая социальная установка  создает благоприятные условия  для   мотивации  обучающихся к изучению истории своей большой и  малой родины., всеобщей истории в условиях глобализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon эссе47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Воспитание «внутренней крепости»

                                             Если я говорю языками   человеческими

                                              и ангельскими, а любви не имею, то я –

                                              медь звенящая, или кимвал звучащий.

                                                                                         Апостол Павел

                                                                   

Мы живем в XXI веке, в котором произошли кардинальные изменения. Необычайно возросли уровень и качество жизни, изменились потребности, темпы технического развития. В современном обществе для большинства людей основой жизни постепенно становятся материальные блага, комфорт. Люди стремятся к успеху и независимости. Но вместе они ощущают неуверенность в завтрашнем дне, происходит падение нравственности.

Общество - сложная система различных отношений между людьми, где противоречия, конфликты являются естественным состоянием. Точно так же семья испытывает на себе все эти противоречия. В устойчивых семейных отношениях стараются  решать проблемы, защищая интересы всех членов. Семья не только воспроизводит новое потомство, но и по-своему охраняет, помогает, дает уроки жизни, воспитывает. Поэтому индивид получает возможность духовного, нравственного развития.

В современном мире проблема семейных отношений является наиболее острой. Глобальный цивилизационный кризис оказывает существенное влияние и на семейные отношения. Разрушаются  прежние устойчивые отношения внутри социальных групп, в том числе  семьи. Мы видим, как в наше время в России и у нас в Калмыкии растет количество гражданских браков, детей-сирот при живых биологических родителях. Мы часто сталкиваемся с фактами морального, физического насилия над детьми. Как отмечает Оксфордская энциклопедия « Народы и культуры»: «Образ поведения и мыслей ребенок с ранних лет воспринимает в семье, взаимоотношения между ее членами определяют его психологическое развитие, поэтому семейные конфликты могут привести к тяжелым психологическим последствиям. В странах Западной Европы в последние годы наблюдается рост количества семей с одним родителем (неполных семей)- либо замужней матерью, либо с отцом или с матерью, оставшимся без партнера после его смерти или развода. Так же, как и общество, семья проходит свой цикл жизни, и большинство индивидов испытывают множество изменений в семейных ролях».  Все  перечисленные явления характерны для российского и калмыцкого общества.

Несмотря на существующие серьезные проблемы семейных отношений, есть уверенность в том, что семья будет продолжать выполнять ведущую роль в рождении, воспитании детей, оказании помощи всем своим членам.  В семье  по- прежнему человек получает первые сведения и мире, природе, человеке, о самом себе. С багажом этих знаний он идет в общество, к людям, которые тоже оказывают на него влияние. Ценности общества и семьи во многом совпадают и составляют основу существования социума.

В философском словаре дано такое определение ценности: «Ценность - это, то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П.Менцер) Ценностями любого общества являются социальные, политические, экономические и духовные достижения, приумножающие условия для полноценного развития ее членов, их семей. Семейные ценности тоже включают общественные, только акценты делают на тех, которые более всего признаются важными для данной малой группы. Я думаю, основными семейными ценностями  являлись любовь друг к другу, детям и  счастье.

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы стать счастливым. Каждый прожитый день - это ступень к счастью, говорят мудрецы. Что же такое счастье? Еще в древние времена были свои взгляды на толкование настоящего человеческого счастья.

Есть легенда о греческом царе Крезе, считавшим себя богатым и счастливым. Он пригласил к себе Солона, философа и законодателя, чтобы это подтвердить. На что Солон ответил: ни о ком нельзя сказать, что он счастлив, пока он жив. Крез, конечно, не ожидал такого ответа, потому что был уверен в вечности своего высокого и важного положения. Позже любимый сын Креза был убит, государство его разрушили, сам он попал в плен.

…Все преходяще в этом мире, кроме истинных ценностей: любви, детей, семьи, созидательного творчества. Понимание этих ценностей приходят к каждому человеку по-разному. Кто-то осознает это, если повезёт,   рано, кто-то,  к сожалению, только к концу жизни.

В послании апостола Павла говорится: «Любовь долготерпит,  милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится».   Созвучна этим словам простая калмыцкая поговорка: «Дурн уга - кюн уга» т.е. если   нет любви, то нет и человека. Я думаю, что такое мировосприятие подчеркивает глубинные качества личности как  способность любить и творить.

Я  на небольшом социальном  опыте хорошо усвоила, что «любовь долготерпит, милосердствует». В нашей большой семье  добрые слова, забота друг о друге заложено бабушкой. Бабушка   для всех нас, родных - маленький «пассионарий», который направляет будущее семьи по определенному руслу. Л.Гумилев, автор теории о пассинариях, указывал, что «эти люди могут быть добрыми и злыми, умными и глупыми, нежными или грубыми. Это не важно; главное, что они готовы жертвовать собой и другими людьми ради своих целей, которые часто бывают иллюзорными» Для нас, членов нашей малой социальной общности  эджа- это самый добрый и  умный , нежный человек, без которого невозможна жизнь в настоящем и будущем. Мы любим ее отношение к жизни, всегда  с интересом слушаем  рассказы о  довоенном, военном времени,  горестных годах ссылки калмыков  и волнующем возвращении на родную землю. Для нас, маленьких детей  эти рассказы  были  первым воспитанием  историей, определением добра и зла, истины.

Почти в каждой семье хранят   фотографии прошлых времен как реликвии, ценности. Это понятно, если учесть, что много калмыков погибло во время войны, в Сибири, во время ссылки.  В нашем  семейном архиве есть довоенные реликвии, которыми дорожит бабушка. Это фотографии ее брата – Зургана Батаевича Баянова. В старинной калмыцкой песне говорится: «Красивее всех птиц утки, что плавают в нашем пруду. Братья среди других красивее всех». (Нур дунд нуһсн сәәхн, нутг дунд ахнр сәәхн). Так и бабушка считает брата самым  дорогим и идеальным человеком на свете. Он и на самом деле был очень интересным мужчиной. Играл на саратовской гармони, на калмыцкой домбре, любил читать. Друзья его любили за веселый и добрый нрав. В 1939 году Зурган был  призван в Красную Армию, стал офицером. В его письмах, в которых он обещал вернуться, просил помогать его жене и маленькому сыночку. Однако этому не суждено было сбыться. Он был тяжело ранен в бою под Новороссийском; скончался, не приходя в сознание в госпитале. Его молодая жена и ребёнок умерли во время  ссылки в Сибирь. Такова короткая и трагичная   история одной калмыцкой  семьи.

Я часто думаю о дедушке Зургане, его родных. Война застала его совсем молодым, полным сил и здоровья. Я думаю о том, какие у него были планы, о чем он мечтал? Может, они вместе с женой мечтали о том, как будут  любить и воспитывать  не только своего сына, но и будущих детей, о том, какой счастливой и радостной будет завтрашняя жизнь. Но война изменила все. К сожалению, нам мало известно обо всем боевом пути дедушки. Похоронка  на погибшего и другие документы не сохранились во время ссылки в Сибирь. Времени на сборы давали очень мало. Необходимо было быстро собрать вещи и продукты для маленьких детей, помочь старикам. Эджа очень жалеет, что не смогли уберечь документы.    Очень трудное испытание выпало на долю старшего поколения: суровые военные будни, потеря близких, погибших на фронте,  холодные сибирские годы депортации, тяжелый труд спецпереселенцев, болезни, страдания и смерть родственников вдали от своей родной степи… Сама бабушка с болью рассказывает о  годах депортации. Она вспоминает, какие унижения пришлось испытывать оттого, что  калмыков называли предателями. Калмыки в массе были верны Родине, воевали на фронтах войны! так почему их  наказали так жестоко? Это было несправедливо. Надо всегда помнить  о невинных жертвах, погибших во время депортации. Нация потеряла свою элиту, молодежь. Некоторые из чувства страха потеряли естественную гордость за  принадлежность к калмыцкой национальности. Происходила потеря национальных ценностей, которые веками скрепляли этнос. Сегодня эджа  говорит нам, что мы должны  уметь защитить себя от произвола, не допустить того, что пришлось пережить им.

Я считаю, что рассказы бабушки  о брате, его семье, бережное отношение к  тому, что осталось от него – фотографиям – помогли мне понять, что такое любить своих родных, нести ответственность перед родителями, сестрами и людьми. Любовь бабушки, радость передались и нам. Мне тепло от мысли, что этот человек - мой дедушка. Иногда я  задумываюсь о том, что  знают ли мои ровесники о своих родственниках, истории своей семьи в годы войны, депортации. Мы часто общаемся в контактах со своими одноклассниками, ровесниками из Англии или США, но не находим время для своих  дедушек и бабушек, которые много могут рассказать.

Недавно мы обсуждали тему человеческого счастья. Какое оно, счастье? Чем оно соизмеряется?  Я сразу впоминаю   старинную калмыцкую легенду о каплях счастья, которую нам рассказывала наша эжа (бабушка) В ней говорится о горе родителей, потерявших  маленького сына. Мальчик, попав на небеса, не мог спокойно видеть страдание родителей, оставшихся на земле. Желая хоть как-то уменьшить их земные страдания, он  одарил их каплями: богатства, славы, любви. Но счастье не наступало. Где же оно? Моя маленькая сестра спросила: «Почему не стали счастливыми  родители мальчика? Он так старался для них!» Бабушка ответила, что каждый человек должен сам понять и осознать, какое это счастье. Измеряется ли оно чем-то? Для каждого из нас понимание того, что составляет цену счастья, приходит по-разному. Кто-то осознает в юности, а кто-то, к сожалению, только к концу жизни.

 На уроках обществознания мы изучали вопрос о духовных  ценностях современного человека. Насколько необходима ему семья, дети? В европейских странах семьи постепенно  отказываются от желания иметь детей. Воспитание детей, их обучение в школе, колледжах являются дорогостоящими расходами, требующие от родителей  моральных и физических, финансовых усилий. Удобнее жить для себя, пользоваться полноценно всеми благами, жить в комфорте, не тратя время на других.  Ученики разделились во мнениях. Одна группа считала, что главным в жизни человека являются материальный достаток, возможность удачно устроиться на работу, иметь высокий доход. Поэтому семья – не столь актуальна для современников.  Другие  же доказывали то, что каждый  человек, помимо успешной карьеры, стабильного дохода должен получать  любовь, внимание и признание ценностей его жизни, что помогает преодолевать трудности, барьеры в жизни. Сегодня известно, что если человек недополучил этого в жизни, то он будет во многом ограничен в способности понимать других, свободно выражать свои личностные качества, культуру.

Я счастлива и благодарна, что мне в решении этой дилеммы помогают наставления эджи. Его святейшество Далай-лама 14, духовный лидер буддистов в своей книге « Этика для нового тысячелетия» подчеркивает, что мировосприятие  личности зависит от того, насколько полноценной его жизнь была в  семье, которая окружает ребенка  заботой и любовью. Такой человек способен иметь мировоззрение подобное «внутренней крепости», помогающей преодолевать жизненные барьеры. Я думаю, что такая гармония сердца и ума  способна будет останавливать зло и агрессивность, хитрость и коварство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения. "Коридоры" взаимодействия.

Статья рассказывает о важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, о роли создания воспитательного и образовательного пространства, механизмов взаимодействия с партнером, будь то...

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье предпринята первая попытка обобщить собственные изыскания и опыт работы классного руководителя в проектной деятельности с позиции воспитателя. Статья будет интересна кураторам педагогических ...

Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В статье описывается состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях

Обзор литературы у книжной выставки «Суровое войны лицо«Годы Отечественной войны  не забудутся никогда. Чем далее, тем всё живей и величественней развёрнуты они  в нашей памяти, ...

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения

       Обращаем ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь – не будет пороков. ...

Презентация к уроку "Роль истории в воспитании подрастающего поколения"

Презентация к уроку "Роль истории в воспитании подрастающего поколения" создана Андреевой Катей под руководством Домарад А.В....