ваыступление на педсовете
материал на тему

Беляева Татьяна Сергеевна

Проекктная деятельность в профессиональной подготовке студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2013goddokument_microsoft_word.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Зарайский педагогический колледж  имени В.В.Виноградова

Московская область

Выступление

Тема: «Проектная деятельность в

профессиональной  подготовке

будущих специалистов».

Преподаватель: Беляева Татьяна Сергеевна

                                                     Апрель 2013 год


Тема: «Проектная деятельность в профессиональной  подготовке будущих специалистов».

            За время профессионального образования студент должен усвоить большой объем теоретических знаний, научиться мыслить аналитически, пространственно; овладеть навыками выполнения практических работ, приобрести желание учиться дальше, овладеть новыми технологиями, стремиться к самосовершенствованию в профессиональной и личной жизни. Выполнить эти задачи возможно только применяя активные методы обучения, среди которых наиболее продуктивным является метод проектов.

 Проектная деятельность является неотъемлемой составляющей реализации системно-деятельностного подхода Федерального Государственного Образовательного стандарта среднего профессионального  образования.  И использование технологии учебного проектирования в осуществлении профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа является важной ее необходимостью.

        Поэтому  тема выступления на сегодняшнем педагогическом совете звучит так:«Проектная деятельность в осуществлении профессиональной  подготовки будущих специалистов».

Эта проблема уже рассматривалась на педагогическом совете. Нам хорошо знакомы определение понятий,  принципы организации проектной деятельности, требования к использованию учебного проектирования, виды проектов, технология  работы над проектом и т.п.

         В этом учебном году работа по осуществлению проектной деятельности была направлена на расширение и углубление теоретического познания и практического решения вопроса. В частности,  обращалось  внимание на  применение учебного проектирования с позиций соотношения собственно проектирования и практической реализации проекта, степени участия обучающихся в проектной деятельности, определения критериев оценивания выполнения проекта, а так же, формирования  компетенций студентов в процессе работы над проектом.

Углубление познания в данной сфере позволило выявить, что проектный методсегодня определяют  как образовательную технологию, нацеленную на приобретение студентами новых знаний на основе реальных задач практики, формирование у студентов специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентировочного поиска.

          А учебный проектопределяют какорганизованную форму, ориентированную на изучение законченной темы или учебного раздела.

Учебное  проектирование можно рассматривать по-разному: и как

*специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;

* научно-практический метод изучения и преобразования действительности;

*форму порождения инновации;

*управленческую процедуру;

*средство обучения – в образовании. Например, выполнение учебных проектов (курсовые работы, ВКР).  

С этой точки зрения, специфическим видом  деятельности и средством  обучения можно считать проект на тему: «Современные образовательные технологии как средство оптимизации процесса обучения», который был организован со студентами 3б курса по дисциплине «Педагогическая психология». Проект получился  коллективно- групповой, информационный, социальный, теоретически ориентированный, монопредметный, средней продолжительности. Предполагаемый результат представлен презентациями  о современных  образовательных технологиях как  самостоятельные творческие проекты студентов; открытым уроком - защита проекта и его оценивание; развитием профессиональных и личностных компетенций студентов. Содержание коллективного проекта  раскрывало понятие «технология», показывало их многообразие, представляло учебное проектирование как технологию обучения и раскрывало через созданные проекты характерные особенности и назначение развивающего, проблемного, компьютерного, дистанционного и других видов технологий обучения.

Отзывы студентов говорят о продуктивности осуществления данной проектной деятельности и развитии у студентов соответствующих профессиональных и личностных компетенций:

«… Студентами были представлены презентации о разных технологиях. Мне понравилось, что выступающим группам студентов удалосьпередать необходимую информацию; в каждой презентации присутствовали наглядность, анимация. Студенты четко и полно формулировали свои мысли, сделали выводы…»                              ( Головань Дарья, 3б курс).

«…Материал был подобран грамотно, представлен правильно, интересно и логично, что повышало познавательную активность студентов».  

(Бурмистрова Ольга, 3б курс).

«.. Из демонстраций проектов и самого урока можно было уяснить много нужного и необходимого для педагогической практики».

 (Макарова Виктория, 3б курс).

«… В ходе подготовки своего проекта мы сплотились, повысилась наша ответственность  и коммуникативность…»        (Лаптева Дарья, 3б курс).

«… Создание и демонстрация проектов проводилась в группах, что способствовало сплочению студентов, а защита проектов помогала развить

навыки выступления перед аудиторией…» (Ермакова Светлана, 3б курс).

«…Слушатели высказывали свое мнение и делали необходимые замечания»(Трифонова Татьяна, 3б курс).

«…Проводилась взаимная оценка работ друг друга. Делались совместные выводы»        ( Чихирева Анастасия, 3б курс).  

 «…  Хотелось бы почаще проводить такие уроки, чтобы развивались  познавательные, творческие и коммуникативные способности студентов»

                                                                                 ( Душамова Наталья, 3б курс).

         В учебной проектной  деятельности существуют разные варианты соотношения собственно проектирования и практической реализации проекта:

  1. Проектная деятельность включает только проектированиекак способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом;
  2.  Проектная деятельность включает и создание проекта, и его реализацию;
  3. Проект задается обучающимися в готовом виде, осуществляется лишь его реализация.

Так, например, студентам 2ф курса по теме: «Методы обучения» (педагогика) было предложено   создать проект беседы на темы: «Выдающиеся спортсмены», «Футбол как вид спорта», «Олимпиада 2014», «О здоровом питании» и т.д. и  реализовать его на своем классе. Работа над проектом осуществлялась на  уроке  поэтапно:  образование групп, выбор подтем, самостоятельная работа групп, представление и оценивание проекта.  Выполнена  успешно, а проектная деятельность включала и создание проекта, и его реализацию. У студентов развивались, прежде всего,инфорационные, презентационные и коммуникативные  компетенции.

     По этой же теме проводился и такой вариант: проектная деятельность включала только проектирование, т.е. создание некой модели. С этой позиции студентам того же 2ф курса было предложено выполнить работу в группах по созданию мини-проекта на темы: «Тренажер - лучший друг физкультурника», «Спортивная зона на пришкольном участке»,   «Мы будущие спортсмены», «Зона отдыха у водоема» и т.п. При этом в работе над этими мини-проектами у студентов, в большей степени, формировались мыследеятельностные, коммуникативные, креативныеи др. умения и навыки.

 Заинтересовано студенты работали над мини-проектом по составлению схемы « Средства обучения». В этом варианте ход проектирования был предложен учителем, а студенты, выбирая главное, заполняли пустующую схему, изучая при этом новый материал самостоятельно из определенного источника. При этом их деятельность сводилась не только  к поиску информации, но и выбору основных  понятий, грамотному их формулированию и расположению в схеме. А содержание деятельности обучающихся работало на достижение поставленных целей, на формирование соответствующих личностных, профессиональных и предметных компетенций.

Степень участия обучающихся в учебном проекте различна:

1) - проектная деятельность осуществляется учащимися самостоятельно: и идея проекта, и алгоритм действий определяетсяобучающимися, роль учителя при этом заключается в консультировании некоторых частных вопросов;

2) - идея проекта подсказывается учителем, алгоритм действия и сами действия выполняются студентами;

3) - проект и алгоритм действий по его реализации задаются учителем, обучающиеся принимают участие лишь в реализации проекта, решении частных сопутствующих  вопросов.

           Так,  например: при изучении темы: «Психология педагогической деятельности и личности учителя» (Педагогическая психология) студенты 3Б курса выполняли проект: «Педагогическая деятельность и личность учителя как образец для подражания». В данном случае, идея проекта подсказываласьучителем, а алгоритм действия и сами действия выполнялись студентами.  Учитель только консультировал в решении частных вопросов.

Этот проект   отличался высокой степенью самостоятельности и творческой инициативности, активности студентов, свободой определения темы проекта, логики и объема  содержания проекта, свободным  выражением  собственного видения решения вопроса. Он развивал коммуникативные, поисковые, презентационные, социальные  и другие профессиональные  компетенции студентов, повышал педагогическую направленность профессиональной подготовки студентов.

          Кроме того,  участниками проектной деятельности могут быть разные субъекты:

*моделирующие пары, которая в проектной деятельности моделирует инновационные изменения;

* проектная команда – основной круг людей, непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте;

* пилотная группа – группа участников, осуществляющая пилотажные (пробные, эксперементальные) действия в логике проекта;

* группа тьютеров (тренеров)- группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим;

*разнообразные учебные и рабочиегруппы.

Так, при изучении дисциплины «Основы педагогического мастерства» со студентами  4б курса тоже применялось учебное проектирование. Цель этих групповых проектов заключалась в изучении нового материала с помощью созданных студенческих групп  -  групп тьютеров.  Темы проектов были предложены студентам для самостоятельного  изучения и оформления проектов: «Стимулирование активной познавательной деятельности школьников», «Создание эмоционального положительного фона учебной работы», «Технология активного обучения», «Использование наглядности в обучении», «Компьютеризация обучения» и т.д. Именно через демонстрацию  проектов   групп тьюторов шло усвоение нового материала. С поставленной задачей четверокурсники справились очень хорошо и результаты промежуточной аттестации по дисциплине были положительными.

Проблематичным является вопрос об оценивании успешности обучающихся в выполнении проекта.

Собственноеразрабатывание критериев оценивания проектов требовало больших затрат сил и времени. Поэтому в педагогической литературе были найдены  критерии оценивания проектной деятельности. Так в книге «Повышение педагогического мастерства учителя» (автор-составительН.В.Ширшина) представлены примерные  критерии оценивания проекта и работы над ним:

  • Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
  • Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли.
  • Количество новой информации использованной для выполнения проекта.
  • Степень осмысления использованной информации.
  • Уровень сложности и степень владения используемыми методиками.
  • Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
  • Осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта.
  • Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.
  • Владение самоанализом работы.
  • Творческий подход в подготовке объектов наглядности.
  • Социальное и прикладное значение полученных результатов.

             Здесь важно понимать, что значимой оценкой проекта является общественное признание успешности, результативности проектной деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

          Данный вопрос важен для определения уровня  формирования соответствующей компетентности у обучающегося.

          Представленный материал по использованию в профессиональной подготовке будущих специалистов проектной деятельности раскрывает вариант реализации системно-деятельностного подхода ФГОС СПО и подводит к таким выводам:

Выводы:

*Именно проектная деятельность  содержит  удивительные возможности в плане развития личности и формирования ее компетенций,

*   разная трактовка метода проектов приводит к широкой сфере  использования проектной деятельности;

* формируется  широкий спектр социально ценных мотивов учебной деятельности студентов: профессиональных, познавательных, личностных;

* повышается  самооценка студентов, создаются  условия для творческой самореализации личности;

* формируется социальный опыт, умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;

* расширяется  социальные контакты, развивает умение взаимодействовать с разными людьми в процесс решения проблем;

* обеспечивается  развитие исследовательских способностей студентов и формируются  необходимые для профессиональной деятельности компетенции: анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения, объединять усилия для их совместного решения  и т.д.

На основе сказанного можно внести такие предложения:

- внедрять в профессиональную подготовку студентов колледжа проектную  деятельностькак путь формирования общих, профессиональных и личностных компетенций будущих специалистов;

- шире использовать на педагогической практике технологию учебного проектирования как средство повышения познавательной активности школьников и углубления профессиональной подготовки студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)

Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...

Портфолио преподавателя к педсовету

Портфолио преподавателя к педсовету...

Альтернативные технологии (выступление на педсовете 30 декабря 2009г.).

В "Альтернативных технологиях" расссматриваются альтернативные образовательные системы,  одна из них - Вальдорфская система. А так же рассматривается вопрос: "Возможна ли в России Вальдорфская си...

Педсовет «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного и теоретического обучения».

Педагогический процесс в учебных заведениях НПО призван обеспечить процесс развития компетентного специалиста, «владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности ...

Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"

Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...

Выступление на педсовете

Общие компетенции, как условия  социализации учащихся.   Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и...

Краткий доклад на педсовете на тему " Формирование конкурентоспособного специалиста в области строительства".

P { margin-bottom: 0.21cm; } Студентами колледжа становится, в основном,15-ти летняя молодежь после окончания 9 классов общеобразовательной школы. Большинство из них поступает на учебу по выбору ...