Как любить детей?
статья на тему
В материале даны рекомендации для общения с ребенком, которые будут полезны как специалистам, так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_lyubit_detey.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Как любить детей?
Вопрос – как любить детей? - вечен для педагогики. Но не для педагогики, как науки, а педагогики, как уникального единства науки и искусства, как образа жизни, как состояния духа. Мы должны признать, что не сможем решить насущные, жизненные проблемы педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к главному – педагогам нужно, прежде всего, научиться любить детей.
Важно еще понять – как?, именно как? любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос – как? Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением.
Сухомлинский пишет: «Любовь к ребенку в нашей специальности — это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
Давайте обсудим, как же выражать свою любовь к ребенку. Дети - это эмоциональные существа, которые общаются на эмоциональном уровне. Кроме того, дети своим поведением демонстрируют нам свои чувства. Просто внимательно наблюдая за ребенком, можно легко определить, что он чувствует и в каком расположении духа находится. Таким же образом дети обладают сверхъестественной способностью распознавать наши чувства по нашему поведению, способностью, которую большинство утрачивает, становясь взрослыми.
Способы выражения любви к ребенку можно классифицировать по четырем типам:
- Контакт глаз
- Физический контакт
- Пристальное внимание
- Дисциплина
Каждая область принципиально важна. Многие педагоги сосредоточивают свое внимание на одной или двух областях, пренебрегая другими. В наши дни чересчур подчеркивается роль дисциплины, вплоть до полного пренебрежения всеми остальными областями.
Наверняка, каждый из нас встречал детей из добропорядочных семей, в которых дети были дисциплинированы, но не чувствовали себя окруженными любовью. В большинстве таких случаев родители, к несчастью, путали дисциплину с наказанием. Каждый день мы встречаемся с печальными результатами такого подхода к воспитанию. Эти дети ведут себя вполне прилично, пока они еще маленькие, правда, обычно они чересчур тихони, чуть-чуть мрачноваты и замкнуты. Им не хватает спонтанности, любопытства и детского избытка радости, бьющей ключом, - всего того, что характерно для ребенка, выросшего в атмосфере любви.
Именно те дети, которым недостает эмоциональной связи с родителями, и становятся «трудными» подростками. Поэтому мы, должны сконцентрировать свое внимание на всех аспектах проявления любви к ребенку.
1. Контакт глаз
Когда вы впервые задумаетесь о контакте глаз, это покажется вам не слишком существенным для вашего ребенка. Однако, по мере того как мы, профессионалы, работаем с детьми, наблюдаем взаимоотношения детей и родителей, изучаем данные, полученные исследователями, мы осознаем, насколько существенную роль играет контакт глаз. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Хотя мы и не осознаем этого, но используем контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям.
Что же такое контакт глаз? К сожалению, педагоги, родители сами того не ведая, могут использовать контакт глаз, чтобы передать своим детям совсем другие сигналы. Например, родители могут смотреть с нежностью и любовью на ребенка только тогда, когда он особенно хорошо и дисциплинированно себя ведет или хорошо учится, так что родители могут им гордиться. Тогда и ребенок воспринимает их любовь как обусловленную, при таких условиях ребенок не может расти и развиваться полноценно. Искренне любя ребенка, мы не должны забывать, что обязаны всегда смотреть на него с любовью. Иначе он получит ошибочный отрицательный сигнал и не будет чувствовать, что его любят безусловно и безоговорочно.
К сожалению, взрослые так легко вырабатывают у себя ужасающую привычку смотреть на ребенка строго, когда они настаивают на своем, особенно на чем-то неприятном для ребенка. Оказалось, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему прямо в глаза. Но, к сожалению, мы «выразительно» смотрим ему в глаза лишь в те моменты, когда мы критикуем, поучаем, упрекаем, ругаем и пр. Это катастрофическая ошибка. Использование контакта глаз в отрицательном смысле, увы, особенно эффективно действует, когда ребенок совсем маленький.
Но помните, что любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания для детей. Когда педагог использует это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребенок не может не видеть своего наставника в основном в отрицательном плане. Пока ребенок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребенок растет, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.
То, как мы проявляем свою любовь к ребенку, не должно зависеть от нашего удовольствия или неудовольствия от его поведения. Мы можем справиться с плохим поведением ребенка другими способами, такими, которые не помешают струиться постоянному потоку нашей любви к ребенку. Мы можем говорить о дисциплине, требовать ее, не прекращая связующую нить любви. Пока что мы должны настоятельно подчеркнуть, что глаза педагогов должны постоянно излучать нежность и любовь, и строгий взгляд – не лучшее средство укрепить дисциплину.
Всегда помните о главном правиле – «Мы – образцы для подражания». Дети обучаются путем моделирования ролей, т.е. программируют себя по нашему образу и подобию. Таким же образом дети обучаются искусству и приемам использования контакта глаз. Если наш взгляд постоянно выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучится к такой же реакции. Вам, наверно, встречались противные и даже просто несносные дети? Скорей всего, такой ребенок быстро взглянет на вас при первом знакомстве и тут же отведет глаза. В основном он будет избегать смотреть на вас, разве что вы скажете или покажете что-нибудь очень уж интересное для него. Этот скользящий взгляд неприятен, он раздражает и сердит вас. Вообразите все отдаленные неприятные последствия, которые испытает ребенок в будущем. Представьте, насколько будут у него затруднены дружеские и другие эмоциональные отношения в жизни. Это изменит Ваше к нему отношение.
2. Физический контакт
Казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее, поразительный факт: исследования показали, что большинство педагогов – воспитателей прикасаются к детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. К сожалению, редко встречаются педагоги, которые просто так, по доброй воле, без всякого повода воспользуется возможностью ласково прикоснуться к ребенку.
При каждодневном общении с детьми любящий взгляд и нежное прикосновение совершенно необходимы. Они должны быть естественны, действовать умиротворяюще на ребенка, не быть демонстративными или чрезмерными. Ребенок, растущий в доме, где его щедро одаривают этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с людьми. Ему будет легко общаться с другими, и, следовательно, он будет пользоваться общей симпатией, и у него будет хорошая самооценка.
Соответствующий возрасту и постоянный контакт глаз, и физический контакт – это два наиболее драгоценных дара, которые мы можем передать нашим детям. Это наиболее эффективные способы заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.
3. Пристальное внимание
Что же такое пристальное внимание? Когда мы уделяем ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес, нераспыленное внимание и внимательность, заботливую сосредоточенность и бескомпромиссный интерес именно к нему, именно в эту минуту. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах педагога самый важный человек в мире.
Ребенку необходимо дать почувствовать, что он – единственный в своем роде. Как мало детей чувствуют это! Учтите, что такое знание жизненно важно в развитии самооценки у ребенка. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и любить их.
4. Дисциплина
Прежде всего, надо определить, что такое дисциплина. В области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Что включает в себя дисциплина? Сюда входят: достойный пример взрослых, моделирование ситуации, словесные и письменные инструкции, письменные просьбы, обучение, обеспечение ребенку самому возможности учиться и набираться различного жизненного опыта, в том числе и умения отдыхать, - список достаточно длинный, и все это под разумным и благожелательным руководством взрослых.
Конечно, наказание тоже есть в этом списке, но это только один из многих способов обеспечения дисциплины, причем наиболее отрицательный и примитивный. Дисциплины неизмеримо легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне и глубоко любят, принимают таким, какой он есть. Тогда ребенок может примириться с руководящей ролью взрослых без враждебности и обструкций.
Хотелось бы упомянуть еще об одном важном аспекте соответствующей любви: умении внимательно и сосредоточенно слушать ребенка. Он должен убедиться, что вы понимаете все, о чем он пытается вам рассказать. Когда ребенок уверен, что вы осознаете его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет положительно реагировать на ваши дисциплинарные требования, особенно если вы не согласны с ним. Ничто в такой степени не озлобляет ребенка, как ваше требование сделать что-то, если при этом он чувствует, что взрослые не понимают его позиции. Это не означает, что вы поддаетесь на требования или капризы ребенка, это означает, что вы должны полностью сосредоточиться на общении с ним в этот момент, чтобы у него не появилось ощущение, что вы просто настаиваете на своем, используя свой авторитет, и пренебрегаете его мыслями и чувствами.
Когда вы сосредоточенно слушаете ребенка, то как минимум вы смотрите ему в глаза, а если возможно, еще лучше ласково дотронуться до него, подчеркивая свое пристальное внимание. Если вы признаете, что уяснили себе, что хочет ребенок (даже если вы не согласны с ним), это обычно улучшает взаимопонимание. А если вы повторите его слова, то ребенок убедится, насколько вы правильно понимаете его мысли и чувства, это еще больше укрепит ваши отношения. К тому же прямо высказанное ребенком мнение может повлиять на ваше собственное понимание проблемы и даже заставить вас изменить что-то.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что любовь педагога – это деятельное участие в жизни воспитанника, с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его целостности и перспективы.
Статья подготовлена по материалам:
1. Корчак Януш "Как любить детей?".— 1980.—80 с. (Родителям о детях).
2. http://www.psychologos.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство любить детей. Рекомендации родителям учащихся 6 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)
Искусство любить детей. Рекомендации родителям учащихся 6 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...
Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"
Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...
Методическая разработка заседания предметного кружка «Начинающий менеджер» Тема: Разработка рекламы на любую сельскохозяйственную продукцию или на любой вид услуг (в виде эскизов, рисунков, экспонатов).
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные студенты, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:-быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые...
Методическая разработка открытого классного часа Любить человечество легко, любить человека трудно
Методическая разработка открытого классного часа "Любить человечество легко, любить человека трудно" сделана по материалам окрытого классного часа в группе 2 курса по специальн...
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок внеклассного чтения по современной литературе. Татьяна Толстая. «Любишь - не любишь». Рассказ.
Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Урок 1-2 Татьяна Толстая . Рассказ «Любишь- не любишь»(Опыт прочтения текста вместе с детьми) Эпиграфы:Чем человек ум...
Любишь кататься, люби и саночки возить...
Статья об экологии и окружающей среде...
"Почему дети любят и не любят сольфеджио"
Проблемы психологической мотивации на уроках сольфеджио...