контрольная по педагогике для заочников
учебно-методический материал на тему

Подкорытова Елена Владимировна

Контрольная работа по педагогике "Особенности организации жизни и деятельности детей в Дошкольном учреждении в средней группе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontralnaya_po_pedagogike.docx71.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей.

1. Понятие и значение режима дня.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка. Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

- сон;

- пребывание на открытом воздухе (прогулки);

- воспитательная и учебная деятельность;

- игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

- самообслуживание, помощь семье;

- приемы пищи;

- личная гигиена.

1.1 Режим дня

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В таблице приведён  примерный режим дня для детей средней группы. В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Занятия с детьми можно организовывать и в первую и во вторую половину дня. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки. В середине занятий статического характера рекомендуется проводить физкультминутки. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Распорядок дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.). Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду. В режиме дня группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком. Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.

Режим дня составляется для каждой возрастной категории детей, оптимизируется в соответствии с  теплым и холодным периодом года.

Организация режима пребывания детей в ДОУ

холодный период года

время

Режимные моменты

Содержание

7.00-8.00

Утренний прием детей «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.( на свежем воздухе).

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и самостоятельные  игры.

8.00-8.10

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята»

Утренняя гимнастика «Физическая культура», «Здоровье» коррегирующая гимнастика

8.10-8.40

«Моем с мылом чисто-чисто»

Приятного аппетита!

Подготовка к завтраку: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

Завтрак: «Здоровье». «Социализация»

8.40-9.00

9.00-9.50

9.50-10.20

Минутки игры

познавательная деятельность.

Подготовка к прогулке

Игровая деятельность детей

Обучение навыкам самообслуживания: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»

10.20-12.00

Прогулка «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!»

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», индивидуальная работа.

12.00-12.15

Возвращение с прогулки. «Умывай-

ся, не ленись – чистым  за обед садись!»

Подготовка к обеду: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

12.15-12.50

«Это время – для обеда, значит нам за стол пора!»

Обед: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

12.50-15.00

Подготовка ко сну

«Это время - тишины – все мы крепко спать должны!»

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна

15.00-15.20

«Это время – для

здоровья, закаляйся, детвора!»

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература»

15.20-15.35

«Это время – простокваш, в это время – полдник наш!»

Полдник. «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

15.35-16.00

Самостоятельная деятельность в центрах активности

Интеграция образовательных областей (индивидуальная, подгрупповая, ситуативная, досуговая игровая деятельность

16.00-17.10

Подготовка к прогулке .Прогулка, игры, трудовая деятельность

 «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд», "Коммуникация","Познание"

17.10-17.25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность ,подготовка к ужину

 «Познание», «Социализация». «Безопасность»,  «Коммуникация», индивидуальная работа.

17.25-17.40

Приятного аппетита! Ужин.

"Здоровье", "Социализация", "Труд","Безопасность"

17.40-19.00

Игровая деятельность, уход домой

Взаимодействие с родителями ,индивидуальная и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры

Организация режима пребывания детей в ДОУ

тёплый период года

       

время

Режимные моменты

Содержание

7.00-8.10

Утренний прием детей «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.( на свежем воздухе).

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и самостоятельные  игры.

8.10-8.15

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята»

Утренняя гимнастика «Физическая культура», «Здоровье» корригирующая гимнастика

8.15-8.40

«Моем с мылом чисто-чисто»

Приятного аппетита!

Подготовка к завтраку: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

Завтрак: «Здоровье». «Социализация»

8.40-9.00

Минутки игры

Подготовка к прогулке, познавательная деятельность.

Игровая деятельность детей

Обучение навыкам самообслуживания: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»

9.00-11.15

Прогулка «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!»

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», индивидуальная работа.

11.15-11.40

Возвращение с прогулки. «Умывай-

ся, не ленись – чистым  за обед садись!»

Подготовка к обеду: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

11.40-12.20

«Это время – для обеда, значит нам за стол пора!»

Обед: «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

12.20-15.10

Подготовка ко сну

«Это время - тишины – все мы крепко спать должны!»

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна

15.10-15.25

«Это время – для

здоровья, закаляйся, детвора!»

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература»

15.25-15.50

«Это время – простокваш, в это время – полдник наш!»

Полдник. «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд»

15.50-17.00                                      

Подготовка к прогулке .Прогулка, игры, трудовая деятельность

 «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд», "Коммуникация","Познание"

17.00-17.15

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность ,подготовка к ужину

 «Познание», «Социализация». «Безопасность»,  «Коммуникация», индивидуальная работа.

      17.15-17.40

Приятного аппетита! Ужин.

"Здоровье", "Социализация", "Труд","Безопасность"

17.40-19.00

Игровая деятельность, уход домой

Взаимодействие с родителями ,индивидуальная и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры

2.Особенности организации режимных моментов.

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

2.1 Прием пищи. Если позволяют условия, то следует давать детям право выбора хотя бы из двух блюд. В этом случае они едят более охотно. Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать им возможность принимать пищу в своем темпе. Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после ее приема — это способствует утомлению.

2.2 Прогулка. Пребывание на открытом воздухе (прогулки) - наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы). Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных подвижных, спортивных играх и упражнениях). Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня. Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации. Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания, умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание интересной прогулки — все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе. В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми - физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т.д. - также следует проводить на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить на экскурсии за пределы участка и т.п.

2.3 Ежедневное чтение. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время  для ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочи-танного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.

2.4 Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует спокойному и глубокому сну.
        
 Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет - 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9 часов 30 минут вечера до 7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

        2.5 Образовательная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период - с 8:00 до 12:00 часов и вечерний - с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В средней группе (4-5 лет) - по 20 минут (10 занятий в неделю) приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми. При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей. Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

физическое  развитие: комплексы  закаливающих  процедур  (оздоровительные  прогулки,  мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды.воздушные ванны, ходьба  босиком  по  ребристым  дорожкам  до  и  после  сна,  контрастные  ножные  ванны),  утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

социально  личностное  развитие: ситуативные  беседы  при  проведении  режимных  моментов, подчеркивание  их  пользы;  развитие  трудовых  навыков  через  поручения  и  задания, дежурства,  навыки самообслуживания;  помощь  взрослым;  участие  детей  в  расстановке  и  уборке  инвентаря  и  оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательное и  речевое  развитие: создание  речевой  развивающей  среды;  свободные  диалоги  с детьми  в  играх,  наблюдениях,  при  восприятии  картин,  иллюстраций,  мультфильмов;  ситуативные разговоры  с  детьми;  называние  трудовых  действий  и  гигиенических  процедур,  поощрение  речевой активности  детей;  обсуждения  (пользы  закаливания,  занятий  физической  культурой,  гигиенических процедур);

художественно  эстетическое  развитие: использование  музыки  в  повседневной  жизни  детей,  в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики,  привлечение  внимания  детей  к  разнообразным  звукам  в  окружающем  мире,  к оформлению помещения,  привлекательности  оборудования,  красоте  и чистоте  окружающих  помещений,  предметов, игрушек.

 Организация непосредственно образовательной деятельности. В  ходе  организации  образовательной  деятельности  педагог  опирается  на  субъективный  опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности. Ребенку  предоставляется  возможность  максимально  использовать  свой  собственный,  уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого  опыта.  Основной  замысел  личностно-ориентированного  общения  состоит  в  том,  чтобы раскрыть  содержание  индивидуального  опыта  ребенка,  согласовать  его  с  задаваемым  и  тем  самым добиться личностного освоения нового содержания.

Реализация  задач  образовательной  программы  происходит  в  ходе  образовательной  деятельности, осуществляемой  в  процессе  организации  различных  видов  детской  деятельности  (игровой, коммуникативной,  трудовой,  познавательно-исследовательской,  продуктивной,  музыкально-художественной,  чтения),  а  также  в  ходе образовательной  деятельности,  осуществляемой  в  режимных моментах и в совместной деятельности с родителями. Организация непосредственно образовательной деятельности (совместной) с детьми.  В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

 Организованная образовательная деятельность

• игры дидактические,  дидактические  с  элементами  движения,  сюжетно-ролевые,  подвижные, психологические,  музыкальные,  хороводные,  театрализованные,  игры-драматизации,  игры на  прогулке, подвижные игры имитационного характера;

• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

• чтение  и  обсуждение программных  произведений  разных  жанров,  чтение,  рассматривание  и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

•создание  ситуаций  педагогических,  морального  выбора;  беседы  социально-нравственного содержания,  специальные  рассказы  воспитателя  детям  об  интересных  фактах  и  событиях,  о  выходе  из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

•наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

•изготовление предметов  для  игр,  познавательно-исследовательской  деятельности;  создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

•проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

•оформление  выставок  работ  народных  мастеров,  произведений  декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

•викторины, сочинение загадок;

•инсценирование  и  драматизация отрывков  из  сказок,  разучивание  стихотворений,  развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

•рассматривание  и  обсуждение предметных  и  сюжетных  картинок,  иллюстраций  к  знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и  пр.),  произведений  искусства  (народного,  декоративно-прикладного,  изобразительного,  книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

•продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного  произведения;  рисование  иллюстраций  к  художественным  произведениям;  рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

•слушание  и  обсуждение  народной,  классической,  детской  музыки,  дидактические  игры, связанные с восприятием музыки;

•подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

•пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого

голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

•танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народныемелодии, хороводы;

•физкультурные  занятия  игровые,  сюжетные,  тематические  (с  одним  видом  физическихупражнений),  комплексные  (с  элементами  развит  речи,  математики,  конструирования),  контрольно-диагностические,  учебно-тренирующего  характера,  физкультминутки;  игры  и  упражнения  под  текстыстихотворений,  потешек,  народных  песенок,  авторских  стихотворений,  считалок;  сюжетные

физкультурные  занятия  на  темы  прочитанных  сказок, потешек;  ритмическая  гимнастика,  игры  и  упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Учебный план

Базовая образовательная область

Периодичность

неделя

месяц

год

Физическая культура

3 раза в неделю

Познавательное развитие.

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в неделю

Речевое развитие

1 раз в неделю

Художественное эстетическое развитие

  • Рисование
  • Лепка
  • аппликации

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

Итого

Расписание непосредственной

образовательной  деятельности

                    Понедельник

1.физическое развитие:

9.00-9.20

2.художественно-эстетическое развитие:

лепка/аппликация: 9.30 – 9.50

                                Вторник

1.художественно-эстетическое развитие:

музыка : 9.00 – 9.20

2. Познавательное развитие:

ФЭМП/ конструирование  9.30 – 9.50

                           Среда

1.физическое развитие 9.00 – 9.20

2.Речевое развитие: 9.30 – 9.50

                                 Четверг

1.художественно-эстетическое развитие:

музыка 9.00 – 9.20

2.Познавательное развитие:

ФЦКМ 9.30 – 9.50

                                                      Пятница

1 художественно-эстетическое развитие: рисование  9.00 – 9.20

2. физическое развитие ( на улице) 11.20 – 11.45

ФЭМП  -  формирование элементарных математических представлений

ФЦКМ  -  формирование целостной картины мира

2.6  Формирование культурно-гигиенических навыков в режиме дня

Пути формирования культурно-гигиенических навыков (КГН)

Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Ребёнок научился одевать платье, колготки, туфли и освоил последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда ребёнок  работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

План деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах в своей возрастной группе .

Возрастная группа

Навыки

Личной гигиены

Самообслуживания

Культуры еды

Трудовой деятельности

Средняя группа

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле и чихании закрывает рот платком, отворачивается

Большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает)

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой

Поливает цветы, кормит животных, меняет им воду. Поддерживает порядок в групповой и на участке, принимает участие в их уборке, протирает влажной тряпкой стулья, строительный материал. Моет игрушки, стирает кукольную одежду, помогает воспитателю при починке книг. Дежурит по столовой. Помогает няне разложить салфетки, повесить полотенца, застилает постель. Дежурит по занятиям

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

2.7  Самостоятельная деятельность детей

•физическое  развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивныеигры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

•социально  личностное  развитие:  индивидуальные  игры,  совместные  игры,  все  виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

•познавательно и  речевое  развитие: самостоятельное  чтение  детьми  коротких  стихотворений,самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных  раскрасок»,  развивающие  настольно-печатные  игры,  игры  на  прогулке,  дидактические  игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

•художественно  эстетическое  развитие: предоставление  детям  возможности  самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку

3. Организация режима дня в условиях домашнего воспитания

Примерный режим дня для детей, не посещающих детский сад (по В.Е. Васильевой и А.Ф. Каптелину)

1

Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание

7-8.00

2

Завтрак

8.40

3

Игры и занятия дома

9.10 -10.00

4

Прогулка и игры на свежем воздухе

10.10

5

Обед

12.30-13.20

6

Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде)

13.30-15.30

7

Свободное время для спокойных игр и приготовления к полднику

15 -16.00

8

Полдник

16.00

9

Прогулка и игры на свежем воздухе

16.30

10

Ужин

18.30

11

Свободное время, спокойные игры

19 -20.00

12

Ночной сон

3.1 Режим в выходные и праздничные дни

Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.

Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40-60 минут также входит и время для компьютерных игр.

В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом - отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

4.Рекомендации по проведению режимных моментов.

Утренний приём

Цель: Постепенное вхождение ребенка в жизнь д/с, создание спокойного психологического комфортного настроя у каждого ребенка, укрепление интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком.

Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, на то, что пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывает у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать. Следит, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение. Создает условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

  • Возможные задачи утреннего сбора.

1. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущение психологического комфорта.

2. Общение с детьми.

3. Дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга, посопереживать друг другу.

4. Дать новую информацию.

5. Решение некоторых обучающих задач (расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и т.д.)

6. Ведение новой темы.

7. Получить информацию о развитии детей, их интересах и других особенностях.

8. Формирование мотивации.

9. Организация планирования детской деятельности.

10. Решить некоторые социально-психологические задачи (организовать выбор партнеров).

11. Получить удовольствие.

Воспитатели ежедневно занимаются развитием в детях чувства общности, потому что ждут от детей, чтобы они:

- Знали имена друг друга. Дети выучивают имена друг друга и пользуются ими при общении, а затем узнают и об интересах и чувствах других.

- Соблюдали очередность. Дети начинают учиться тому, как делать что-либо по очереди. По мере взросления они часто начинают уступать очередь друг другу уже без споров и не прерывая игру.

- Делились друг с другом. Дети учатся делиться друг с другом вниманием воспитателя, возможностью побеседовать с ним наедине, местом за столом для игр, игрушками.

- Двигались, освобождая место товарищу. Дети учатся присоединяться к небольшим группам играющих детей в конструктивной манере.

- Приглашали присоединиться других. Дети учатся приглашать других присоединиться к своей игре.

- Демонстрировали окружающим свое расположение. Дети учатся здороваться с другими и демонстрировать интерес к ним.

- Сотрудничали. Дети сотрудничают друг с другом при реализации различных проектов, вместе решают проблемы, играют вместе как одна команда или группа.

- Разрешали конфликты. Дети учатся тому, что обсуждение проблем, чувств и точек зрения друг друга помогает эффективно разрешать возникающие конфликты.

Советы:

1. Как правильно начать день.

Тон всего дня, как правило, задается уже с самых первых его минут. Дети приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. Принимайте все это во внимание, помогите детям усвоить и «переварить» этот опыт, и тогда день может для ребенка сложиться успешнее.

  • Как предотвратить проблемы.

- Здоровайтесь с каждым ребенком и сопровождающим его родителем лично, глядя ему в глаза и обращаясь по имени.

- Если это приемлемо и естественно для вас и ребенка, то полезен физический контакт: обнимите ребенка, или же похлопайте его по плечу, или пожмите руку. (Тем самым вы даете ему понять, что его присутствие замечено и важно для вас).

- Если вдруг дети приходят сразу большой группой, отправьте их выбрать одно из подготовленных вами занятий. Постарайтесь, чтобы все предложенные детям занятия не влекли за собой большого беспорядка, и дети могли бы быстро убрать за собой.

- Свободный выбор следует ставить в расписание на раннее время. Ведь дети всегда с особым нетерпением ждут того занятия, которое им больше нравится. Если вокруг себя ребенок видит все эти соблазнительные материалы, подготовленные интересные задания и друзей, но при этом не может сразу же вступить с ними во взаимодействие, то для него это – просто невыносимо. Дети могут выйти из под контроля, начать дурачиться, делать глупости или капризничать. Если же вы с самого раннего утра дадите детям возможность заняться чем-то по свободному выбору, то это спасет вас от многих поведенческих проблем.

  • Как справится с существующими проблемами.

Дети, которые трудно расстаются с родителями, когда приходят в садик:

- Убедите родителей задержаться на пять-десять минут в садике, когда они приводят или забирают своего ребенка. Пригласите их поговорить с воспитателями, поиграть с детьми. Это поможет сгладить трудный для ребенка переходный момент. Однако при этом, как только взрослый уже поцеловал ребенка на прощанье, он должен уйти решительно и без промедления.

- Если ребенок все равно капризничает, когда взрослому уже пора уходить, возьмите ребенка за руку или обнимите за плечи и скажите: «Я очень рада, что ты сюда пришел. А сейчас родителям пора на работу, а детям – в детский садик или школу. Ты скоро увидишь свою маму, когда она придет, чтобы забрать тебя. Давай-ка пойдем посмотрим, чем ты можешь сегодня заняться!» И, помахав рукой маме на прощанье, быстро уводите ребенка.

- Еще один способ облегчить для ребенка момент расставания – это разрешить ему приносить из дома какую-нибудь «успокоительную» вещь, например, любимую мягкую игрушку. Можно также дать ему какой-то предмет, который бы символизировал для него родителей – это может быть фотография мамы и папы, или же какой-то предмет из маминой сумочки или папиного кармана. Здесь может хорошо сработать что-то вроде запасного ключа от квартиры – тогда ребенок будет знать, что мама или папа обязательно должны будут за ним прийти – ведь, может быть, именно боязнь, что его «забудут» взять и есть причина того страха, который ребенок испытывает при расставании.

  • Хаос: когда слишком много всего наваливается сразу.

С вами хотят побеседовать родители, несколько ребят требуют, чтобы вы обратили на них внимание, двое детей подрались и гоняются друг за другом по группе! Знакомая ситуация? Ведь у всех воспитателей хоть когда-нибудь, да возникало что-то в этом роде.

- Помните, что на первом месте для вас всегда должен быть ребенок и его интересы. Взрослые всегда подождут. Конечно, со взрослыми надо каждый день здороваться, и разговаривать, но если в данную минуту вы озабочены безопасностью или поведением ребят, то попросите срочно ими заняться младшего воспитателя или же, извинившись, уклонитесь от разговора со взрослым.

- Чтобы дети лишний раз не стремились всеми способами привлекать к себе внимание, обязательно тепло приветствуйте каждого ребенка, когда он приходит. Постарайтесь добиться того, чтобы дети могли сами приступить к занятию по распорядку дня. Приучите детей помогать друг другу. (Прекрасным правилом для дошколят могло бы быть: «Прежде чем обратиться ко мне, попроси помочь трех своих товарищей». Это правило поможет детям стать более самостоятельными и научит их лучше общаться между собой).

2. Круговой сбор: как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, работая с группой.

Цель: создание у детей чувства общности, а также создание в группе благоприятного психологического климата.

  • Как предотвратить проблемы

- Ваш групповой сбор не должен быть слишком долгим! )для большинства маленьких детей максимальный промежуток времени, в который они в состоянии сосредотачивать свое внимание, составляет от пяти до десяти минут. Для детей старшего дошкольного возраста этот промежуток составляет от десяти до пятнадцати минут). Лучше всего в начале учебного года отводить на групповой сбор лишь несколько минут, постепенно увеличивая его длительность.

- Лучше провести несколько коротких круговых сборов с малыми группами детей, чем один длинный сбор со всей группой. Краткие сборы с маленькими группами детей позволят вам уделить больше внимания каждому ребенку индивидуально и дадут каждому ребенку больше возможностей высказаться.

- Для того, чтобы обрисовать для детей пространство, где они будут сидеть во время сбора, в форме круга прилепите к полу липкую ленту. Если вам нужны более конкретные разграничения пространства, прилепите к полу полоски ленты по числу детей. (Это позволит вам наметить личное пространство для каждого ребенка, и у детей не будет повода для борьбы за место. Некоторые группы детей, особенно старшего дошкольного возраста, предпочитают сидеть на расставленных в круг стульчиках).

- Проводите сбор подальше от полок с игрушками и других мест комнаты, где есть много отвлекающих соблазнительных предметов. Круг должен быть достаточно большим, чтобы всем детям было удобно сидеть.

- Установить одно или два простых правила и постоянно напоминайте о них детям в начале группового сбора. Это может быть следующее: «Не размахивать руками» или «Не перебивать друг друга».

- Не используйте время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам. Эффективнее всего использовать это время для того, чтобы вместе спеть, поиграть в групповые игры, послушать истории, спланировать, чем вы будете заниматься в течение дня, обсудить правила поведения в группе, распределить обязанности на день.

- Начинайте ваш групповой сбор с достаточно веселой и подвижной, но не слишком «буйной» игры, которая требует от детей концентрации внимания и активного участия, но при этом они не должны сидеть неподвижно и тихо. Можно использовать игру, которая называется «Хлопай, как я». Все садятся в круг. Вы настукиваете или прохлопываете какую-нибудь ритмичную мелодию, а затем просите детей воспроизвести ее. С каждым разом усложняйте ритм. Со временем давайте некоторым детям возможность самим проводить эту игру. Поиграв пару минут, переходите к основной теме вашего сбора.

- На случай, если запланированная вами тема сбора вдруг окажется детям не интересной, нужно всегда иметь какой-то «запасной вариант» или же переходить к следующему запланированному занятию.

  • Как справится с существующими проблемами.

Дети отвлекаются, дерутся или болтают друг с другом:

Чаще всего причиной того, что во время группового сбора дети начинают отвлекаться, болтать и драться между собой, является скука. Поэтому следуйте уже упоминавшемуся выше правилу: групповой сбор должен быть коротким и интересным.

- Детей, которые обычно всегда друг друга задевают и отвлекают, во время группового сбора сажайте подальше. Если нужно, сами распределяйте места, кто где сидит в круге.

- Сосредоточьте внимание на тех детях, которые ведут себя хорошо. Не обращайте лишнего внимания на тех, кто ведет себя плохо.

- Не забывайте напоминать ребятам введенные вами правила.

- Начинайте сбор, не дожидаясь, когда все усядутся и замолчат. Чтобы привлечь внимание детей, сначала повысьте голос, но потом, как только вы увидите, что дети угомонились и начали слушать, начинайте говорить нормально и спокойно.

- В самом начале сбора напомните детям, что у каждого из них будет возможность высказаться, сразу же, как только вы кончите говорить.

- Во время групповых игр не забывайте давать самим детям возможность выступить в роли «учителя» и решать, что будет делать вся группа.

- Для привлечения внимания детей используйте «невербальные» средства – жесты. Например, сигналом «внимание» может стать следующее: поднятая вверх рука, восклицательный знак.

- Всегда старайтесь давать детям побольше говорить и двигаться. Добивайтесь их активного участия во время кругового сбора. Если вы читаете хорошо им известную историю, не дочитывайте некоторые фразы до конца – пусть дети сами их закончат. Периодически задавайте вопросы, чтобы дать детям лишнюю возможность поговорить.

Неусидчивость

- По целому ряду причин некоторые дети не в состоянии неподвижно усидеть на месте больше нескольких секунд. Приготовьте для таких детей спокойное занятие, где надо было бы немного двигаться, например, складную картинку или материалы для рисования, где-нибудь с таком месте, где такой ребенок не отвлекал бы на себя внимание всей группы. (Это не поощрение или, наоборот, наказание, это проявление индивидуального подхода к ребенку, удовлетворение его насущных потребностей).

- Некоторым слишком подвижным детям помогает успокоиться и сосредоточиться, если они сидят во время сбора у взрослого на коленях.

- Пусть некоторые неусидчивые дети начинают участвовать в групповом сборе вместе с другими ребятами, а потом, когда вы почувствуете, что они уже находятся на пределе своих возможностей, вы можете предложить им на выбор – заняться каким-нибудь другим спокойным заданием или еще немного послушать вместе со всеми. Имейте в виду, что промежуток времени, в течение которого такой ребенок сможет оставаться в круге вместе со всеми, должен постепенно увеличиваться, если вы работаете над причинами этой проблемы.

Если воспитателя перебивают

- Не обращайте внимания, когда кто-то пытается перебить вас в первый раз (конечно, если только ребенок не просится в туалет или не возникло еще какое-нибудь экстремальное обстоятельство). Но если ребенок перебьет вас вторично, то, скорее все, он будет продолжать вас перебивать до тех пор, пока не добьется своего. Поэтому следует реагировать только на вторую его попытку. Следует сказать ребенку, что то, что он говорит, очень интересно или важно.

- Запомните, почему ребенок пытался вас перебить. Позже в течение дня поговорите с ним, обсудите, как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать вас и не отвлекать других.

Оглавление:

         1.Понятие и значение режима дня....................................................стр.3

1.1 Режим дня.

          2. Особенности организации режимных моментов........................стр.7

2.1 Приём пищи.

2.2 Прогулка.

2.3 Ежедневное чтение.

2.4 Сон.

2.5 Образовательная деятельность.

2.6 Формирование культурно-гигиенических навыков в режиме дня.

2.7 Самостоятельная деятельность детей.

3.Организация режима дня в условиях домашнего воспитания.....стр.14

3.1 Режим в выходные и праздничные дни.

4.Рекомендации по проведению режимных моментов..................стр.16

5.Оглавление......................................................................................стр.22

6.Литература.......................................................................................стр.23

Литература:

  1. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Программа "Воспитания и обучения в детском саду" под редакцией  М.А. Васильевой.
  3. "Режим дня в детском саду" Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические указания по выполнению контрольной работы и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений СПО по дисциплине "Электротехнике и электронике" для заочного отделения

В методических указаниях представлены: примерная программа дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы; общие методические указания с примерами решений; варианты контрольной работы; экзаменационные...

Методические указания и контрольная работа для студенто-заочников образовательны учреждений СПО по дисциплине "Техническая механика"

В методических указаниях представлены: общие рекомендации по выполнению контрольной работы с примерами решений; варианты контрольной работы; зкзаменационные вопросы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПО "ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ"

Настоящая Тематика контрольных работ предназначена для самостоятельной подготовки к выполнению контрольных работ по дисциплине «Основы философии» для студентов- заочников ГБОУ СПО Баймакский сельскохо...

Менеджмент Структура курса и контрольные задания для студентов-заочников по специальностям 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

        Структура курса и контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Менеджмент» специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский ...

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников

Математика - инструмент познания. Она развивает методы решения широких классов задач, которые постоянно встречаются на практике. Однако изучение математики невозможно без решения учебных задач и систе...

Инженерная графика - Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

Целью изучения дисциплины «Инженерная графика» является усвоение студен­тами знаний и умений, необходимых для выполнения и чтения чертежей.По данной дисциплине предусматривается выполн...