План работы с трудными подростками
рабочая программа на тему
Подробный план работы на год с детьми девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_trudnymi.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы
с трудными подростками
на 2014-2015 учебный год
Педагог-организатор: Крылова В.А.
План работы с трудными подростками на 2014/2015
Сентябрь
Сроки | Работа с «трудными» | Ответственные |
1 нед. | Уточнение списков «трудных» подростков | Крылова В.А. |
2 нед. | 1.Посещение семей «трудных» на дому | Крылова В.А. |
3 нед. | 1. Проф. беседы с инспектором ПДН 2. Организация досуга «трудных» (в т.ч. подростков, состоящих на учете в ПДН) 3. Родительское собрание с родителями «трудных» обучающихся 4.Индивидуальные беседы с «трудными» | Крылова В.А. |
Октябрь
1 нед. | 1. Беседы о проведении и успеваемости с «трудными». Беседы об ответственности обучающимися за неуспеваемость и аморальное поведение «Мое будущее в моих руках» | Крылова В.А. |
2 нед. | 1. Посещение семей «трудных» на дому. | Крылова В.А. |
3 нед. | 1.Работа с психологом (инд. беседы). 2.Проф. беседы с инспектором ПДН. | Крылова В.А. |
4 нед. | 1.Инд. беседы с «трудными» об ответственности за неуспеваемость, пропуски уроков и т.д. | Крылова В.А. |
Ноябрь
1. нед. | 1. Тренинг «Я и мой ближний: жизненный девиз». 2. Индивилуальные беседы с «трудными». | Крылова В.А. |
2-3 нед. | 1.Посещение семей «трудных» на дому. 2.Проф. беседы с инспектором ПДН. 3. «Вредные привычки» (свободный разговор) | Крылова В.А. |
4 нед. | 1. Совет профилактики при администрации центра | Крылова В.А. |
Декабрь
1 нед. | 1 .Неделя правовых знаний «Профилактика наркомании, алкоголизма, токсикомании». 2. Посещение семей «трудных» на дому. | Крылова В.А. |
2 нед. | 1. «Губительная сигарета» (встреча с врачом наркологом). | Крылова В.А. |
3 нед. | 1. Проф. беседы с инспектором ПДН. | Крылова В.А. |
4 нед. | 1. Организация отдыха на зимних каникулах «трудных» подростков | Крылова В.А. |
Январь
1 нед. | 1. Беседы о ведении здорового образа жизни. | Крылова В.А. |
2 нед. | 1. Посещение семей «трудных» на дому. 2. Проф. беседы с инспектором ПДН. | Крылова В.А. |
3 нед. | 1. Работа с психологом (инд. беседы) | Крылова В.А. |
Февраль
1 нед. | 1. «Знаешь ли ты закон?" (встреча с начальником милиции ОВД г.Белгорода). 2. Инд. беседы с "трудными". | Крылова В.А. |
2 нед. | 1. «Пять шагов к себе» (тренинг) 2. Посещение семей «трудных» на дому. | Крылова В.А. |
3 нед. | 1.Проф. день (работа с инспектором ПДН) | Крылова В.А. |
4 нед. | Совет профилактики при администрации центра. | Крылова В.А. |
Март
1 нед. | 1. Инд. беседы с "трудными". | Крылова В.А. |
2 нед. | 1. Посещение семей «трудных» на дому. 2. Малый пед. Совет с родителями «трудных» 3. Анкетирование «Я и моя будущая профессия» | Крылова В.А. |
3 нед. | 1.Проф. день (работа с инспектором ПДН) | Крылова В.А. |
4 нед. | 1. Круглый стол: «Помощь и поддержка») | Крылова В.А. |
Апрель
1 нед. | 1. Подбор материалов к Дню независимости от вредных привычек. Просмотр литературы. Инд. задание «трудных» . 2. Посещение семей «трудных» на дому. | Крылова В.А. |
2 нед. | 1. Инд. беседы с «трудными» 2. Инд. работа с родителями. | Крылова В.А. |
3 нед. | 1. Проф. день (работа с инспектором ПДН). 2. Совет профилактики при администрации центра. | Крылова В.А. |
Диагностический лист для выявления признаков педагогической запущенности личности.
1. Положительные особенности личности
Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, интеллектуальная готовность к обучению.
Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность к обучению.
Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность.
Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, настойчивость, смелость.
Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться.
Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с ПДНого вида деятельности на другой, физически подготовлен к обучению профессии.
Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству.
Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.
Самооценка адекватная.
Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками, находится в изоляции.
Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.
2. Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)
Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.
Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.
Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисциплинированность.
Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.
Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.
Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к творчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение программой.
Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.
Занижена или завышена самооценка.
Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в изоляции.
Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, употребление наркотиков, алкогольных напитков, сквернословие.
Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.
3. Причины и проявление запущенности подростка
1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению, пробелы в знаниях.
2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподготовленность к обучению.
3-я группа: слабое знание подростка, неподготовленность родителей, непосещение подростком дошкольного учреждения, слабая индивидуальная работа с подростком в школе, неправильное отношение педагогов к ребенку.
Работа с обучающимися "группы риска"
Проблема девиантного поведения рассмотрена в рамках программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Решение названной проблемы требует дальнейшей практической работы в следующих направлениях:
1. Разработка особенностей работы с «группой риска» с точки зрения их адекватности принципам гуманистического воспитания.
2. Целенаправленная и интенсивная образовательно-воспитательная работа с подростками девиантного поведения по повышению их правовой грамотности до уровня достижения развитого правосознания.
3. Выявление целостного комплекса технологий социально-педагогической работы с трудными подростками с охватом всех сторон оказания помощи им для получения полноценного ресоциализирующего эффекта.
4. Подготовка педагогов, обладающих высокой культурой работы для реализации мероприятий с подростками девиантной направленности, что должно быть предусмотрено учебными планами учебных заведений.
Социально-экономические аспекты усилившейся дестабилизации морально-правового поведения определенной части обучающихся:
- При проведении социально-экономических реформ не осуществляются должные меры защиты молодого поколения от издержек и негативных последствии так называемого перехПДНого периода, что и приводит к увеличению противоправных действий и преступности среди молодежи.
- Бедность значительно ограничивает полноценную реализацию семьей ее воспитательной функции. Чем ниже материальная обеспеченность семьи, тем меньше у родителей свобПДНого времени для общения с детьми и их воспитания. Вследствие трудных экономических условий в них возрастает количество конфликтных ситуаций. Конфликт "разбивает" семью и становится фактором психического нездоровья детей.
- Существенным отличием последних лет от предыдущих стало значительное увеличение числа детей - социальных сирот, оказывающихся неприютными при живых родителях.
- ПДНой из главных причин совершения правонарушений обучающимися является то, что детство их протекало в условиях семейного неблагополучия, связанного с их распадом семьи, уклонением родителей от воспитания детей и жестоким обращением с ними.
- Несформированность жизненных ценностей, положительных идеалов. Эта энергичная социальная группа активно осваивает культуру общества потребления. Молодежь – это идеальная потребительская группа, это «дети», которые зарабатывают больше своих родителей. Быть бедным среди них немПДНо. У них нет семей, они избавлены от социально-обязательных трат, поэтому они могут тратить деньги исключительно на себя.
- Циничность и недоброжелательность становятся нормой в такой социальной атмосфере.
РАБОТА НАПРАВЛЕНА НА СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ СОЦИУМА
1) обучающиеся, которых можно отнести к «трудным» подросткам:
- "трудные" обучающиеся (трудно поддающиеся воспитательным влияниям)
- обучающиеся, у которых проявились симптомы эмоционального неблагополучия и учебной дезадаптации
- обучающиеся, у которых наметились симптомы дезадаптации и были зафиксированы те или иные эмоциональные или поведенческие проблемы
- дети с недостатками характера
2) обучающиеся «группы риска»:
- «девиантные подростки» (обучающиеся, отклонения в поведении которых носят постоянный характер)
- несовершеннолетние правонарушители (совершившие правонарушения, но не осужденные по закону или получившие условное наказание)
- члены сообществ асоциальной направленности (как совершившие, так и не совершившие асоциальных действий 3) социально-неблагополучные семьи
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
педагога-организатора
Педагог-организатор решает задачи трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, психологом, педагогами планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным обучающимся, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в группе.
Знает проблемы, трудные семьи, тревожные точки каждого обучающегося. Способствует реализации прав обучающегося, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья.
Взаимодействует с педагогами, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Изучает личность "трудного" и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий колледжа, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.
Постоянно контролирует посещаемость и успеваемость трудновоспитуемых обучающихся.
Обладает информацией: дата рождения, место жительства, семья, причина неблагополучия, место учета, планируемая работа, результативность.
Ведет документацию: характеристика, краткая характеристика «трудного» обучающегося, проводимая работа, результативность, акт обследования жилищно-бытовых условий.
Привлекает обучающихся к участию в мероприятиях, кружках, секциях, изучив и расширив круг интересов.
Находится в постоянном контакте с родителями.
Имеет информацию о неблагополучных семьях, уклоняющихся от надлежащего воспитания детей, контактирует, ведет информирующую работу.
Своевременно сообщает администрации о сложных ситуациях в семьях, о нарушениях, взаимодействует с родительским комитетом, инспектором ОППН.
Интересуется о занятости в свобПДНое время обучающихся, пропускающих занятия без уважительной причины.
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
1 Акты обследования условий жизни
2 Анализ занятости обучающихся
3 Учет проводимой индивидуальной работы
4 Докладные, объяснительные
5 Характеристики
6 Справки об итогах контроля
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОЙ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ педагога-организатора:
1 Планирование
1.1 План работы по профилактике правонарушений среди обучающихся.
1.2 План работы обучающимися «группы риска» (групповой, массовой).
1.3 План индивидуальной работы (Вид проводимой работы. Цель и задачи.)
2 Социально-педагогическая характеристика группы
2.1 Социально-педагогический паспорт (карта) группы
2.2 Списки неблагополучных семей.
2.3 Списки обучающихся, состоящих на учете в ПДН
2.4 Ведомость оценок
2.5 Представления, характеристика (Краткая характеристика каждого обучающегося)
2.6 Список обучающихся «группы риска»
3 Дневник работы с "трудными" подростками.
3.1 Журнал работы со обучающимися «группы риска»
3.2 Журнал индивидуальной работы (Вид проводимой работы. Дата. Цель и задачи. Результативность проводимой работы. Представление о принятии мер родителями.)
4 Работа с родителями и неблагополучными семьями.
4.1 Психолого-педагогическое просвещение родителей (проведение собраний, семинаров, тренингов по работе с "трудными")
4.2 Акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ДЛЯ РАБОТЫ С "ТРУДНЫМИ" ОБУЧАЮЩИМИСЯ
- Выявление педагогически запущенных детей.
- Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
Ведение картотеки "трудных" детей. - Встречи с работниками ПДН и КДН. Составление плана совместной работы.
Правовое просвещение "трудных" подростков. - Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников
- Организация клубов для "трудных": выхПДНого дня, на один вечер и др.
- Участие в психолого-педагогических консилиумах
- Индивидуальная работа с "трудными"
- Организация индивидуального наставничества (студенческого, преподавательского)
- Вовлечение "трудных" подростков в воспитательные центры, кружки, секции
- Военизированные игры для подростков
- Организация игр – упражнений, игр – тренингов, круглых столов и др. для "трудных" подростков
ПРИЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
· раскрыть его возможности, умения;
· убедить в необходимости предстоящей работы;
· раскрыть перспективы его усилий;
· определить содержание конкретных видов труда
Активизация волевой установки:
· глубокая мотивировка целей;
· разработка правил повседневного эффективного труда
Одобрение первых успехов в деятельности:
· некоторое завышение оценок положительных результатов деятельности;
· ситуация успеха
Щажение самолюбия:
· подготовка специальных заданий;
· отдельное опрашивание;
· сообщение группе только о положительных результатах его работы
Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
· точное указание обучающемуся, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
· сочетание требовательности и доверия
Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
· помочь обучающемуся разобраться в его ошибках, предупреждать их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь")
Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
· перестройка мотива;
· побуждение выполнить задание тотчас же
МЕТОДЫ РАБОТЫ (примерный перечень):
- доброжелательная, индивидуальная беседа,
- похвала - побуждение к выполнению принятого решения,
- конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде,
- привлечение внимания обучающегося к общественному мнению коллектива и педагогов,
- ориентация на положительный опыт,
- подчёркивание доверия к подростку, сопереживание,
- побуждение к самоконтролю,
- положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива,
- побуждение коллектива к похвале товарища,
- одобрение и поощрение
- упражнение и тренировка (организация успеха)
- сотрудничество
СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фамилия, имя, отчество_______________________
Дата рождения______________________________
Группа _____________________________________
1 Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладающие оценки, указать одинаково ли успевает по разным предметам)
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность)
3. Развитие речи (запас слов, образность, умение выразить свою мысль)
4. Способности к учению
5. Организованность в учебной работе
6. Интерес к знаниям (учится с интересом, без интереса, проявляет интерес к таким-то предметам)
7. Умения в учебной работе (умеет ли работать над учебным материалом, как усваивает этот материал - заучивает механически, с пониманием дела, умеет ли составлять план, конспект)
2 Труд
1. Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно
2. Заинтересован ли в общественной полезности своего труда
3. Любит ли трудиться и что именно его привлекает в труде
4. Трудовые навыки и умения.
5. Организованность и дисциплинированность в труде
6. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям, какие виды труда предпочитает
3 Способности и интересы
1. Интересы.
2. Отметить, есть особые способности к какой-либо деятельности
3. Что намеревается делать в будущем. Профессиональная направленность.
4 Дисциплинированность
1. Общая характеристика поведения
2. Выполнение учебного режима
3. Выполнение требований взрослых, типичные нарушения дисциплины
5 Общая направленность и активность
1. Отношение к общественной жизни коллектива
2. Интерес к общественной жизни страны
3. Какие общественные обязанности имеет
6 Взаимоотношения с коллективом
1. Положение в коллективе
2. Отношение к товарищам по группе, доволен ли положением в коллективе
7 Особенности характера
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (чувство долга, честность, организованность, настойчивость, эгоизм, недисциплинированность)
2. Есть ли повышенная обидчивость, упрямство, скрытность, замкнутость
3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное)
8 Отношение к лицею, семье.
1. Дорожит ли честью лицея, что особенно ценит.
2. Отношение к преподавателям, к родителям, другим членам семьи.
ОТЧЕТ педагога-организатора
за ______ полугодие ___________201__г.
о работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних
педагог _________________________ ________________________________________
группа ___________________________________________________________________________
1 Всего обучающихся________________________________________________________
2 Из них с отклонениями в поведении (ФИО)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3 Неуспевающие ( предмет)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4 Кого из них посещали на дому
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. С кем из родителей встречались в лицее
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6 В каких кружках, секциях занимаются эти обучающиеся, чем увлекаются
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7 Укажите местонахождение этих обучающихся на каникулах
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8 Какие формы Вы используете в работе с обучающимися
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9 Каковы результаты Вашей работы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
число _____________________
подпись ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»
Рекомендации по взаимодействию с "трудными подростками"...
Значение психодиагностики в работе с трудными подростками
В статье представлены материалы для проведения диагностического обследования подростков, примеры заключений, рекомендации родителям и педегогам...
Преодоление девиантного поведения у трудных подростков.
Преодоление девиантного поведения в условиях социальной квартиры по семейному типу у трудных подростков. Изменения, ...
Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками
Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками by schoolpsyОснову трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость,...
Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).
Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...
Памятка ПАМЯТКА №1 Кого можно считать трудным подростком
ПАМЯТКА №1Кого можно считать трудным подросткомТрудные дети – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степ...
Рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться....