Совет Профилактики
опыты и эксперименты на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 298.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Строевская СОШ»
Описание педагогического опыта
«Совет профилактики
как орган профилактики и предупреждения негативных последствий в развитии ребенка»
Пушкина Мария Леонидовна-
социальный педагог
МБОУ «Строевская СОШ»
с.Строевское, 2014 год
- Сведения об авторе опыта.
Пушкина Мария Леонидовна, социальный педагог МБОУ «Строевская СОШ», педагогический стаж – 10 лет, т.89210854213
- Тема опыта
Совет Профилактики как орган профилактики и предупреждения негативных последствий в развитии ребенка.
- Условия возникновения и становления опыта
В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение психического и физического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности. Данная ситуация касается и сельской местности. Растет число семей, находящихся в социально опассном положении . Каким образом ситуация зашла так далеко? Дело в том, что из числа этих семей есть такие, долгое время о проблемах которых не было известно. Немало таких семей выявляет и школа.
В нашей школе учатся дети из разных категорий семей: многодетные, малообеспеченные, неполные, замещающие, неблагополучные и другие. Социальный педагог изучает социальную ситуацию развития ребенка в школе. В таблице в динамике представлена социальная ситуация за три года:
Категория семьи | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Неполные (матери-одиночки, одинокие отцы) | 61 | 40 | 31 |
Малообеспеченные | 64 | 68 | 65 |
Многодетные | 29 | 24 | 17 |
Дети ОВЗ и инвалиды | 10 | 12 | 2 |
Опекаемые семьи | 3 | 4 | 5 |
Неблагополучные | 9 | 7 | 6 |
Анализ данной ситуации показывает, что существуют возможные причины различных нарушений поведения детей, их неуспешности в учебной деятельности, социально – коммуникативной дезадаптации лежат корнями в семье.
- Актуальность опыта
Учитывая сложившуюся ситуацию, школа определяет следующие приоритетные задачи:
- Раннее выявление детей и семей, нуждающихся в социальной поддержке и защите
- Оказание своевременной, квалифицированной помощи
- Просвещение родителей
При разработке профилактических мероприятий важно учитывать те факторы, которые являются основанием для отнесения семей к «группам риска»
-малообеспеченность;
-состав семьи;
-наличие конфликтов в семье;
-педагогическая несостоятельность родителей;
-средовой фактор.
Самым важным условием в профилактике является взаимодействие и преемственность всех служб, соприкасающихся с проблемами семьи и детей.
Главная задача школы - вникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок вошел в полосу бесконечных неудач или вовсе стал безнадзорным, а семья оказалась в социально – опасном положении. Прежде всего школа ставит перед собой задачу удержать ребенка, не дать ему уйти, чем впоследствии реабилитировать и перевоспитывать. Рост компетенции родителей и изменение в характере взаимоотношений в семье является мощнейшим стимулом к саморазвитию, при этом семья может преодолеть опасности различных «рисков» и обогатить потенциал полноценного воспитания ребенка. Важное место в этих вопросах занимает профилактика, воспитание ответственного родительства.
Изучением вопроса влияния благополучия семьи на развития общества в целом занимались многие авторы. Крупный вклад в исследование проблем семьи внес Дармодехин С.В., идеолог формирования семейной политики в России,он рассматривал семейную политику как составную часть социальной политики.
На изучение данной темы и различных подходов к решению семейных конфликтов, стадий развития семьи, различных семейных проблем посвящены работы следующих авторов: К.Л. Витек, А.Г. Харчева, А.И. Антонова, З.А. Янковой, Е.Б. Бреева, Ж.И. Тощенко, Л.Е. Дарского, А.И. Кравченко, Л.Т. Шинелевой, Е.И. Холостовой.
А. Г. Харчева считает, что семья – наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек.
5. Опыт
В практике работы любого образовательного учреждения существуют различные формы работы с родителями, такие как родительское собрание, родительский клуб, совместная подготовка к празднику, праздничные вечера, спортивные мероприятия. Не исключением является и наша школа: МБОУ «Строевская СОШ».
Однако опыт решения повседневных проблем показывает необходимость наличия органа, который бы решал профилактические задачи, работал с постоянно возникающими социальными проблемами и трудностями, предупреждал их, решал проблемы на этапе их зарождения, когда они поддаются решению на уровне школы и семьи.
Для этого в нашей школе был создан Совет Профилактики, который был организован еще в 2005 году. Характеризуя работу совета профилактики, можно сказать, что в первые годы существования, он прежде всего решал возникающие проблемы, т.е. работал по фактам нарушений различного рода: девиантного поведения детей, невыполнения родителями своих обязанностей, административных нарушений.
Практика показывает, что важно решать проблемы на этапе их зарождения. Именно поэтому последние три года Совет направляет свою работу с семьей на предупреждение и профилактику негативных ситуаций развития ребенка.
Разработано положение о Совете профилактики (приложение). В состав Совета профилактики которого входят социальный педагог, педагог-психолог, завуч по учебно-воспитательной работе, педагоги, представители от родителей. Каждый год составляется план работы Совета профилактики. Заседания проводятся как планово, так и внепланово.
Целью создания Совета Профилактики является предупреждение (профилактика) негативных последствий, влияющих на успешность ребенка в учебе, его социально-психологической адаптации и развития.
Задачами Совета Профилактики являются:
- Профилактика социально- опасного положения и социального сиротства.
- Поддержка семейного воспитания, социальная защита детства.
-Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков.
Координация усилий Совета Профилактики школы и педагогического коллектива школы, родителей и всех заинтересованных лиц и организаций направлена на обеспечение защиты и развития подростков; принятие всех возможных мер для социально-психологической адаптации учащихся во время обучения.
За время существования Совета Профилактики было проведено 62 заседания. На Совет приглашаются учащиеся с родителями, либо только родители. Рассматривались такие вопросы как поведение учащихся на уроках и вне учебной деятельности, пропуски уроков, подготовка домашнего задания, посещение кружков и спортивных секций учащимися, разбирались спорные ситуации, возникающие между учителем и ребенком; проблемы в замещающей семье; успеваемость детей; нарушение правил поведения в школе; порча школьного имущества; появление учащихся в вечернее время в нетрезвом виде и другие.
Следует отметить, что Совет Профилактики не надзорный орган. Главной его социально - психологической задачей является разговор с носителями потенциальной проблемы. Это прежде всего разговор, в процессе которого обозначаются болевые точки негативной ситуации развития ученика, ведется разговор о том, как семья может и должна принять участие в решении проблемы. В результате каждая из сторон (родители, дети, педагоги) приходят к одному общему решению, каждая из сторон берет на себя ответственность за выполнение этого решения.
Если же проблема не решается на уровне школы, то Совет Профилактики взаимодействует с другими органами системы профилактики: КДН и ЗП, ПДН, отделом опеки и попечительства, социальной защиты населения, пенсионным фондом и другими организациями.
6. Принципы, на которых строится опыт
-Целенаправленность процесса образования
- Рациональное сочетание требовательности и уважения к обучающимся
- Гуманистическая направленность воспитания
- Эффективность социального взаимодействия
- Комплексный подход к воспитанию
- Взаимосвязь образования с практикой
7. Результативность
Проанализировав социальную ситуацию за последние три года, приходим к выводу, что снижается процент детей, состоящих на различных видах учета.
Виды учета | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Внутришкольный учет | 28 | 18 | 11 |
Общественная КДН при администрации МО «Строевское» | 5 | 5 | 3 |
КДН и ЗП | 5 | 5 | 3 |
ПДН | 2 | 2 | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский В.Н. Семейная политика и социальная поддержка семей в Российской Федерации. Семья в России / В.Н. Архангельский. – М. : 2000. – 369 с.
2. Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М. : 2001. – 295 с.
3. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями / Е.Б. Бреева. – М. : 2003. – 315 с.
4. Витек К.Л. Проблемы супружеского благополучия / К.Л. Витек. – М. : 2006. – 237 с.
5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М. : 2003. – 277 с.
6. Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. – М. : 2003. – 401 с.
7. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации. Семья в России / С.В. Дармодехин. – М. : 2001. – 309 с.
8. Дарский Л.Е. Формирование семьи / Л.Е. Дарский. – М. : 2005. – 432 с.
9. Холостова Е.И. Содержание и организация деятельности территориальныхцентров социальной помощи семье и детям : учебник / Е. И. Холостова. – М. : 2001. – 412 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1,1.Совет профилактики (далее - Совет) создается в целях организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
- Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях праву ребенка в Российской Федерации», областным и муниципальным законодательством, Уставом школы,
настоящим Положением. - Деятельность Совета основывается на принципах: законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; уважительного отношения к несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям); сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях, законных представителях); поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. - П. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ
Совет профилактики:
2.1.Организует исполнение требований законодательства Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Содействует несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов.
- Разъясняет действующее законодательство, права и обязанности несовершеннолетних и родителей (законных представителей).
2.4. Принимает меры к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического и иных форм насилия, от всех форм дискриминации, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения.
2.5. Выявляет причины и условия, способствующие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, определяет меры по их устранению.
2.6. Оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении, несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении.
2.7. Участвует в реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
2.8. Участвует в организации работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее СОП) и оказании им помощи в обучении и воспитании детей.
2.9. Взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики, с общественными объединениями и гражданами по вопросам, связанным с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав и законных интересов.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ
3.2. В Совет входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог- психолог, члены Управляющего совета.
- Председатель Совета осуществляет общее руководство работой Совета, формирует повестку заседаний Совета, ведет заседание Совет,
- Секретарь Совета организует подготовку материалов к заседаниям; информирует членов Совета о месте, времени проведения и повестке Совета, ходе выполнения принимаемых решений; оформляет протоколы заседаний Совет.
- Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год.
- Экстренное (внеочередное) заседание Совета может быть созвано по мере необходимости.
- Заседание Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.
Решение Совета принимается простым большинством. голосов членов Совета, участвующих в заседании. В случае равенства голосов, голос председателя является решающим.
IV. ПРАВА СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ
Совет в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Запрашивать от классных руководителей .сведения, необходимые для работы Совета, а также приглашать их для получения сообщений и объяснений-по вопросам, рассматриваемым Советом.
- Проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в семье.
- Вносить в органы системы профилактики предложения по постановке или снятию с учета семей, находящихся в СОП и несовершеннолетних, находящихся в СОП. 4.7. Ставить на внутришкольный учет (далее - ВШУ) и снимать с него несовершеннолетних, семьи.
- Обсуждать и утверждать план индивидуальной профилактической работы (далее ИПР) с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), состоящими на ШУТУ.
- Принимать участие в реализации плана ИПР с обучающимися и семьями, состоящими на ВШУ.
V. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ
5.1. Основания рассмотрения вопросов на заседании Совета:
- по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
- по собственной инициативе;
- по представлению администрации образовательного учреждения, классных руководителей;
- по обращениям иных органов, учреждений, организаций. .
5.2. Подготовка заседания Совета:
Материалы, поступившие на рассмотрение в Совет, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем Совета. В процессе предварительного изучения материалов определяется:
- круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание;
- необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения;
• целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов.
Несовершеннолетний, его родители (законные представители) имеют право ознакомиться с подготовленными к рассмотрению материалами до начала заседания.
- Порядок проведения заседания Совета:
- Проводит заседание Совета председатель.
- Материалы в отношении несовершеннолетнего рассматриваются в его присутствии и с участием
его родителей (законных представителей). - При необходимости на заседание Совета вызываются классные руководители, педагоги.
• Материалы рассматриваются в открытом заседании. В начале заседания председательствующий объявляет, какие материалы подлежат, рассмотрению, кто их рассматривает и представляет участников рассмотрения. После этого оглашаются необходимые документы, рассматриваются ходатайства, выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения,
заслушиваются выступления присутствующих на заседании лиц.
5.4. ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА:
5.5. Протокол заседаний СП:
5.5.1.Протокол заседаний Совета ведется на каждом заседании секретарем. В протоколе указываются:
- Дата и номер заседания СП;
- Состав Совета (прописываются фамилии присутствующих членов Совета);
- Фамилия, имя, отчество, дата рождения, класс и имеющие значение для рассмотрения материалов сведения о лице, в отношении которого рассматриваются вопросы;
- Содержание рассматриваемых вопросов и фамилии выступающих;
- Объяснения, информация участвующих в заседании лиц;
- Содержание заявленных в заседании ходатайств и результаты их рассмотрения;
• Принятое решение (с указанием срока и лица, ответственного за выполнение решения).
5.5.2. Протокол заседаний Совет подписывается председательствующим на заседании и секретарем.
VI. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ СОВЕТОМ ПРОФИЛАКТИКИ
- Проведение профилактической беседы.
- Возложение обязанности принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального вреда.
- Установление испытательного срока для исправления поведения, учебы.
- Направление обучающихся с отклонениями в поведении, проблемами в обучении для оказания социально-психологической помощи к педагогу-психологу.
- Ходатайство перед администрацией школы о применений к обучающемуся мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных Уставом школы.
- Постановка на ВШУ несовершеннолетнего и его семьи.
- Направление информации в КДН, ПДН ОВД.
- Направление ходатайства в КДН, ПДН ОВД о применении мер административного воздействия к родителям или подросткам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246164-1366541162.jpg)
План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.
Задачи совета:1. Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-270510-1372755087.jpg)
Педагогический Совет: правовое воспитание. Подросток и закон. Профилактика преступлений несовершеннолетних
Выступление на педсовете. Подтема дает характеристику сущности преступления...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-490014-1415292663.jpg)
о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...
План заседаний Совета профилактики
План заседаний Совета профилактики на 2018–2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/31/picture-783435-1567255267.jpg)
План работы совета профилактики
План работы направлен на профилактику правонарушений, периодичность заседаний, приглашение специалистов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/17/picture-1407193-1652782192.jpg)
План работы Совета профилактики на 2021-2022 учебный год
План работы Совета профилактики по месяцам социального педагога...