План - конспект по шиномонтажным работам
материал на тему

Гайворонский Владимир Александрович

Материал содержит 3 занятия.

1 Ручной шиномонтаж

2 Шиномонтаж на стенде

3 Балансировка

В занятиях используются ЦОРы и ЭОРы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Производственное Обучение.  

Лабораторно- практическая работа №1

«Демонтаж колеса на шиномонтажном стенде  S390»

Цель: Формирование первичных навыков работы на шиномонтажном стенде.

Задачи: 

  1. Изучить устройство шиномонтажного стенда и принцип работы на нем.
  2. Изучить охрану труда при работе на шиномонтажном стенде
  3. Изучить назначение и строение шины
  4. Изучить радиальный разрез шины
  5. Изучить различие диагональной и радиальной шины
  6. Изучить маркировку шины
  7. Выполнить разбортировку колеса

Оборудование и инструменты:

Шиномонтажный стенд  S390, шиномонтажный стенд  HOFMAN, монтажные лопатки- 2шт., монтажная паста, щетки, мел, доска.

Материалы: 

покрышка-3шт.; камера с вентилем- 3шт.; обод (диск) – 3шт.

Ход занятия.

Вводная часть.

Что говорю.

Что делаю.

8.45 линейка, строю учащихся, сообщаю информацию (объявление)

9.00 отмечаю по списку присутствующих, сообщаю тему, план занятия, задачи занятия, проверяю спецодежду.

Проверьте рабочую одежду- все пуговицы должны быть застегнуты.

Теоретическая часть

Сообщаю теоретические сведения.

Объясняю, как расшифровать надпись на шине

Проверяю, насколько учащиеся поняли, как расшифровываются маркировки на шинах. Прошу учащегося расшифровать марку шины.

Сообщаю о том, что необходимо для работы.

Рассказываю о стенде, провожу демонстрацию работы с пояснениями.

Я думаю, что многие знают, что такое колесо, но все-таки я вам напомню: Колесом называется конструкция, состоящая из обода и соединительного элемента, с помощью которого колесо крепится к ступице. На обод одевается пневматическая шина, которая состоит из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты.

Назначение пневматической шины - поглощать и смягчать толчки и удары, воспринимаемые колесом со стороны дороги; обеспечивать с ней достаточное сцепление, уменьшать шум при движении автомобиля и снижать разрушающее действие автомобиля на дорогу.

Каркас - шины состоит из нитей, расположенных внутри слоя резины, каркас формирует шину, удерживая ее от вздутия.

Брекер - расположен под протектором и предназначен для усиления самого нагруженного слоя каркаса- покрышки. Брекер – это несколько слоев прорезиненной ткани. Брекер также как и каркас, может содержать не только синтетические, но и стальные нити.

Протектор- это слой износостойкой резины, нанесенный на Брекер, и приклеенный к нему специальным горячим способом (вулканизацией)

 На протектор во время вулканизации наносят специальные углублении, которые формируют рисунок протектора.

Боковина—    тонкий слой резины, защищающий каркас от воздействия внешней среды. Боковина не должна воспринимать динамических нагрузок извне, иначе при повреждении боковины - вовнутрь каркаса может попасть влага, что приведет к коррозии и гниению. Поэтому поврежденное место смазывают резиновым клеем. На боковые покрышки наносится маркировка, которую мы разберем позже.

Борт - предназначен для удержания покрышки на ободе. Борт также не допускает поворота покрышки на ободе во время разгона и торможения. При изготовлении покрышек очень важным показателем является величина угла наклона нитей. От этой величины зависит способность шины воспринимать вертикальную поверхность и боковую нагрузку.

У диагональных шин угол наклона нитей в каркасе, как и в середине беговой дорожки, составляет 45-60. Если приложить усилие к покрышке в любой ее точке приложения силы. Нити, расположенные внутри каркаса и брекера потянут за собой резину, т.к. эти нити расположены внутри нее.

При диагональном расположении нитей в корде и брекере их длина довольно велика, поэтому покрышка будет деформироваться не только в точке приложения силы, но и по всей длине скрещивающихся нитей каркаса. Следовательно, диагональная шина способна воспринимать большую нагрузку.

У радиальной шины нити в каркасе расположены под углом 0, т.е. их направление совпадает с направлением радиуса покрышки. При таком расположении нитей длина каждой из них меньше чем у нитей диагональной шины. Поэтому радиальная шина легче деформируется, т. е. она мягче диагональной. Радиальная шина способна выдерживать меньшую нагрузку, но за счет лучшей деформации шина плотнее прилегает к полотну дороги. Боковины у радиальных шин мягче, чем у диагональных - поэтому при повороте шина хорошо сминается, не отрывая протектор от дороги.

http://fcior.edu.ru/card/13724/konstrukciya-avtomobilnyh-shin-process-izgotovleniya-shin.html

http://fcior.edu.ru/card/7738/reziny-primenyaemye-v-avtomobilestroenii.html

  А теперь разберемся с маркировкой.

Маркировка шин

1. Диагональные шины:

ширина профиля 6.00-13 посад.размер  в дюймах                                                      

2. Радиальные шины:

165/70 R 13

ширина профиля         отношение высоты            посад.размер в дюймах

шины в мм.        Профиля к ее ширине в %

Буквы имеют следующие обозначения:

L.- max V= 120 км/ч

P.- max V=150 км/ч.

Q- max. V=190км/ч.

S- max. V=210 км./ч.

T- max. V=210км/ч.

Иванов, не мог бы ты расшифровать следующую маркировку шины?

Перед работой на шиномонтажном стенде необходимо изучить охрану труда и расписаться в журнале по охране труда.

Шиномонтажный стенд S390 работает от сети 380В и от компрессора. Стенд состоит из следующих основных узлов: шиномонтажный стол для закрепления колеса, на котором расположены зажимные кулачки; отжимная лопатка для отделения борта покрышки от обода колеса; шток с шиномонтажной головкой, регулируемый по ширине профиля и диаметру колеса; 3 педали: 1-ая отвечает за вращение стола по часовой и против часовой стрелки, 2-ая отвечает за схождение и расхождение кулачков; 3-я отвечает за работу отжимной лопатки; монометр; 2 резервуара (1- с маслом, 2 – с конденсатом); пистолет накачки колес с монометром; шиномонтажная лопатка.

А сейчас я покажу как разбортировать колесо на шиномонтажном стенде.

Есть вопросы? Что непонятно?

Хорошо. Сейчас читаем охрану труда при работе на шиномонтажном стенде, сдаем и расписываемся в журнале по охране труда.

Иванов выполни разбортировку колеса.

Заключительная часть

Спрашиваю, все ли понятно.

Даю команду приступить к уборке за 20 мин. до конца занятия. Прощаюсь.

Весь, изложенный сегодня материал понятен? Если да, то сегодня мы на этом закончим. Начинаем уборку помещения, протираем стенды, подметаем полы.

До свидания!

Лабораторно- практическая работа №3

«Ремонт шин и камер легковых и грузовых автомобилей»

Цель: Научиться ремонтировать шины и камеры легковых и грузовых автомобилей.

Задачи:   

  1. Изучить виды рисунков протектора
  2. Изучить виды износа протектора
  3. Изучить методику определения неисправности автомобиля по виду износа    протектора
  4. Изучить устройство вулканизатора
  5. Изучить охрану труда при работе на вулканизаторе
  6. Изучить расчеты времени вулканизации
  7. Изучить ремонт шин легковых автомобилей, методы вулканизации
  8. Изучить ремонт шин грузовых автомобилей, методы вулканизации
  9. Изучить ремонт камер легковых и грузовых автомобилей, методы вулканизации

10.Изучить ремонт сквозных повреждений шин легковых и грузовых   автомобилей с использованием резиновых грибков

  1. Изучить ремонт сквозных повреждений бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей с использованием усиленных жгутов
  2. Изучить основные способы ремонта повреждений камер легковых и грузовых автомобилей, а также шин и покрышек;

Оборудование и инструменты:

Вулканизатор- 2 шт., набор грибков и жгутиков, резиновый клей, шиномонтажный герметик, набор приспособлений для ремонта покрышек.

Материалы: 

покрышка-3шт.; камера - 3шт.; обод (диск) – 3шт.

Ход занятия.

Вводная часть.

Что говорю.

Что делаю.

8.45 линейка, строю учащихся, сообщаю информацию (объявление)

9.00 отмечаю по списку присутствующих, сообщаю тему, план занятия, задачи занятия, проверяю спецодежду.

Проверьте рабочую одежду - все пуговицы должны быть застегнуты.

Теоретическая часть.

Сообщаю теоретические сведения

Рисунки протектора бывают следующих основных видов:

1) Дорожный – состоит из мелких элементов. При контакте с дорожным покрытием ламели деформируются, точно повторяя микропрофиль покрытия.

2) Универсальный – предназначен и для шоссе, и для бездорожья. Имеет меньше ножевых канавок. Резина более твердая.

3) Повышенной проходимости - рисунок выполнен в виде крупных элементов (грунтозацепов). Резина весьма твердая и при движении по шоссе сильно шумит.

4) Зимний – на резиновых элементах расположены углубления для установки стальных шиповых элементов, обеспечивающих надежное сцепление с поверхностью обледенелой дороги.

5) Карьерный - применяют на спецтехнике, производящей разработку карьерным способом.

6) Ассиметричный - обеспечивает хорошее сцепление дорогой и высокую маневренность на больших скоростях. Шины имеют знак о направлении вращения колеса при движении вперед.

http://fcior.edu.ru/card/25286/klassifikaciya-shin-po-naznacheniyu-i-risunku-protektora.html

Методика определения неисправности автомобиля по виду износа протектора.

1. Неравномерный износ шашечек протектора свидетельствует о неправильных углах установки колес. По направлению вершины изношенной части можно определить чрезмерное или недостаточное схождение установлено на оси автомобиля.

2.Боковой износ протектора шины может быть вызван потерей упругости одной из пружин. В этом случае износ шашечек протектора неравномерен. Шашечки заострены вершиной во внутреннюю сторону. Похожий износ может наблюдаться на заднем мосту, если балка задней оси изогнута.

3. Если шашечки протектора изношены местами – значит, изогнута ось вращения колеса или изношен ступичный подшипник.

4. Равномерный износ 2-х боковых поверхностей протектора шины - следствие низкого давления в ней.

5. Повышенное давление в шине перегружает среднюю часть протектора, выгибая его наружу. Из-за этого изгиба интенсивно изнашивается средняя часть протектора.

6. Неправильно установленный развал приводит к одностороннему износу протектора шины.

7. Выедание покрышки пятнами является следствием дисбаланса колес.

Предельно допустимая остаточная высота рисунка протектора:

Мотоцикл – 0,8мм.

Легковое авто – 1,6мм.

Грузовое авто – 1,0мм.

Автобус – 2,0мм.

Технологический процесс

Ремонт покрышки

(резиновым грибком)

http://fcior.edu.ru/card/19802/iznos-shin.html

  1. Определяем  и отмечаем мелом место повреждение снаружи и внутри шины. Удаляем предмет, повредивший шину.
  2. При помощи спирального напильника Т 109 определяем угол повреждения и его размер. Если угол повреждения превышает 25градусов, то необходимо применять двух детальный метод ремонта.
  3. Подбираем грибок, соответствующий размеру повреждения.
  4. Грибок подбирается таким образом, чтобы диаметр его ножки  был на 1-2 мм больше размера повреждения.
  5. Отмечаем мелом внутри шины место механической обработки под шляпку грибка, отступая от края шляпки 10-15 мм.
  6. Обрабатываем отмеченное место буферным очистителем А110 , убирая грязь скребком Т130. Повторяем эту операцию 2-3 раза.
  7. Высверливаем отверстие под ножку грибка при помощи фрезы, соответствующей размеру ножки грибка и низкооборотной дрели (до 2500 об/мин). Высверливание следует начинать с внутренней стороны, затем снаружи. Операцию повторяем 3-4 раза.
  8. .Еще раз обрабатываем место под шляпку грибка буферным очистителем А 110, убирая грязь скребком Т103.
  9. Обрабатываем очищенное место абразивным инструментом при скорости вращения на более 5000 об/мин. Обязательно используем защитные очки.
  10. Удаляем резиновую крошку и остатки корда при помощи пылесоса или мягкой щетки.
  11. Промазываем отверстие под ножку грибка клеем А024 при помощи спирального напильника в отверстии.
  12. Наносим клей А 024 на поверхность,обработанную под шляпку грибка тонким равномерным слоем. Даем ему просохнуть в течение 3-5 минут.
  13. Снимаем защитную пленку с адгезивного  слоя ножки и шляпки грибка, не касаясь его руками.
  14. Наносим клей на металлический кончик ножки грибка.
  15. Вынимаем спиральный напильник из отверстия и вводим металлический кончик грибка в отверстие с внутренней стороны шины.
  16. Захватываем плоскогубцами  кончик ножки грибка и выводим ее на поверхность шины, контролируя плотное прилегание шляпки к внутренней поверхности шины
  17. Прикатываем шляпку грибка роликом от центра к краям. Снимаем защитную пленку с наружной поверхности шляпки и еще раз прикатываем ее (шляпку) от центра к краям.
  18. Обрабатываем кромку шляпки и оставшуюся зачищенную поверхность у бескамерной шины герметиком  внутреннего слоя А305, а у камерной  тальком. Отрезаем выступающую часть ножки грибка на расстоянии 2-3 мм от поверхности шины. Проверяем место ремонта на герметичность.
  19. Отремонтированная шина готова к эксплуатации.

Заключительная часть.

Прекращаю работу за 15мин. до окончания занятия. Выставляю оценки в журнал.

Подвожу итоги занятия.

Диктую оценки

Заканчиваем работу, приступаем к уборке рабочих мест, протираем стенд, коврики, колеса, инструмент. Спускаем воздух из компрессора. Подметаем пол, делаем влажную уборку.

Сегодня мы изучили основные виды протекторов, виды износа. Научились работать на шиномонтажном стенде.

Все работали хорошо…..

Не забудьте повторить дома теоретическую часть и охрану труда, т. к. на следующем занятии будет опрос, после чего приступим к отрабатыванию навыка работы на шиномонтажном стенде.

Лабораторно- практическая работа №2

«Дисбаланс. Балансировка колеса»

Цель: Формирование первичного навыка работы на балансировочном стенде.

Задачи: 

  1. Изучить явление дисбаланса
  2. Научиться выполнению правильных приемов при работе на балансировочном стенде
  3. Изучить причины возникновения, признаки, виды дисбаланса
  4. Научиться устранять дисбаланс
  5. Развивающая: развитие у студентов культуры труда, ответственности, выносливости, работоспособности.
  6. Формирующая: сформировать у студентов навык работы на балансировочном стенде. Сформировать знания, связанные с явлением дисбаланса.

Оборудование и инструменты:

Балансировочный стенд 3шт., крепеж колеса.

Материалы: 

Колесо – 3 шт., набор грузиков.

Ход занятия.

Вводная часть.

Что говорю.

Что делаю.

8.45 линейка, строю учащихся, сообщаю информацию (объявление)

9.00 отмечаю по списку присутствующих, сообщаю тему, план занятия, задачи занятия, проверяю спецодежду.

Проверьте рабочую одежду - все пуговицы должны быть застегнуты.

Теоретическая часть

Спрашиваю студентов.

Кто- нибудь знает, что такое дисбаланс? А баланс?

Дисбаланс- это неравномерное распределение масс по траектории вращения колеса.

Балансировка колеса в сборе -  это процесс равномерного распределения массы колеса по окружности качения

  Существует 2 основные причины дисбаланса.

1. неравномерное распределение масс в покрышке, налипание грязи.

2. покрышку выедает пятнами.

Признаки дисбаланса:

1. Вибрация руля, низкий диапазон скоростей

2. Нарушение геометрии колеса, разбито центральное крепежное отверстие

  Существует 2 вида дисбаланса.

1. Статистический - неравномерное распределение масс по оси вращения. При статическом дисбалансе колесо бьет в вертикальной плоскости.

При вращении колеса неуравновешенная масса создает свою центробежную силу. Необходимо приложить к колесу некоторую силу, равную по величине и противоположную по направлению. Это понятно?

(Это достигается прикреплением дополнительного грузика в точке противоположной точки нахождения неуравновешенной массы)

2. Динамический - неравномерное распределение масс в плоскостях колеса. При динамическом дисбалансе на колесо действует пара противоположно- направленных сил, действующих на определенном плече относительно плоскости вращения колеса. Динамическая балансировка проводится на специальных балансировочных стендах.

Для точной балансировки необходимо не только надежно зафиксировать колесо на балансировочном стенде, но и точно его центрировать, т.е. совместить реальную ось вращения колеса и ось вращения вала стенда.

http://fcior.edu.ru/card/25077/priemy-balansirovki-koles-materialy-i-oborudovanie.html

Существует несколько способов центрирования колеса:

1. по центральному отверстию

2. по крепежным отверстиям

3. 1+2

  Чем дальше от оси вращения колеса находится балансировочный груз, тем большую величину дисбаланса он может компенсировать! Поэтому для устранения одной и той же величины дисбаланса требуется меньший вес грузиков с крепежной скобой по сравнению с самоклеющимися. Эти грузики применяются в основном для легкосплавных колес, когда конструкция обода не позволяет разместить грузик с крепежной скобой на  ободе диска, при установке грузиков за спицами и т.д. Поверхность, на которую устанавливаются грузики, должна быть тщательно очищена и обезжирена. После наклейки грузиков и установки колес на автомобиль, в течение суток не рекомендуется развивать скорость более 60 км/ч.

3. тонкие самоклеющиеся грузики - используются при балансировке колес, которые невозможно отбалансировать стандартными самоклеющимися грузиками из-за небольшого расстояния между тормозными механизмами автомобиля и местом установки грузика на колесе (т.е. стандартные грузики задевают за тормозные механизмы авто при вращении колеса).

Балансировочные грузики выпускаются весом кратным 5 граммам.

Если для устранения дисбаланса требуется корректирующая масса больше установленной ГОСТом 4754-97, значит, шина имеет низкое качество.

Величины корректирующих масс грузиков на каждую сторону колеса по ГОСТу 4754-97.

Методика определения неисправности авто по виду износа протектора.

1. Неравномерный износ шашечек протектора - чрезмерный сход колес. По направлению вершины изношенной части можно определить чрезмерное или недостаточное схождение установлено на оси автомобиля.

2. Боковой износ протектора шины может быть вызван потерей упругости одной из пружин. Шашечки заострены вершиной во внутреннюю сторону. Похожий износ может наблюдаться на заднем мосту, если балка задней оси изогнута.

3.Если шашечки протектора изношены местами - виновата изогнутая ось вращения колеса или изношен ступичный подшипник. В этом случае все шашечки протектора в изношенном месте заострены.

4. Равномерный износ 2-х боковых поверхностей протектора шины - следствие низкого давления в ней.

5. При качении приспущенной шины увеличивается деформация боковин и появляется риск усталостного повреждения каркаса (корда) шины.

6. Повышенное давление в шине перегружает среднюю часть протектора, выгибая его наружу. Из-за этого изгиба интенсивно изнашивается средняя часть протектора.

7. неправильно установленный развал приводит к одностороннему износу протектора шины.

Предельно допустимая остаточная высота рисунка протектора:

Мотоцикл- 0,8мм.

Легковое авто- 1,6мм

Грузовое авто- 1,0мм

Автобус- 2,0мм

   Перед тем, как работать на шиномонтажном стенде, вам необходимо изучить охрану труда и расписаться в журнале по охране труда.

Заключительная часть.

Прекращаю работу за 15мин. до окончания занятия. Выставляю оценки в журнал.

Подвожу итоги занятия.

Диктую оценки

Заканчиваем работу, приступаем к уборке рабочих мест, протираем стенд, коврики, колеса, инструмент. Спускаем воздух из компрессора. Подметаем пол, делаем влажную уборку.

Сегодня мы изучили основные виды протекторов, виды износа. Научились работать на шиномонтажном стенде.

Все работали хорошо…..

Не забудьте повторить дома теоретическую часть и охрану труда, т. к. на следующем занятии будет опрос, после чего приступим к отрабатыванию навыка работы на шиномонтажном стенде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сетка воспитательной работы в гпд (5 класс)

План-сетка разработана на каждый рабочий день, для воспитанников ГПД в коррекционной школе 8 вида....

План учебно-воспитательной работы хореографического отделения

Рекомендовано педагогам-хореографам, педагогам дополнительного образования детей, руководителям МО...

План - конспект лабораторной работы по теме: Оценка качества чая

Товароведение продовольственных товаров изучает ассортимент, факторы, влияющие на качество товаров. Лабораторные работы позволяют на практике рассмотреть показатели качества, провести сравнительный ан...

План занятия лабораторной работы на тему: Аsterisk - интерактивное меню по МДК 03.02

Способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала...

План по воспитательной работе

План по воспитательной работе...

Анализ выполнения плана индивидуальной методической работы за 2014 – 2015 учебный год преподавателя

Анализ выполнения плана  индивидуальной методической работыза 2014 – 2015 учебный год преподавателя...

План урока практическая работа по дисциплине "Способы поиска работы, трудоустройства, основы предпринимательства"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»План урока Специальность: 43.01.02. Парикмахер П...