Не на учете, а в строю.
статья по теме
( Военно-патриотическое воспитание подростков в Абаканском спец ПУ
для детей и подростков с девиантным поведением)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_na_uchetea_v_stroyu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Василенко Светлана Юрьевна, воспитатель, Абаканского спец ПУ.
Не на учете, а в строю.
( Военно-патриотическое воспитание подростков в Абаканском спец ПУ
для детей и подростков с девиантным поведением)
Дерзайте Отчизну, мужеством прославлять.
М.Ломоносов.
Актуальность. Военно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у подростков патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
Овладение теорией и практикой военно - патриотического воспитания, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга, к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно – патриотической работы в училище.
Проблема патриотического воспитания трудных подростков актуально как никогда. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны. Поэтому в молодежной среде, особенно у подростков с девиантным типом поведения проявляется равнодушие, негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость, правонарушения. Стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социально – экономическими причинами.
Любому государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
У значительной части воспитанников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной воинской службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности.
Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Следует заметить и то, что у молодежи все больше проявляется устойчивая тенденция падения престижа служения Родине, усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу, институт подготовки молодежи к службе в армии фактически разрушен. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали ее предметом насмешек.
В образовательной системе Абаканского спец ПУ уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию.
Цель военно-патриотического воспитания - создание условий для воспитания подростков на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей, формирование значимых морально-психологических качеств и установок, готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели в ходе учебно- воспитательного процесса выполняются следующие задачи:
* Участие в реализации государственной политики в области военно- патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.
* Формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней.
* Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
* Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
* Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
* Физическое развитие воспитанников, формирование здорового образа жизни.
* Участие в подготовке подростков к военной службе.
Учебно - воспитательный процесс Абаканского спец ПУ соблюдается по принципам:
- принцип патриотической направленности (обусловлен идеалом Родины, способностью и желанием жить во благо Родины);
- принцип гуманизма (означает признание ценности человек как личность, его права, максимальное уважение);
- принцип сотрудничества (означает развитие умений жить в коллективе, решать творческие задачи, работать в команде);
- принцип здорового образа жизни (обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения);
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип духовности (обусловлен важностью духовного возрождения нации);
- принцип толерантности (обусловлен многонациональным составом народа Хакасии);
- принцип единства требований;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания воспитанников призвана обеспечить развитие у них нового, заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции защиты Родины.
Учебно-воспитательный процесс Абаканского спец ПУ включает в себя систему, комплекс занятий, мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания воспитанников по подготовке к военной службе. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные дела для Отечества и государства:
- уроки ОБЖ, где обучающиеся знакомятся со спецификой воинского труда, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины;
- уроки истории, литературы – познание наших корней, изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
- режимные моменты воспитательного процесса – обязательная утренняя зарядка, построение с подъемом флага, исполнение гимна в торжественных случаях, сдача рапортов, дежурство дневальных, еженедельное подведение итогов успеваемости, состояние дисциплины, внутреннего распорядка.
- секция ОФП с элементами строевой подготовки, сборка и разборка автомата;
- месячник «Мое Отечество», в рамках которого проходят воспитательные часы, КВД (клуб выходного дня): «Ах, как хочется мальчишкам в армии служить!», «Мы будущее России», «Армейский Экспресс», «Главная высота России», «Выдающиеся личности». Задача данных занятий - воспитание чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооруженным силам, Стремления служить Отечеству;
- традиционный праздник «Строя и песни» с участием солдат срочников из железнодорожной части;
- общеучилищные мероприятие ко «дню защитника Отечества», «День Победы»;
- тематические выставки поделок, выставка-макет ко Дню Победы сделанные руками воспитанников в музей училища, создает определенную информацию о славных страницах Отечества;
- месячник «Наши права и обязанности», который знакомит воспитанников с государственной символикой страны, с законами РФ, формирует представление о правах и обязанностях, в частности о воинской обязанности;
- взаимодействие с военкоматом, воинской частью, подразделением спецназа, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, работниками силовых структур зажигают энергией подвига воспитанников изнутри, ребята стремятся быть похожими на живых героев, стремятся проявить свои качества с лучшей стороны;
- экскурсия в музей «Зал воинской славы», по памятникам мемориальной славы г. Абакана, г. Усть-Абакана;
- «Дни Здоровья», военно - спортивная игра «Зарница»,спортивные секции: «Бокс», «Хоккей», «Футбол» способствуют созданию оптимальных условий, для повышения спортивного мастерства, направлены на укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному развитию и повышению работоспособности организма; формирование и совершенствование двигательных навыков и умений (силы, выносливости, быстроты и ловкости); воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества.
Военно-патриотическое воспитание - в нашем училище дает положительные результаты, способствует снижению у воспитанников с девиантным типом поведения показателей агрессии, склонности к риску и острым ощущениям, повысило их уверенность в себе, активность и инициативность, явилось эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в училище, помогает управлять процессом подготовки подростков к защите Родины, придает всей проводимой работе системность в организации и развитии военно-патриотической деятельности воспитанников. Является положительным фактором коррекции и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением, способствует приобретению ими необходимого образования и усвоению адекватных норм социального поведения основу которого составляют такие качества, как выдержка, умение прислушаться к самому себе, умение анализировать происходящее с собой.
«Список литературы»
1. Беспалова, Н.К, Военно-патриотическое воспитание детей и подростков, как средство социализации, Москва, Айрис – пресс, 2006.
- Дзержинская Л.Б., Взаимодействие педагогического коллектива общеобразовательных школ и военно-патриотических клубов в процессе перевоспитания трудных подростков, г.Пермь,2012.
3. Лутовинов В.И., Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию,Москва,Ампресс,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект
В среде обучающихся проявилась невосприимчивость друг друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...
Кто дома нам строит?
В данном конспекте занятия дети изучают строительные профессии....
Презентация смотра строя и песни "Красив в строю, силён в бою"
Данная презентация получила диплом третьей степени на общероссийском конкурсе...
"Красив в строю, силен в бою"
Методическая разработка открытого мероприятия «Красив в строю, силен в бою», посвященного Дню Защитников Отечества, содержит материал, отражающий информацию об исторических событиях нашей страны...
Сценарий ко Дню защитника Отечества "Красив в строю, силён в бою"
Рыцарский турнир...
ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит
ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...
Технологическая карта по БЖД 1 курс спец. 09.02.01 по теме Строевые приемы и движение без оружия. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Технологическая карта будет полезна преподавателям при подготовке к уроку по БЖД...