ОП.16 Радиотехнические цепи и сигналы. Рабочая программа
рабочая программа по теме

Для СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no7_op.16_radiotekhnicheskie_tsepi_i_signaly.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

И СИГНАЛЫ

для специальности:

210413 Радиоаппаратостроение

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

 

Москва

2013

Одобрена цикловой комиссией

Математических дисциплин и ИКТ

Председатель ___________ /Кулеш С.А./

                                           (подпись)                       (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 2013 г.

Утверждена Методическим Советом колледжа

Председатель ______________ /Шамина М.А./

                                                  (подпись)                          (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 2013 г.

Составитель: Штыков Владимир Петрович, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых  технологий».

                 

Рецензенты:

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

6

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 210413 Радиоаппаратостроение (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).

Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина общепрофессионального цикла.

Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

           ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

(5.2.2.) Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков.

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.

 ПК2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

 (5.2.3.) Проведение стандартных и сертификационных испытаний узлов и блоков радиоэлектронного изделия.

ПК 3.1. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.

ПК 3.2. Использовать методики проведения испытаний  радиоэлектронных изделий.

ПК 3.3. Осуществлять контроль качества радиотехнических изделий.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины «Радиотехнические цепи и сигналы» студент

должен знать:

  • классификацию радиотехнических сигналов;
  • принципы геометрической трактовки пространства радиотехнических сигналов;
  • приборы и оборудование, предназначенное для контроля и измерения параметров радиосигналов и различных радиотехнических изделий;
  • понятия спектрального и корреляционного анализа детерминированных радиочастотных колебаний;
  • основы теории модуляции сигналов и основные методы их преобразования;
  • понятие дискретного представления непрерывных радиосигналов с ограниченным спектром;
  • способы борьбы с различного вида помехами, влияющими на работоспособность приёмопередающих радиотехнических устройств;
  • основные методы описания случайных сигналов;
  • назначение узкополосных частотно-избирательных радиотехнических цепей;
  • основные направления радиоаппаратостроения в разработке новейших микро- и нанотехнологий обработки аналоговых и цифровых сигналов.

должен уметь:

  • анализировать и рассчитывать прохождение простых детерминированных сигналов через линейные и нелинейные радиотехнические цепи;
  • применять приемы синтеза линейных четырёхполюсников с заданными частотными характеристиками;
  • определять основные параметры сигнала на различных участках радиосхем;
  • пользоваться измерительной аппаратурой предназначенной для контроля и испытаний средств радиосвязи; 
  • пользоваться  технической литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, предназначенной для анализа радиосигналов;
  • составлять алгоритмы работы измерительных схем для проведения экспериментов по сбору данных от радиопередающих устройств;
  • измерять с заданной точностью параметры радиосигналов, выполнять технические расчеты в соответствии с методиками, строить графики и составлять отчеты по проведенным измерениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • контроля и диагностики радиоаппаратуры;
  • контроля технологических процессов с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью радиоприборов;
  • совершенствования технических навыков в работе с контрольно-измерительными приборами, применяемыми в радиоаппаратостроении;
  • решения других профессиональных задач.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 126 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки – 84 часа,

из них обязательной аудиторной практической работы – 34 часа;

  • самостоятельной работы – 42 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

126

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

84  

в том числе:

практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

Итоговая аттестация:

          I семестр – зачет,

 II семестр – зачет.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Содержание и основные задачи дисциплины, связь ее с другими общепрофессиональными, специальными дисциплинами и с технологиями приборостроения. История развития и новейшие достижения радиоаппаратостроения. Перспективы перехода на сверхвысокочастотный диапазон работы.

2

1

Тема 1. Классификация радиотехнических сигналов

10

Содержание учебного материала:

6

1

Описание принципа функционирования простейшего радиоканала передачи данных. Преобразования сигналов в электротехнических цепях.

Диапазоны радиосигналов и их классификация.

Детерминированные и случайные сигналы.

Импульсные сигналы.

Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы. Дискретизация аналогового сигнала.

Сигналы с амплитудной, частотной и фазовой   модуляцией.

Классификация помех. Понятие помехоустойчивости радиотехнической цепи.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных  с поиском наглядной  информации в интернете.

4

2-3

Тема 2. Методы представления и сравнения радиотехнических    сигналов

10

Содержание учебного материала:

6

1

Общая математическая модель детерминированного сигнала. Понятия одномерных и многомерных сигналов.

Динамическое и геометрическое представление произвольного сигнала.

Спектральные представления сигналов. Понятие спектральной плотности сигнала. Измерение мощности сигнала.

Сравнение сигналов, сдвинутых во времени. Понятие «эталонного» сигнала. Корреляционная функция двух сигналов. Функциональная схема измерения времени задержки сигнала.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных  с поиском наглядной  информации в интернете.

4

2-3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 3. Случайные сигналы и процессы

8

Содержание учебного материала:

4

1

Вероятность случайных сигналов и способы ее измерения. Гауссово распределение случайной  величины. Корреляция случайных сигналов.

Случайные процессы (общие понятия). Классификация по статистическим характеристикам. Корреляция случайных процессов.

Самостоятельная работа:

Составление конспекта по теме, ответы на вопросы и выполнение рефератов по новым методам исследования радиосигналов.

4

3

Тема 4. Радиотехнические цепи.

Общие понятия.

16

Содержание учебного материала:

6

1

Понятие радиотехнического устройства как      системы. Классификация радиотехнических цепей и систем.

Импульсные, переходные и частотные характеристики радиотехнических цепей.

Линейные динамические цепи 1-го порядка.      Колебательный контур. Понятие устойчивости динамической цепи. Дифференцирующие и интегрирующие цепи.

Практические занятия:

6

2-3

№ 1. Снятие амплитудно-частотных характеристик   линейных цепей 1-го порядка.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий.

4

2-3

Тема 5. Частотно-избирательные цепи

16

Содержание учебного материала:

6

1

Модели частотно-избирательных цепей. Понятия широкополосного и узкополосного сигналов.

Спектральный метод анализа прохождения радиотехнических сигналов через линейные цепи. Структурная схема анализатора спектра сигналов.

Воздействие случайных сигналов на линейные  цепи. Понятие шумовой полосы. Нормализация случайного сигнала на выходе линейной цепи.

Практические занятия:

6

2-3

№ 2. Измерение параметров и построение характеристик частотно-избирательной цепи.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий.

4

2-3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 6. Преобразования сигналов в радиотехнических цепях

12

Содержание учебного материала:

4

1

Преобразование сигналов в параметрических    цепях. Понятия крутизны преобразования и   стробирования.

Усилители сигналов. Устойчивость усилителя к возбуждениям. Эффект регенерации. Нелинейные искажения в усилителях с резистивной нагрузкой.

Практические занятия:

4

2-3

№ 3. Исследование преобразований сигналов в

параметрических цепях.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий.

4

2-3

Тема 7. Линейные частотные фильтры

12

Содержание учебного материала:

4

1

Передаточные, амплитудно-частотные и фазово-частотные характеристики фильтров.

Реализация линейных фильтров низких частот, фильтров высоких частот и полосовых фильтров.

Практические занятия:

4

2-3

№ 4. Измерение параметров линейных и активных фильтров.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий.

4

2-3

Тема 8. Активные цепи с обратной связью

20

Содержание учебного материала:

8

1

 Характеристики цепей с положительной и         отрицательной обратной связью.

Стабилизация коэффициента усиления, подавление паразитных сигналов и улучшение частотной характеристики радиотехнической цепи с помощью обратной связи. Устойчивость цепей с обратной связью.

Активные RC-фильтры на базе операционных усилителей.

Практические занятия:

6

2-3

№ 5. Измерение параметров цепей с обратной связью.

№ 6. Измерение характеристик RC-фильтра на базе операционного усилителя.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий.

6

2-3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 9. Методы цифровой обработки сигналов

20

Содержание учебного материала:

4

1

Дискретизация периодических сигналов. Аналого-цифровой преобразователь.

Методы Цифровой фильтрации сигналов.

Линейные цифровые фильтры.

Практические занятия:

8

2-3

№ 7. Изучение работы аналого-цифрового преобразователя.

№ 8. Выделение полезного сигнала с помощью линейного частотного фильтра.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий.

8

2-3

Зачет по материалу I семестра.

Зачет по материалу II семестра.

ВСЕГО:

126

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение

      проблемных задач).  

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Наличие учебного кабинета «Радиотехнические цепи и сигналы».

3.1.1. Оборудование кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места студентов;
  • наглядные пособия (учебники, справочные материалы по радиотехническим цепям и сигналам, плакаты, стенды, образцы радиотехнических устройств, комплекты практических работ).

3.1.2. Технические средства обучения: 

  • макетная плата;
  • мультиметр;
  • генератор стандартных сигналов;
  • функциональный генератор;
  • осциллограф;
  • анализатор вольтамперных характеристик;
  • анализатор спектра сигналов;
  • ПК с наличием лицензионного ПО; 
  • расходные материалы, наборы соединительных проводов;
  • методика выполнения практических работ;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • памятки студентам поведения при работе в кабинете радиотехнических цепей и сигналов.
  1. Программное обеспечение:
  • сертифицированная ОС Windows 7;
  • ПО, позволяющее проводить различные виды электрорадиоизмерений;
  • антивирусная программа Kaspersky;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основная литература

  1. Румянцев К.Е. и др. "Радиотехнические цепи и сигналы", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Панфилов В.А "Электрические измерения", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  3. Каганов В.И. «Радиотехнические цепи и сигналы»,  М.: Издательство

«Форум», 2013.

3.2.2. Дополнительная

  1. Учебный курс «NI ELVIS-II», М.: National Instruments, 2012.
  2. Р. Радзайнер и К. Манфредини «Signals & systems experiments», руководство к   лабораторному практикуму, том 1: Издательство Emona Instruments Pty Ltd, 2011.
  3. Б. Дункан «Эксперименты по основам современных аналоговых и цифровых методов телекоммуникаций», руководство к лабораторному практикуму, том 1: Издательство Emona Instruments Pty Ltd, 2012.

3.2.3. Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

mon.gov

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

Учебное оборудование «National Instruments» (США)

ni.com/russia

Научно-исследовательская фирма «Emona Instruments» (США)

tims.com.au


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических,        самостоятельных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Классификация радиотехнических сигналов.

Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети   Интернет, тестирование.

Методы анализа радиотехнических    сигналов, спектральное и корреляционное представление детерминированных радиочастотных колебаний.

Выполнение индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Приборы и оборудование, предназначенное для контроля и измерения        параметров радиосигналов и различных радиотехнических изделий.

Поиск информации справочного характера в сети Интернет, тестирование.

Способы модуляции сигналов и основные методы их преобразования.

Практические задания проблемного     характера, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование.

Способы борьбы с различного вида помехами, влияющими на работоспособность приёмопередающих радиотехнических устройств.

Защита индивидуальных и заданий, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Основные методы описания случайных сигналов и процессов в электротехнических цепях.

Поиск информации справочного характера в сети Интернет, тестирование.

Назначение узкополосных частотно-избирательных радиотехнических цепей.

Практические задания проблемного характера, тестирование.

Понятие дискретного представления непрерывных радиосигналов с ограниченным спектром.

Поиск информации справочного характера в сети Интернет, тестирование.

Основные направления радиоаппаратостроения в разработке новейших микро- и нанотехнологий обработки аналоговых и цифровых сигналов.

Поиск информации справочного характера в сети Интернет.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

Пользоваться приборами и оборудованием, предназначенным для контроля и измерения параметров радиосигналов и различных радиотехнических изделий.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Анализировать и рассчитывать прохождение простых детерминированных   сигналов через линейные и нелинейные радиотехнические цепи.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Применять приемы синтеза линейных четырёхполюсников с заданными       частотными характеристиками.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.

Определять основные параметры сигнала на различных участках радиосхем.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Пользоваться  технической литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, предназначенными для анализа радиосигналов.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Измерять параметры радиосигналов, выполнять необходимые расчеты, строить графики и составлять отчеты по проведенным измерениям.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа.  

Принимать меры по безопасности выполняемых работ.

Индивидуальный инструктаж по ТБ,

тестирование.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.

Составитель рабочей программы Штыков Владимир Петрович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 210310 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов

Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...

ЛПР "Радиотехнические цепи и сигналы"

Методическая разработка предназначена для студентов 2 курса специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям). Пособие рассчитано на 48 часов лаборат...

Рабочая программа ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА – КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего ...

Конспект лекций по дисциплине Радиотехнические цепи и сигналы

Конспекты лекций составлены в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 11.02.02 Техническое об...

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы»

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы являются частью основной профессиональной образовательной прог...

Фонд оценочных средств по дисциплине РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ

ФОС содержит Паспорт, систему оценки образовательных достижений, КОС для текущего контроля и КОС для промежуточной аттестации...

КОМПЛЕКТ Конспект лекций по дисциплине Радиотехнические цепи и сигналы

КОМПЛЕКТ Конспект лекций по дисциплине Радиотехнические цепи и сигналы для специальностей УГС Электроника, радиотехника и  системы связи...