Урок ОБЖ по теме "Бактериологическое оружие и его поражающие факторы". 10-й класс
план-конспект урока на тему
Урок ОБЖ по теме "Бактериологическое оружие и его поражающие факторы". 10-й класс
Цели:
· Познакомить учащихся с видами, поражающими факторами бактериологического оружия.
· Обучить способам защиты от бактериологического оружия.
· Воспитывать у них уверенность в эффективности существующих средств защиты.
Учебные вопросы:
· История применения бактериологического оружия.
· Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
· Очаг бактериологического поражения.
· Средства защиты от бактериологического оружия.
Время: 40 минут.
Место: кабинет ОБЖ.
Метод: рассказ с использованием наглядных пособий, учебного имущества ГО, учебных фильмов.
Материальное обеспечение: таблицы 3, 4, 5, брошюры, плакаты, учебный диафильм «Чем опасно бактериологическое оружие», противогазы, аптечки АИ-2.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
– Организационный момент. Построение, прием рапорта, осмотр внешнего вида.
– Опрос домашнего задания.
1) Дайте определение химического оружия.
2) На какие группы делятся ОВ.
3) Охарактеризуйте каждую группу ОВ.
4) Что называется зоной химического заражения, очагом химического поражения?
5). Расскажите о средствах защиты от ОВ.
– Сообщить тему урока, учебные цели, учебные вопросы, подлежащие изучению.
II. Основная часть.
– Познакомимся с главой произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»:
Было время, процветала Ныне церковь опустела;
В мире наша сторона: Школа глухо заперта;
В воскресение бывала Нива праздно перезрела;
Церковь божия полна; Роща темная пуста;
Наших деток в шумной школе И селенье, как жилище
Раздавались голоса, Погорелое, стоит, –
И сверкали в светлом поле Тихо все – одно кладбище
Серп и быстрая коса. Не пустеет, не молчит –
Поминутно мертвых носят, Поминутно места надо,
И стенания живых И могилы меж собой,
Боязливо бога просят Как испуганное стадо,
Успокоить души их! Жмутся тесной чередой!
1-й учебный вопрос
История применения бактериологического оружия.
Идея применять болезнетворные микроорганизмы в качестве средств поражения возникла давно. Стоит для этого вспомнить примеры эпидемических заболеваний, например трагедию 1918 – 1919 гг. Тогда из 500 млн. человек, заболевших гриппом, умерло 20 млн., то есть почти в 2 раза больше, чем было убито за всю первую мировую войну. Это и вдохновляет агрессивные круги многих государств на активные поиски возбудителей болезней, причем гораздо более смертоносных, чем грипп.
В годы, предшествовавшие второй мировой войне, наиболее интенсивные работы в области создания бактериологического оружия вели японцы.
Нередко именно эпидемии, а не военные неудачи решали исход военных сражений. Так в 1741 г. из 27 тысяч английских солдат, участвовавших в захватнических кампаниях в Мексике и Перу 20 тысяч погибли от желтой лихорадки; 1802г. от этой же болезни почти полностью погибла 30 тысячная армия генерала Леклерка направленная Наполеоном на о. Гаити.
С 1733 по 1865г. в войнах в Европе погибло 8 млн. человек, из них боевые потери составили только 1,5 млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней.
Даже в наше время, несмотря на значительные достижения в области профилактики и лечения, инфекционные болезни способны оказывать заметное влияние на ход боевых действий. В ходе войны во Вьетнаме от инфекционных заболеваний пострадало военнослужащих в 3 раза больше, чем потеряли убитыми и ранеными (США).
С 1940 по 1944 год японская армия более чем 11 раз применяли различные виды биологических средств против китайских войск и мирного населения, вспыхнули эпидемии.
С 1941г. США включились в исследовательские работы по созданию и возможному использованию в военных целях биологических средств.
Большой победой миролюбивой общественности всего мира явилось принятие в 1972г. Конвенции о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении.
2-й учебный вопрос
Бактериологическое (биологическое) оружие – оружие, основанное на использовании болезнетворных свойств бактерий, вирусов, а также на яде, который вырабатывают бактерии. Предназначено для массового поражения людей, с/х животных и растений. Поражающее действие основано на использовании болезнетворных микробов-возбудителей заболеваний.
Особенности его заключается в длительном, скрытом периоде действия, возможности обнаружения только с помощью лабораторных исследований и проникновении всюду с воздухом и водой.
Болезнетворные микробы или возбудители инфекционных заболеваний – это большая группа мельчайших живых существ, которые при попадании в организм человека или животного могут вызвать инфекционные заболевания. В зависимости от размеров микробных клеток и их биологических особенностей они подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки..
Вирусы – микроорганизмы, способные жить и размножаться только в живых клетках. На них губительно действуют ультрафиолетовые лучи, а так же температура свыше 60 градусов .Вызывают такие заболевания как натуральная оспа, желтая лихорадка.
Бактерии – одноклеточные микроорганизмы растительной природы, чувствительные к воздействию высокой температуры, солнечного света, дезинфицирующих средств. К классу бактерий относятся возбудители заболеваний (чумы, холеры, сибирской язвы, сапа).
Риккетсии – микроорганизмы, занимающие положение между бактериями и вирусами. Устойчивы к высушиванию, замораживанию, чувствительны к высоким температурам и дезинфекции. Вызывают сыпной тиф, пятнистую лихорадку Скалистых гор.
Грибки – одно – или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения. Могут образоваться споры, обладающие высокой устойчивостью к замораживанию, высушиванию, действию солнечных лучей.
Для поражения людей считаются возбудители следующих тяжелых инфекционных заболеваний: натуральная оспа, желтая лихорадка, энцефалиты, сибирская язва, чума, бруцеллез, сап, сыпной тиф.
Для поражения животных могут использоваться в качестве БО возбудители заболеваний, опасные в равной степени для животных и человека: сибирская язва, ящур, лихорадка долины Рифт (чума КРС, африканской чумы свиней)
Вредители с/х культур – колорадский жук, саранча, стеблевая ржавчина пшеницы, фитофтороз картофеля и другие.
Для порчи запасов продовольствия, нефтепродуктов, некоторых видов военного имущества, снаряжения, оптических приборов, электронного и другого оборудования, используют бактерии и грибки вызывающих быстрое разложение нефтепродуктов, изоляционных материалов, резко ускоряющие коррозию металлических изделий, окисление мест пайки контактов электросхем.
Заражение – проникновение в организм человека с воздухом через органы дыхания, с пищей и водой, через кожу в результате укусов кровососущих через слизистые оболочки рта, носа, глаз, через поврежденную кожу.
Доставка – ракеты, авиация, радио- и телеуправляемые аэростаты и воздушные шары, биологические бомбы, кассеты, диверсионный способ.
Признаки применения БС – глухой звук разрыва снарядов и бомб; наличие в местах разрывов крупных осколков и отдельных частей боеприпасов; появление капель жидкости или порошкообразных веществ на местности; необычное скопление насекомых и клещей в местах разрыва боеприпасов и падения контейнеров; массовое заболевание людей и животных. Применение БС может быть определено с помощью лабораторных исследований.
Особо подчеркнуть, что характерными особенностями БС являются способность возбудителей заболеваний вызвать эпидемии на больших территориях в короткое время.
3-й учебный вопрос
Очаг бактериологического поражения
Характеристика очага бактериологического поражения.
Очагом БС считают города, населенные пункты или объекты н/х, которые подверглись заражению бактериальными средствами, в результате чего возникли и распространились инфекционные заболевания среди людей и животных. Вокруг очага устанавливают вооруженную охрану, запрещают въезд и выезд, а также вывоз имущества.
Очаги БС характеризуются: массовыми инфекционными заболеваниями людей и с/х животных; неопределенностью границ заражения; сложностью и продолжительностью лабораторных анализов; быстрым распространением заболеваний в связи со вторичным заражением; длительностью поражающего действия.
Размеры очагов и зон БП зависят от вида БС и способа их применения, метеорологических и климатических условий быстроты обнаружения и своевременности проведения профилактических мероприятий, обеззараживания и лечения.
Зоной биологического заражения называют территорию, подвергшуюся непосредственному воздействию БО, и территорию, на которую распространились зараженные кровососущие переносчики инфекционных заболеваний.
Биологическое оружие так же, как и химическое, непосредственного воздействия на здания, сооружения и оборудование не оказывает.
4-й учебный вопрос
Защита: вакциносывороточные препараты, антибиотики и другие лекарственные вещества, СИЗ и коллективной защиты, химические вещества, применяемые для обезвреживания, АИ-2, СИЗ, ВМП, ПТМ, спецодежда и накидки.
Разъяснить учащимся их обязанности при обнаружении применения противником БС.
При объявлении сигнала «Химическая тревога» или обнаружения хотя бы одного из признаков применения БС необходимо:
· сообщить в ближайший орган ГО или по телефону скорой помощи, либо милиции, принять таблетки из гнезда №5 аптечки АИ-2 (через 6 часов еще 5);
· надеть имеющиеся СИЗ;
· укрыться в ближайшем защитном сооружении;
· истребляйте переносчиков инфекционных заболеваний: крыс, мышей, блох, клещей, клопов, тараканов при помощи хлорофоса, крысида, фосфида цинка, серно-кислого калия;
· строго соблюдать правила личной гигиены;
· соблюдать санитарно-гигиенические требования в питании: воду берите только из проверенных источников; кипятите воду и молоко, все продукты и пищу употребляйте лишь после прожаривания или кипячения; хлеб прокаливайте на огне или в духовке, печи.
III. Заключительная часть
В конце урока просмотреть учебный диафильм « Чем опасно бактериологическое оружие» и поставить перед учащимися следующие вопросы:
1. Что называется БО?
2. Что называется очагом БП?
– Каковы пути проникновения БС в организм человека?
– Какие существуют средства и способы защиты от БС?
Домашнее задание
Задать домашнее задание. Подвести итог урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakteriolog.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОБЖ по теме "Бактериологическое оружие и его поражающие факторы". 10-й класс
Цели:
- Познакомить учащихся с видами, поражающими факторами бактериологического оружия.
- Обучить способам защиты от бактериологического оружия.
- Воспитывать у них уверенность в эффективности существующих средств защиты.
Учебные вопросы:
- История применения бактериологического оружия.
- Краткая характеристика бактериологического оружия и его боевых свойств.
- Очаг бактериологического поражения.
- Средства защиты от бактериологического оружия.
Время: 40 минут.
Место: кабинет ОБЖ.
Метод: рассказ с использованием наглядных пособий, учебного имущества ГО, учебных фильмов.
Материальное обеспечение: таблицы 3, 4, 5, брошюры, плакаты, учебный диафильм «Чем опасно бактериологическое оружие», противогазы, аптечки АИ-2.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
– Организационный момент. Построение, прием рапорта, осмотр внешнего вида.
– Опрос домашнего задания.
1) Дайте определение химического оружия.
2) На какие группы делятся ОВ.
3) Охарактеризуйте каждую группу ОВ.
4) Что называется зоной химического заражения, очагом химического поражения?
5). Расскажите о средствах защиты от ОВ.
– Сообщить тему урока, учебные цели, учебные вопросы, подлежащие изучению.
II. Основная часть.
– Познакомимся с главой произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»:
Было время, процветала Ныне церковь опустела;
В мире наша сторона: Школа глухо заперта;
В воскресение бывала Нива праздно перезрела;
Церковь божия полна; Роща темная пуста;
Наших деток в шумной школе И селенье, как жилище
Раздавались голоса, Погорелое, стоит, –
И сверкали в светлом поле Тихо все – одно кладбище
Серп и быстрая коса. Не пустеет, не молчит –
Поминутно мертвых носят, Поминутно места надо,
И стенания живых И могилы меж собой,
Боязливо бога просят Как испуганное стадо,
Успокоить души их! Жмутся тесной чередой!
1-й учебный вопрос
История применения бактериологического оружия.
Идея применять болезнетворные микроорганизмы в качестве средств поражения возникла давно. Стоит для этого вспомнить примеры эпидемических заболеваний, например трагедию 1918 – 1919 гг. Тогда из 500 млн. человек, заболевших гриппом, умерло 20 млн., то есть почти в 2 раза больше, чем было убито за всю первую мировую войну. Это и вдохновляет агрессивные круги многих государств на активные поиски возбудителей болезней, причем гораздо более смертоносных, чем грипп.
В годы, предшествовавшие второй мировой войне, наиболее интенсивные работы в области создания бактериологического оружия вели японцы.
Нередко именно эпидемии, а не военные неудачи решали исход военных сражений. Так в 1741 г. из 27 тысяч английских солдат, участвовавших в захватнических кампаниях в Мексике и Перу 20 тысяч погибли от желтой лихорадки; 1802г. от этой же болезни почти полностью погибла 30 тысячная армия генерала Леклерка направленная Наполеоном на о. Гаити.
С 1733 по 1865г. в войнах в Европе погибло 8 млн. человек, из них боевые потери составили только 1,5 млн., а 6,5 млн. человек погибли от инфекционных болезней.
Даже в наше время, несмотря на значительные достижения в области профилактики и лечения, инфекционные болезни способны оказывать заметное влияние на ход боевых действий. В ходе войны во Вьетнаме от инфекционных заболеваний пострадало военнослужащих в 3 раза больше, чем потеряли убитыми и ранеными (США).
С 1940 по 1944 год японская армия более чем 11 раз применяли различные виды биологических средств против китайских войск и мирного населения, вспыхнули эпидемии.
С 1941г. США включились в исследовательские работы по созданию и возможному использованию в военных целях биологических средств.
Большой победой миролюбивой общественности всего мира явилось принятие в 1972г. Конвенции о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении.
2-й учебный вопрос
Бактериологическое (биологическое) оружие – оружие, основанное на использовании болезнетворных свойств бактерий, вирусов, а также на яде, который вырабатывают бактерии. Предназначено для массового поражения людей, с/х животных и растений. Поражающее действие основано на использовании болезнетворных микробов-возбудителей заболеваний.
Особенности его заключается в длительном, скрытом периоде действия, возможности обнаружения только с помощью лабораторных исследований и проникновении всюду с воздухом и водой.
Болезнетворные микробы или возбудители инфекционных заболеваний – это большая группа мельчайших живых существ, которые при попадании в организм человека или животного могут вызвать инфекционные заболевания. В зависимости от размеров микробных клеток и их биологических особенностей они подразделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки..
Вирусы – микроорганизмы, способные жить и размножаться только в живых клетках. На них губительно действуют ультрафиолетовые лучи, а так же температура свыше 60 градусов .Вызывают такие заболевания как натуральная оспа, желтая лихорадка.
Бактерии – одноклеточные микроорганизмы растительной природы, чувствительные к воздействию высокой температуры, солнечного света, дезинфицирующих средств. К классу бактерий относятся возбудители заболеваний (чумы, холеры, сибирской язвы, сапа).
Риккетсии – микроорганизмы, занимающие положение между бактериями и вирусами. Устойчивы к высушиванию, замораживанию, чувствительны к высоким температурам и дезинфекции. Вызывают сыпной тиф, пятнистую лихорадку Скалистых гор.
Грибки – одно – или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения. Могут образоваться споры, обладающие высокой устойчивостью к замораживанию, высушиванию, действию солнечных лучей.
Для поражения людей считаются возбудители следующих тяжелых инфекционных заболеваний: натуральная оспа, желтая лихорадка, энцефалиты, сибирская язва, чума, бруцеллез, сап, сыпной тиф.
Для поражения животных могут использоваться в качестве БО возбудители заболеваний, опасные в равной степени для животных и человека: сибирская язва, ящур, лихорадка долины Рифт (чума КРС, африканской чумы свиней)
Вредители с/х культур – колорадский жук, саранча, стеблевая ржавчина пшеницы, фитофтороз картофеля и другие.
Для порчи запасов продовольствия, нефтепродуктов, некоторых видов военного имущества, снаряжения, оптических приборов, электронного и другого оборудования, используют бактерии и грибки вызывающих быстрое разложение нефтепродуктов, изоляционных материалов, резко ускоряющие коррозию металлических изделий, окисление мест пайки контактов электросхем.
Заражение – проникновение в организм человека с воздухом через органы дыхания, с пищей и водой, через кожу в результате укусов кровососущих через слизистые оболочки рта, носа, глаз, через поврежденную кожу.
Доставка – ракеты, авиация, радио- и телеуправляемые аэростаты и воздушные шары, биологические бомбы, кассеты, диверсионный способ.
Признаки применения БС – глухой звук разрыва снарядов и бомб; наличие в местах разрывов крупных осколков и отдельных частей боеприпасов; появление капель жидкости или порошкообразных веществ на местности; необычное скопление насекомых и клещей в местах разрыва боеприпасов и падения контейнеров; массовое заболевание людей и животных. Применение БС может быть определено с помощью лабораторных исследований.
Особо подчеркнуть, что характерными особенностями БС являются способность возбудителей заболеваний вызвать эпидемии на больших территориях в короткое время.
3-й учебный вопрос
Очаг бактериологического поражения
Характеристика очага бактериологического поражения.
Очагом БС считают города, населенные пункты или объекты н/х, которые подверглись заражению бактериальными средствами, в результате чего возникли и распространились инфекционные заболевания среди людей и животных. Вокруг очага устанавливают вооруженную охрану, запрещают въезд и выезд, а также вывоз имущества.
Очаги БС характеризуются: массовыми инфекционными заболеваниями людей и с/х животных; неопределенностью границ заражения; сложностью и продолжительностью лабораторных анализов; быстрым распространением заболеваний в связи со вторичным заражением; длительностью поражающего действия.
Размеры очагов и зон БП зависят от вида БС и способа их применения, метеорологических и климатических условий быстроты обнаружения и своевременности проведения профилактических мероприятий, обеззараживания и лечения.
Зоной биологического заражения называют территорию, подвергшуюся непосредственному воздействию БО, и территорию, на которую распространились зараженные кровососущие переносчики инфекционных заболеваний.
Биологическое оружие так же, как и химическое, непосредственного воздействия на здания, сооружения и оборудование не оказывает.
4-й учебный вопрос
Защита: вакциносывороточные препараты, антибиотики и другие лекарственные вещества, СИЗ и коллективной защиты, химические вещества, применяемые для обезвреживания, АИ-2, СИЗ, ВМП, ПТМ, спецодежда и накидки.
Разъяснить учащимся их обязанности при обнаружении применения противником БС.
При объявлении сигнала «Химическая тревога» или обнаружения хотя бы одного из признаков применения БС необходимо:
- сообщить в ближайший орган ГО или по телефону скорой помощи, либо милиции, принять таблетки из гнезда №5 аптечки АИ-2 (через 6 часов еще 5);
- надеть имеющиеся СИЗ;
- укрыться в ближайшем защитном сооружении;
- истребляйте переносчиков инфекционных заболеваний: крыс, мышей, блох, клещей, клопов, тараканов при помощи хлорофоса, крысида, фосфида цинка, серно-кислого калия;
- строго соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования в питании: воду берите только из проверенных источников; кипятите воду и молоко, все продукты и пищу употребляйте лишь после прожаривания или кипячения; хлеб прокаливайте на огне или в духовке, печи.
III. Заключительная часть
В конце урока просмотреть учебный диафильм « Чем опасно бактериологическое оружие» и поставить перед учащимися следующие вопросы:
1. Что называется БО?
2. Что называется очагом БП?
– Каковы пути проникновения БС в организм человека?
– Какие существуют средства и способы защиты от БС?
Домашнее задание
Задать домашнее задание. Подвести итог урока.
Ильдаров Ш.Э. преподаватель-организатор ОБЖ, МКОУ «СОШ№9»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока: "Проволока и способы её получения. Изделия из проволоки". 5 класс
1. Ссылка на презентациию на яндекс диске: http://yadi.sk/d/cQinQdNk2pKml2. Ссылка на план -конспект урока: https://yadi.sk/i/20iGhmWAmMUp33.. Ссылка на технологическую карту на изготовление голо...
Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»
Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....
Открытый урок "Формирование и развитие навыков классического танца у учащихся 3 класса"
Открытый урок по классическому танцу концертмейстера хореографии с учениками 3 класса....
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема "Инструменты для паяния"
P { margin-bottom: 0.21cm; } План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема урока"Инструменты для паяния"...
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Человек знающий об особенностях того или иного оружия, способах его применения и поражающем его действии сможет попробовать защититься от него или своевременно подготовиться к защите от поражающего де...
Тема 2.5. "Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.".
Отравляющие вещества – это токсические (ядовитые) химические соединения, поражающие людей и животных, заражающие воздух, местность, водоемы и различные предметы на местности. Некоторые...