Программа по предмету "Рисунок"
рабочая программа на тему
Программа по предмету "Рисунок" по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ, представляет собой курс «Рисунка», рассчитана на 5 лет обучения, для детей в возрасте с 10-12 лет.
Основной задачей программы по рисунку является освоение учащимися навыков передачи формы, конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной перспективы, пространственных соотношений, светотени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_risunku_1-5.docx | 54.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД ДХШ с.Кочубеевское Ставропольского края
Примерная программа
Наименование учебного предмета с указанием наименования дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств
Программа
«Рисунок»
По дополнительной
Предпрофессиональной
Программе в области
Изобразительного искусства
«Живопись»
Год разработки программы
2013 г.
«Одобрено» Методическим советом МБОУ ДОД ДХШ протокол № ___ от «____» ______________2013 года | «Утверждаю» Директор МБОУ ДОД ДХШ _____________ И. Н. Земляченко (подпись) Приказ № ____ от «___» ______ 2013 года |
Разработчик – Волчкова Наталья Владимировна, преподаватель
МБОУ ДОД «Детская художественная школа»
Рецензент –
Рецензент –
Рецензия на авторскую программу
По предмету «Рисунок»
Авторская образовательная программа по предмету «Рисунок», для 1-5 классов ДХШ составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Образовательная программа интегративна по содержанию, блочно-модульная по способу организации, комплексная по видам деятельности, направлена на формирование и развитие у ребенка способностей, соответствующих возрастным возможностям, потребностям и интересам.
В пояснительной записке рассматриваются цели и задачи курса, раскрыта значимость предмета в системе дополнительного предпрофессионального образования, его роль в формировании и развитии творческой личности ребенка; актуальность, отражены прогнозируемые результаты обучения, условия реализации программы.
В программе дано содержание предмета, предметный тематический план.
Представленная программа позволяет педагогу творчески относиться к преподаванию данной дисциплины, учитывая и развивая индивидуальные способности учащихся.
Авторская программа составлена грамотно, соответствует Федеральным государственным требованиям, в образовательном учреждении и рекомендована для внедрения в учебный процесс ДХШ.
Выпускники, подготовленные по данной программе, могут поступать в СУЗы и ВУЗы на отделения декоративно-прикладного искусства, факультеты дизайна, архитектуры, четко представляя область дальнейшей своей деятельности.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ, представляет собой курс «Рисунка», ориентированный на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данной школы. Программа рассчитана на 5 лет обучения, для детей в возрасте с 10-12 лет.
Основной задачей программы по рисунку является освоение учащимися навыков передачи формы, конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной перспективы, пространственных соотношений, светотени.
В соответствии с учебным планом на предмет «Рисунок» отводится 99 часов в год на 1-3 классы, из расчета 3 часа в неделю, и 132 часа в год на 4-5 классы, из расчета 4 часа в неделю.
Примерные условия реализации данной программы:
- наличие учебных групп (в среднем 10 человек);
- наличие учебных пособий, натурного материала, методической литературы;
- наличие набора графических материалов;
- активный поиск новых форм и методов преподавания рисунка, самообразование педагогов;
- сотрудничество разных художественных учебных заведений, обмен опытом.
Методы работы:
- словесный (объяснение, рассказ);
- наглядный (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, методические схемы и таблицы, педагогический рисунок);
- проблемно – поисковый;
- метод игровой мотивации.
- практический (конкретные практические действия)
Формы работы:
-выполнение длительных академических постановок;
- выполнение кратковременных набросков, зарисовок по памяти и с натуры;
- упражнения на овладения различными графическими техниками;
- занятия на пленере;
- контрольные учебные постановки.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Рисунок – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь практических навыков. По окончании ДШИ обучающийся должен уметь применить свои знания и умения на практике – уметь изображать предметы простой и сложной формы. Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок и другие.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце каждой четверти на контрольных уроках. Просмотр графических работ учащихся осуществляется один раз в полугодие. В конце обучения проводится итоговый просмотр экзаменационных работ. А также при аттестации учащихся учитывается его участие в конкурсах и выставках.
Содержание предмета
Исходными понятиями в изучении курса являются характер и выразительность рисунка. По мере усложнения заданий возрастает роль детализации изображаемого предмета: более точной передачи силуэта и формы, пропорций, взаимоотношений с другими предметами – пространства и объема, фактурных свойств предметов.
Учащиеся должны достаточно свободно владеть рисовальным материалом. Поэтому программа предусматривает ряд специальных упражнений на овладение широким диапазоном графических средств: линией, штрихом, пятном и т.д. позволяющим передать тонкие нюансы формы в связи с общим замыслом работы.
Некоторые задания предназначены для овладения отдельными элементами «изобразительной грамоты»: перспективой, тональной организацией светотени, конструктивным построением предметов, выполнение набросков зарисовок с натуры и по представлению. Они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения человека, как наиболее сложной и разнообразной по форме натуры. Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок, сравнивая его с другими работами.
№ | Тема занятия | Лекции | Практич. занятия | Общее кол-во часов | Самостоят. работа |
1 класс | |||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с материалами. Карандаши, ластики, уголь, сангина. | 1 | 2 | 3 | |
2 | Упражнения на овладение изобразительно-выразительными возможностями рисовального материала. | 3 | 3 | ||
3 | Упражнение на освоение линии. Освоение вертикальной, горизонтальной, прямой,волнистой, ломаной, толстой и тонкой линии. Деление отрезков на равные части. | 3 | 5 | 2 | |
4 | Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (т.н. шахматная доска) | 3 | 5 | 2 | |
5 | Композиция листа,масштаб изображения.Найти наиболее удачное положение двух предметов различной величины и формы на листе заданного формата. Аппликация. | 3 | 3 | ||
6 | Натюрморт из 2-3 предметов. Ставятся предметы, не организованные в натюрморт. Компоновка на листе, знакомство с понятием смыслового содержания натюрморта, самостоятельный выбор формата листа. Самостоятельно выбирать предметы по смыслу дополняющие друг друга. | 6 | 6 | ||
7 | Тональный рисунок листа тонированной бумаги или картона в вертикальном положении | 3 | 3 | ||
8 | Рисование простого плоскостного геометрического орнамента в три тона | 9 | 11 | 2 | |
9 | Тональный рисунок трех плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями сторон и различной тональной окрашенностью (светлый, серый, темный) | 6 | 3 | ||
10 | Зарисовка с натуры сухих веток или корней дерева | 3 | 5 | 2 | |
11 | Натюрморт из двух предметов: сравнение предметов по размерам, форме, пропорциям. | 6 | 6 | ||
12 | Рисование рыбы и птицы. Декоративное черно-белое решение. Изучение тонового контраста. (Тонированная бумага, тушь и белила). | 1 | 5 | 9 | 3 |
13 | Натюрморт из двух разнохарактерных по форме предметов (против света). Знакомство с понятием силуэта, передача характеров предметов, выразительность крупной формы. (Уголь, соус, пастель, тушь). Силуэтный рисунок. | 9 | 9 | ||
14 | Зарисовки фигуры человека | 1 | 2 | 7 | 4 |
15 | Рисование предметов симметричной формы. Сосуды, музыкальные инструменты. Осевые линии, понятие симметрии, способ использования вспомогательных линий. | 12 | 12 | ||
16 | Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта. | 9 | 9 | ||
17 | Рисование природных форм. Изображение бабочек, цветов, коры деревьев, пера птицы, морозного узора. | 6 | 4 | ||
2 класс | |||||
1 | Беседа о целях и задачах во втором классе. Линейный рисунок квадрата в горизонтальном положении на плоскости стола | 1 | 2 | 3 | |
2 | Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба (в двух положениях). | 1 | 5 | 6 | |
3 | Тональный рисунок куба | 9 | 9 | ||
4 | Зарисовки плоских предметов расположенных на уровне глаз, имеющих разный силуэт и размер. | 3 | 3 | ||
5 | Рисование с натуры отдельных предметов цилиндрической формы в разных положениях. | 6 | 6 | ||
6 | Упражнения на ознакомление с перспективой. Понятие о конструкции предметов. | 6 | 7 | ||
7 | Сквозное прорисовывание формы предметов. | 9 | 9 | ||
8 | Рисунок натюрморта из 2-3 предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне. | 12 | 12 | ||
9 | Рисунок группы из 2 геометрических тел или натюрморта из 2 предметов близких по форме. | 9 | 9 | ||
10 | Рисование с натуры прозрачных предметов. Перспективное изменение формы. | 9 | 9 | ||
11 | Рисунок однотонной светлой драпировки | 6 | 6 | ||
12 | Экзаменационная работа: натюрморт из 2-3 предметов быта на фоне однотонной драпировки с 1-2 простыми складками. | 12 | 12 | ||
13 | Наброски фигуры человека. Построение формы, передача основных пропорций. | 6 | 8 | 2 | |
3 класс | |||||
1 | Беседа о целях и задачах предмета в 3 классе. Рисование отдельных предметов сложной формы. | 1 | 5 | 6 | |
2 | Рисунок гипсового несложного орнамента или розетки. | 9 | 9 | ||
3 | Рисунок постановки в интерьере, расположенной ниже уровня глаз. | 12 | 12 | ||
4 | Выполнение натюрморта из стеклянной посуды. | 9 | 9 | ||
5 | Наброски животных в движении. | 3 | 6 | 3 | |
6 | Тематическая постановка из 3-4 предметов на фоне ткани со складками. | 9 | 9 | ||
7 | Пейзажные зарисовки в альбоме | 6 | 6 | ||
8 | Рисунок гипсового ассиметричного орнамента и 1-2 бытовых предметов. | 12 | 12 | ||
9 | Наброски фигуры человека | 3 | 5 | 2 | |
10 | Рисунок части интерьера (школьный коридор, лестничная площадка.) | 1 | 9 | 10 | |
11 | Экзаменационная работа: натюрморт, состоящий из гипсовой розетки или гипсовой античной вазы и других 1-2 бытовых предметов из различного материала на фоне драпировки. | 15 | 15 | ||
4 класс | |||||
1 | Беседа о целях и задачах предмета в 4 классе. Рисование пейзажа с постройками. | 1 | 7 | 8 | |
2 | Выполнение натюрморта из овощей. | 8 | 8 | ||
3 | Рисование драпировки со складками. | 8 | 8 | ||
4 | Рисование натюрморта из светлых предметов. | 12 | 12 | ||
5 | Рисование гипсового орнамента | 8 | 8 | ||
6 | Натюрморт из разнохарактерных по форме и фактуре поверхностей предметов. | 12 | 12 | ||
7 | Выполнение натюрморта из стеклянной посуды. | 8 | 8 | ||
8 | Рисунок натюрморта с включением гипсового слепка | 12 | 12 | ||
9 | Рисование с натуры интерьера | 8 | 8 | ||
10 | Краткосрочные рисунки фигуры человека. | 8 | 8 | ||
11 | Рисование архитектурных деталей | 12 | 12 | ||
12 | Рисунок «обрубовочной» гипсовой головы. | 12 | 12 | ||
13 | Итоговая экзаменационная постановка. | 16 | 16 | ||
5 класс | |||||
1 | Беседа о целях и задачах предмета в 5 классе. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из трех геометрических тел с введением легкого тона. | 1 | 11 | 12 | |
2 | Тональный рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете. | 12 | 12 | ||
3 | Зарисовки фигуры человека в среде | 8 | 8 | ||
4 | Рисование гипсовой розетки | 8 | 8 | ||
5 | Рисунок черепа человека. | 12 | 12 | ||
6 | Части лица: нос, глаза, губы. | 16 | 16 | ||
7 | Рисунок анатомической гипсовой головы. | 8 | 8 | ||
8 | Рисование гипсовой головы при резком боковом освещении | 12 | 12 | ||
9 | Тональный рисунок натюрморта повышенной сложности из трех предметов быта и драпировки со складками | 16 | 16 | ||
10 | Рисунок античной гипсовой головы при мягком боковом освещении. | 12 | 12 | ||
11 | Итоговая экзаменационная постановка. | 16 | 16 |
Содержание учебного предмета
Создавая данную программу по рисунку, я руководствовалась идеями развития у учащихся знания основ изобразительной грамоты, чтобы научить их видеть, понимать и изображать трёхмерную форму на двухмерной плоскости. Преподаватель, работающий в соответствии с этой программой, должен воспитать у учащихся образное видение и мышление, научить пользоваться языком графики, а также заинтересовать предметом «рисунок», как интеллектуальным увлекательным занятием. Даже при отсутствии цвета любая работа должна быть индивидуальной, творческой, выражающей какой-либо художественно-графический образ.
Самостоятельная работа проводится учеником дома, в каникулярное время.
В первом классе процесс обучения рисунку начинается с его основ, с возможностей простого карандаша, с разнообразия линий и штриха. Затем учащиеся начинают наблюдать, изучать и изображать натуру. Здесь закладываются знания о линейной и воздушной перспективе, о постановке предмета на плоскость, о его конструкции, тоне и расположении в данном формате. В первом классе формируются навыки последовательного ведения работы над рисунком и в дальнейшем, по мере усложнения заданий, эти навыки совершенствуются.
1 класс
1.Тема: Вводная беседа.
Цели и задачи:Знакомство с материалами.
Материалы и оборудование: Карандаши, ластики, уголь, сангина.
2. Тема: Упражнения на овладение изобразительно-выразительными возможностями рисовального материала.
Цели и задачи: Выполнить каким-либо графическим материалом свободную декоративную композицию. Опробовать различные фактурные возможности штриха, пятна и т.д.
Материалы и оборудование: Мягкий графитный карандаш и цветной карандаш (один цвет); фломастер, сангина и другие. Размер листаА3.
3.Тема:Упражнение на освоение линии.
Цели и задачи:Освоение вертикальной, горизонтальной, прямой, волнистой, ломаной, толстой и тонкой линии. Деление отрезков на равные части.
Материалы и оборудование: Мягкий графитный карандаш. РазмерлистаА3.
4. Тема:Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (т.н. шахматная доска)
Цели и задачи:Освоение вертикальной, горизонтальной, прямой линии.Деление отрезков на равные части.
Материалы и оборудование: Мягкий графитный карандаш. РазмерлистаА3.
5. Тема:Композиция листа, масштаб изображения.
Цели и задачи:Найти наиболее удачное положение двух предметов различной величины и формы на листе заданного формата. Аппликация.
Материалы и оборудование: Цветная бумага, ножницы, карандаш.Размер листа А3.
6.Тема: Натюрморт из 2-3 предметов.
Цели и задачи: Ставятся предметы, не организованные в натюрморт. Компоновка на листе, знакомство с понятием смыслового содержания натюрморта, самостоятельный выбор формата листа. Самостоятельно выбирать предметы по смыслу дополняющие друг друга.
Материалы и оборудование: Карандаши, ластик. Размер листа А3.
7. Тема:Тональный рисунок листа тонированной бумаги или картона в вертикальном положении.
Цели и задачи: Знакомство с правильным наложением штриха.
Материалы и оборудование: Карандаши, ластик. Размер листа А3.
8. Тема:Рисование простого плоскостного геометрического орнамента в три тона.
Цели и задачи: Изучение тонового контраста.
Материалы и оборудование: Карандаши, ластик. Размер листа А3.
9. Тема: Тональный рисунок трех плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями сторон и различной тональной окрашенностью (светлый, серый, темный)
Цели и задачи: Изучение тонового контраста.
Материалы и оборудование: Карандаши, ластик. Размер листа А3.
10.Тема: Зарисовка с натуры сухих веток или корней дерева.
Цели и задачи:Упражнение в точной и выразительной передаче формы.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш,тушь, перо , фломастер, гелиевая ручкаРазмер листаА3.
11. Тема: Натюрморт из двух предметов.
Цели и задачи: Композиция предметов на листе.Сравнение предметов по размерам, форме, пропорциям.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
12. Тема: Рисование рыбы и птицы.
Цели и задачи: Декоративное черно-белое решение. Изучение тонового контраста.
Материалы и оборудование:Тонированная бумага, тушь и белила.Размер листаА3.
13. Тема: Натюрморт из двух разнохарактерных по форме предметов (против света).
Цели и задачи: Знакомство с понятием силуэта, передача характеров предметов, выразительность крупной формы.
Материалы и оборудование:Уголь, соус, пастель, тушь. Размер листаА3.
14. Тема: Зарисовки фигуры человека
Цели и задачи: Построение формы, передача основных пропорций.
Материалы и оборудование: Карандаш, акварель(1-2)цвета, фломастер.Размер листаА3, А4.
15. Тема: Рисование предметов симметричной формы. Сосуды, музыкальные инструменты.
Цели и задачи:Осевые линии, понятие симметрии, способ использования вспомогательных линий.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
16. Тема: Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта.
Цели и задачи:Композиция предметов на листе. Сравнение предметов по размерам, форме, пропорциям. Тональное решение светотени.
Материалы и оборудование: Карандаши, ластик. Размер листа А3.
17. Тема: Рисование природных форм.
Цели и задачи:Изображение бабочек, цветов, коры деревьев, пера птицы, морозного узора.Упражнение в точной и выразительной передаче формы.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, тушь, перо, фломастер, гелиевая ручкаРазмер листаА3..
В первом классе учащиеся начинают, а во втором продолжают знакомиться с техникой «гризайль», развивают умение мыслить большими отношениями света и тени. Постепенно увеличивается количество предметов, усложняется их ракурс и конструкция, натюрморты дополняются драпировками со складками разной формы. Изучается линейная перспектива.
2 класс
1. Тема: Беседа о целях и задачах во втором классе. Линейный рисунок квадрата в горизонтальном положении на плоскости стола.
Цели и задачи: Знакомство с перспективой.
Материалы и оборудование:Карандаши, ластик. Размер листа А3.
2. Тема: Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба (в двух положениях).
Цели и задачи: Построение перспективы куба в разных положениях.
Материалы и оборудование:Карандаши, ластик. Размер листа А3.
3.Тема: Тональный рисунок куба
Цели и задачи: Построение предметной формы линией.Освоение элементарных законов перспективы. Тональное решение светотени.
Материалы и оборудование:Карандаши, ластик. Размер листа А3.
4. Тема: Зарисовки плоских предметов расположенных на уровне глаз, имеющих разный силуэт и размер.
Цели и задачи:Построение предметной формы линией. Освоение элементарных законов перспективы.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
5. Тема: Рисование с натуры отдельных предметов цилиндрической формы в разных положениях.
Цели и задачи: Построения предмета линией, построение перспективы круга.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
6.Тема: Упражнения на ознакомление с перспективой. Понятие о конструкции предметов.
Цели и задачи: Построение предметов в перспективе.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
7. Тема: Сквозное прорисовывание формы предметов.
Цели и задачи: Показать толщиной линии, видимые и невидимые линии.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
8. Тема: Рисунок натюрморта из 2-3 предметов домашнего обихода, контрастных по форме и тону на светлом фоне.
Цели и задачи: Построение предметной формы линией. Рисунок постановки в интерьере, расположенной ниже уровня глаз.Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
9. Тема: Рисунок группы из 2 геометрических тел или натюрморта из 2 предметов близких по форме.
Цели и задачи: Построение предметов, передача пропорций, взаимоотношений. Тональное решение светотени.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер листаА3.
10. Тема: Рисование с натуры прозрачных предметов
Цели и задачи: Передача тоном сложной светотеневой картины.Перспективное изменение формы.
Материалы и оборудование:Карандаши, ластик. Размер листа А3.
11. Тема: Рисунок однотонной светлой драпировки
Цели и задачи: Передача распределения светотени на складках. Лепка формы светотенью. Показ характера, ритма, пластической выразительности складок.
Материалы и оборудование:Карандаши, ластик. Размер листа А3.
12. Тема: Экзаменационная работа: натюрморт из 2-3 предметов быта на фоне однотонной драпировки с 1-2 простыми складками.
Цели и задачи: Построение предметов,передача пропорций, взаимоотношений. Тональное решение светотени на предметах и на драпировке.
Материалы и оборудование:Карандаши, ластик. Размер листа А3.
13. Тема: Наброски фигуры человека
Цели и задачи:Построение формы, передача основных пропорций.
Материалы и оборудование:Карандаш, акварель(1-2)цвета, фломастер.Размер листаА3, А4.
Третий класс начинается с усложненных тематических постановок, где учащиеся все больше развивают умение воплощать свой творческий замысел, подчеркивать художественно-графический образ натюрморта, грамотно пользуясь образным языком графики.
3 класс
1. Тема: Беседа о целях и задачах предмета в 3 классе. Рисование отдельных предметов сложной формы.
Цели и задачи:Построение основной формы и ее деталей, прослеживание невидимых линий, моделировка формы образующими. Освоение выразительных линий; валерной линии и пространственных эффектов контура.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
2. Тема: Рисунок гипсового несложного орнамента или розетки.
Цели и задачи: Построение формы, лепка объема светотенью.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
3.Тема: Рисунок постановки в интерьере, расположенной ниже уровня глаз.
Цели и задачи: Построение предметов с высокой линией горизонта.Тональное решение светотени.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
4. Тема: Выполнение натюрморта из стеклянной посуды.
Цели и задачи: Передача тоном сложной светотеневой картины.Перспективное изменение формы.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
5. Тема: Наброски животных в движении.
Цели и задачи: «Быстрое» схватывание формы тела животного при работе мягким подвижным материалом. Компоновка нескольких набросков на листе.
Материалы и оборудование: Соус, сангина, мягкие карандаши, акварель(1-2 цвета).Размер ½ листа.
6.Тема: Тематическая постановка из 3-4 предметов на фоне ткани со складками.
Цели и задачи: Передача тоном состояния мотива, его освещенности, характера предметов, их формы.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
7. Тема: Пейзажные зарисовки в альбоме
Цели и задачи: Выбор мотива. Композиционное решение фрагмента(выполнение может быть схематичным, обобщённым).
Материалы и оборудование: Графитный и цветной карандаши, пастель (2-3) цвета.
8. Тема: Рисунок гипсового ассиметричного орнамента и 1-2 бытовых предметов.
Цели и задачи: Построение формы, моделировка светотенью.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
9. Тема: Наброски фигуры человека
Цели и задачи: Передача движения стоящей фигуры, характер силуэта, пропорций.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш.
10. Тема: Рисунок части интерьера (школьный коридор, лестничная площадка.)
Цели и задачи: Передача пространственной среды тоном, с легкой детализацией предметов.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
11. Тема: Экзаменационная работа: натюрморт, состоящий из гипсовой розетки или гипсовой античной вазы и других 1-2 бытовых предметов из различного материала на фоне драпировки.
Цели и задачи: Конструктивное построение форм предметов. Передача светотеневого состояния мотива и пространственных отношений.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
Программа четвёртого и пятого класса по рисунку полностью посвящена работе над художественно-графическим образом работ. Преподаватель ставит перед собой цель формирования индивидуальности учащегося, его творческого восприятия реальности. Учащемуся даётся возможность воплощать задуманный образ постановки, самому выбирать композицию натюрморта, способ его выполнения, делая его более гармоничным и выразительным. Преподаватель лишь направляет учащегося, добиваясь целостности и грамотности выполненной работы. В четвёртом классе учащийся продолжает изучать фигуру человека, делают наброски, для последующего использования их в композиции. В программу четвёртого класса по рисунку включены задания, где учащиеся работают над художественно-графическим образом головы человека. Здесь они учатся, используя разный графический материал, «лепить» форму головы, за счёт больших свето-тоновых отношений на основе конструктивного построения. Преподаватель акцентирует внимание учащихся на образном видении натуры и воплощении замысла в работе над портретом.
4 класс
1. . Тема: Беседа о целях и задачах предмета в 4 классе. Рисование пейзажа с постройками.
Цели и задачи: Композиционное решение рисунка. Лаконичное выражение основного декоративного решения, передающего настроение мотива.
Материалы и оборудование: Цветной карандаш (2-3) цвета, пастель, фломастер. Размер ½ листа.
2. Тема: Выполнение натюрморта из овощей.
Цели и задачи: Проработка формы и предметных свойств вещей тоном и штрихом.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
3.Тема: Рисование драпировки со складками.
Цели и задачи: Передача распределения светотени на складках. Лепка формы светотенью. Показ характера, ритма, пластической выразительности складок.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
4. Тема: Рисование натюрморта из светлых предметов.
Цели и задачи: Выражение объема предметной и тоновой цельности в мягкой тоновой гамме. Освоение графического материала, штриха в преодолении «ватности» рисунка.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
5. Тема: Рисование гипсового орнамента
Цели и задачи: Построение формы, моделировка светотенью.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
6.Тема: Натюрморт из разнохарактерных по форме и фактуре поверхностей предметов.
Цели и задачи:Построение объемной формы линией и штрихом, использование элементов светотеневой моделировки, сравнительный анализ пропорций и характера предметов.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
7. Тема:Выполнение натюрморта из стеклянной посуды.
Цели и задачи: Передача тоном сложной светотеневой картины, освоение особенностей системы тоновых отношений и использования фактуры графического материала для передачи пространства и света.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
8. Тема:Рисунок натюрморта с включением гипсового слепка.
Цели и задачи: Построение формы, моделировка объема светотенью.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
9. Тема:Рисование с натуры интерьера.
Цели и задачи:Проработка композиционного решения .Выбор фрагмента с учетом выразительности и эмоционального содержания рисунка. Детальная проработка предметов, передача светотеневого состояния и системы тональных отношений. Усвоение единства тонового перспективного решения.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
10. Тема:Краткосрочные рисунки фигуры человека.
Цели и задачи: Передача движения стоящей фигуры, характер силуэта, пропорций.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик.
11. Тема: Рисование архитектурных деталей
Цели и задачи: Построение формы, моделировка светотенью.
Материалы и оборудование:Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
12. Тема:Рисунок «обрубовочной» гипсовой головы.
Цели и задачи: Конструктивное построение формы, моделировка формы тоном.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
13. Тема: Итоговая экзаменационная постановка.
Цели и задачи: Построение объемной формы линией и штрихом, использование элементов светотеневой моделировки, сравнительный анализ пропорций и характера предметов.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
5 класс
1. Тема: Беседа о целях и задачах предмета в 5 классе. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из трех геометрических тел с введением легкого тона.
Цели и задачи: Построение формы, изучение особенностей линейно-конструктивного рисунка.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
2. Тема:Тональный рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете.
Цели и задачи: Построение предмета, передача светотени на складках. Показ характера, ритма, пластической выразительности складок.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
3.Тема:Зарисовки фигуры человека в среде.
Цели и задачи: Передача светотеневого состояния мотива и пространственных отношений. Показ светотеневой моделировкой.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик.
4. Тема:Рисование гипсовой розетки.
Цели и задачи: Построение формы, лепка объема светотенью.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
5. Тема: Рисунок черепа человека.
Цели и задачи: Конструктивное построение. Передача элементов моделировки светотенью.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
6.Тема:Части лица: нос, глаза, губы.
Цели и задачи:Конструктивное построение формы, моделировка формы тоном.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
7. Тема:Рисунок анатомической гипсовой головы.
Цели и задачи: Конструктивное построение формы, моделировка формы тоном.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
8. Тема:Рисование гипсовой головы при резком боковом освещении.
Цели и задачи: Конструктивное построение формы, моделировка формы тоном.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
9. Тема:Тональный рисунок натюрморта повышенной сложности из трех предметов быта и драпировки со складками
Цели и задачи: Построение объемной формы линией и штрихом, использование элементов светотеневой моделировки, сравнительный анализ пропорций и характера предметов.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
10. Тема:Рисунок античной гипсовой головы при мягком боковом освещении.
Цели и задачи: Конструктивное построение формы, моделировка формы тоном.
Материалы и оборудование: Графитный карандаш, ластик. Размер ½ листа.
11. Тема:Итоговая экзаменационная постановка.
Цели и задачи: Построение объемной формы линией и штрихом, использование элементов светотеневой моделировки, сравнительный анализ пропорций и характера предметов. Единство тонового и перспективного решения. Передать состояние и настроение мотива.
Материалы и оборудование:Сангина, соус, пастель, карандаши.
В итоговых работах учащиеся углубляют свои навыки в использовании разного материала (сангины, соуса, пастели). Эти работы являются творческими, выражающими индивидуальный замысел и стиль каждого ученика, в этих работах обобщается и применяется прошлый изобразительный опыт и ведутся углубленные поиски достижения выразительности графического образа. Именно эти работы, выполненные в технике цветной графики, демонстрируются потом на экзаменах, дополняя тоновые «карандашные» графические листы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Рисунок – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь практических навыков. По окончании ДШИ обучающийся должен уметь применить свои знания и умения на практике – уметь изображать предметы простой и сложной формы. Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок и другие.
Исходными понятиями в изучении курса являются характер и выразительность рисунка. По мере усложнения заданий возрастает роль детализации изображаемого предмета: более точной передачи силуэта и формы, пропорций, взаимоотношений с другими предметами – пространства и объема, фактурных свойств предметов.
Учащиеся должны достаточно свободно владеть рисовальным материалом. Поэтому программа предусматривает ряд специальных упражнений на овладение широким диапазоном графических средств: линией, штрихом, пятном и т.д. позволяющим передать тонкие нюансы формы в связи с общим замыслом работы.
Некоторые задания предназначены для овладения отдельными элементами «изобразительной грамоты»: перспективой, тональной организацией светотени, конструктивным построением предметов, выполнение набросков зарисовок с натуры и по представлению. Они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся.
Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения человека, как наиболее сложной и разнообразной по форме натуры. Выпускник школы должен владеть материалами и техникой рисунка, уметь анализировать свой рисунок, сравнивая его с другими работами.
В завершении учебного процесса по данной программе учащиеся должны:
- Уметь компоновать предметы в заданном формате
- уметь анализировать пропорции и конструкцию предметов любой формы
- Знать линейную и воздушную перспективу
- уметь с помощью штриха лепить форму и объём предмета
- Применять знания о понятиях свето-тень, рефлекс, тоновые отношения, блик
- Уметь передавать материальность предмета
- Грамотно использовать разный графический материал
- Уметь воплощать свой замысел для создания художественно-графического образа постановки
Формы и методы контроля, система оценок
Промежуточная аттестация учащихся проводится в конце каждой четверти на контрольных уроках. Просмотр графических работ учащихся осуществляется один раз в полугодие. В конце обучения проводится итоговый просмотр экзаменационных работ. А также при аттестации учащихся учитывается его участие в конкурсах и выставках.
Методическое обеспечение учебного процесса
Для успешной реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение.
Оборудование:
Мольберты
Табуреты
Компьютер
Столы
Телевизор
DVD-проигрыватель
Материалы:
Бумага разных сортов
Кисти
Кнопки, скотч, ластик.
Карандаши (цветные, простые)
Маркеры, фломастеры
Тушь, перо
Гелиевые ручки
Уголь, соус, сангина, пастель.
Фонд работ учащихся
Фонд методических пособий
Наглядные пособия
Альбомы по искусству
Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа» и т.д.
Список литературы
- Барщ А. Рисунок в средней художественной школе
- Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
- Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ
Программа производственной практики (преддипломной) разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01 механическАЯ кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...