Модульная система как средство повышения эффективности преподавания
методическая разработка на тему
Модульная система как средство повышения эффективности преподавания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.1.modulnoe_obuchenie_pechatat.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО
Московский областной железнодорожный индустриальный техникум
Имени В.И.Бондаренко
Модульная система как средство повышения эффективности преподавания
Доклад на январской
педагогической конференции
11.01.2013г.
Преподаватель:
Смирнова Т.А.
г.Орехово-Зуево.
Модульная система как средство повышения эффективности преподавания Доклад преподавателя Смирновой Т.А.
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Сущность метода состоит в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководства по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н.и др.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания
учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Модуль содержит познавательную и профессиональную
характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой —формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спец практикумы,, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.
Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю нужно выделить основные научные идеи курса. Например, в курсе школьной биологии выделяются следующие идеи: организм - биологическая система; экологические системы; система и эволюция органического мира. Затем необходимо структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки.
Затем формируются модули. В модули входят крупные блоки учебного содержания, на основе которых выделяются учебные элементы.
Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является
представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик
эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с
учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал,
ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.
УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в котором дается резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением. УЭ последний - выходной контроль.
Модуль может иметь следующую форму:
№ стр. | № М | № УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного содержания |
^ Первая форма:
|
|
|
. Вся работа осуществляется на основе технологических карт, в которых даны предписания общих и частных учебных целей и соответствующих действий, указана последовательность их осуществления: 1) первичный контроль исходного уровня знаний; 2) последовательность «шагов» учеников (a, b, c, d) по изучению нового материала, овладение конкретными знаниями и умениями; 3) задания итогового контроля полученных знаний.
В учебном элементе (УЭ-О) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.
По ходу урока, я наблюдаю и направляю деятельность учащихся, управляю процессом обучения. Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. При составлении плана модульного урока придерживаюсь следующего алгоритма:
1.Формулирую тему урока.
2.Определяю и формулирую цели урока и конечных результатов обучения.
3.Разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ) и определяю цели каждого из них.
4.Подбираю необходимый фактический материал.
5.Определяю способы учебной деятельности учащихся.
6.Выбираю формы и методы преподавания и контроля.
7.Составляю модуль данного урока, распечатываю по количеству учащихся.
Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого эта цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
- УЭ-0 – направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
- УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д;
- УЭ-2 (и т.д.) – отработка учебного материала;
Завершающий УЭ – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным – с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Кроме этого, при составлении модульного урока использую различные типы учебных элементов:
1. текстовый УЭ – чтение, выделение главного, конспект, карточки и т.д.;
2. картографический УЭ – карты, атлас;
3. иллюстративный УЭ – описание, характеристики
4. табличный УЭ – составление таблиц, сравнение, определение;
5. словесный УЭ – получение информации
6. аудио-видео УЭ – видеосюжеты фильмы;
7. натурный УЭ - экскурсии, походы
8. смешанный УЭ – несколько информационных технологий.
При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся,
чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести
соответствующую коррекцию.
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце
каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль,
взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль
имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения
непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он
должен показать уровень усвоения модуля.
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала,
необходимо проводить его доработку.
6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной; в старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее, качество и эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроке английского языка как средство повышения эффективности урока.(Презентация для интерактивной доски по теме "London")
Данная презентация для интерактивной доски может быть использована при работе с любым УМК....
обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподавания дисциплины "Техническая механика" на практических и лабораторных работах",преподаватель ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" О.А. Новацкая
Презентация к выступлению на Педагогическом Совете ОГАОУ СПО "Белгородский строительный колледж" преподавателя О.А. Новацкой "Обобщение опыта «ИКТ- средство повышения эффективности преподав...
Усиление практической направленности и повышение эффективности преподавания электротехники в колледже
В докладе рассмотрен опыт усиления практической направленности и повышения эффективности преподавания электротехники в колледже путём использования программы компьютерного моделирования ElektroM ...
Значение выявления ведущей репрезентативной системы обучающихся для повышения эффективности обучения
Эта научная статья, позволяющая понять значение индивидуальных различий обучающихся, как фактора успешности обучения....
Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса
Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала....
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Проведение педагогических конкурсов в системе СПО для повышения эффективности образовательной деятельности
Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обуче...