Статья "Гражданское и патриотическое воспитание школьников на базе школьного музея"
статья по теме
Статья о роли школьного музея в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_i_patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_baze_shkolnogo_muzeya.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
О.Н.Зиновьева, Н.А.Зепнова
(ГБОУ СОШ с.Петровка, Языково)
В послании Губернатора Самарской области Н.И Меркушкина говорится: " У Самарской области огромный потенциал творческих людей, глубокие культурные традиции, у Самары есть все основания, для того, чтобы вернуть себе звание культурной столицы Поволжья и совместными усилиями мы можем этого добиться"… [1, с. 3]
Мы полностью поддерживаем обращение губернатора Самарской области к населению и, считаем историю своей малой Родины мы должны сохранить в памяти будущего поколения.
Волжская земля издавна притягивала к себе неординарных, талантливых личностей. С Поволжьем, особенно, с Самарским краем, в том числе и с селом Языково, была тесно связана почти вся семья Аксаковых. А наше родное село Языково в то время было их усадьбой. Жила в Языково внучка писателя Ольга Григорьевна Аксакова, которую по сей день помнят многие односельчане. [3, с. 1]
Можно сказать словами народного артиста Сергея Безрукова, бывшего в Самаре с гастролями: "Я всегда приветствую украшение русских сёл и городов не рекламой, а историческими памятниками. Особенно, если речь идёт о такой исторической фигуре, как автор сказки "Аленький цветочек". К этой сказке у меня отношения особое – так назывался первый спектакль в моей жизни, повлиявший на мою дальнейшую творческую судьбу". [2, с. 4]
В последнее время усиливается интерес к исследованию родного края. Это находит свое отражение в системе мероприятий патриотической и краеведческой направленности, что способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся в духе патриотизма, бережного отношения к истории в целом, совершенствованию нравственного, культурного и эстетического уровня развития учащихся. Именно это и послужило созданию музея в нашей школе. В сентябре 2012 года усилиями творческой группы учителей и учеников, представителями районной администрации, работников культуры были оформлены три зала школьного музея. Первый зал посвящен истории села Языково, а второй и третий семье русского писателя С.Т.Аксакова и его внучке Ольге Григорьевне Аксаковой.
Задачами нашей работы являются:
- организовать поисковую, систематизирующую, научно-исследовательскую работу;
- проводить экскурсионно-просветительскую работу среди населения и посетителей музея;
- развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности учащихся.
В комнатах музея представлены постоянные экспозиции: "История села. От начала и до наших дней", "Школа, школа ты начало всех путей и всех дорог", "Вехи нашей Победы", "Стилизованная комната О.Г.Аксаковой", фотоколлаж "Аксаковской тропой". Организуются тематические выставки: "В книжном царстве Аксаковском государстве", творческих работ учащихся. В музее представлены работы по сказке "Аленький цветочек", "Дом С.Т.Аксакова в селе Аксаково Оренбургской области" (техника – соленое тесто).
Работа ведется по следующим направлениям:
1. Организационная работа: разработка перспективного плана развития школьного музея, подготовка экскурсоводов среди учащихся 8-9 классов, постоянно дополняются материалы экскурсий, в связи с изучением новой краеведческой и исторической литературы, открытием новых фактов, проведение уроков по краеведению.
2. Научно-исследовательская работа:
- участие учащихся в конкурсах: "Аксаковские чтения", выполнены исследовательские работы по темам: " Русская семья в жизни и творчестве С.Т. Аксакова" (Зиновьева Ю., 9 класс)," Аксаковский наш край" (Андреева О., 8 класс); "Алабинские чтения" - " Ольга Аксакова в культурной жизни с. Языкова" (Андреева О., 8 класс); проект "Гражданин" - "Школьный музей -культурно-исторический центр села" (9 класс).
- участие учащихся в Международной ежегодной научно-практической конференции: "Григорий Аксаков - почётный гражданин г. Самара" (Мокрый Н., 9 класс);
- участие учащихся в литературно-краеведческих чтениях "Аксаковская осень" - "История "Аленького цветочка" в газетах и журналах" (Вергун Е., 6 класс); "Сретенские чтения";
- выполнение учебных проектов учащихся:"Гончарное дело", "Кузнечное дело", "Валяльное ремесло" и другие.
3. Поисковая работа: поиск экспонатов и сбор информации по оформлению летописи школы и села, изучение Аксаковских мест Самарской области, участие в совместных экспедициях:
- с администрацией г. Оренбурга (посещение с целью восстановления памятных мест семьи Аксаковых и установка креста на могиле Г.С.Аксакова в с.Страхово);
- поисковая работа с экспедицией Самарского государственного университета ( уточнение карты литературных мест Самарской области с профессором Михаилом Перепёлкиным);
- сбор сведений о пребывании Аксаковых в с.Языково (для журнала "Самарские судьбы");
- встреча с историком, краеведом, археологом, руководителем Бузулукского краеведческого музея С.В. Колычевым.
4. Экскурсионно - просветительская работа: экскурсия для участников международного Аксаковского пробега, поездка с учащимися школы и жителями села в музей - усадьбу С.Т.Аксакова в с.Аксаково Оренбургской области, проведение классных часов, занятий по внеурочной деятельности, уроков по истории, географии, проектной деятельности, литературе для учащихся 1-9 классов, организация экскурсий для жителей села, учащихся школ, участие в съемках передачи "Путь паломника", канал "Губерния" ООО Медиа корпорации "Русь ТВ", участие в постановке фильмов: "Сектор успеха", "Языково - резиденция Аксаковых", "Сергей Аксаков", "Аксаковские дни на Борской земле".
5. Оформительская работа: обновление экспозиций, тематических выставок, подготовка материала по истории села к издательству брошюр о селе Языкове.
Наш музей сотрудничает с Международным Аксаковским фондом, Борским краеведческим музеем, отделом культуры администрации муниципального района Борский, СРОФ СРКН "Всенародное достояние", сельской библиотекой, Бузулукским филиалом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и другими организациями.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Список литературы
1. Послание Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина
2. "Последняя из Аксаковых"// "Волжская коммуна", 2009 г, №122
3.М.Т.Шишканов, "История села Языково"//Самара, 2012 г., 17 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подпрограмма социально-патриотического воспитания школьников «Забота»
подпрограмма рассчитана на учащихся в возрасте 7-17 лет, срок реализации подпрограммы составляет пять лет...
Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)
В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в...
Статья "Патриотическое воспитание школьников при освоении программы "Веселая топонимика"
Статья представлена на Всероссийской научно-методической конференции "Инновационные процессы в общеобразовательном учреждении на основе идей национальной образовательной инициативы "Наша нов...
Статья на тему"Патриотическое воспитание младших школьников в условиях историко-литературного музея."
Статья, посвящена актуальной проблеме воспитания патриотизма и патриотической культуры у деьтей младшего школьного возраста. Предлагает модель формирования ПК в условиях музея....
Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников
В статье рассмотрен процесс формирования патриотичсеких компетенций у старшеклассников...
Гражданско-патриотическое воспитанию школьников.
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотическ...