Факторы, влияющие на состояние здоровья
статья по теме
Практическая значимость нашего материала в том, что изученные основы здоровьесберегающей деятельности могут использоваться для повышения уровня культуры здоровья в школах, гимназиях, лицеях, колледжах...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Общеизвестно, что состояние здоровья человека в современных условиях значительно зависит от условий, в которых он находится (безопасность пребывания в социуме, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Анализ теоретических источников – педагогических, психологических, медицинских, валеологических показывает, что на уровень здоровья населения, в том числе и детей, оказывают воздействие множество факторов.
Здоровье и будущее нашей страны зависит от состояния здоровья и благополучия подрастающего поколения. Н.К. Смирнов выявляет факторы, отрицательно влияющие на здоровье учащихся. Он разделяет их на две большие группы: внутришкольные, связанные непосредственно с образовательным процессом и общественные, не связанные с обучением и воспитанием, а именно:
- низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья;
- «забалтывание проблемы здоровья»;
- сужение понятия здоровья;
- воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов;
- отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья;
- несовершенство законодательной, нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения в целом, в частности - детей и подростков;
- несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучное их состояние здоровья.
На основе вышеизложенного и личного опыта работы в школе, мы выделяем основные компоненты деятельности человека, способствующие сохранению здоровья:
- выполнение режима умственного труда;
- правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна;
- разнообразие видов умственного труда;
- правильное чередование занятий человека по степени трудности и по характеру умственного труда;
- отведение большого количества времени на интенсивный физический и умственный труд на свежем воздухе;
Отношение к здоровью - один из элементов самосохранения. Оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека.
Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Человек, проживая в большом городе, постоянно подвержен стрессам, особенно в городах - мегаполисах, таких как Москва, для которых характерно множество факторов, негативно влияющих на здоровье, стрессоустойчивость населения, в частности, детей и подростков.
Какие же это условия могут помочь нам максимально сохранить наше здоровье? Это комфортный психологический климат в семье, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребенка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях. Да, это известно и просто. Правда, создание этих условий требует от нас ежедневного и ежечасного труда, труда ума, души, рук. Но ведь результатом этого труда будет наше здоровье и здоровье нашего ребенка, а значит, его успешное обучение в школе, получение полноценного образования и в будущем реализация себя в любимом деле, да и, как говориться, личное счастье. Ради этого разве не стоит потрудиться?
Благополучие и здоровье человека специалисты оценивают по следующим показателям:
1. Наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья (этот показатель связан с наследственными факторами).
2. Умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей.
3. Гармоничность физического развития, уровень физической подготовленности.
4. Нормальное или отклоняющееся от нормы функционирование систем организма.
5. Нервно-психическое развитие.
6. Сопротивляемость и устойчивость к болезням.
7. Степень адаптации (приспособления) к меняющимся внешним условиям.
8. Уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Здоровье зависит от многих условий, но главным среди них является здоровый образ жизни. Обобщая взгляды многих ученых, к основным условиям здорового образа жизни можно отнести:
- достаточная двигательная активность;
- умение регулировать свое психическое состояние;
- правильное питание;
- закаливание и тренировка иммунитета;
- четкий режим жизни;
- выполнение гигиенических требований;
- умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении;
- отказ от вредных привычек;
- потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.
Отечественные, как и зарубежные ученые, в частности Ю.П. Лисицын и Ю.М. Комаров выделили показатели, выступающие факторами риска для здоровья.
Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики.
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И.Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни».
2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Возникает недоумение: как же так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может, эта проблема неразрешима? Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья у населения, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней.
3. Сужение понятия здоровья. Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения. Это определение является одним из самых популярных, в нем здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал. Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П.Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%), влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения. Эти данные, как модель обусловленности состояния здоровья, отражают результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в различных сферах трудовой деятельности, и до сих пор подтверждаются отечественными и зарубежными специалистами.
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны – зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды. Мясо, молоко, яйца от животных и птиц, живущих на этих территориях, также будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье при употреблении их в пищу. Конечно, используя очистные фильтры, вымачивая овощи в воде, строго отбирая молоко и мясо, можно несколько снизить вред для здоровья. Но ходить в противогазе, защититься от радиации, совсем отказаться от большинства продуктов питания и т.п. – невозможно. И чем слабее, незащищеннее организм человека, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. К ним относится описанный в специальной и популярной литературе широкий спектр патогенных воздействий – от воздействия электромагнитных полей, в «паутине», которой мы проводим большую часть жизни, и частых поездок на транспорте («транспортное утомление») до социально – психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных взаимодействиях, и травмирующего психику воздействия средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами, сценами насилия и убийств. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
6.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.
6.2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. В существующих программах, направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности, субъектов образовательного процесса, как правило, прописано межведомственное взаимодействие, но на практике это осуществляется недостаточно.
6.3. Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями, изданием научно-популярной литературы, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и главное – пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья, настойчиво рекламируется деятельность медицинских центров, а не профилактики с использованием социально-психологических технологий.
6.4. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголизации и пр. В результате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.
7. Несовершенство законодательной, нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста. Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья школьников, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно – профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора.
8. Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья. Тот факт, что значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка общеизвестен. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно. В этом вина как самого учителя, так и всей государственной системы, многие годы финансирующей образование и здравоохранение по остаточному принципу. Однако трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения к здоровью учителя.
Таким образом, здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, миграционной подвижности людей, приобщении их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха. Однако, необходимо помнить, что уровень здоровья, в свою очередь, имеет зависимость от социально-экономических факторов.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что изученные основы здоровьесберегающей деятельности могут использоваться для повышения уровня культуры здоровья в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, профессиональных технических училищах и профессиональных лицеях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.– 2-е изд., доп., перераб. – М.: физкультура и спорт, 1990.-186с.
- Здоровье – социальная ценность: Вопросы и ответы / Н.В. Понкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. –М.: Мысль, 1989. – 236 с.
- Лисицын Ю.П. Влияние образа жизни и факторов риска //Превентивная кардиология: Руководство /Под ред. Г.И. Косицкого. — М.: Медицина, 1987.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. – 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на груз
Материал содержит демонстрационные слайды по теме "Факторы, влияющие на груз", рассматриваемой при изучении дисциплины "Перевозка грузов в особых условиях"...

Статья на тему: "Стресс как фактор, влияющий на здоровье обучающихся и проблемы его преодоления"
Статья студентки ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Абайхановой Л.Р. для научно - практической конференции "Здоровая молодежь - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем,...

Выявление факторов, влияющих на перезимовку озимой пшеницы, возделываемой на полях учебного хозяйства ГБПОУ КК ЛМТ
Выявление факторов, влияющих на перезимовку озимой пшеницы, возделываемой на полях учебного хозяйства ГБПОУ КК ЛМТ...

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор.
Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор....

Лекция Формы и размеры сечений стволов и факторы, влияющие на них
Вертикальные стволы наиболее часто имеют круглую, прямоугольную форму сечения, реже криволинейную, эллиптическую и прямоугольную с выпуклыми короткими сторонами.В зависимости от назначения и расположе...
Статья. Факторы, влияющие на приверженность к медикаментозному лечению пациентов пожилого возраста
В статье представлены материалы изучения уровня приверженности пациентов пожилого и старческого возраста с артериальной гипертензией медикаментозному лечению...
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ/ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Батуева О.Б. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 2. С. 119-122.
Исследован процесс возникновения оценочных значений и объяснены его причины. Выделены основные факторы, которые способствуют образованию оценочных значений в деятельности организации. Проанализирован ...