Проектирование современного урока
статья на тему
Урок является основной, самой динамичной и емкой формой реализации образовательной программы (ОП) в системе среднего профессионального образования и качество реализации ОП во многом зависит от грамотно спроектированного урока.
Внедрение в образовательный процесс компетентностый подход, несомненно, отражается на проектировании урока, что влечет за собой изменение целей и содержание урока, его методов и форм. Урок - это не просто одна из форм организации образовательного процесса, а часть жизни обучающегося и педагога. Посредством содержания урока преподаватель может влиять на становление многих качеств личности студента. Что же должно быть присуще современному уроку?При проектировании урока преподаватель должен определить цель занятия, формы, методы, средства обучения, организовать эффективное взаимодействие между педагогом и студентами. Алгоритм проектирования урока в рамках компетентностного подхода включает следующие этапы:
1. Целеполагание.
2. Проектирование содержания и его компетентностная направленность.
3. Выбор вида учебного занятия.
4. Определение методов и приемов совместной деятельности педагога с обучающимися на уроке.
5. Отбор учебно-методического обеспечения
6. Определение методик для получения обратной связи (Рефлексия)
7. Оформление учебного занятия в документе
Рассмотрим более подробно особенности проектирования каждого этапа урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектирование современного урока | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование современного урока основанного на компетентностном подходе
- основа качества реализации образовательных программ ФГОС нового поколения
Автор: Давлетшина Ф.А., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГОБУ РС (Я) «Мирнинский индустриальный техникум» | Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. (В.А. Сухомлинский) |
Урок является основной, самой динамичной и емкой формой реализации образовательной программы (ОП) в системе среднего профессионального образования и качество реализации ОП во многом зависит от грамотно спроектированного урока.
Внедрение в образовательный процесс компетентностый подход, несомненно, отражается на проектировании урока, что влечет за собой изменение целей и содержание урока, его методов и форм. Урок - это не просто одна из форм организации образовательного процесса, а часть жизни обучающегося и педагога. Посредством содержания урока преподаватель может влиять на становление многих качеств личности студента. Что же должно быть присуще современному уроку?
Методологической основой нового ФГОС профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий в качестве результатов обучения формирование в образовательном процессе профессиональных и общих (универсальных, непрофессиональных) компетенций. Профессиональная компетенция трактуется как «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности», а общая компетенция как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности». Чтобы обеспечить ресурсы для формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, современный урок должен отвечать следующим требованиям:
- Компетентностная постановка цели урока. Это предполагает совместную деятельность педагога и студентов, педагог совместно со студентами ставит цели урока. Дальнейшая задача преподавателя постепенно передать функцию целеполагания на студента.
- Формирование компетенций на основе деятельностного подхода к обучению. В процессе деятельности обучающегося на уроке происходит «самостроительство», становление личности, причем не только в индивидуальной, но и совместной, коллективной деятельности.
- Проявления субъективной позиции обучающегося - это свобода выбора, использование договорных отношений, высказывание собственного мнения и позиции и т.д. Реализации данного требования способствует использование интерактивных и деятельностных технологий, форм и методов обучения, обеспечивающие субъектную позицию обучающихся в образовательном процессе, активизацию и формирование их субъектного опыта.
- Практическая направленность урока, оптимальное сочетание фундаментальных знаний и практики (использование проектно - исследовательского метода, использование деловых, имитационных игр и др.)
- Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности. Увеличение на учебных замятиях доли самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера.
- Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся. Взаимодействие по схеме обучающихся и преподавателя, а также на взаимодействии самих обучающихся в микрогруппах.
- Обеспечение оперативной обратной связи. Организация рефлексии не только в конце занятия, но и на его промежуточных этапах. Студенты самостоятельно обсуждают, какими способами был получен тот или иной результат, какие при этом возникли затруднения и проблемы, как эти проблемы решить?
- Использование здоровье сберегающих технологий (общение без конфликтов, соблюдение этических норм, физминутки, релаксация и др.)
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов (компьютеров, проекторов, интерактивной доски).
- Внедрение технологии сотрудничества преподавателя и обучающихся. Изменение роли преподавателя в образовательном процессе. Сегодня преподаватель должен выступать не в роли «источника знаний» и «надзирателя», а в роли «помощника», «организатора», «защитника», «эксперта», организатора проектной деятельности.
При проектировании урока преподаватель должен определить цель занятия, формы, методы, средства обучения, организовать эффективное взаимодействие между педагогом и студентами. Алгоритм проектирования урока в рамках компетентностного подхода включает следующие этапы:
- Целеполагание.
- Проектирование содержания и его компетентностная направленность.
- Выбор вида учебного занятия.
- Определение методов и приемов совместной деятельности педагога с обучающимися на уроке.
- Отбор учебно-методического обеспечения
- Определение методик для получения обратной связи (Рефлексия)
- Оформление учебного занятия в документе
Рассмотрим более подробно особенности проектирования каждого этапа урока.
Первый этап: целеполагание.
Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности в СПО объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень общих и профессиональных компетенций, уровень развития и воспитания обучающегося.
Для того чтобы увидеть новизну целепологания современного урока в таблице 1 представлен сравнительный анализ подхода к целепологанию традиционного урока и урока основанного на компетентностном подходе.
Таблица 1
Традиционный подход к целеполаганию | Подход к целепологанию на основанного, на компетентностном подходе |
Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию личности обучающегося | Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию деятельности обучающегося |
Цель формулируется как ожидаемый конкретный, диагностируемый результат одного или нескольких уроков | Цель формулируется как результат развития или формирование определенной общей (ОК) или профессиональной компетенции (ПК), которая не может быть решена средствами одного занятия или одного учебного модуля, учебной темы, они должны быть соотнесены с целями учебного курса в рамках ОПОП. |
Цель урока перед обучающимися ставит преподаватель, без согласования с обучающимися. | Совместное целеполагание на уроке преподавателя и обучающихся, согласование их целей, постепенную передачу функции целеполагания от преподавателя к обучающимся. |
Определение места учебного занятия в содержании учебной, общепрофессиональной дисциплины, с учетом межпредметных связей | Определение места учебного занятия в системе содержания образования (учебной, общепрофессиональной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля); в процессе формирования общей или профессиональной компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное учебное занятие); |
Задачи урока отражают определение образовательной цели изучения раздела, темы. | Задачи урока (микроцели) отражают составляющие данных компетенций, которые будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии |
Планирование цели конкретного учебного занятия, урока: разложение ее на задачи: образовательную, развивающую и воспитательную | Планирование цели конкретного учебного занятия, урока: формирование или развитие общих и профессиональных компетенций будет обеспечиваться на данном занятии, разложение ее на микроцели (задачи): образовательную, развивающую и воспитательную |
При планировании образовательной цели указывается уровень освоения учебного материала: 1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный [планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). |
Приведем несколько примеров формулировок задач урока основанного на компетентностном подходе в таблице 2
Таблица 2
Образовательная задача | Развивающая задача | Воспитательная задача | |
Применяем глаголы, указывающие на действие с определенным результатом | Применяем глаголы несовершенного вида | ||
- освоить новый способ действия, отработать способ действия; - уметь выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль; - уметь составлять конспект, тезисы, читать графики и т. п.; - уметь самостоятельно работать со справочной литературой, документами; - уметь обеспечивать безопасность выполнения работ; - уметь самостоятельно выполнить задание (указывается вид); - уметь узнавать по внешней опоре...; - уметь воспроизводить по образцу...; - уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...; - уметь применить знания в стандартной ситуации...; - уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию. - уметь осуществлять верный выбор… - уметь выполнять расчеты по определению…. - владеть способами расчета, выбора… | -развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять знания на практике); - развивать у учащихся профессиональные интересы; - содействовать развитию специальных способностей; - развивать умение самостоятельно подбирать необходимую для профессиональной деятельности информацию и применять ее с позиции решения профессиональных проблемных задач; - развивать способность пользоваться информационными технологиями для сбора и передачи профессионально значимой информации с помощью электронных средств связи; - развивать способность выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую и принимать решение; - развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог; ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по инструкции, алгоритму; использовать приобретенные знания в новой ситуации; планировать собственную деятельность; контролировать собственную деятельность. | - формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции с высокой производительностью труда, анализируя заданные требования и инструкции; - способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов; - воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности; - воспитывать уважение к труду, интерес к своей профессии; - формировать умение анализировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознанно принимать решения по трудоустройству; - развивать способность обучающихся активно действовать на рынке труда, соотносить свой профессиональный уровень с требованиями работодателей. - воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс; - способствовать в ходе урока воспитанию чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, товарищества; - способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых личностных качеств: ответственности, трудолюбия, требовательности, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, честности. - создать в ходе урока условия для воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга. |
Рассмотрим пример целепологания урока в рамках междисциплинарного комплекса МДК 01.01 «Эксплуатация расчет и выбор теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» профессионального модуля ПМ 01 «Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» для специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»:
Тема урока: Расчет тепловых нагрузок котельных.
Цель урока: ПК 1.2. Управлять режимами работ теплотехнического оборудования систем тепло- и топливоснабжения.
Задачи урока | |
Образовательная | Уметь производить расчет тепловых нагрузок котельных и воспроизводить по предложенному алгоритму. |
Развивающая | Развитие практических умений (измерительные, вычислительные, графические) Развитие умения работать с учебной (справочной) литературой осуществлять поиск необходимой информации в Интернете Развитие учебно-организационных умений - умение планировать свою деятельность, осуществлять самоанализ и самоконтроль Развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог; ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по инструкции, алгоритму |
Воспитательная | Способствовать воспитанию: - умения ответственно и качественно выполнять профессиональные функции с высокой производительностью труда, анализируя заданные требования и инструкции - чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, товарищества; - нравственных, трудовых личностных качеств ответственности, трудолюбия, требовательности, чувства собственного достоинства, дисциплинированности. |
Второй этап: проектирование содержания и его компетентностная направленность.
На этом этапе учитывается два важных момента:
- ориентация учебного материала на решение профессиональных и жизненных задач;
- интеграция содержания, т. е. опора на знания и умения, полученные при изучении других учебных, общепрофессиональных дисциплин.
Преподавателю следует определить, какие составные компоненты компетенций будут формироваться или развиваться на конкретном занятии. Если это профессиональный модуль, то определить каким практическим опытом должен овладеть обучающийся. Какие знания должен получить студент, чтобы реализовать формируемую компетенцию на практике? Если это учебная дисциплина, то нужно определить, какие умения и знания будут усвоены обучающимися? Как будет обеспечено практическое и оперативное применение этих знаний к конкретным производственным ситуациям?
Третий этап - выбор вида учебного занятия:
Вид учебного занятия | Примеры |
Тип урока (определяется по ведущей дидактической цели) | урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, формирования умений, обобщающий урок и тд.) |
Вид (определяется по преобладающей технологии или методу обучения на уроке) | урок-деловая игра, урок-лекция, проектный урок, проблемный урок; лабораторная работа; практическое занятие; лекция; семинар и т. д. |
Форма организации познавательной деятельности обучающихся на занятии | фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная |
Четвертый этап - определение методов и приемов совместной деятельности с обучающимися на уроке по формированию, закреплению знаний, практической отработке умений, определение практических заданий для перевода знаний в способы деятельности: выполнение проектов, ориентированных на запросы работодателей, научно-исследовательской работы, осуществление расчетно-проектной, участие в деловых, ролевых, имитационных играх. Внедрение технологий развивающего и проблемного обучения, педагогики сотрудничества, интерактивных и детельностных методов обучения, самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся (обучение составлению схем-конспектов, резюме текста, планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, ставить и разрешать проблемы, применять знания в новой ситуации, применять знания в незнакомой ситуации и т.д.).
Пятый этап - отбор учебно-методического обеспечения, определение средств достижения цели: дидактические, материально-технические, информационные средства (учебные пособия, дидактический раздаточный материал, аудиовизуальные и электронные средства), оборудование, материалы и т. п.
Шестой этап - определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, подбор заданий для проверки уровней освоения компетенции.
Этап рефлексии на уроке является очень важным моментом для обучающихся. На этом этапе у студентов формируются общие компетенции, такие как оценка качества собственной деятельности, работа в коллективе, в команде, эффективное общение с коллегами, находить пути и способы повышения качества эффективности учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Подведение результата урока включает в себя осознание студентами насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому из студентов нужно еще поработать по теме урока.
Формы образовательной рефлексии могут быть разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, пятиминутное «Эссе», метод «Скинвейна», конкурс на лучшее домашнее задание и т.д. Рефлексия может, осуществляется не только в конце занятия, но и на различных его этапах.
Седьмой этап – оформление учебного занятия в документе.
Планирование учебных занятий осуществляется на основе календарно-тематического плана (КТП) и оформляться в виде: плана урока, конспекта урока, сценария урока, методической разработки урока, технологической карты урока и др.
Наиболее распространенной формой документального оформления урока среди преподавателей среднего профессионального образования является технологическая карта урока.
Технологическая карта урока
- Номер урока (по календарно-тематическому плану)______________________________
- Группа:____________Аудитория №:_______________Дата:______________________
- Тема урока:______________________________________________________________
- Тип урока:_______________________________________________________________
- Вид урока: ______________________________________________________________
- Цель урока (развития или формирование определенной общей (ОК) или профессиональной компетенции (ПК))_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Задачи урока (отражают составляющие данных компетенций, которые будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии):
Образовательная | |
Развивающая | |
Воспитательная |
- Материально-техническое оснащение урока:
- оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество):_____________________________________________________________
- инструменты и приспособления:____________________________________________
- материалы:______________________________________________________________
- ТСО (телевизор, кодоскоп, проектор, компьютер, программное обеспечение и др.):_________________________________________________________________
- Учебно-методическое оснащение урока:
- наглядные пособия (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников и т.д.): _____________________________________________________________________
- раздаточный материал (перечисляется: название письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количества):_________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Карта урока
№ | Этапы урока | Содержание | Формы и методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые результаты урока (формируемые ОК и ПК) | |
Компоненты ОК | Компоненты ПК | ||||||
1 | Орг. момент | ||||||
2 | Повторение пройденного материала | ||||||
3 | Актуализация имеющихся ЗУН | ||||||
4 | Постановка темы урока | ||||||
5 | Целеполагание | ||||||
6 | Изучение нового материала | ||||||
7 | Закрепление знаний | ||||||
8 | Рефлексия урока | ||||||
9 | Домашнее задание |
Литература
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения, Методическое пособие./Авт.- сост.: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева - Кемерово ГОУ «КРИРПО», 2012.
- Методика преподавания специальных и общетехнических предметов, учебное пособие /Скакун В.А., 5-е изд.– М.: издательский дом Академия 2011.
- Современный урок: анализ, тенденции, возможности/ М.Г. Ермолаева Санкт-Петербург, КАРО, 2008.
- ФГОС СПО для специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"
Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...
Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...
Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"
Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"...
Методичесская разработка "Проектирование современного урока физической культуры"
Методичесская разработка "Проектирование современного урока физической культуры"...
Проектирование современного занятия в образовательных организациях среднего профессионального образования
Методы современных занятий в образовательной среде...
Сертификат Всероссийского вебинара "Современный урок: проектирование, реализация, анализ"
сертификат...
Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в
Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...