Методическая разработка урока по профориентации
методическая разработка на тему

Чахоян Ольга Витальевна

Методическая разработка урока по профориентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по профориентации.

Специальность: 260203 «Технология мяса и мясных продуктов».

Разработали: Чахоян О.В.; Грибов А.А.

Цели урока:

· систематизация у обучающихся и студентов целостного представления о

становлении и развитии системы профессионального образования в

России;

· создание психологических условий для саморазвития и

самосовершенствования в профессиональной деятельности;

· формирование коммуникативных компетенций обучающихся.

Задачи урока:

· познакомить обучающихся с историей государственных трудовых

резервов, их ролью в становлении системы профессионального

образования России ХХ века;

· способствовать профессиональному росту и карьере посредством

непрерывного профессионального образования в течение всей трудовой

деятельности;

· углублять знания обучающихся о выбранной профессии (специальности).

Оборудование урока:

Персональный компьютер;

Мультимедийный проектор;

Мультимедийные презентации.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Основная часть урока.

Фактическая информация, которая может быть интерпретирована преподавателем или обучающимися в форме докладов, сообщений и т.п.

70 лет назад, 2 октября 1940 года, Президиум Верховного Совета принял Указ о создании государственных трудовых резервов СССР, положив тем самым начало нового этапа в становлении профессиональной школы России.

Основой профессионального обучения является система подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих. На каждом этапе исторического развития России происходит изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров, что связано с изменением и совершенствованием средств труда, которые в свою очередь изменяют роль и место человека в производственном процессе.

Справка

В VI-VII в.в. шёл процесс расселения славянских племён по Восточноевропейской равнине. Поднепровские поляне, приильменские словене, полоцкие кривичи, северские вятичи и другие племена издавна пахали, бортничали, занимались рыболовством на своей земле. Одновременно развивалось ремесло. «Они умели строить себе деревянные жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделывать землю, водить домашних животных, прясть, ткать, шить, приготовлять кушанья и напитки: пиво, мёд, брагу; ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду, знали употребление веса, меры, монеты; имели свои музыкальные инструменты; на войну выходили с метательными копьями, стрелами и отчасти мечами. Все познания их переходили от поколения к поколению, подвигаясь вперёд очень медленно…» (Н.И. Костомаров). Летописи свидетельствуют, что уже в VIVII вв. дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.

Специалисты-ремесленники создавали свои посёлки, которые, разрастаясь, становились племенными «градами», основой будущих городов: Новгорода и Киева, Смоленска и Чернигова, Рязани и Изборска. В Х веке на Руси было около 20 городов, в летописях XIII века упоминаются уже 224: недаром скандинавы называли Русь «Гардарикой» - страной городов. Профессиональные знания и умения ремесленники получали различными путями: знания передавались по наследству, от отца к сыну; молодых людей отдавали для обучения в артели, которые в старину называли «дружины», где обучение происходило в процессе трудовой деятельности; профессиональные знания получали от иностранцев: греков, немцев, итальянцев.

Становление российского централизованного государства в XV-XVI вв. способствовало распространению образования в стране. В каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения, ремесло передавалось от отца к сыну. Процесс объединения разрозненных территорий в единое государство сопровождался развитием городов, где концентрировались ремёсла и торговля. Самым крупным городом была Москва, в которой проживало около 100 тыс. чел. (по размерам Москва в XVI веке превосходила Лондон, Прагу и другие города Европы).

Справка

Уже в начале XVI века в Москве была создана «Палата разных и столярных дел». В городе имелись деревянные мостовые и водостоки. Франческо Тьеполо, венецианский посол, в своих «Рассуждениях о Московии» пишет: «Он (Иван IV) также пригласил из Германии и Италии инженеров и литейщиков, пушкарей… В Моске (Москве) есть длинный ряд мастерских, где делают аркебузы в большом количестве» (Франческо Тьеполо). И сегодня в Кремле можно увидеть изделие мастерства того времени – «Царь – пушку», отлитую Андреем Чоховым в 1586 году. В Москве долгие годы работал Феофан Грек, создавший свою школу для обучения русских учеников иконописи. Вместе с ним трудился крупнейший русский иконописец Андрей Рублёв. Его фрески украшали Благовещенский

собор, Спасо-Андроников монастырь. В 1564 году была создана первая казённая типография, во главе которой стояли бывший дьякон Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. В ней была набрана и первая печатная книга – «Апостол». В середине XVI века мастера Барма и Постник построили величайший памятник русского зодчества – Храм Василия Блаженного. Все эти шедевры культуры создавались руками ремесленников, роль которых

постоянно возрастала – следовательно, росла и потребность общества в подготовке квалифицированных рабочих.

В XVII веке происходят большие изменения в социально-экономической жизни России: значительно выросла численность населения (к концу XVII в. – 10, 5 млн чел.), увеличилось число городов (в это время насчитывалось 335 городов), складывается всероссийский рынок, который включается в систему мирового рынка. Ремесло превращается в мелкотоварное производство. Построено 55 мануфактур, в основном металлургических. Огромную роль в развитии профессионального обучения сыграли Приказы – система центральных органов управления.

Справка

С 1711 г. при мануфактурах стали возникать ремесленные школы, при школах создавались мастерские, где проходило практическое обучение учеников. Сподвижники Петра I В.Н. Татищев (1686-1750) и В.И. Геннин (1676-1750), создали систему государственных горнозаводских школ. Эти школы с ярко выраженным профессиональным уклоном заложили основу системы профессионального образования в России. Большинство учебных заведений, открытых при Петре I, просуществовало недолго. Часть из них к концу XVIII века была закрыта, другие объединены с общеобразовательными учебными заведениями и перестали быть профессиональными. К началу XIX века Россия была одним из крупнейших государств Европы. Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким: 95% населения страны проживало в деревнях.

Реформы первой половины XIX века создали новые типы профессиональных учебных заведений: уездные училища, коммерческие, реальные классы. В 20-30-е гг. XIX века в России начинается промышленный переворот: объём промышленного производства удвоился, число предприятий выросло до 14 тысяч. Эти изменения в экономической жизни страны потребовали изменений и в решении вопроса о подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных управлять техникой, организовать производство и т. д.

Справка

По Уставу 1828 г. были реорганизованы уездные училища, предназначенные для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, не относящихся к дворянству. При уездных училищах разрешалось открывать «дополнительные курсы для обучения тем наукам и искусствам, коих знание наиболее соответствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности». В сентябре 1830 г. в Москве открылось ремесленное училище (сегодня это всемирно известный МВТУ им. Н.Э. Баумана). Здесь готовили слесарей, токарей, кузнецов, жестянщиков, маляров, гравёров. Позднее была открыта механическая мастерская, в которой учащиеся изготовляли паровые машины и гидравлические прессы. Одновременно с профессией шло обучение общеобразовательным предметам: чтению, арифметике, письму, географии, математике, физике, химии, истории, чистописанию.

На средства частных лиц создаются немногочисленные фабричные школы (в Москве и уездах Московской губернии в 40 – 50-е гг. существовало 34 фабричных школ). Реформы 60-х годов XIX века положили начало этапу создания системы начального профессионального образования. Идея о социально-экономической и духовной необходимости распространения технических знаний пользовалась огромной популярностью во всех слоях общества. Ведщуая роль в разработке концепции профессионального образования в России принадлежала известным учёным и педагогам, прямо или косвенно связанным с промышленными кругами русского общества. В своей деятельности они явились выразителями общественно-педагогического движения России, его надежд и чаяний на продуктивное развитие российской экономики и просвещения, труда и образования. Это, прежде всего, известные общественные деятели и педагоги: В.К. Делла-Вос – директор Московского технического училища, председатель политехнического общества; И.А. Вышнеградский – учёный-механик, министр финансов; Е.Н. Андреев и А.Г. Неболсин – первые руководители Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества; В.И. Гринвецкий – учёный-механик; экономисты А.И. Чупров и И.И. Янжул; педагоги К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель; инженеры-педагоги – Д.К. Советкин и С.А. Владимирский и многие другие.

Справка

В России существовало множество различных комитетов, которые ставили перед собой цель содействовать развитию образования среди рабочих. Во второй половине XIX века идёт процесс выработки уставов для ремесленных училищ, поиск наиболее оптимального соотношения общего и профессионального образования, разрабатываются положения о квалификационных характеристиках и о квалификационном экзамене. На основе предложенного крупным русским ученым И.А. Вышнеградским «Общего нормального плана промышленного образования России» правительством были утверждены «Основные положения о промышленных училищах». Реформа 1888 г. ввела единообразие в содержание промышленного образования, определила основные пути подготовки квалифицированных кадров. Были разработаны примерные учебные планы и программы для различного типа учебных заведений, вводились новые квалификационные требования, характеристики. В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформы профессионального образования, приведения её в соответствие с экономическими и социокультурными требованиями жизни.

После 1917 г. была прервана исторически сложившаяся практика подготовки рабочих кадров России. В этот период происходит становление принципиально новой, советской профессиональной школы. Новый подход к подготовке квалифицированных рабочих менялся в 20-30-е годы ХХ в.: от общеобразовательного и политехнического минимума к специализации в обучении. Сокращение до минимума общеобразовательной подготовки привело к тому, что рабочие в массе своей не были способны к профессиональному самообразованию, самостоятельному освоению новой техники и технологии, выпуску сложной продукции. В 30-е годы начинается индустриализация страны (построено более 4,5 тыс. предприятий), но, несмотря на принятые меры по увеличению подготовки молодых специалистов, государство получает не более 50% необходимого количества рабочих.

В 1940 г. создается система трудовых резервов, которая включает в себя ремесленные и железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения. Создание системы трудовых резервов осуществляется путём мобилизации городской и сельской молодежи в профессионально-технические учебные заведения. В мае 1941 г. насчитывалось 1306 школ ФЗО с контингентом 364 тыс. учащихся и 744 училища с 345 тыс. будущих рабочих.

Шла война. Многие выпускники училищ и школ ФЗУ уходили добровольцами на фронт. Более 780 воспитанников трудовых резервов были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них лётчик-штурмовик Анна Александровна Тимофеева-Егорова, совершившая 277 боевых вылетов; Иван Андреевич Флёров – командир первой батареи реактивной артиллерии; лётчик Виктор Талалихин, совершивший первый в истории авиации таран; Александр Покрышкин – выпускник Новосибирского ФЗУ, легендарный лётчик, маршал авиации, кавалер 3-х золотых звёзд Героя Советского Союза; Сергей Яковлевич Батышев – академик, 60 лет проработавший в системе профессионального образования; Алексей Васильевич Лопатин – выпускник Ковровской школы ФЗУ, командир легендарной 13-й погранзаставы.

В составе боевых кораблей Черноморского флота воевал катер «Московский ремесленник». Его экипаж был в основном составлен из воспитанников системы трудовых резервов. На средства, собранные учащимися ремесленных училищ (25 млн рублей), по решению Государственного Комитета Обороны страны были построены и переданы воинам Красной Армии эскадрилья боевых самолетов, танковая колонна «Трудовые резервы», торпедные катера «Московский ремесленник», «Ремесленник Татарии», «Морской истребитель фашистов». Учащиеся постоянно готовили подарки и посылали их в подшефные подразделения.

Трудовые резервы в годы Великой Отечественной войны были не только школой труда, но и школой мужества, школой жизни. В 50-е годы в стране восстанавливалось народное хозяйство, развернулось мощное промышленное строительство, шло освоение целинных и залежных земель, возводились новые дома. Всюду среди первых были выпускники системы профобразования. Для работы на новом оборудовании нужны были квалифицированные рабочие. Начинается приток молодёжи в учебные заведения профессионально-технического образования.

В 1982 г. 150 тыс. выпускников ПТУ направлены на ударные стройки страны: БАМ, объекты Западной Сибири, Дальнего Востока, нечернозёмной зоны РСФСР. В 60-80-е годы широкое распространение получили всесоюзные конкурсы профессионального мастерства. Активно вовлекались учащиеся в рационализаторство и изобретательство, техническое творчество. Лучшие их работы были представлены в павильоне «Профессионально-техническое образование» на ВДНХ. Значительное место отводилось физкультурной и спортивно-массовой работе. Спортивное общество «Трудовые резервы» располагало прекрасной материальной базой: стадионами, плавательными бассейнами, лыжными базами, стрелковыми тирами. Всё это позволяло учащимся системы профобразования принимать активное участие в различных соревнованиях, всесоюзных спартакиадах.

На всю страну была известна художественная самодеятельность воспитанников профтехучилищ. Для коллективов художественной самодеятельности строились Дома культуры, клубы. Центром культурно-просветительной работы в системе профобразования стал Всероссийский центр художественного творчества учащихся и работников профессионального образования.

За годы существования системы профессионально-технического образования выросла целая плеяда людей, внёсших неоценимый вклад в становление и развитие российского государства. Окончив профессиональные учебные заведения, они стали государственными деятелями (Черномырдин В.С.), учёными (Королёв С.П.), военачальниками (Астафьев А.Р., Ватутин Н.Ф.), космонавтами (Гагарин Ю.А., Попович П.Р.), деятелями искусства и литературы (Войнович В.Н., Тихонов В.В., Лемешев С.Я., Симонов К.М.), принесли военную, научную, техническую, художественную славу нашему Отечеству.

Просмотр презентации «Гос резервы».


Профориентация

Каждая специальность в настоящее время востребована на рынке труда.

Вы выбрали специальность 260203 «Технология мяса и мясных продуктов».

А знаете ли вы, что должен знать и уметь выпускник, обучившийся на специальности 260203? Какими компетенциями он должен обладать? 

Технолог мяса и мясопродуктов базовой подготовки должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться

с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий

в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).

Технолог мяса и мясопродуктов базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Проводить приемку всех видов скота, птицы и кроликов.

ПК 1.2. Проводить убой скота, птицы и кроликов.

ПК 1.3. Проводить процесс первичной переработки скота, птицы и кроликов.

ПК 1.4. Обеспечивать работу технологического оборудования первичного цеха и птицецеха.                                

ПК 2.1. Организовывать и проводить технологический процесс обработки       продуктов убоя (по видам).

ПК 2.2. Обеспечивать эффективную работу технологического оборудования в цехах мясожирового корпуса.

ПК 3.1. Контролировать качество сырья и вспомогательных материалов при производстве колбасных изделий, копченых изделий и полуфабрикатов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить технологический процесс производства колбасных изделий, копченых изделий и полуфабрикатов.

ПК 4.1. Организовывать и проводить технологический процесс производства мясных консервов.

ПК 4.2. Организовывать и проводить технологический процесс производства клея и желатина.

ПК 4.3. Организовывать и проводить технологический процесс производства яйцепродуктов.

ПК 4.4. Обеспечивать работу технологического оборудования для производства продуктов длительного хранения из животного сырья.

ПК 5.1. Организовывать предприятия малой мощности по производству мясных продуктов

ПК 5.2. Планировать работу структурного подразделения и предприятий малой мощности.

ПК 5.3. Оценивать эффективность производственной деятельности.

ПК 5.4. Обеспечивать управление персоналом структурного подразделения и предприятий малой мощности.

ПК 5.5. Устанавливать режимы ведения технологического процесса на предприятиях малой мощности.

Просмотр презентации «Биология в моей профессии»

Домашнее задание: написать реферат на тему: «Размышления над своим будущем, жизненном пути».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...