ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
статья

Рано Октябрьевна Кадырова

Студент-аутист: каковы особенности работы с ним в классе специальное фортепиано? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.Воркута, Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми»

Кадырова Р.О.  преподаватель по классу фортепиано

ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.

Я работаю в Воркутинском музыкальном колледже с 1994 года. Общий педагогический стаж составляет 36 лет. В последнее время у меня появился опыт работы со студентами с ОВЗ. Хочу поделиться некоторыми своими наработками со студентом- аутистом.

Студент-аутист: каковы особенности работы с ним в классе специальное фортепиано? Он плохо переключается с одной задачи на другую, начинает путаться в тексте, ускорять игру, перескакивать с одного фрагмента произведения на другой, нарушается координация рук, и т.д., и т.п.

Как известно, аутисты любят порядок, последовательность действий в работе, некий ритуал, к которому они привыкли. Мы совместно с моим учеником договариваемся, как построим нашу работу, согласовываем расписание, обязательно обговариваем паузы между блоками занятий – выстраиваем нашу работу таким образом, чтобы ему было психологически комфортно, привычно, чтобы он мог заранее подготовиться к новому учебному дню, ведём дневник, куда я записываю домашние задания, а мой студент самостоятельно выставляет себе оценки за каждое произведение отдельно, и намечаем сроки выполнения того или иного этапа в работе над произведением.

Таким образом, можно резюмировать, что последовательность, выстраивание алгоритмов в работе со студентами - аутистами – залог успешного освоения ими нашей профессии.

В начале учёбы в нашем колледже мой ученик Витя Романов испытывал некоторые трудности, связанные с возросшими программными требованиями, перестройкой режима дня, необходимостью долгое время находиться в колледже, успевать перестраиваться между разными парами, быстро включаться в новую учебную ситуацию. Дело осложнялось тем обстоятельством, что Витя-человек общительный, любящий находиться в центре внимания, и при этом абсолютно игнорирующий чужие мнения, настроения, состояния, эмоции, т.к. не чувствует их и сам не умеет их выразить. Приходилось, да и сейчас ещё приходится, объяснять, как нужно себя вести, не перебивать собеседника, слушать внимательно, стараться понять, что ему пытаются донести преподаватели разных дисциплин, его сокурсники.

В первый год обучения (а Витя сегодня-студент 3 курса фортепианного отделения) на моих уроках присутствовали попеременно его родители - естественные тьюторы, которые добились его перевода с отдела теория музыки на фортепианное отделение. Они очень заинтересованы в том, чтобы их сын получил профессиональное образование и поэтому всячески способствуют его развитию, интеллектуальному и физическому, прислушиваются к моим рекомендациям по организации домашних занятий, налаживанию системы в самостоятельной работе.

Какие ещё возникли трудности в работе с моим учеником? У Вити были слабые безопорные, гнущиеся пальцы. Необходимо было серьёзно заняться его технической подготовкой, организацией игрового аппарата, тем более, что нам оставался только 1 год для овладения необходимыми гаммами, упражнениями и этюдами, т.к. предмет "техническая подготовка" заканчивается на 2 курсе, а дальше идёт совершенствование пианистических навыков на более сложном, художественном материале. И мы всерьёз занялись именно этим: мной была разработана система занятий для укрепления пальцев, развития качества беглости, интегрирования технических задач с чтением нот с листа и транспонированием. Естественно, мы шли проверенным путём "от простого к сложному", но иногда я давала Вите более трудные задания, чем упражнения Ш..Ганона и гаммы в интервалах, аккорды и арпеджио. Например, я просила Витю проговорить тот или иной пассаж словами, что для аутиста ( и не только) составляет весьма непростую задачу, или сыграть пассаж "задом наперёд", и многое другое.Витя выучил 8 этюдов на разные виды техники и 27 упражнений Шарля Ганона, мы прошли с ним все мажорные и минорные (диезные и бемольные ) гаммы. Всё это дало свои очень хорошие результаты.

Хочу поделиться его достижениями за 2 с половиной года: еще, будучи студентом 1 курса отдела теория музыки, Виктор Р. принял участие во внутриколледжном конкурсе среди студентов ОКФ и получил 1 место в номинации «Кантилена».

В прошлом году, став уже пианистом, он принял участие во 2 Международном дистанционном конкурсе «Глиэровская осень» (Москва) и стал Лауреатом 2 степени.

В этом учебном году (в декабре 2019 года) в Воркуте прошёл 2 Открытый Городской конкурс солистов, фортепианных дуэтов и инструментальных ансамблей "Bravissimo", где Виктор также стал лауреатом 2 степени в номинации"Солисты".

В данный момент Витя готовится к участию в Открытом Городском фестивале «Воркутинская параллель – 2020». Хочу пожелать ему успехов и дальнейшего профессионального роста!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации игрового аппарата учащихся в классе специального фортепиано

В методическом сообщении рассатриваются вопросы звукоизвлечения, посадки за инструментом, роль упражнений в организации игрового аппарата учащихся....

Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение

Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

В настоящей методической рекомендации сформулированы основные приемы  обучения  этому ценнейшему  и необходимому навыку, приводится список нотной литературы, выстроенный в п...

Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...

Развитие техники в младших классах специального фортепиано

Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребёнка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и худож...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....