Урок-практикум "Декоративный шрифт. Буквица"
план-конспект урока по теме
Урок-практикум по изобразительному искусству проходил на 3 курсе в педагогическом колледже по специальности: "Преподавание в начальных классах". Студенты, используя различные варианты, выполняли творческое практическое задание - изображение буквицы и её декорирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_bukvitsa.doc | 346.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс: 3
Тема: Декоративные шрифты. Рисование элемента оформления книги – буквицы.
Цели:
- Создание условий для выполнения элемента оформления книги - буквицы.
- Ознакомление студентов с историей книгопечатания, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.
- Формирование умения составлять эскиз буквицы.
- Развитие навыков определять структуру узора, умение последовательно вести работу над декоративным рисунком, творческое воображение, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве оформления книги, совершенствование пространственной ориентировки студентов.
- Развитие навыков работы в группе.
- Воспитание чувства прекрасного, гордости творениями наших предков, стремления и умения видеть красоту.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, маркеры.
Ход урока:
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку
2. Изучение нового материала
- Сообщение темы урока
Мы с вами продолжаем говорить о книжной графике.
Тема нашего урока «Рисование элемента оформления книги – буквицы»
Давайте попробуем предположить, о чем мы сегодня будем говорить, чем будем заниматься на уроке? (Прием «Прогнозирование по названию»)
- Можете ли вы точно сказать, что такое буквица?
2) Беседа о декоративном элементе оформления книги - буквице
- Рассмотрите иллюстрации и предположите, что такое буквица?
Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности.
С появлением азбуки на Руси, в самых первых древнерусских рукописях X - XI вв., в пергаменных и берестяных грамотах, рукописных книгах, в качестве украшения использовалась буквица. Строчку за строчкой писал переписчик (не любой человек, а грамотный, художественно одаренный) толстые книги. Бывало, чтоб переписать одну книгу, уходило несколько месяцев, а то и годы. Для изготовления использовались самые лучшие материалы. Писали книги на пергаменте – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. А богослужебные книги часто заключались в серебряный или другой металл, украшали золотом и драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться. Буквицу ставили в начале текста, делали ее большого размера и богато расцвечивали разнообразным орнаментом (рассматривание образцов). Самым древним орнаментом был растительный орнамент. В растительном стиле оформления буквицы отражены разнообразные растительные мотивы - стебли, листья, цветы и другие растительные элементы (иллюстрации).
Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквицы украшались звериными головами с изображением оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка (иллюстрации).
Позднее, с начала XV века развиваются два новых стиля оформления буквицы – плетеный, и более сложный растительный. Обратите внимание: буквицу раньше очень часто писали красным цветом – краской ярко-огненного цвета, называемой киноварью (иллюстрация). Буквы, написанные киноварью, ставились в начале текста и символизировали начало новой строки. Отсюда и пошло понятие «красная строка», которая тоже символизирует начало абзаца.
Таким образом, буквица служит не только для оформления текста, украшает его, но и символизирует его начало. Так буквицы дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетных и журнальных статьях (просмотр таблиц).
3)Закрепление полученных знаний:
- Что такое буквица?
- Где мы можем сейчас увидеть буквицы?
3. Выполнение практической работы студентами
Задание:
- Выполнить на листе буквицу – первую букву своего имени.
1 ряд – предлагается инструкция (читает 1 студент)
2 ряд – предлагается определить последовательность выполнения рисунка (обсудить в группе)
Варианты:
1 – оформляют растительным орнаментом,
2 – геометрический орнамент.
Этапы выполнения рисунка:
1. Нарисовать крупно буквицу (печатную или письменную – по желанию).
2. Декорируем ее, используя растительные, геометрические или животные элементы.
3. Выполняем буквицу в цвете, обращаем внимание на аккуратность, красочность, читаемость буквицы.
4. Подведение итогов. Оценка работ.
- Что такое буквица?
- Для чего использовались буквицы?
- Где вы можете использовать их в дальнейшем?
6. Оргмомент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шрифты
Материал, рассматриваемый в презентации поможет преподавателю познакомить обучающихся с основами полиграфии.Представлена краткая история создания шрифтов.Основные элементы и метрические параметры...
методическая разработка урока по теме "Решение графического образа упаковки со шрифтом"
Тема практической работы: Решение графического образа упаковки со шрифтом рассчитанное на 8 часов. Представленная работа посвящена первым двум часам практического занятия. В работе представлены цели и...
Классификация шрифтов
Данный материал предназначен для студентов по профессии Мастер по обработке цифровой информации для изучения темы "Классификация шрифтов"...
Мастер-класс "От буквицы до искусства улиц.Граффити"
В мастер-классе даются методические рекомендации по выполнению рисунка граффити на занятиях по композиции....
презентация "Картографические шрифты"
презентация...
Открытый урок на тему:"Буквица"( предмет: композиция прикладная 2 класс ДШИ"
Познакомить обучающихся с историей книгопечатанич, о рукописных книгах, искусстве каллиграфии.Формировать умение составлять эскиз буквицы и последовательное решение её в цвете....
Лабораторно-практическое задание Колонки, буквица, стиль
Лабораторно-практическое задание по темам "Колонки, буквица, стиль"...