ОП.16 Радиотехнические цепи и сигналы. Рабочая программа
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ
И СИГНАЛЫ
для специальности:
210413 Радиоаппаратостроение
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Москва
2013
Одобрена цикловой комиссией Математических дисциплин и ИКТ Председатель ___________ /Кулеш С.А./ (подпись) (Ф.И.О.) Протокол № ___ от ________________ 2013 г. | Утверждена Методическим Советом колледжа Председатель ______________ /Шамина М.А./ (подпись) (Ф.И.О.) Протокол № ___ от ________________ 2013 г. |
Составитель: Штыков Владимир Петрович, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».
|
Рецензенты: |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 | |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11 | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 210413 Радиоаппаратостроение (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина общепрофессионального цикла.
Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
(5.2.2.) Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков.
ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.
ПК2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.
(5.2.3.) Проведение стандартных и сертификационных испытаний узлов и блоков радиоэлектронного изделия.
ПК 3.1. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.
ПК 3.2. Использовать методики проведения испытаний радиоэлектронных изделий.
ПК 3.3. Осуществлять контроль качества радиотехнических изделий.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Радиотехнические цепи и сигналы» студент
должен знать:
- классификацию радиотехнических сигналов;
- принципы геометрической трактовки пространства радиотехнических сигналов;
- приборы и оборудование, предназначенное для контроля и измерения параметров радиосигналов и различных радиотехнических изделий;
- понятия спектрального и корреляционного анализа детерминированных радиочастотных колебаний;
- основы теории модуляции сигналов и основные методы их преобразования;
- понятие дискретного представления непрерывных радиосигналов с ограниченным спектром;
- способы борьбы с различного вида помехами, влияющими на работоспособность приёмопередающих радиотехнических устройств;
- основные методы описания случайных сигналов;
- назначение узкополосных частотно-избирательных радиотехнических цепей;
- основные направления радиоаппаратостроения в разработке новейших микро- и нанотехнологий обработки аналоговых и цифровых сигналов.
должен уметь:
- анализировать и рассчитывать прохождение простых детерминированных сигналов через линейные и нелинейные радиотехнические цепи;
- применять приемы синтеза линейных четырёхполюсников с заданными частотными характеристиками;
- определять основные параметры сигнала на различных участках радиосхем;
- пользоваться измерительной аппаратурой предназначенной для контроля и испытаний средств радиосвязи;
- пользоваться технической литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, предназначенной для анализа радиосигналов;
- составлять алгоритмы работы измерительных схем для проведения экспериментов по сбору данных от радиопередающих устройств;
- измерять с заданной точностью параметры радиосигналов, выполнять технические расчеты в соответствии с методиками, строить графики и составлять отчеты по проведенным измерениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- контроля и диагностики радиоаппаратуры;
- контроля технологических процессов с целью повышения качества выпускаемых отечественной промышленностью радиоприборов;
- совершенствования технических навыков в работе с контрольно-измерительными приборами, применяемыми в радиоаппаратостроении;
- решения других профессиональных задач.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 126 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 84 часа,
из них обязательной аудиторной практической работы – 34 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 84 |
в том числе: практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
Итоговая аттестация: I семестр – зачет, II семестр – зачет. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание и основные задачи дисциплины, связь ее с другими общепрофессиональными, специальными дисциплинами и с технологиями приборостроения. История развития и новейшие достижения радиоаппаратостроения. Перспективы перехода на сверхвысокочастотный диапазон работы. | 2 | 1 |
Тема 1. Классификация радиотехнических сигналов | 10 | ||
Содержание учебного материала: | 6 | 1 | |
Описание принципа функционирования простейшего радиоканала передачи данных. Преобразования сигналов в электротехнических цепях. | |||
Диапазоны радиосигналов и их классификация. | |||
Детерминированные и случайные сигналы. | |||
Импульсные сигналы. | |||
Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы. Дискретизация аналогового сигнала. | |||
Сигналы с амплитудной, частотной и фазовой модуляцией. | |||
Классификация помех. Понятие помехоустойчивости радиотехнической цепи. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в интернете. | 4 | 2-3 | |
Тема 2. Методы представления и сравнения радиотехнических сигналов | 10 | ||
Содержание учебного материала: | 6 | 1 | |
Общая математическая модель детерминированного сигнала. Понятия одномерных и многомерных сигналов. | |||
Динамическое и геометрическое представление произвольного сигнала. | |||
Спектральные представления сигналов. Понятие спектральной плотности сигнала. Измерение мощности сигнала. | |||
Сравнение сигналов, сдвинутых во времени. Понятие «эталонного» сигнала. Корреляционная функция двух сигналов. Функциональная схема измерения времени задержки сигнала. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в интернете. | 4 | 2-3 | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 3. Случайные сигналы и процессы | 8 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Вероятность случайных сигналов и способы ее измерения. Гауссово распределение случайной величины. Корреляция случайных сигналов. | |||
Случайные процессы (общие понятия). Классификация по статистическим характеристикам. Корреляция случайных процессов. | |||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по теме, ответы на вопросы и выполнение рефератов по новым методам исследования радиосигналов. | 4 | 3 | |
Тема 4. Радиотехнические цепи. Общие понятия. | 16 | ||
Содержание учебного материала: | 6 | 1 | |
Понятие радиотехнического устройства как системы. Классификация радиотехнических цепей и систем. | |||
Импульсные, переходные и частотные характеристики радиотехнических цепей. | |||
Линейные динамические цепи 1-го порядка. Колебательный контур. Понятие устойчивости динамической цепи. Дифференцирующие и интегрирующие цепи. | |||
Практические занятия: | 6 | 2-3 | |
№ 1. Снятие амплитудно-частотных характеристик линейных цепей 1-го порядка. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 4 | 2-3 | |
Тема 5. Частотно-избирательные цепи | 16 | ||
Содержание учебного материала: | 6 | 1 | |
Модели частотно-избирательных цепей. Понятия широкополосного и узкополосного сигналов. | |||
Спектральный метод анализа прохождения радиотехнических сигналов через линейные цепи. Структурная схема анализатора спектра сигналов. | |||
Воздействие случайных сигналов на линейные цепи. Понятие шумовой полосы. Нормализация случайного сигнала на выходе линейной цепи. | |||
Практические занятия: | 6 | 2-3 | |
№ 2. Измерение параметров и построение характеристик частотно-избирательной цепи. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 4 | 2-3 | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 6. Преобразования сигналов в радиотехнических цепях | 12 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Преобразование сигналов в параметрических цепях. Понятия крутизны преобразования и стробирования. | |||
Усилители сигналов. Устойчивость усилителя к возбуждениям. Эффект регенерации. Нелинейные искажения в усилителях с резистивной нагрузкой. | |||
Практические занятия: | 4 | 2-3 | |
№ 3. Исследование преобразований сигналов в параметрических цепях. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 4 | 2-3 | |
Тема 7. Линейные частотные фильтры | 12 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Передаточные, амплитудно-частотные и фазово-частотные характеристики фильтров. | |||
Реализация линейных фильтров низких частот, фильтров высоких частот и полосовых фильтров. | |||
Практические занятия: | 4 | 2-3 | |
№ 4. Измерение параметров линейных и активных фильтров. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 4 | 2-3 | |
Тема 8. Активные цепи с обратной связью | 20 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Характеристики цепей с положительной и отрицательной обратной связью. | |||
Стабилизация коэффициента усиления, подавление паразитных сигналов и улучшение частотной характеристики радиотехнической цепи с помощью обратной связи. Устойчивость цепей с обратной связью. | |||
Активные RC-фильтры на базе операционных усилителей. | |||
Практические занятия: | 6 | 2-3 | |
№ 5. Измерение параметров цепей с обратной связью. | |||
№ 6. Измерение характеристик RC-фильтра на базе операционного усилителя. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 6 | 2-3 | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 9. Методы цифровой обработки сигналов | 20 | ||
Содержание учебного материала: | 4 | 1 | |
Дискретизация периодических сигналов. Аналого-цифровой преобразователь. | |||
Методы Цифровой фильтрации сигналов. Линейные цифровые фильтры. | |||
Практические занятия: | 8 | 2-3 | |
№ 7. Изучение работы аналого-цифрового преобразователя. | |||
№ 8. Выделение полезного сигнала с помощью линейного частотного фильтра. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной и справочной литературой, составление конспекта по теме, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 8 | 2-3 | |
Зачет по материалу I семестра. Зачет по материалу II семестра. | |||
ВСЕГО: | 126 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета «Радиотехнические цепи и сигналы».
3.1.1. Оборудование кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочные материалы по радиотехническим цепям и сигналам, плакаты, стенды, образцы радиотехнических устройств, комплекты практических работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- макетная плата;
- мультиметр;
- генератор стандартных сигналов;
- функциональный генератор;
- осциллограф;
- анализатор вольтамперных характеристик;
- анализатор спектра сигналов;
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- расходные материалы, наборы соединительных проводов;
- методика выполнения практических работ;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете радиотехнических цепей и сигналов.
- Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows 7;
- ПО, позволяющее проводить различные виды электрорадиоизмерений;
- антивирусная программа Kaspersky;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Румянцев К.Е. и др. "Радиотехнические цепи и сигналы", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Панфилов В.А "Электрические измерения", М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Каганов В.И. «Радиотехнические цепи и сигналы», М.: Издательство
«Форум», 2013.
3.2.2. Дополнительная
- Учебный курс «NI ELVIS-II», М.: National Instruments, 2012.
- Р. Радзайнер и К. Манфредини «Signals & systems experiments», руководство к лабораторному практикуму, том 1: Издательство Emona Instruments Pty Ltd, 2011.
- Б. Дункан «Эксперименты по основам современных аналоговых и цифровых методов телекоммуникаций», руководство к лабораторному практикуму, том 1: Издательство Emona Instruments Pty Ltd, 2012.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
Учебное оборудование «National Instruments» (США) | ni.com/russia | |
Научно-исследовательская фирма «Emona Instruments» (США) | tims.com.au |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Классификация радиотехнических сигналов. | Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Методы анализа радиотехнических сигналов, спектральное и корреляционное представление детерминированных радиочастотных колебаний. | Выполнение индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Приборы и оборудование, предназначенное для контроля и измерения параметров радиосигналов и различных радиотехнических изделий. | Поиск информации справочного характера в сети Интернет, тестирование. |
Способы модуляции сигналов и основные методы их преобразования. | Практические задания проблемного характера, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы, тестирование. |
Способы борьбы с различного вида помехами, влияющими на работоспособность приёмопередающих радиотехнических устройств. | Защита индивидуальных и заданий, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Основные методы описания случайных сигналов и процессов в электротехнических цепях. | Поиск информации справочного характера в сети Интернет, тестирование. |
Назначение узкополосных частотно-избирательных радиотехнических цепей. | Практические задания проблемного характера, тестирование. |
Понятие дискретного представления непрерывных радиосигналов с ограниченным спектром. | Поиск информации справочного характера в сети Интернет, тестирование. |
Основные направления радиоаппаратостроения в разработке новейших микро- и нанотехнологий обработки аналоговых и цифровых сигналов. | Поиск информации справочного характера в сети Интернет. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Пользоваться приборами и оборудованием, предназначенным для контроля и измерения параметров радиосигналов и различных радиотехнических изделий. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Анализировать и рассчитывать прохождение простых детерминированных сигналов через линейные и нелинейные радиотехнические цепи. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Применять приемы синтеза линейных четырёхполюсников с заданными частотными характеристиками. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Определять основные параметры сигнала на различных участках радиосхем. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Пользоваться технической литературой, учебными пособиями и другими источниками информации, предназначенными для анализа радиосигналов. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Измерять параметры радиосигналов, выполнять необходимые расчеты, строить графики и составлять отчеты по проведенным измерениям. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа. |
Принимать меры по безопасности выполняемых работ. | Индивидуальный инструктаж по ТБ, тестирование. |
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
Составитель рабочей программы Штыков Владимир Петрович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 210310 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов
Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...
ЛПР "Радиотехнические цепи и сигналы"
Методическая разработка предназначена для студентов 2 курса специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям). Пособие рассчитано на 48 часов лаборат...
Рабочая программа ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА – КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего ...
Конспект лекций по дисциплине Радиотехнические цепи и сигналы
Конспекты лекций составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 11.02.02 Техническое об...
Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы»
Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы являются частью основной профессиональной образовательной прог...
Фонд оценочных средств по дисциплине РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ЦЕПИ И СИГНАЛЫ
ФОС содержит Паспорт, систему оценки образовательных достижений, КОС для текущего контроля и КОС для промежуточной аттестации...
КОМПЛЕКТ Конспект лекций по дисциплине Радиотехнические цепи и сигналы
КОМПЛЕКТ Конспект лекций по дисциплине Радиотехнические цепи и сигналы для специальностей УГС Электроника, радиотехника и системы связи...