Статья "Гражданское и патриотическое воспитание школьников на базе школьного музея"
статья по теме

Статья о роли школьного музея в образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

О.Н.Зиновьева, Н.А.Зепнова

(ГБОУ СОШ с.Петровка, Языково)

В послании Губернатора Самарской области  Н.И Меркушкина говорится: " У Самарской области огромный потенциал творческих людей, глубокие культурные традиции, у Самары есть все основания, для  того, чтобы вернуть себе звание культурной столицы Поволжья и совместными усилиями мы можем этого добиться"… [1, с. 3]

Мы полностью поддерживаем обращение губернатора Самарской области к населению и, считаем историю своей малой Родины мы должны сохранить в памяти будущего поколения.

Волжская земля издавна притягивала к себе неординарных, талантливых личностей.  С Поволжьем, особенно, с Самарским краем, в том числе и с селом Языково, была тесно связана почти вся семья Аксаковых.  А наше родное село Языково в то время было их усадьбой. Жила в Языково внучка писателя Ольга Григорьевна Аксакова, которую по сей день помнят многие односельчане. [3, с. 1]

Можно сказать словами народного артиста Сергея Безрукова, бывшего в Самаре с гастролями: "Я всегда приветствую украшение русских сёл и городов не рекламой, а историческими памятниками. Особенно, если речь идёт о такой исторической фигуре, как автор сказки "Аленький цветочек". К этой сказке у меня отношения особое – так назывался первый спектакль в моей жизни, повлиявший на мою дальнейшую творческую судьбу". [2, с. 4]

В последнее время усиливается интерес к исследованию  родного края. Это находит свое отражение в системе мероприятий патриотической и краеведческой направленности, что способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся в духе патриотизма, бережного отношения к истории в целом, совершенствованию нравственного, культурного и эстетического уровня развития учащихся. Именно это и послужило созданию музея в нашей школе.  В сентябре 2012 года усилиями творческой группы учителей и учеников, представителями  районной администрации, работников культуры  были оформлены  три зала  школьного музея. Первый зал посвящен истории села Языково, а второй и третий семье русского писателя С.Т.Аксакова и его внучке Ольге Григорьевне Аксаковой.  

Задачами  нашей работы являются:

- организовать поисковую, систематизирующую, научно-исследовательскую работу;

- проводить экскурсионно-просветительскую работу среди населения и посетителей музея;

- развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности учащихся.

В комнатах музея представлены постоянные экспозиции: "История села. От начала и до наших дней", "Школа, школа ты начало всех путей и всех дорог", "Вехи нашей Победы", "Стилизованная комната О.Г.Аксаковой", фотоколлаж "Аксаковской тропой". Организуются тематические выставки: "В книжном царстве Аксаковском государстве", творческих работ учащихся. В музее представлены работы по сказке "Аленький цветочек", "Дом С.Т.Аксакова в селе Аксаково Оренбургской области" (техника – соленое тесто).

Работа ведется по следующим направлениям:

1. Организационная работа: разработка перспективного плана развития школьного музея, подготовка экскурсоводов среди учащихся 8-9 классов, постоянно дополняются материалы экскурсий, в связи с изучением новой краеведческой и исторической литературы, открытием новых фактов, проведение уроков по краеведению.

2. Научно-исследовательская работа:

- участие учащихся в конкурсах: "Аксаковские чтения", выполнены  исследовательские работы по темам: " Русская семья в жизни и творчестве С.Т. Аксакова" (Зиновьева Ю., 9 класс)," Аксаковский наш край" (Андреева О., 8 класс);  "Алабинские чтения" - " Ольга Аксакова  в культурной жизни  с. Языкова" (Андреева О., 8 класс); проект "Гражданин" - "Школьный музей -культурно-исторический центр села" (9 класс).

- участие учащихся в Международной ежегодной научно-практической конференции: "Григорий Аксаков - почётный гражданин г. Самара" (Мокрый Н., 9 класс);

- участие учащихся в литературно-краеведческих чтениях "Аксаковская осень" - "История  "Аленького цветочка" в газетах и журналах" (Вергун Е., 6 класс); "Сретенские чтения";

- выполнение учебных проектов учащихся:"Гончарное дело", "Кузнечное дело",  "Валяльное ремесло" и другие.

3. Поисковая работа: поиск экспонатов и сбор информации по оформлению летописи школы и села, изучение Аксаковских мест Самарской области, участие в совместных экспедициях:

- с администрацией г. Оренбурга (посещение с целью восстановления памятных мест семьи Аксаковых и установка креста на могиле Г.С.Аксакова в с.Страхово);

-   поисковая работа с  экспедицией  Самарского государственного университета ( уточнение карты  литературных мест Самарской области  с профессором Михаилом Перепёлкиным);

- сбор сведений о пребывании Аксаковых в с.Языково (для журнала "Самарские судьбы");

- встреча с историком, краеведом, археологом, руководителем Бузулукского краеведческого музея С.В. Колычевым.

4. Экскурсионно - просветительская  работа:  экскурсия для участников международного Аксаковского пробега, поездка  с учащимися школы и жителями села в музей - усадьбу С.Т.Аксакова  в с.Аксаково Оренбургской области, проведение классных часов, занятий по внеурочной деятельности, уроков  по истории, географии, проектной деятельности, литературе для учащихся 1-9 классов, организация экскурсий  для жителей села, учащихся  школ, участие в съемках передачи "Путь паломника", канал "Губерния" ООО Медиа корпорации "Русь ТВ", участие в постановке фильмов: "Сектор успеха", "Языково - резиденция Аксаковых", "Сергей Аксаков", "Аксаковские дни на Борской земле".

5. Оформительская работа:  обновление экспозиций, тематических выставок, подготовка материала по истории села к издательству брошюр о селе Языкове.

   Наш музей сотрудничает с Международным Аксаковским фондом, Борским  краеведческим музеем, отделом культуры администрации муниципального района Борский, СРОФ СРКН "Всенародное достояние",                                                                          сельской библиотекой,  Бузулукским филиалом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и другими организациями.

                 Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Список литературы

1. Послание Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина

2. "Последняя из Аксаковых"// "Волжская коммуна", 2009 г, №122

3.М.Т.Шишканов, "История села Языково"//Самара, 2012 г., 17 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма социально-патриотического воспитания школьников «Забота»

подпрограмма рассчитана на учащихся в возрасте 7-17 лет, срок реализации подпрограммы составляет пять лет...

Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в...

Статья "Патриотическое воспитание школьников при освоении программы "Веселая топонимика"

Статья представлена на Всероссийской научно-методической конференции "Инновационные процессы в общеобразовательном учреждении на основе идей национальной образовательной инициативы "Наша нов...

Статья на тему"Патриотическое воспитание младших школьников в условиях историко-литературного музея."

Статья, посвящена актуальной проблеме воспитания патриотизма и патриотической культуры у деьтей младшего школьного возраста. Предлагает модель формирования ПК в условиях музея....

Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников

В статье рассмотрен процесс формирования патриотичсеких компетенций у старшеклассников...

Гражданско-патриотическое воспитанию школьников.

Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотическ...