Методические рекомендации для проведения мастер-классов в учреждениях спортивной направленности.
методическая разработка на тему
Существует несколько определений понятия «мастер-класс».
Если рассмотреть этимологию этого словосочетания, то первая его часть "мастер" означает "профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов". А "класс" - это показатель высокого качественного уровня.
Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего тренера-преподавателя. Извлечь из опыта достойные занятия — значит, стать мастером своего дела. Профессионалом, способным на высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений.
Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности тренера-преподавателя, проводящего мастер-класс.
Основные задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала тренера-преподавателя;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Сейчас парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы тренера-преподавателя. И поэтому основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие тренера-преподавателя-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.
Тренер-преподаватель (инноватор) — это сегодня тот тренер-преподаватель, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь тренера-преподавателя не всегда бывает триумфален. У ищущего педагога-практика может быть много ошибок. Извлечь из всего урок, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений. При этом нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал.
Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.
Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит перед весьма актуальной проблемой повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Наличие у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов.
Перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это?
По формам мастер-класс традиционно проводят:
- с педагогами и для них без участия детей (т.е. на взрослой аудитории);
- с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории (т.е. на детской аудитории).
- с залом
Но м.б. и др формы например:
Мастер-класс – исследование. При этом не м.б. заготовк, педагог должен знать свой предмет , потому что в зале присутствуют как профессионалы, так и непрофессионалы и неизвестно куда исследования их приведут и все полученные результаты нужно будет проанализировать.
Мастер-класс – монолог. Это очень сложная форма мастер-класса и не все ее выбирают, потому что нужно, чтобы материал который представляешь захватил.
При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
Возможен такой примерный план проведения мастер-класса:
- вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
- основная демонстрационная часть;
-комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
- обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
-подведение итогов руководителем мастер-класса.
Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей и/или для начинающих педагогов.
Принципы:
- Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
- Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть «над»;
- Сравнение результатов без духа соревновательности;
- Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
- Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Модель проведения мастер-класса может быть примерно такой:
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия-прием «Камертон»), объявление темы. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
| Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.
|
Анализ ситуации по критериям: -овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; - развитие способности к рефлексии; -развитие коммуникативной культуры. | Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
Во время подготовки и проведения мастер-класса необходимо сочетать описательность и аналитичность своего опыта. Только из различного сочетания всех этих компонентов и появляется возможность профессионально и грамотно реализовать на практике идею мастер-класса.
Перед учителем, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Это могут быть и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут и должны познакомиться заранее, и методические иллюстрации в виде блок-схем, таблиц, эскизных видеозарисовок или важных фрагментов уроков, факультативов.
В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу - поделиться опытом за короткий промежуток времени.
У каждого мастера своя тайна. Прикосновение к тайне мастера - это участие в совершении чуда. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Диалог с мастером, соучастие в работе впечатляют на долгие годы.
Таким образом, основная задача, которую необходимо решить педагогу при подготовке и проведении мастер-класса - это передача концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. В результате участия в мастер-классе педагоги имеют возможность:
- познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения;
- развить рефлексивные умения;
- заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.
После проведения мастер-класса педагогу, проводившему его, необходимо сделать самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы, поэтому очень желательным является осуществление видеозаписи мастер-класса. Кроме того, такая запись может использоваться впоследствии и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.
Итак
Как правило, при проведении мастер-классов допускают такие ошибки:
- общение со взрослыми как с детьми;
- по своему содержанию и сути мастер-класс ничем не отличается от урока;
- нет оригинальности ни в форме, ни в содержании.
Таким образом, за 20 минут проведения Мастер-класса педагог должен показать свое педагогическое мастерство, профессионализм.
При этом не забывать о том, что должно быть:
- соответствие теме опыта, концепции
- педагог необходимо выйти за рамки своего предмета до философских обобщений, показать свою образованность, широту кругозора.
- необходима постановка необычного вопроса, оригинальная постановка интересной проблемы, т.е. должен сработать эффект неожиданности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleniemaster-klass.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Существует несколько определений понятия «мастер-класс».
Если рассмотреть этимологию этого словосочетания, то первая его часть "мастер" означает "профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов". А "класс" - это показатель высокого качественного уровня.
Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Это удел и неизменный спутник ищущего тренера-преподавателя. Извлечь из опыта достойные занятия — значит, стать мастером своего дела. Профессионалом, способным на высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, уберечь их от ошибок, бесплодных мечтаний, опрометчивых решений.
Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности тренера-преподавателя, проводящего мастер-класс.
Основные задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала тренера-преподавателя;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Сейчас парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы тренера-преподавателя. И поэтому основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие тренера-преподавателя-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслужившего признание со стороны своих коллег.
Тренер-преподаватель (инноватор) — это сегодня тот тренер-преподаватель, который способен последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом проектируемых воспитательно-образовательных результатов. Профессиональный путь тренера-преподавателя не всегда бывает триумфален. У ищущего педагога-практика может быть много ошибок. Извлечь из всего урок, — значит, стать мастером своего дела, стать педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто делиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений. При этом нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал.
Высокий класс мастерства педагога, а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, — как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а отмеченной:
а) осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью,
б) выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма предпринимаемых педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату.
Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена (и взаимообмена) в ходе проведения мастер-класса ставит перед весьма актуальной проблемой повышения научно-методической компетентности всех участников проводимого мастер-класса. Наличие у самого педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов.
Перед педагогом-мастером стоит ряд следующих первоочередных проблем: какие грани своего опыта лучше представить для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса? Каким способом (по форме организации) лучше сделать это?
По формам мастер-класс традиционно проводят:
- с педагогами и для них без участия детей (т.е. на взрослой аудитории);
- с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории (т.е. на детской аудитории).
- с залом
Но м.б. и др формы например:
Мастер-класс – исследование. При этом не м.б. заготовк, педагог должен знать свой предмет , потому что в зале присутствуют как профессионалы, так и непрофессионалы и неизвестно куда исследования их приведут и все полученные результаты нужно будет проанализировать.
Мастер-класс – монолог. Это очень сложная форма мастер-класса и не все ее выбирают, потому что нужно, чтобы материал который представляешь захватил.
Мастер-класс – мастерская
При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
Возможен такой примерный план проведения мастер-класса:
- вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;
- основная демонстрационная часть;
-комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;
- обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
-подведение итогов руководителем мастер-класса.
Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей и/или для начинающих педагогов.
Принципы:
- Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
- Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть «над»;
- Сравнение результатов без духа соревновательности;
- Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь;
- Сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Модель проведения мастер-класса может быть примерно такой:
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия-прием «Камертон»), объявление темы. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. | Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ. |
Анализ ситуации по критериям: -овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; - развитие способности к рефлексии; -развитие коммуникативной культуры. | Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. | Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
Во время подготовки и проведения мастер-класса необходимо сочетать описательность и аналитичность своего опыта. Только из различного сочетания всех этих компонентов и появляется возможность профессионально и грамотно реализовать на практике идею мастер-класса.
Перед учителем, готовящимся к мастер-классу, стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Это могут быть и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут и должны познакомиться заранее, и методические иллюстрации в виде блок-схем, таблиц, эскизных видеозарисовок или важных фрагментов уроков, факультативов.
В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу - поделиться опытом за короткий промежуток времени.
У каждого мастера своя тайна. Прикосновение к тайне мастера - это участие в совершении чуда. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Диалог с мастером, соучастие в работе впечатляют на долгие годы.
Таким образом, основная задача, которую необходимо решить педагогу при подготовке и проведении мастер-класса - это передача концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. В результате участия в мастер-классе педагоги имеют возможность:
- познакомиться с нестандартными методами, приемами и средствами обучения;
- развить рефлексивные умения;
- заимствовать элементы педагогического опыта мастера для улучшения собственного опыта.
После проведения мастер-класса педагогу, проводившему его, необходимо сделать самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы, поэтому очень желательным является осуществление видеозаписи мастер-класса. Кроме того, такая запись может использоваться впоследствии и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.
Итак
Как правило, при проведении мастер-классов допускают такие ошибки:
- общение со взрослыми как с детьми;
- по своему содержанию и сути мастер-класс ничем не отличается от урока;
- нет оригинальности ни в форме, ни в содержании.
Таким образом, за 20 минут проведения Мастер-класса педагог должен показать свое педагогическое мастерство, профессионализм.
При этом не забывать о том, что должно быть:
- соответствие теме опыта, концепции
- педагог необходимо выйти за рамки своего предмета до философских обобщений, показать свою образованность, широту кругозора.
- необходима постановка необычного вопроса, оригинальная постановка интересной проблемы, т.е. должен сработать эффект неожиданности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация по проведению мастер-класса по Зарубежной кухни
Методические рекомендации по организации проведения мастер-классов по теме «Приготовление блюд зарубежной кухни» предназначены для учащихся 7-9 классов. Основная цель мето...
Методическая разработка для проведения мастер-класса "Базовая сердечно-легочная реанимация"
Методическая разработка для проведения мастер-класса на I этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности «Сестринское дело».Олимпиада проводилась в целях повыш...
Методическая разработка для проведения мастер-класса "Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях"
Методическая разработка для проведения мастер-класса в Конгрессной части VI Открытого чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills R...
Методический материал по проведению мастер-класса "Практикум по изготовлению лекарственных форм"
Рекомендация для преподавателей по проведению практикума по изготовлению лекарственных форм "Попробуй сам" в рамках конкурса "Московские мастера" WorldSkills Russia Ju...
Методическая разработка по проведению мастер класс для абитуриентов и студентов на тему : «Я - ОРАТОР»
Ораторское искусство - это интересная, увлекательная и очень полезная наука, которая может помочь во многих случаях в жизни! Выступать перед публикой, заводить новые...
Методическая разработка на проведение Мастер класс
Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это общее название для процессов, методов,...
Методическая разработка на проведение мастер класс
Практическое ознакомление студентов первого курса с будущей профессией проводится с целью повышения мотивации студентов первого курса. Мотивация — это общее название для процессов, методов,...