урок."Музыка моего народа"
план-конспект урока по теме
-Может ли народная и композиторская музыка выражать настроение человека, его мысли, характер?
: да, может...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2._mzyka_moego_naroda.docx | 25.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Брут» Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»
ТЕМА УРОКА: «ЖАНРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ. ВАРИАЦИЯ»
Учитель музыки:
Хетагурова В.В.
Апрель 2013г
Тема: МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА
ЦЕЛИ: продолжить знакомство с жанрами народной музыки; дать понятие вариации.
ОБОРУДОВАНИЕ:
проигрыватель, грамзапись песни «Вниз по матушке по Волге», вариации «Светит месяц», народные инструменты: ложки, треугольник, звоночки, бубны, металлофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Построение около класса.
2.Вход в класс под музыку «Во поле береза стояла»
3.Приветствие.
Пропеть «Здравствуйте, дети » Дети: «Здравствуйте учитель».
II.
УЧИТЕЛЬ
Какую песню вы услышали входя в класс?
О чем это песня?
-А какой характер у этой песни?
-это песня народная или композиторская?
-Сегодня мы продолжим тему предыдущего урока «Музыка моего народа».
-а тему урока мы постараемся определить вместе.
-Ответьте на вопрос:
/слайд №2 /
-Может ли народная и композиторская музыка выражать настроение человека, его мысли, характер?
Дети: да, может.
Учитель : а какие это песни ребята?
Дети :
есть музыка о Родине, крае, о труде человека, революционная, есть музыка праздничная, танцевальная, маршевая, есть музыка, написанная специально для детей- считалки, прибаутки, песни-игры, песни- пляски.
А давайте споем народную песню на ваш выбор.
Мая россия./муз.________________ сл.______________________/
пример/во поле береза стояла/
. В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему.
/Слайд 3//слушание народной историко- героической песни……/
/Слайд 4//слушание трудовой песни/
Жанр осетинской героической песни на протяжении многих веков является одним из самых ярких составляющих нашего народного творчества. В старину, когда не было ни орденов, ни премий, ни почётных званий, в знак всенародного уважения, почёта и благодарности о героях слагали песни, которые жили веками, переходя из поколения в поколение.
Этот жанр распространен почти у всех народов Северного Кавказа. Но каждый народ отличается своеобразием в исполнении этих песен-баллад. Вместе с сохранением исконно осетинских мотивов, на народное песенное творчество.
УЧИТЕЛЬ.
-А теперь послушаем мелодию «Свестит месяц» в исполнении русских народных инструментов.
/Слайд 6/
҉ Прослушивание
-Какое это произведение по характеру? (Веселое, задорное, искристое, радостное; плясовая.)
-Да, это плясовая русская народная песня, а исполнил ее ансамбль русских народных инструментов.
А как звучало произведение?
Давайте вспомним , что такое интонация
Лад, темп, динамика…
А главная тема меняется или нет,
-что применил композитор для того чтобы приукрасить мелодию.
УЧИТЕЛЬ.
Если звучит музыкальное произведение, в котором тема несколько раз повторяется с изменениями в фактуре (звуковой ткани произведения- мелодия, аккордная фигурация, то есть «обработка»), ладе, тональности, мелодии и т.д., его называют «темой с вариациями». Иначе говоря, играют одну и ту же мелодию, но с разными украшениями, то есть по- разному. Делается это для красоты звучания, создания более интересного произведения.
-Итак, дети, с какой новой формой произведения мы познакомились? (С вариацией)
-А какая форма музыкального произведения прозвучала?(вариации)
Учитель раздает ударные инструменты детям.
◊ Исполнение «Светит месяц» с варьированием из куплета к куплету (изменение характера музыки), с постепенным вступлением треугольника, бубнов, ложек(металлофона).
-Какая форма музыкального произведения исполнена нами?(вариации.)
-Форма вариации часто встречается в русских народных песнях и их обработках композитьрами.
СЛУШАНИЕ/русская нар. Плясовая камаринская/
/слайд /
-Какие русские народные инструменты вы, дети, знаете, слышали, видели?(баян, гусли, балалайки, домра, ложки, бубны, и т.д.)
-Правильно, ребята. Основу оркестра русских народных инструментов всегда составляет баян, балалайка и домра. (показать на картинках.)
-Ложки, буны и треугольник- это ударные инструменты, мы ими уже не раз пользовались.
Учитель .
А теперь ребята, вам предстоит отгадать…..
/слайды 7-14 /
Эта песня о том, что надо следить за своей зимней обувью и вовремя её ремонтировать. /валенки/
Это песня о том, что по сравнению с цветами ягодного дерева любовь девичья никогда не отцветает.
/ой при лужку, при лужке/
Это песня о том, что снижение температуры плохо сказывается на самочувствии людей и коней.
/ой, мороз, мороз./
-А сейчас- ритмическая минутка
РАЗУЧИВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ:
«Я на камешке сижу»
1.Я на камушке сижу,
Я топор в руках держу,
Ай ли ай люли,
Я топор в руках держу.
2.Я топор в руках держу,
Вот я колышки тешу,
Ай ли ай люли,
Вот я колышки тешу.
3.Вот я колышки тешу,
Изгород горожу,
Ай ли ай люли,
Изгород горожу.
4.Изгород горожу,
Я капусту сажу,
Ай ли ай люли,
Я капусту сажу.
5.Я капусту сажу,
Да все беленькую
Ай ли ай люли,
Да все беленькую.
6.Да все беленькую,
Я кочаненькую,
Ай ли ай люли,
Я кочаненькую.
7.У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород,
Ай ли ай люли,
Прошу к нам в огород.
8.Прошу к нам в огород,
Во весёлый хоровод,
Ай ли ай люли,
Во весёлый хоровод.
.ИТОГ УРОКА.
-Что узнали мы на сегодняшнем уроке?(о народной музыке, ее жанрах, характере.)
-С какой формой музыкального произведения мы сегодня познакомились?(с вариациями)
Д/Задание:
Подготовить информацию о следующих видах народной музыки: колыбельная; шуточная.
Оценки за урок.
-Все дети работали сегодня хорошо, но (назвать учеников) были активнее, их ответы были правильными.
Выход под мелодию «Свет месяц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".
Урок музыки , проводится в 4 классе по общей теме " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными чертами, свойствами и особе...
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...
конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"
Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ IV ВИДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ»
1. Искусство в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения2. Методы обучения незрячих музыкантов - исполнителей в России3. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слепых детей4.Система...
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Урок музыки - «Музыка на мольберте»
Материал к уроку в 5 классе по теме «Музыка на мольберте»....
Учебно-методическая разработка к уроку литературы на тему "А.А.Ахматова."Реквием" - Я была тогда с моим народом
Данная разработка предназначена для проведения урока литературы в соответствии с календарно-тематическим планом для студентов 1 и 2 курса. Данная методическая разработка предлагает опыт проведения уро...