ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
учебно-методический материал на тему
В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы обучения этому ценнейшему и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в порядке возрастания трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чтение с листа:рекомендации и список нотной литературы | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение с листа
«Учить чтению нотного текста - значит прежде всего всесторонне развивать ученика как музыканта».
М.Э Фейгин.
Выдающиеся педагоги считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневных занятий учащегося-музыканта. А.Корто в советах молодым преподавателям говорил: «Распределять работу каждого ученика по таблице используемого времени: упражнения, этюды, пьесы, чтение с листа».
Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Благодаря универсальности фортепиано, читающий с листа может знакомиться не только с фортепианной литературой, но и оперными клавирами, переложениями симфонической и камерно-инструментальной музыки.
Чтение с листа развивает у учащегося музыкально-интеллектуальные качества, пополняет фонд его слуховых впечатлений, способствует улучшению навыков разбора, а следовательно дает возможность прохождения более объемного и сложного репертуара.
Ранее говорилось о том, что чтение с листа необходимо развивать параллельно с навыками разбора нот группами, начиная с первых шагов обучения. Для этой цели, как только ученик усвоил ноты и простейшие ритмические формулы, рекомендуется систематически играть легкие пьесы в 4 руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой. Переход к более трудным пьесам следует начинать не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. В дальнейшем в репертуар по чтению нот вводятся и 2-х ручные пьесы. Работа по чтению с листа должна быть систематичной и продолжаться в течение всего времени обучения.
Для успешного чтения с листа необходимо следовать основным принципам:
- взгляд вперед на несколько тактов и мысленный их охват;
- неотрывность взгляда от нотного текста, т. е. игра «вслепую»;
- ориентирование при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур;
4) усвоение и применение основных аппликатурных формул.
Развитию двух последних принципов поможет систематическая работа над
гаммовым комплексом.
Не у всех, даже способных учеников, чтение с листа идет легко. Однако, регулярное следование этим принципам поможет развить основные навыки, которые позволяет рационализировать процесс чтения с листа, сделать его более успешным. Практикой доказано, что умелому чтению с листа должен предшествовать мысленный просмотр текста. Это одновременно служит и укреплению внутренних музыкально-слуховых представлений.
Что касается подбора репертуара, то трудность подбираемых произведений должна быть намного ниже трудности тех, которые входят в индивидуальный репертуарный план учащегося. Это могут быть произведения с ясной гомофонно-гармонической структурой, однообразным ритмическим рисунком, произведения, в которых легко охватывается внутренним слухом мелодия, написанные в медленных и средних темпах, в тональностях с небольшим количеством
Далее приводится примерный репертуарный список музыкальной литературы для чтения с листа.
Привить любовь к музицированию и познаванию нового путем чтения с листа - одна из основных задач педагога, иначе гармонично развитого музыканта-профессионала не получится.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА
(в порядке возрастания трудности)
- Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. Л.: Сов. композитор, 1986.
- Н.Соколова. Ребенок за роялем. Изд. 3 М.: Музыка, 1983.
- Малыш за роялем. Учебное пособие. Изд. 2 сот. И.Лещинская, В.Пороцкий. М.: Сов. композитор, 1988.
- Милич Б. Маленькому пианисту. М.: Кифара, 1996.
- Майкапар С. Первые шаги. Детский сборник легких пьес для фортепиано в 4 руки.
- Хрестоматия педагогического репертуара 1 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин. М.: Музыка, 1986.
- Здравствуй, малыш. М.: Сов. композитор, 1985.
- Л.Хереско. Музыкальные картинки. Л.: Сов. композитор, 1973.
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Часть 2. Сост. Ляховицкая СМ. М.: Музыка, 1983.
- Первые шаги маленького пианиста. Песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых двух лет обучения. Сост. Т.Взорова, Г.Баранова, А.Четверухина. М.: Музыка, 1989.
- Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин. М.: Музыка, 1986.
- Хрестоматия педагогического репертуара 2 класс. Сост. А.Бакулов. М.: Музыка, 1989.
- Современная фортепианная музыка для детей. Составление и редакция Н.Ключевского и В.Натансона. М.: Музыка, 1966.
14. Маленький пианист. Учебное пособие для начинающих.
Ред.-сост. М.Соколов. М.: Музыка, 1986.
15. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих.
М.: Музыка, 1983.
16. Пианист-фантазер. Э.Тургенева, А.Малюков ч. 1.
М.: Сов. композитор, 1987.
- Калинка. Альбом начинающего пианиста. Учебное пособие для ДМШ сост. А.Бакулов и К.Сорокин. М.: Сов. композитор, 1984.
- Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. М.: Музыка, 1989.
- Сборник фортепианных ансамблей (1-3 классы). М.: Кифара, 1996.
- Пианист-фантазер. Э.Тургенева, А.Малюков ч. 2. М.: Музыка, 1988.
- Народная музыка для маленьких пианистов вып. 2. М.: Сов. композитор, 1976.
- Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки Е.Комальковой. М.: Сов. композитор, 1990.
- Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. Борзенков А. Л.: Музыка, 1990.
- Хрестоматия педагогического репертуара 3 класс. Сост. И.Турусов, М.: Музыка, 2001.
- Вдвоем веселее. Пьесы для фортепиано в 4 руки. М.: Сов. композитор, 1988.
- Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки. Вып. 1. М.: Музыка, 1985.
- Бетховен Л. Семь народных танцев.
- Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки. Вып. 2. Сост. М.Глушко. М.: Музыка, 1986.
- Хрестоматия педагогического репертуара 4 класс. Вып. 2. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян. М.: Музыка, 1975.
- Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес.
- Щуровский Ю. Избранные произведения для фортепиано. Киев: Музична Украина, 1987.
- Кулау Ф Избранные сонатины. М.: Музыка, 1990.
- Клементи М. Шесть сонатин для фортепиано. С.-П., Композитор,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации игрового аппарата учащихся в классе специального фортепиано
В методическом сообщении рассатриваются вопросы звукоизвлечения, посадки за инструментом, роль упражнений в организации игрового аппарата учащихся....
Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение
Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...
Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"
Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...
Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа
Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...
Развитие техники в младших классах специального фортепиано
Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и худож...
Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».
Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Студент-аутист: каковы особенности работы с ним в классе специальное фортепиано?...