урок."Музыка моего народа"
план-конспект урока по теме

Хетагурова Виктория Валерьевна

-Может  ли народная и композиторская музыка выражать настроение человека, его мысли, характер?

: да,  может...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2._mzyka_moego_naroda.docx25.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                  

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                           «Средняя общеобразовательная школа с. Брут»                                                   Правобережного района Республики Северная Осетия  - Алания

                                 

                                  ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 КЛАССЕ

                     ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»

ТЕМА УРОКА: «ЖАНРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ. ВАРИАЦИЯ»

                           

                                                                                                                   Учитель музыки:

                                                                                                                    Хетагурова В.В.

                                                 Апрель 2013г

 Тема: МУЗЫКА  МОЕГО НАРОДА

ЦЕЛИ: продолжить знакомство с жанрами народной музыки; дать понятие вариации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 проигрыватель, грамзапись песни «Вниз по матушке по Волге», вариации «Светит месяц», народные инструменты: ложки, треугольник, звоночки, бубны, металлофон.

                                                               Ход урока

I. Организационный момент.

1.Построение около класса.

2.Вход в класс под музыку «Во поле береза стояла»

3.Приветствие.

 Пропеть  «Здравствуйте, дети »  Дети: «Здравствуйте учитель».

II.

УЧИТЕЛЬ

Какую песню вы услышали входя в класс?

О чем это песня?

-А какой характер у этой песни?

-это песня народная или композиторская?

-Сегодня мы продолжим тему предыдущего урока «Музыка моего народа».

-а тему урока мы постараемся определить вместе.

-Ответьте на вопрос:

/слайд  №2 /

-Может  ли народная и композиторская музыка выражать настроение человека, его мысли, характер?

 Дети: да,  может.

Учитель : а какие это песни ребята?

Дети :

есть музыка о Родине, крае, о труде человека, революционная, есть музыка праздничная, танцевальная, маршевая, есть музыка, написанная специально для детей- считалки, прибаутки, песни-игры, песни- пляски.

А давайте споем народную песню на ваш выбор.

Мая россия./муз.________________         сл.______________________/

пример/во поле береза стояла/

 . В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему.

/Слайд 3//слушание народной  историко- героической песни……/

/Слайд 4//слушание трудовой песни/

Жанр осетинской героической песни на протяжении многих веков является одним из самых ярких составляющих нашего народного творчества. В старину, когда не было ни орденов, ни премий, ни почётных званий, в знак всенародного уважения, почёта и благодарности о героях слагали песни, которые жили веками, переходя из поколения в поколение.

Этот жанр распространен почти у всех народов Северного Кавказа. Но каждый народ отличается своеобразием в исполнении этих песен-баллад. Вместе с сохранением исконно осетинских мотивов, на народное песенное творчество.

УЧИТЕЛЬ.

 -А теперь послушаем мелодию «Свестит месяц» в исполнении русских народных инструментов.

/Слайд 6/

҉ Прослушивание

-Какое это произведение по характеру? (Веселое, задорное, искристое, радостное; плясовая.)

-Да, это плясовая русская народная песня, а исполнил ее ансамбль русских народных инструментов.

А как звучало произведение?

Давайте вспомним , что такое интонация

Лад, темп, динамика…

А главная тема меняется или нет,

-что применил композитор для того чтобы приукрасить мелодию.

УЧИТЕЛЬ.

Если звучит музыкальное произведение, в котором тема несколько раз повторяется с изменениями в фактуре (звуковой ткани произведения- мелодия, аккордная фигурация, то есть «обработка»), ладе, тональности, мелодии и т.д., его называют «темой с вариациями». Иначе говоря, играют одну и ту же мелодию, но с разными украшениями, то есть по- разному. Делается это для красоты звучания, создания более интересного произведения.

-Итак, дети, с какой новой формой произведения мы познакомились? (С вариацией)

-А какая форма музыкального произведения прозвучала?(вариации)

Учитель раздает ударные инструменты детям.

◊ Исполнение «Светит месяц» с варьированием из куплета к куплету (изменение характера музыки), с постепенным вступлением треугольника, бубнов, ложек(металлофона).

-Какая форма музыкального произведения исполнена нами?(вариации.)

-Форма вариации часто встречается в русских народных песнях и их обработках композитьрами.

СЛУШАНИЕ/русская нар. Плясовая камаринская/

/слайд      /

-Какие  русские народные инструменты вы, дети, знаете, слышали, видели?(баян, гусли, балалайки, домра, ложки, бубны, и т.д.)

-Правильно, ребята. Основу оркестра русских народных инструментов всегда составляет баян, балалайка и домра. (показать на картинках.)

-Ложки, буны и треугольник- это ударные инструменты, мы ими уже не раз пользовались.

Учитель .

А теперь ребята, вам предстоит отгадать…..

/слайды   7-14       /

Эта песня о том, что надо следить за своей зимней обувью и вовремя её ремонтировать. /валенки/

Это песня о том, что по сравнению с цветами ягодного дерева любовь девичья никогда не отцветает.

/ой при лужку, при лужке/

Это песня о том, что снижение температуры плохо сказывается на самочувствии людей и коней.

/ой, мороз, мороз./

-А сейчас- ритмическая минутка

РАЗУЧИВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ:

«Я на камешке сижу»

1.Я на камушке сижу,

Я топор в руках держу,

Ай ли ай люли,

Я топор в руках держу.

2.Я топор в руках держу,

Вот я колышки тешу,

Ай ли ай люли,

Вот я колышки тешу.

3.Вот я колышки тешу,

Изгород горожу,

Ай ли ай люли,

Изгород горожу.

4.Изгород горожу,

Я капусту сажу,

Ай ли ай люли,

Я капусту сажу.

5.Я капусту сажу,

Да все беленькую

Ай ли ай люли,

Да все беленькую.

6.Да все беленькую,

Я кочаненькую,

Ай ли ай люли,

Я кочаненькую.

7.У кого нету капусты,

Прошу к нам в огород,

Ай ли ай люли,

Прошу к нам в огород.

8.Прошу к нам в огород,

Во весёлый хоровод,

Ай ли ай люли,

Во весёлый хоровод.

.ИТОГ УРОКА.

-Что узнали мы на сегодняшнем уроке?(о народной музыке, ее жанрах, характере.)

-С какой формой музыкального произведения мы сегодня познакомились?(с вариациями)

Д/Задание:

Подготовить информацию о следующих видах народной музыки: колыбельная; шуточная.

Оценки за урок.

-Все дети работали сегодня хорошо, но (назвать учеников) были активнее, их ответы были правильными.

Выход под мелодию «Свет месяц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.

Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...

конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ IV ВИДА НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ»

1. Искусство в жизни и деятельности лиц с нарушением зрения2. Методы обучения незрячих музыкантов - исполнителей в России3. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слепых детей4.Система...

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Урок музыки - «Музыка на мольберте»

Материал к уроку в 5 классе по теме «Музыка на мольберте»....

Учебно-методическая разработка к уроку литературы на тему "А.А.Ахматова."Реквием" - Я была тогда с моим народом

Данная разработка предназначена для проведения урока литературы в соответствии с календарно-тематическим планом для студентов 1 и 2 курса. Данная методическая разработка предлагает опыт проведения уро...