АМО. Работа в малых группах
статья на тему
Предварительный просмотр:
Понятие «активные методы»
В данном случаемы будем называть методами обучения формы организации работы учащихся на уроке. Разные издания по дидактике дают множество классификаций используемых на уроках методов. Их авторы применяли самые разные основания, например: по дидактическим целям, по источникам получения информации, по характеру учебно-познавательной деятельности (сюда относится классическая диада «продуктивные —репродуктивные методы»), по принципу расчленения или соединения знаний и т.д. Но в данном курсе мы бы хотели поговорить о методах, которые отличает один важный признак — активность учеников.
На первый взгляд, любая работа в аудитории требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, традиционно относимые к пассивно-созерцательной деятельности, невозможны без особой интеллектуальной работы (например, постоянная концентрация, восприятие и понимание отдельных тезисов и их соотношения друг с другом, разделение важных и второстепенных идей). Однако часто в остатке после лекции или фильма остается немного. С одной стороны, студенты легко «отключаются» от происходящего и не работают, потому что просто не видят или не чувствуют необходимости в такой работе. Ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не заставляют их собраться и оставаться в рабочем режиме. Они полностью пассивны. С другой стороны, даже у старательного студента после рассказа учителя в голове могут остаться какие- то странные обрывки информации, случайные факты, неправильно понятые причинно-следственные связи. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать? С помощью каких методов можно сознательно инициировать и контролировать активность ученика? Об этом мы и собираемся поговорить.
Давайте начнем с беглого взгляда на разные этапы освоения чего-то нового и отметим, где и каким образом поможет нам активность студента.
Любое обучение начинается с мотивации. Нередко мотивацию находят, отвечая на вопрос «зачем». В некоторых случаях объяснить это студенту очень просто, в некоторых — невероятно сложно. Например, зачем изучать литературу? Можно прямо сказать об изучении людей, нравов, культуры или об умении понимать текст как художественное произведение. А можно устроить игровую структурированную дискуссию о том, зачем люди вообще читают и пишут книги, и в процессе обсуждения многое найдут и скажут сами дети (о себе говорить всегда интересно), а на что-то обратит их внимание (усиленное предыдущим обсуждением) учитель.
Еще один способ усилить мотивацию — возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат.
Хорошее «активное» начало, не требующее от учеников специальных знаний, — игровые дискуссии или опросы, в которых требуется поставить себя на место писателя или литературного героя, при этом даже необязательно быть знакомым с этим героем.
Незаменимы активные методы и на этапе контроля — если учитель в самом деле хочет выяснить, насколько хорошо освоен и усвоен материал, он не сможет обойтись методами, рассчитанными лишь на воспроизведение изученного.
Итак, отметим еще раз, что под активными методами мы понимаем формы организации работы на уроке, которые побуждают ученика активно мыслить и действовать.
Плюсы активных методов
Методики, о которых пойдет речь, предназначены как для закрепления и проверки изученного материала, так и для изучения нового, как правило — в начале новой темы. В ходе игры, дискуссии или любого другого активного занятия студенты ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение.
Активные методики идеально подходят учителю, который думает не только о формальном «прохождении» учебной программы, но и о формировании междисциплинарных интеллектуальных умений и навыков. Любому профессионалу необходимо умение собирать и анализировать разнообразную информацию, выдвигать гипотезы и аргументированно доказывать свое мнение, сравнивать точки зрения, оценивать доказательную базу.
Коммуникативные умения и навыки
Это наиболее известный «плюс» активных методов. Более того, зачастую учителя уверены, что игры нужны именно для того, чтобы «научить студентов общаться», и не обращают особого внимания на содержание игры. Поэтому, планируя проведение той или иной методики, мы должны ясно представлять себе не только как будут общаться студенты, но и как именно этот способ общения поможет им решить поставленную учебную задачу. Каждая форма предполагает общение по очень строгим правилам, которые во многом определяют и тип обсуждаемой проблемы. Например, если нам необходимо, чтобы дети получили информацию по какой-либо большой теме, состоящей из нескольких относительно самостоятельных частей, мы предложим каждому из студентов проработать по одному вопросу, а затем по определенной схеме познакомить с этим материалом одногруппников.
Повышение учебной мотивации
Активные методики интересны студентам, потому что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность, не боятся дать неправильный ответ. Как правило, обстановка на активных занятиях более свободная: студенты могут передвигаться по аудитории, разговаривать.
Для учителя — новые возможности оценивания
Один из способов уменьшить психологическое давление оценки на студента — ставить много оценок за самые разные формы работы. С одной стороны, активные методы — это всегда деятельность, результаты которой можно оценить, но, с другой стороны, игры или работа в микрогруппах усложняет оценку всех студентов сразу. Поэтому необходимо продумать, что и как оценивать, исходя из учебных целей. Например, учитель может поощрять баллами и хорошими оценками общую активность участников дискуссии, или их полные аргументированные выступления, или выступления пусть не полные, но соответствующие заданной форме высказывания, или, например, высказывания, удачно обобщающие предыдущие выступления. Можно оценивать отдельных студентов, а можно поставить одинаковые оценки всем членам микрогруппы. Более подробно о критериях оценивания мы поговорим, когда речь пойдет о конкретных формах работы.
Общие рекомендации по использованию
активных методов
1. Соотношение по времени активных «новых» и более традиционных «обычных» методик должно быть не больше, чем один к трем. Игры и работа в группах запоминаются надолго, возникший интерес надо использовать для выполнения обычных «скучных» заданий. Каждая идея, даже случайно возникшая в ходе дискуссии, может лечь в основу последующей работы спустя значительное время. Именно поэтому надо стараться максимально подробно фиксировать все действия, высказывания, «ходы», чтобы потом иметь возможность их обдумывать и, возможно, обсуждать. Если нет возможности видеосъемки, нужно, по крайней мере, сохранять все плакаты, рисунки, схемы, письменные ответы на вопросы.
2. Нежелательно использовать одну методику много уроков подряд, чтобы она не стала привычной, а значит — неинтересной.
3. Нельзя проводить активное занятие в неподготовленном помещении. Это, во-первых, касается мебели (столы и стулья нужно заранее расставить в необходимом порядке или убедиться, что они легко передвигаются). Во-вторых, нужно проверить помещение с точки зрения возможности для учащихся свободно ходить по классу (чтобы ничего лишнего не попадалось на пути, не было предметов, которые легко могут опрокинуться).
4. Необходима постепенная подготовка детей к активным методикам. Прежде всего мы имеем здесь в виду совместную выработку правил поведения во время игры, дискуссии, групповой работы.
5. При подготовке самого занятия учитель должен:
• продумать все возможные варианты развития событий в игре, направления обсуждения в дискуссии и по возможности решить, что делать в том или ином случае;
• подробно изучить саму учебную проблему (нельзя ограничиться знанием того, что должны усвоить студенты, у учителя должны быть наготове дополнительные факты, примеры, идеи);
• не забыть об организационно-технической стороне (распечатка раздаточного материала, подготовка инвентаря и оборудования, предварительное обсуждение с теми студентами, которые будут выполнять какие-то особые роли);
• подумать о «сложных» студентах — возможно, кому-то сразу нужно дать индивидуальное задание или роль, а для кого-то держать такое задание наготове.
6. Перечислим несколько самых простых способов поддержания дисциплины:
• следование четкой схеме, понятной ученикам, с фиксацией на доске основных этапов работы. Цели (не обязательно учебные) и правила работы (игры, дискуссии, работы в микрогруппах) нужно объяснить заранее, уделив особое внимание моментам, чреватым возникновением хаоса. И убедиться, что студенты осознали и запомнили объяснения;
• использование различных способов предоставления слова
• распределение функций (ролей) между студентами;
• строгое соблюдение всеми участниками заранее определенных норм речевого этикета, поощрение тех, кто придерживается этого правила.
7. И, наконец, было бы неплохо соотносить свою работу со всем учебным процессом в, учитывать интересы коллег. Например, не делать игру перед контрольной работой по другому предмету, выбирать, на каком уроке лучше проводить нечто активное.
Положительные и отрицательные стороны
обучения в микрогруппах
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning, collaborative learning) — это методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вмести они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рисунок, схемы, таблицы и т.д.).
Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.
Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых студентов, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов независимо от их начального уровня.
Определим сразу, что малые группы (микрогруппы) — это группы, объединяющие от трех до семи человек.
Обучение в сотрудничестве выглядит очень заманчиво, но, наверное, каждый учитель, который пытался разделить ребят на группы и дать им задание, сталкивался с трудностями. Перечислим наиболее типичные:
• Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.
• В то время как один или двое студентыов делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.
• Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе или отказываются работать с какими-то другими студентами («Я ни за что не сяду с ним рядом!» или «Уберите его от нас, он все портит»).
• студенты боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы.
• Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.
Эти и многие другие проблемы можно попытаться решить с помощью специальных стратегий организации работы.
Факторы успешной работы малых групп
Для того чтобы выполнить задание, ребятам приходилось внимательно слушать друг друга общаться друг с другом, помогать друг другу. Для того чтобы все члены микрогруппы успешно и активно сотрудничали друг с другом, необходимо создать условия для позитивной взаимозависимости.
Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга.
Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.
Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее.
Общая цель (взаимозависимость на основании общей цели).
Учитель ставит перед группой общую учебную цель: например, члены группы должны вместе разобраться в смысле понятия или теории, затем каждый из них должен суметь объяснить материал какой-то другой группе.
Общая награда (взаимозависимость на основании общей награды). Члены группы выполняют контрольную работу и в дополнение к своей собственной оценке получают еще одну, если оценки всех членов группы были не ниже четверки (тройки, пятерки — как будет удобно учителю).
Материалы (взаимозависимость на основании общего материала, разделенного на несколько частей). Между членами группы распределяются разные материалы (куски учебного текста, разные документы и т.д.) Чтобы выучить весь материал, необходимо рассказать содержание своей части и выслушать рассказы других членов группы.
Роли (взаимозависимость на основании отдельных ролей).
Каждый член группы получает организационную роль (более подробно о них ниже). Для того чтобы работа была успешно выполнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои обязанности.
Задания (взаимозависимость на основании отдельных заданий). Работа в группе разделяется на отдельные задания. Каждое задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся работа была выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился со своим заданием и результаты отдельных работ объединились.
Главным лозунгом групповой работы должно стать: ≪Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке — или вместе выплывем, или вместе утонем≫.
Индивидуальная отчетность и персональная ответственность за общую работу.
Следующий фактор, влияющий на эффективность работы малых групп, — создание условий, не позволяющих кому-то из ребят спрятаться за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. Индивидуальные контрольные работы позволят оценить знания каждого. В то же время группа будет заинтересована в высоких оценках всех своих членов, так как это позволит получить дополнительные баллы. Если результатом работы было создание общего продукта, поставить индивидуальные оценки будет более сложно. Непросто бывает оценить конкретный вклад каждого в работу. Но если кто-то даже не пытался внести свой вклад, ставить ему такую же оценку, как ребятам, приложившим усилия, было бы несправедливо. В этом случае помогут специальные процедуры оценки деятельности всей группы в целом и отдельных ее членов.
Развитие коммуникативных навыков, необходимых для
успешной работы в группе.
Скорее всего, первые опыты групповой работы будут не очень удачными. Ребята будут плохо слушать друг друга, ссориться.
Необходимо постоянно обращать внимание ребят на то, какие качества и умения необходимы для того, чтобы совместно выполнить задание. Назовем их:
— умение слушать друг друга;
— умение доверять друг другу;
— умение задавать друг другу вопросы;
— умение давать обратную связь (на высказывания или
действия товарищей по группе);
— умение принимать и положительно относиться к различиям
между членами группы;
— умение учить друг друга;
— умение разрешать споры;
— умение руководить групповой работой;
— умение приходить к согласию;
— умение работать в команде.
Постоянный анализ того, как организуется работа в
группе.
Для того чтобы работа в группе соответствовала заявленным стандартам, необходимо постоянно анализировать, как она организовывается, и убеждаться, что все вносят свой вклад, все помогают друг другу, никто не узурпирует вынесение решений и т.д. Учитель может описать ребятам, как выглядит их работа со стороны. Чтобы осуществлять анализ и решать, что нуждается в улучшении, можно распределить организационные роли в группе. Получившие их будут следить за выполнением правил групповой работы. Можно проводить быстрый анализ в конце занятия или обсуждать этот вопрос с каждой группой отдельно. Вот примерные параметры, по которым можно оценивать работу отдельных членов группы:
— все время работает над заданием, не отвлекается сам и не отвлекает других членов группы;
— выполняет справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;
— сотрудничает с другими членами группы;
— вежлив со всеми членами группы;
— помогает улучшать работу группы
По этому же принципу можно разработать параметры для анализа и оценивания работы всей группы в целом.
Кроме соблюдения этих условий для успешной организации работы микрогрупп желательно, чтобы учитель сам демонстрировал умение слушать, задавать вопросы, давать конструктивную ≪обратную связь≫. Для того чтобы подбодрить более робких ребят, он может рассказать о том, как нелегко ему бывает высказаться на каких-то собраниях, какие чувства он испытывает, как преодолевает их и какую пользу это приносит общему делу.
Принципы формирования групп
Один из самых важных вопросов при подготовке к обучению в сотрудничестве — как правильно сформировать учебные группы. Можно предложить ребятам объединиться в группы так, как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. В зависимости от целей будущей работы учитель может выбрать любой из этих способов, но есть некоторые правила, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят.
• Идеальное число членов малой группы — четыре человека. Оно достаточно мало для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в то же время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий. Если обстоятельства требуют больших групп, постарайтесь, чтобы в них входило не больше шести-семи человек.
• Создавать группы однородные или разнородные? И те, и другие группы могут оказаться полезными. Объединение самых разных ребят — и мальчиков, и девочек; и более сильных, и более слабых; и более активных, и более спокойных — позволяет расширить социальный опыт ребят, способствует развитию коммуникативных навыков, создает условия для знакомства с самыми разными точками зрения на проблему. В то же время в группах, где объединены ребята, схожие по способностям и уровню успеваемости, легче проявить себя середнячкам, тихим ребятам.
• Если кто-то из ребят не хочет присоединяться к группе, постарайтесь разобраться, что стоит за этим — страх перед остальными членами группами, непонимание смысла работы? Подбодрите такого ребенка, попросите кого-то из членов группы персонально помочь ему, объясните, зачем нужно это задание. Если пока он не может участвовать активно, дайте ему время привыкнуть — поручите работу наблюдателя. Если за нежеланием сотрудничать с этими конкретными людьми стоит конфликт, в зависимости от его силы настаивайте на совместной работе (конфликт может незаметно забыться) или, в виде исключения (ребята должны осознать, что это исключение, а не правило), разрешите поменяться с кем-то из другой группы. К решению конфликта можно вернуться позже. В любом случае ребенок должен так или иначе принять участие в работе.
Выработка групповых норм
Уже не раз говорилось о важности соблюдения правил работы в группе (или следовании неким групповым нормам).
Распределение организационных ролей в группах
Организационные роли делают более вероятным включение в работу всех членов группы. Вот несколько примеров таких ролей:
• организатор работы — руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
• протоколист — записывает идеи и результаты работы;
• хранитель времени — следит за временем, отведенным над выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;
• оратор (докладчик) — рассказывает о результатах работы группы всему классу;
• наблюдатель (≪хранитель правил≫) — следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;
• «хранитель материалов» — получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;
• контролер — проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;
• связист («хранитель связей») — устанавливает связи с другим группами и учителем.
Если ребята только начинают работать в группах, смысл и функции ролей можно описать на карточках и выдавать перед началом работы. В зависимости от целей задания можно использовать все предложенные роли (и придумывать дополнительныет свои) или некоторые из них. Один и тот же человек в течение работы может выполнять несколько функций. Будет хорошо, если каждый ребенок попробует себя в разных ролях.
Более опытные ребята могут сами распределить роли в группе.
Подготовка к работе в малых группах
1. Выберите поле деятельности для работы малых групп (обсуждение проблемы, изучение разных материалов, создание творческого продукта). Убедитесь, что оно подходит для работы в группах, что можно обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную отчетность.
2. Заранее подготовьте материалы для работы групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на карточке. На карточке можно написать также критерии, по которым будут оцениваться результаты работы.
3. Решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.
4. Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.
5. Определите, сколько времени потребуется на групповую работу.
6. Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).
7. Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).
Разные способы деления учеников на группы
Существует много разных способов разделить ребят на группы. Некоторые из них — очевидные, простые, не требующие специальной подготовки. Некоторые — более сложные, требующие дополнительного оборудования.
В начале нужно выбрать — подготовить списки групп заранее, разделить ребят на основании их мнения по какому-то вопросу или предоставить все воле случая. С разбивкой по жребию ребята обычно соглашаются более охотно, но и к предварительной разбивке они привыкают быстро. Заранее подготовленные списки можно записать на доске или на отдельных листочках. Эти листочки можно положить на парты, вокруг которых будут работать группы, или вызвать по одному человеку из каждой группы и отдать списки им с просьбой быстро собрать свою группу.
Иногда бывает проще образовывать группы по желанию самих ребят, но чтобы этот процесс был более организованным, учитель может разбить его на такие этапы:
1. Соединиться в пару с любым человеком
2. Пары соединятся в четверки или шестерки.
Наконец, иногда бывает полезно немного подвигаться перед работой, например, перед каким-нибудь внеклассным мероприятием. В этом помогут три разбивки, которые лучше проводить вт коридоре.__
Как начать обучение в малых группах
Работа в малых группах может оказаться достаточно сложной для ребят. Потребуется время и терпение для того, чтобы освоить нужные правила и процедуры. Очень хорошо, если предлагая ребятам новую форму работы, учитель объяснит им:
• что такое обучение в малых группах по методике сотрудничества;
• почему мы (учитель и ученики) его используем;
• почему важно уметь работать в группах;
• что значит уметь работать в группе (слушать, задавать вопросы и т.д.);
• как будут ставиться оценки;
• что делать, если не получается договориться с остальными
членами группы;
• что будет делать сам учитель.
Учащиеся должны понять, что они:
• в любой момент могут задать вопрос членам своей группы;
• если это оговорено заранее, могут посоветоваться с членами других групп;
• могут задать вопрос учителю в том случае, когда никто из членов группы не знает ответ и все хотят его узнать.
Давая задание группам, учитель должен:
• четко и ясно описать, что предстоит сделать;
• показать, как связано задание с уже имеющимися знаниями ребят;
• рассказать о том, какие действия потребуются для выполнения задания (если учитель сочтет нужным это сделать);
• убедиться, что все ребята его поняли.
Для того чтобы работа в малых группах постепенно приживалась, необходимо:
• начинать с простых заданий, постепенно переходить к более сложным;
• на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата;
• организовывать постоянную практику работы в группах;
• каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах;
• специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки;
• поощрять студентов за помощь друг другу;
• объяснять, помогать, хвалить и т.д.
Литература:
1. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Под ред. Е.С. Полат.М., 1999.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
4.Светлана Артуровна Дьячкова, Всеволод Владимирович Луховицкий
«Активные методы обучения на уроках литературы» М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012. — 64 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АМО. Работа в малых группах
Речь идет об активных методах обучения, их плюсы, рекомендации по использованию. О рабе в малых группах, о сотрудничестве в процессе работы....
Элементы корпоративного обучения при работе малыми группами.
В статье рассмотрен ряд элементов корпоративного обучения в профессиональном образовании и отражено их практическое применение на примере фрагмента занятия по латинскому языку....
Малая группа.
Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками, основными из которых являютс...
Работа в малых группах на занятиях физической культурой в системе СПО
Урок физической культуры является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию обучающихся. Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность обучаю...
Проект занятия на тему: «Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей».
Проект занятия на тему:«Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей», реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе и...
Презентация по теме "Психология малых групп"
В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. ...
Работа в малых группах на занятиях в колледже
Интерактивные технологии обучения...