Анализ педагогической деятельности
материал на тему
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя начальных классов,
первой квалификационной категории,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №111»
Часовниковой Елены Ивановны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя начальных классов,
первой квалификационной категории,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №111»
Часовниковой Елены Ивановны
2014
Я, Часовникова Елена Ивановна, учитель начальных классов. Образование высшее. Мой педагогический стаж 31 год. По итогам предыдущей аттестации 2010 года имею первую квалификационную категорию. В МБОУ СОШ №111 работаю с 15.08. 2002 года.
В период с 2010 по 2013 год прошла курсы повышения квалификации:
- Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных учреждениях Российской Федерации – 72 часа (ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования»
- «Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе» - 72 часа (НОУ ДПО «Институт информационных технологий «Ай Ти»)
- «Базовый курс ПК»- 40 часов (Городской центр информатизации «Эгида»)
- «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе» - 40 часов (Городской центр информатизации «Эгида»)
- «Актуальные вопросы оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовании» - 8 часов(НИПКиПРО) (Приложение 1).
Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе.
В межатестационный период работаю над темой «Проектно - исследовательская деятельность младших школьников».
Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико- ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня проектно - исследовательской деятельности.
Данную технологию я использую, в первую очередь для повышения качества обучения. В связи с этим целью своей работы считаю: создание условий для раскрытия способностей детей, их потенциала, через урочную и внеурочную деятельность.
Для эффективного достижения цели определяю для себя следующие задачи:
- Формирование и развитие образного и вариативного мышления, умения планировать, контролировать, оценивать УУД, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Развитие у ребёнка познавательных процессов: речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетенций – коммуникативной, информационной. социальной, нравственной.
- Развитие любознательности, положительной мотивации к учению;
- Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучаю детей по системе «Перспектива». УМК «Перспектива» обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Это способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является:
- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС на основе УМК «Перспектива».
Учебный материал программы помогает формировать духовно-нравственные ценности, знакомит с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину.
Все дети обеспечены бесплатными учебниками, учебными пособиями, рабочими тетрадями. Классный кабинет соответствует требованиям САНПИНа. Он является методической копилкой, где собрана необходимая информация, систематизирована учебно-методическая литература (учебники и учебные пособия в соответствии с требованиями ФГОС), дидактический и демонстрационный материал, справочники, энциклопедии, словари, учебные диски, имеются современные средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board. Наличие методической базы помогает совершенствовать профессиональные знания и умения, развивает творческий потенциал и, в конечном счете – повышает эффективность и качество образовательного процесса.
В УМК «Перспектива» проектно-исследовательская деятельность выступает как основная форма организации деятельности школьников.
Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Для эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). У них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления, всё это побуждает ребят к самостоятельному творчеству, поисковой деятельности, желанию писать статьи, сказки, сочинения, стихи. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам (приложение №2).
Для эффективности уроков использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю ИКТ. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем. Используя ИКТ в преподавании, я способствую раскрытию творческих способностей учащихся, активизирую их деятельность, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учу детей создавать презентации, небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира. Компьютерные технологии – мои главные помощники. Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Мои ученики работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. Мы учились и учили друг друга. Работая над проектом «Покормите птиц зимой», ребята с большим интересом делали кормушки для пернатых друзей, наблюдали за ними, кормили их. Исследовали, какие птицы живут в окрестностях нашего города. Нашли много интересного материала об этих птицах. Участвовали в городском конкурсе «Домик для птиц».
Проект «Наши любимые питомцы» приобщил детей ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям.
Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость. Дети овладевают различными видами речевой деятельности: монолог. диалог. Они могут выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог, выступать в роли читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, писателя.
Опыт применения данной технологии позволил повысить эффективность обучения, организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций, проектов, вырабатывать навык работы с разными источниками информации (приложение № 2).
Применяю технологию разноуровневого обучения, использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия как со слабыми, так и с сильными учениками, даю разноуровневые задания. Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде динамических, валеологических пауз, позволяет получать качественное образование.
Диагностика образовательного и воспитательного процесса – обязательное условие моей работы. Она проводится по следующим направлениям:
- формирование предметных и метапредметных УУД;
- уровень мотивации и интерес учащихся к обучению;
-уровень воспитанности;
-занятость во внеурочное время;
- развитие классного коллектива;
-развитие и коррекция психоэмоциональной сферы (приложение №3). Метапредметные и личностные результаты учащихся собираются в портфель достижений, а так же творческие работы, семейные фотографии, сообщения, презентации (приложение № 4).
Портфель достижений позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учащихся.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости (приложение № 5).
В 2010 учебном году учащиеся моего класса писали мониторинг по математике. Средний балл по классу- 78, 5 .
В 2013 – 2014 учебном году учащиеся моего класса принимали участие в диагностической работе по математике и русскому языку и показали высокие результаты (Приложение №6).
В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Ученики активно участвуют во всех мероприятиях школы и класса, в различных конкурсах, школьных олимпиадах. Мои выпускники отличаются хорошей организацией учебной деятельности, высоким уровнем воспитанности, активной жизненной позицией.
Основными задачами в своей работе считаю формирование знаний, умений и навыков, которые формируют сознательную мотивацию к обучению, самоорганизацию, саморазвитие, самозащиту, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой.
Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
Считаю, главное качество современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний: собрание – лекторий, «круглый стол», консультации со специалистами, собрание – практикум. На собраниях я знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах, обсуждаем цели, задачи и итоги нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей, по мере необходимости, на индивидуальные беседы. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий (Приложение №7). За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма.
Во внеурочное время учащиеся активно принимают участие в школьных, районных, городских и всероссийских олимпиадах, в районных и городских конкурсах:
- Районный конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо-2014» - III место;
- Районный этап городской олимпиады младших школьников по русскому языку – 2014 г., Гришко Игорь- лауреат;
- Районная интеллектуальная игра «Люби и знай родной сой край» - 2013 г., грамота;
- Районный конкурс «Край ты мой родной» - 2012 г., Гришко Игорь, диплом;
- Городской конкурс зоозащитных плакатов «Они хотят жить!» - 2013 г., Сафронова Ю., Орехова А., Босулаева М., Науменко Е., сертификаты;
- Районный этап НПК «Первые шаги в науки» (здоровый образ жизни) – 2013 г., Гришко Игорь, диплом;
- Районный этап олимпиады по окружающему миру – 2014 г., Чекина Светлана, диплом;
- Городской конкурс школьников «Небо Новосибирска», 2014 г., Сафронова Юлия, диплом;
- Городской интеллектуальный турнир «Хочу все знать» - 2013 г., диплом;
- Районный этап НПК «Первые шаги в науке» (искусство)- 2014 г., Босулаева Маргарита, победитель;
- Районный этап НПК «Первые шаги в науке» (краеведение)- 2014 г., Гришко Игорь, победитель;
- Городская НПК «Первые шаги в науке» (искусство) - 2014 г., Босулаева Маргарита, победитель
- Городская НПК «Первые шаги в науке» (краеведение)- 2014 г., Гришко Игорь, победитель;
- Городской межшкольный фестиваль «Мы разные, мы дружим» - 2013 г., Босулаева Маргарита, диплом, I место; Сафронова Юлия, Орехова Анастасия, Гришко Игорь, дипломы;
- Городской конкурс новогодних игрушек – 2013 г., Михайленко Иван, лауреат; Ерофеева Ксения, Босулаева Маргарита, Батяйкин Евгений, дипломы;
- Городской конкурс «Классная команда» - 2013 г., диплом;
- Школьная конкурсная программа «Минута славы» - 2014 г., Босулаева Маргарита, диплом, I место;
- Городской конкурс рисунков «Моя любимая мама» - 2013 г., Орехова Анастасия, диплом;
- Школьный конкурс чтецов, посвященному 80-летию Дзержинского района г. Новосибирска – 2013 г., Чекина Светлана, грамота ;
- Региональный этап конкурса детского творчества «Сохраним пчелу – сохраним планету», 2013г. , Пышняк Ангелина, Сопова Евгения, сертификаты ;
- Районная интеллектуальная игра «Россия – наша Родина», 2014 г., диплом;
- Районная интеллектуальная игра «Вокруг света за 80 минут», 2013 г., сертификат;
- Конкурс презентаций «Моё генеалогическое древо», 2014 г., Гришко Игорь, грамота, I место (Приложение № 8).
Участвуют ребята в интеллектуальных конкурсах по предметам: «Кенгуру» - математика, «Русский медвежонок» - русский язык, «Лукоморье» - литературное чтение и окружающий мир, «ЧИП» - человек и природа, «Мир на ладони" (Приложение №9).
В соответствии с требованиями ФГОС организована внеурочная деятельность учащихся (Приложение № 10).
Огромным плюсом в своей работе считаю совместную работу с Гуляевой Алёной Владимировной. Всю учебную и воспитательную работу мы много лет планируем вместе. Традиционными и популярными являются такие мероприятия: «Масленица», «Зарница», «День Мамочки моей», «Веселые старты», экскурсии, посещения музеев и т.д. (Приложение № 11).
Большое внимание в своей работе уделяю духовно – нравственному развитию учащихся. Поэтому, традиционными стали следующие мероприятия: встречи с ветеранами разных войн (Отечественной, Афганской, Чеченской), оформление подарков для дома «Ветеран», посещение воспитанников детского дома.
Во вновь набранном классе я учитываю образовательные потребности детей. Задолго до того, как ребёнок переступит порог нашей школы и будет назван первоклассником, я знакомлюсь со своими будущими учениками. Стало доброй традицией проведения подготовительной работы с дошкольниками – это «Ступенька».
На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой деятельности ребёнка.
Учу детей осуществлять контроль и самоконтроль, давать оценку и самооценку.
Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Ребята стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе доброжелательной атмосферы. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к себе.
Своим опытом делюсь с коллегами путем участия на школьных МО классных руководителей, в районных семинарах, с помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах (Приложение №12).
Мой материал печатался в сборнике методических и дидактических материалов «Школа территории здоровья», являюсь одним из соавторов сборника «Обеспечение процесса реализации ФГОС», городского конкурса проектов «Инновации в образовании» (Приложение №13)
Выкладываю свои работы на сайте http://nsportal.ru/elenaivanovna.
Мой труд отмечен:
- Благодарственным письмом ТРЦ Континент;
- Благодарственным письмом ЗАО «СОЛКД «Чкаловец»;
- Благодарственным письмом администрации Дзержинского района;
- Дипломом администрации Дзержинского района;
- Дипломом лауреата администрации Дзержинского района;
- Благодарственным письмом ДК «Точмашевец»;
- Благодарностью Областной детской библиотеке им. Горького;
- Благодарственным письмом ДРЦ «Страна Континенталия»;
- Благодарственным письмом МУП ПКиО «Березовая роща»;
- Благодарность администрации МБОУ СОШ №111;
- Дипломом организатора Центра поддержки талантливой молодежи;
- Благодарственным письмом Оргкомитета игры-конкурса «Лукоморье»;
- Сертификатом Всемирного Фонда Защиты Пчел;
- Благодарственным письмом МКУ «Мир»;
- Благодарственное письмо Главного управления образования мэрии города Новосибирска (приложение № 13).
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую собственное творчество - всё это помогает мне повысить мотивацию обучения учащихся и решать поставленные задачи.
Заниматься развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство со стороны взрослых.
Учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно – деятельностный подход в обучении.
- Вести систематическую работу с одаренными детьми;
- Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;
- Продолжить работу по изучению и внедрению в практику работы учителей новых стандартов (ФГОС)
- Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
- Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...
Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.
В России 2017 год объявлен президентом ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...
Анализ своей педагогической деятельности (самопознание)
Анализ своей педагогической деятельности (самопознание)...
Структурно-частотный анализ понятия "Педагогическая деятельность"
Определить теоретические подходы к оценке деятельности педагогических работников в организациях среднего профессионального образования был проведен структурно-частотный анализ понятия «Педагогич...
Творческий отчет (педагогический бенефис) преподавателя "38 лет педагогической деятельности"
Форма методической работы "педагогический бенфис" или творческий отчет преподавателя представлен в достаточно полной разработке. Может быть полезен практикам....
Анализ компонентов педагогический деятельности
Анализ компонентов педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой...
«Методико-исполнительский анализ педагогического репертуара для учащихся 5 класса ДМШ»
Учебно-методическая публикация преподавателя фортепиано Гросс О. В., предназначенная для учащихся и педагогов музыкальных училищ и колледжей, а также для педагогов ДМШ и ДШИ, на тему: «Методико-...