ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехника и электроника
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и элетроника» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 140841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, базовой подготовки
Организация-разработчик: ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»
Разработчики:
Давлетшина Ф.А. преподаватель ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektrotekhnika_i_elektronika_meg.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я)
ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»
Утверждаю: Директор ГОБУ РС (Я) «МИТ» __________ Л.С. Тарасова «____»__________2011 г. |
Номер регистрации ОП 0 |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
2011г
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электроника» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 140841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, базовой подготовки
Организация-разработчик: ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»
Разработчики:
Давлетшина Ф.А. преподаватель ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум»
Рецензенты:
- Г.В Иванова, председатель предметно-цикловой комиссии специальных дисциплин ГОБУ РС (Я) «МИТ»
- К.А Бурнашова, заместитель директора по научно-методической работе
АУ РС (Я) «МРТК»
Рекомендована методическим советом ГОБУ РС (Я) «МИТ», протокол № _____
от «____»__________ 20___ г.
Председатель методического совета: ____________________М.Ф. Горбунова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материалы и изделия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока;
- выполнять электрические измерения;
- использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные электротехнические законы;
- методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей;
- основы электроники;
- основные виды и типы электронных приборов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов;
самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося - 33 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 26 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа Практические работы Реферат по заданной тематике | 14 6 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы электротехники | 84 | ||
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала 1. Электрическая энергия, её свойства и область применения. Электрическое поле и основные электрические параметры. Элементы электрической цепи. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроизоляционные материалы, их применение. | 10 | 1 |
2. Электроёмкость. Конденсаторы. Типы соединения конденсаторов. Решение задач. | 1 | ||
3. Основные законы электротехники. Измерительные приборы постоянного тока. Соединение резисторов. Законы Кирхгофа. Эквивалентные преобразования электрических цепей. Баланс мощностей в цепях постоянного тока. | 2 | ||
4. Методы расчета электрических цепей. Примеры расчета цепей постоянного тока | 2 | ||
Лабораторные занятия: Изучение технических данных измерительных приборов. Меры безопасности. Подготовка отчетов. Изучение законов последовательного, параллельного и смешанного соединения резисторов. Проверка законов Кирхгофа. | 4 | ||
Практические занятия Расчет электрических цепей постоянного тока | 2 | ||
Тема 1.2. Однофазные цепи переменного тока | Содержание учебного материала 1. Параметры цепи переменного тока. Среднее и действующее значения синусоидальной функции. Цепь с активным сопротивлением, индуктивностью, ёмкостью. Построение векторных диаграмм тока и напряжения. Уравнения .и графики тока напряжения. Мощности активная и реактивная и их определение в каждой цепи. | 10 | 1 |
2. Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью. Цепь с активным сопротивлением и ёмкостью :Векторные диаграммы, расчетные формулы, треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей. | 1 | ||
3. Анализ процессов в цепи синусоидального тока при последовательном и параллельном соединении элементов R,L,C. Резонансные явления в цепях переменного тока. Коэффициент мощности и способы его повышения. Баланс мощностей в цепях переменного тока. | 1 | ||
4. Расчет однофазных цепей переменного тока | 2 | ||
Лабораторные занятия: Неразветвленная цепь переменного тока с активным, индуктивным, емкостным сопротивлениями. Разветвленная цепь переменного тока с активным, индуктивным, емкостным сопротивлениями. Измерение мощности и энергии в однофазной цепи переменного тока. | 6 | ||
Практические занятия: Расчёт однофазных электрических цепей переменного тока | 2 | ||
Тема 1.3. Трехфазные цепи переменного тока | Содержание учебного материала 1. Принцип получения трехфазной симметричной системы ЭДС. Преимущества трехфазной системы перед однофазной. Основные понятия и определения. Способы соединения обмоток источника питания. | 6 | 1 |
2. Соединение обмоток генератора и приемников по схеме «звезда». Соединение обмоток генератора и приемников по схеме «треугольник». Мощность трехфазных цепей. Способы повышения коэффициента мощности. Меры безопасности при эксплуатации трехфазных цепей. | 1 | ||
3. Расчет симметричных и несимметричных трехфазных цепей. | 3 | ||
Лабораторные занятия: Трехфазная цепь при соединении потребителей по схеме «звезда» Трехфазная цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник» Работа трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Работа генератора постоянного тока. Работа двигателя постоянного тока. | 6 | ||
Контрольная работа Однофазные и трехфазные цепи переменного тока. | 2 | ||
Практические занятия: Расчёт трёхфазных электрических цепей переменного тока | 2 | ||
Тема 1.4. Магнитные цепи | Содержание учебного материала 1. Магнитное поле и его свойства. Закон полного тока. Взаимодействие магнитного поля и проводника с током. Электромагнитная сила | 6 | 1 |
2. Электромагнитные явления. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Преобразование механической энергии в электрическую и наоборот. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимная индуктивность. Вихревые токи. | 2 | ||
3. Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение. Расчет магнитных цепей. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Резонанс токов. Резонанс напряжений. Примерная тематика рефератов Преимущества трёхфазной системы переменного тока. Ферримагнитные вещества и их применение. Явление гистерезиса. Магнитомягкие и магнитотвёрдые материалы. | 28 | ||
Раздел 2. Основы электроники | 15 | ||
Тема 2.1. Элементарная база современных электронных устройств | Содержание учебного материала 1. Диоды, стабилитроны и тиристоры. Транзисторы. Оптоэлектронные приборы. | 2 | 1 |
Тема 2.2. Бесконтактные электрические аппараты | Содержание учебного материала 1. Полупроводниковые реле напряжения и тока; полупроводниковые реле времени; полупроводниковые силовые выключатели, комбинированные электрические аппараты. | 2 | 1 |
Тема 2.3. Источники вторичного электропитания | Содержание учебного материала 1. Классификация и основные характеристики выпрямителей. Особенности работы трансформаторов и сущность процесса выпрямления. Однофазные схемы выпрямителей. Трехфазные выпрямители. Их внешние характеристики. Сглаживающие фильтры и оценка эффективности их работы. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Импульсные и автогенераторные устройства | Содержание учебного материала 1. Особенности импульсных устройств. Электронные ключи и простейшие формирователи импульсных сигналов. Транзисторные триггеры. Автогенераторы LC- и RC- типов. Мультивибраторы, принцип их функционирования. | 2 | 2 |
Лабораторные занятия: Изучение работы транзистора. Снятие вольтамперных характеристик. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Применение полупроводниковых приборов. | 5 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории электротехники и электроники.
Оборудование учебного кабинета:
- 25 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электроника»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска ACTIVBOARD95;
- комплект стационарных технических средств группового пользования на базе графопроектора.
Оборудование лаборатории электротехники и электроники:
- Стенд лабораторный электротехника и основы электроники НТЦ – 01;
- Стенд лабораторный теоретические основы электротехники НТЦ – 07.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- И.А. Данилов, «Общая электротехника с основами электроники» М.; Высшая школа, 2008 г.
- М.А.Жаворонков «Электротехника и электроника» М.; Академия 2009 г.
- О.В. Григораш.; «Электротехника и электроника», Феникс 2008 г.
Дополнительные источники:
- Ю.М.Поляков «Справочник электрика»
- Ю.М.Иньков «Электротехника и электроника» М. Академия 2008 г.
- Ю.Г.Синдеев «Электротехника с основами электроники» -М,; Инфра-М, 2007 г.
- Т.Ф.Берёзкина «Задачник по общей электротехнике с основами электроники» М. Высшая школа 2007 г.
- С.А.Лобзин «Электротехника. Лабораторный практикум» М.Академия, 2010 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: использовать электротехнические законы для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока; выполнять электрические измерения; использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей; Знать: основные электротехнические законы; методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей; основы электроники; основные виды и типы электронных приборов | Использование электротехнических законов для расчета электрических цепей постоянного и переменного тока. Выполнение электрических измерений. Использование электротехнических законов для расчета магнитных цепей. | Тестовый контроль по темам разделов 1, 2. Контрольная работа Экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехника и электроника
Программа учебной дисциплины "Электротехника и электроника" разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 151031 "Монтаж и техни...
Тест по общепрофессиональной учебной дисциплине "Электротехника и электроника"
Тест для промежуточной аттестации (экзамена) по учебной дисциплине "Электротехника и электроника" для специальностей 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.01...
Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»
Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»...
Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника и электроника"
Рабочая программа...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электр
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образо...
Комплект контрольно - оценочных средств по учебной дисциплине: Электротехника и электроника, специальность: 13.02.07 Электроснабжение ( по отраслям)
Контрольно- оценочные средства по предмету Электротехника и электроника...
Методические указания для выполнения заданий практических занятий и лабораторных работ по учебной дисциплине Электротехника и электроника
Лабораторный практикум Методические указания для выполнения заданий практических занятий и лабораторных работ по учебной дисциплине Электротехника и электроника разработан на основе ФГОС СПО по с...