Физическая культура в повседневной жизни человека
статья на тему
Одним из эффективных средств повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов является приобщение их к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности - профессиональной прикладной физической подготовки.
В основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее физическое развитие. Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fzk.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТА»
Во все времена превыше всего ценились искусство в ремеслах, умение, профессиональное мастерство. В народе говорится: «Хорошая работа два века живет». А в наше время, в век автоматики, массовых профессий и коллективных трудовых процессов так ли важно искусство отдельного человека? Уважение к профессии, полное знание порученного дела. Сейчас это не доброе пожелание и не личное дело человека, а объективная необходимость. Ибо высший профессионализм - это высокая квалификация и ответственность за результаты работы, необычайно высокая работоспособность, востребован на рынке труда и позволяет специалисту получить престижную и хорошую оплачиваемую работу.
Одним из эффективных средств повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов является приобщение их к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности - профессиональной прикладной физической подготовки.
В основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее физическое развитие. Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков. Вместе с тем развитие промышленной техники, автоматизация производства, создание непрерывных технологических процессов, внедрение автоматических систем управления, электроники, кибернетики, увеличение скорости и эффективности действия технических средств меняет и характер производительного труда. Доля ручного труда и физических нагрузок уменьшается, доля умственного труда в общем, балансе рабочего времени возрастет. Все это ведет к дальнейшему повышению особых требований, предъявляемых к организму человека, к физической подготовленности специалиста. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно- воспитательного процесса и не может рассматриваться как второстепенный его компонент. Проблема формирования двигательной активности имеет важное гигиеничное значение, так как в последнее время замечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудитории, но и дома. В результате среди студентов велик процент с неудовлетворительным состояния здоровья, избыточной массой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушением осанки и опорно- двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно- психическими отклонениями. Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств студента необходим двигательный режим с затратой энергии как минимум 2,5 тыс. моторных к/кал. В большинстве случаев этот показатель составляет приблизительно 600 моторных к/кал. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма, что является патологическим фактором в возникновении и развитии различных заболеваний. С выраженной гипокинезией связывают распространенные функциональные отклонения сердечно - сосудистой и нервной систем. Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме студентов усугубляется явлением акселерации, свойственным возрасту. Возникают
«ножницы» между физическим развитием и физической подготовленностью, что выявляется, в частности, при призыве на военную службу. Неадекватность норм физического воспитания на рост и развитие организма сказывается либо в стимуляции этих процессов, либо в их угнетении в зависимости от величины нагрузки. При разработке гигиенических норм для физической культуры и спорта, прежде всего, должна быть поставлена цель укрепления здоровья и гармоничного развития всего организма, а затем достижения спортивного результата. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности разработаны проф. А. Г. Сухаревым (1972). Им определено, что произвольная двигательная активность не столько биологическая потребность в движении, сколько зависимость от организации учебных занятий, системы физического воспитания, а также от местных климатических условий. А. Г. Сухарев указывает на необходимость профилактики гиподинамии и организации двигательного режима студентов. Экспериментальными исследованиями доказано, что занятия физкультурой в институтах не могут полностью решить проблему физического совершенствования молодежи. Поэтому должны использоваться все общеизвестные формы физической культуры и спорта: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (туристские походы, дни здоровья и др.).
Для студентов предлагается следующий оптимальный уровень двигательной активности: 14-19 тыс. Шагов в день, или 1,3-1,8 часов в день всех физкультурных или спортивных занятий.
Этот уровень, т. Е. 9-11 Ч занятий в неделю, включая 15-20 мин на ежедневную утреннюю зарядку, академические занятия физической культурой, а также занятия физкультурой и спортом после учебы.
Физические упражнения дозируются исходя из их интенсивности, продолжительности, трудности, количества повторений, темпа и скорости движений. Сначала упражнения должны быть более простыми и легкими. Плотность занятия варьирует за счет интервалов отдыха. Уровень физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют, подростков страдают острыми респираторными заболеваниям! имеют избыточную массу, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Факты подтверждают неотложность принятия мер, улучшающих физический статус молодежи. Решение этой задачи важно, ибо сегодняшние студенты - завтра квалифицированные рабочие, организаторы промышленности и сельского хозяйства, воины Российской Армии. Именно от их здоровья, физической и профессиональной подготовленности зависит успешность участия в сфере общественного производства, повышение производительности труда.
Почему так остро и принципиально ставится в наши дни вопрос о массовой физкультуре? Не только потому, что забота о здоровье народа - главная социальная забота нашего общества. Сегодня связь физической культуры и здоровья работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно. «В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни».
Пора всем нам понять, что здоровье каждый зарабатывает сам, что за него надо бороться, что ради него, ради полноценной творческой, счастливой жизни надо и поработать и «потерпеть». Конечно же, для этого нужно, прежде всего психологически перестроиться, избавиться от лени, от расхлябанности, внутренней недисциплинированности так, как что каждый из нас кузнец собственного здоровья».
В проведении физической культуры в громадном большинстве случаев понятие физической культуры подменивается понятием физических упражнений. Такой подмен совершенно неправилен и способен извратить все перспективы. Физическая культура означает не только, и далеко не только физические упражнения. «Физкультурно-образованный» (если можно так выразиться) человек должен проводить ее принципы ежечасно, ежеминутно. Вот почему правилен лозунг: «Физкультура продолжается 24 часа в день...»
Физические упражнения составляют лишь часть ее, и, часть, как видим, очень небольшую. Эти физические упражнения, конечно, очень важны и они имеют уже, прежде всего то значение, что исправляют вредности нашего быта. Если человек 22 часа в сутки дышит испорченным воздухом, хорошо, если он будет упражняться 1—2 часа на свежем воздухе; если он постоянно сидит, то хорошо, если хоть в воскресенье сходит на охоту или побегает на лыжах. Но настоящая физическая культура все же не в этом, или, точнее, не только в этом. Надо так устроить жизнь, быт, чтобы каждый час не подрезывать сук, на котором держится наше государство, то есть силы, трудоспособность, здоровье населения. Если объективные условия затрудняют пока оздоровление производства и некоторых сторон жизни и быта, то, по крайней мере, нужно делать то, что зависит от нас самих. Культурность народа зависит от уяснения и проведения им правил гигиены. Вот почему необходимы проведения правил физической культуры в широком смысле слова. Ибо путь к культуре лежит через физическую культуру. Это особенно важно помнить в нашем государстве здоровье населения — основа благополучия страны.
Проблема взаимосвязи физкультуры и здоровья не потеряла своей актуальности и находится в центре внимания специалистов самых различных областей науки. О важности оздоровительной роли физкультуры и спорта свидетельствуют данные социологов. Учеными подсчитано, что сокращение заболеваемости хотя бы на 1 % позволит получить дополнительно 35 млн. рабочих дней.
Пока наши болезни обществу обходятся дорого. Недостатки в физическом воспитании, отсутствие должной закалки приводят к тому, что из трудового процесса ежедневно по болезни выключается около 3 млн. человек!
Для решения этой и многих других проблем необходимы совместные усилия ученых и практических работников, всего общества.
Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена нашего общества, так и физическая культура ныне превращается в неотъемлемый атрибут жизни, средство адаптации к изменяющимся природным, социальным и другим условиям. Из способа проведения досуга, требующего расхода мышечной энергии, физическая культура превращается в основной фактор физического развития человека,
Специалисты, к примеру, доказали, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от медицины и на 90% от уровня его физической подготовленности и здорового образа жизни. Проведенные исследования показывают, что расходы, направленные на поощрение профилактических спортивных мероприятий (даже учитывая возможность травм), много меньше, чем затраты на пособия по нетрудоспособности. Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творческого долголетия.
А закончить хочется словами известного ученого И. М. Саркизова-Серазини: «Систематически применяемые физкультура и спорт - это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это — старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это — долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье — самый большой источник красоты».
Список литературы:
- Физическая культура студента: Учебник./ Под ред. В.И Ильинича 2011г.
- Физическая культура: Учебное пособие./ Под ред. В.И Коваленко2002г.
- Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. В.И Белов 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия по теме "Человек советский..." (Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время)
План-конспект урока по истории (расчитанного на два учебных часа) с презентациями к данному занятию. Для студентов 1 курса гуманитарного или естественнонаучного цикла. Расскрывает основные качества, к...
«Физическая культура в жизни студента»
Планирование занятий физической культурой, в режиме дня студента....
Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)
Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...
Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)
Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)...
Физическая культура в жизни студента – холодильщика.
Разработка предназначена для су=тудентов и преподавателей....
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...
РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Статья. РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...